Повествование о каине и авеле. Потомство каина и потомство сифа (быт. 4–6). Завет Бога с ноем; грех хама; пророчество ноя о своих потомках (быт. 7 – 9). Вавилонское столпотворение (быт. 11). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Повествование о каине и авеле. Потомство каина и потомство сифа (быт. 4–6). Завет Бога с ноем; грех хама; пророчество ноя о своих потомках (быт. 7 – 9). Вавилонское столпотворение (быт. 11).



Ответ Д. Г. Добыкина.

О Каине и Авеле. Каин разозлился на своего брата, потому что он должен был стать главой рода, а Бог показал, что он недостоин быть этим главой. Каин убивает Авеля в надежде вернуть себе это главенство. Богоугодность жертвы: все, что угодно можно принести в жертву. Но Каин приносил в жертву все, что попало, без внимания. Авель приносил Богу лучшее.

Потомство Каина и потомство Сифа. Каиниты и сифиты ‒ неблагочестивые и благочестивые; в историческом процессе они смешались. У Каина родился сын Енох. Именем Еноха назван первый город. От этого сына было пять поколений до Ламеха, который был первым нарушителем единства в браке, так как у него была не одна, а две жены. Сын Сифа – Енос. Потомком Сифа является, среди прочих, праведник Ной. Сыны человеческие – потомки Каина. Сыны Божии – потомки Сифа.

Завет Бога с Ноем. Бог требует от Ноя справедливости и обещает, что потопа больше не будет. Благословение детей Ноя. Про Хама ‒ ничего, но говорит про его сына Ханаана ‒ он будет рабом у своих родственников.

Бог вмешивается в строение Вавилонской башни, чтобы показать людям, что без Бога они ничто.

__________________________________________________________________

Каин был земледельцем, а Авель – пастухом. Бог призрел на жертву, которую принес Авель, и не призрел на жертву Каина. «так как Авель принес с надлежащим расположением и от искреннего сердца, то «призрел», сказано, Бог, т. е. принял, одобрил, похвалил... Безрассудство же Каина отвергнул» (свт. Иоанн Златоуст). Каин убил своего брата. Примечательно: По примеру суда над падшими прародителями (Быт. 3:9) и суд над преступным их сыном милосердый Бог начинает с воззвания (призыва) к покаянию. Своим вопросом Господь хочет пробудить совесть братоубийцы, вызвать его на чистосердечное покаяние и на просьбу о помиловании. Однако Каин не раскаивается. Он стал скитальцем.

Цель библейских родословий (толетод) — богословская, показать единство и связь разных людей. Кровное родство — это самая важная связь в условиях патриархального общества, и нет лучшего способа подчеркнуть единство и преемство иначе как через кровное родство.

Завет Бога с Ноем. Параллель с благословением первых людей. «И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 9, 1). «Но не добавлено, как некогда Адаму: «и обладайте ею» так как человек через грехопадение утратил эту богоподобную силу или, по крайней мере, сильно умалил и сократил эту богоподобную свою способность. И только второй Адам — Господь наш Иисус Христос, уничтоживший власть греха, снова покорил все под ноги Свои и не оставил ничего Ему непокоренного» (Лопухин, «Толковая Библия»). Обещание, что такого потопа больше не будет. Знак – радуга. Людям разрешается животная пища, но воспрещается употребление крови. Кровь в древности воспринимали как символ и основу жизни. Поскольку сама жизнь всецело принадлежит Богу, то и кровь является священной. Кровь перед вкушением мяса необходимо слить, чтобы отдать ее Богу. Вообще, в древности, в отличие от настоящего времени, мясо не входило в обычный рацион человека, его употребляли в пищу только после жертвоприношения. Следовательно, человек не считал себя вправе убивать животное по своей прихоти, но обязан был вернуть жизнь животного Богу. Отныне человек будет употреблять животных в пищу, а все животные будут бояться человека. Это говорит о разрушении в отношениях человека с животными той гармонии, которая имела место до потопа. Быт. 9:9. Вот, Я поставляю завет Мой с вами. Здесь используется притяжательное местоимение Мой, которое указывает, что инициатором Завета является Бог. Яхве по Своему соизволению заключает договор с человечеством, которое Он навсегда обязуется защищать. Ной становится основателем нового человечества. Это более слабое человечество, к которому Бог предъявляет меньшие требования и которому обещает отныне не допускать потопа. Чтобы навечно сохранить память об этом свидетельстве, Он устанавливает знамение: радуга, похожая на лук, будет означать, что Яхве навсегда отложил лук Своего гнева. Через Ноя союз- завет приобретает вселенский смысл, предвещая то значение, которое вложил в него Христос.

Грех Хама: Ной, выпив вина, уснул обнаженным. Хам призвал братьев, чтобы те посмеялись над отцом, но они не стали смеяться и, войдя спиной, прикрыли наготу отца. Поступок Хама показывал его злое и испорченное сердце потому, что он плохо относился к отцу, к которому от природы каждому заложены любовь и уважение.

Пророчество о потомках. Ной не проклинает Хама, чтя данное ему благословение Божие и провидя, что полным наследником нечестия Хама будет сын его Ханаан. Проклиная Ханаана, Ной обрекает его на рабство своим братьям.

В словах, обращенных к Симу: «благословен Господь Бог Симов» — патриарх благословляет Того Бога, Которому будет служить Сим и его потомство, указывая этим, что в потомстве Сима будет сохраняться истинное богопознание и Богопочтение, что Бог вступает с потомством Сима в ближайший союз общения, будет открывать Себя ему, устроит в среде его Свое царство.

Затем, в лице потомка Симова Авраама, как родоначальника народа еврейского, утверждается теснейший союз Бога с человеком. Далее, с течением времени этому избранному народу был дан закон писанный, среди его сооружена скиния и потом воздвигнут храм истинному Богу.

В словах, обращенных к Иафету «да распространит Бог Иафета» указывается на необыкновенное распространение потомков Иафета.

Вавилонское столпотворение. Яркий пример человеческой гордости. Тварь пытается поставить себя выше своего Творца. (Антипод Пятедисятница)

НЗ

Новозаветные рукописи на папирусе и их важнейшие представители. Маюскульные рукописи и их важнейшие представители. Минускульные рукописи и их важнейшие представители. Типы текста Нового Завета. Значение византийского типа текста.

На папирусе. Обозначение: . Большинство – из Египта (сухой климат хорошо консервирует). Дата: со II по IV вв. Кол-во: более 40. Написаны унциальным (маюскульным) письмом.

Фрагменты свитков: № 12, 13, 18, 22 (III-IV вв.). Остальные – фрагменты кодексов (целого кодекса на папирусе нет ни одного).

Важнейшие представители:

 – самый древний, 125 г., содержит Ин 18:31-33,37-38.

 - III в., содержит 30 листов: фрагменты 4 Евангелий и кн. Деяний

 – кон. II в. нач. III в., содерж. 86 листов: фрагменты посланий ап. Павла.

Маюскульные рукописи ( уставные, унциальные ).

Материал: пергамент. Стиль: все буквы заглавные, нет ударений и предыханий. Дата: IV-X вв., но есть 2 кодекса II-III в. Всего: 332 кодекса.

Обозначение двойное – числом, начинающимся с нуля и буквами греч, лат алфавита, евр. букв. «алеф»: (01, א) – Синайский кодекс, (02, В) -… и т.д.

Важнейшие представители:

(01, א) – Синайский кодекс, IV в. Единственный кодекс из греческих маюскульных, содержащий полностью НЗ. Также частично ВЗ. Найден на Синае в 1844 г. Тишендорфом. Хранится в Британском музее. В полном объеме доступен в интернете.

(02, В) – Ватиканский кодекс, IV в. Полный текст ВЗ и почти все НЗ с некот. пустотами. Библиотека Ватикана.

(03, А) – Александрийский кодекс, V в. Полный текст ВЗ, большая часть НЗ. Библиотека Александрийского патриархата.

Минускульные рукописи

Материал: пергамент, бумага, бомбицина. Дата: с IX по XVII вв. Обозначение: просто номер, без «0» впереди. Оформление: шрифт-скоропись; узоры, рисованные миниатюры, буквица.

Достоинство минускул: выше скорость письма, меньше размер книги -> книжный бум. Переписывались древние рукописи.

57 рукописей полностью содержат НЗ. Остальные или Ев или Апостол.

Раньше других поступили в научный оборот.

Типы текста

Александрийский III в. Александрийская шк. Рукописи аккуратны, очень ценятся Западный II в. Западная ч. Римской империи. Особенности: свободный пересказ текста, придаточные предложения изменяются или опускаются. Византийский (церковный) II или IV вв. Использовался за богослужением. Особенности: ясность и полнота, устранены шероховатости.

Значение Византийского типа

В поисках первичного текста некоторые ученые обращаются к Александрийскому типу, т.к. он представлен на самых древних рукописях. Негативно относятся к Византийскому типу, т.к. рукописи поздние. Однако, поздние рукописи могли быть переписаны с более древних, чем сейчас известны, а знание текста наизусть церковными учеными помогало им не ошибиться.

ДОГМ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 430; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.009 с.)