Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Поучение Владимира Мономаха.
Содержание книги
- История ветхозаветного еврейского текста.
- Понятие о богодухновенности Священного Писания.
- Распространение христианской веры при св. Владимире и его преемниках в хi-хii вв.
- Начало Русской Церкви и распространение христианской веры.
- Традиционный подход к вопросу об авторстве Пятикнижия Моисеева (иудейская и христианская традиции). Документальная гипотеза.
- Иконостас в Православном храме.
- Книга Бытия: наименование, особенности композиции, основные богословские идеи.
- Апостольский собор в Иерусалиме.
- Устройство Русской Церкви. Церковное управление.
- Повествования о творении человека в книге Бытия.
- Отношение государства к Церкви в доникейский период.
- Поучение Владимира Мономаха.
- Повествование о каине и авеле. Потомство каина и потомство сифа (быт. 4–6). Завет Бога с ноем; грех хама; пророчество ноя о своих потомках (быт. 7 – 9). Вавилонское столпотворение (быт. 11).
- Часослов и суточный круг богослужения.
- Спор о постах в среду и пяток в северо-восточной и южной Руси.
- А. М. Пентковский подробно изучил Студийский устав.
- Монтанизм. Происхождение и характер монтанизма. История распространения монтанизма на востоке и западе. Мани и манихейство. Происхождение и система манихейства.
- Погибших архиеерев нет. Монголы не дошли до новгорода, смоленска, пскова, брянска.
- Почитание преподобного царевича Петра началось с XIV века. Повсеместное празднование установлено на соборе 1547 года.
- Догмат о Пресвятой Троице. Учение о пресвятой Троице великих Каппадокийцев. Троичная терминология. Учение о “монархии” Бога Отца. Единосущие Лиц Пресвятой Троицы.
- Деятельность святителя Стефана Пермского.
- Путь из Египта до горы синай (исх. 13 – 18).
- Основные исагогические сведения для каждого из четырех Евангелий: авторство, адресат, цель, время написания, характерные черты.
- Апологеты: общая характеристика. Сочинения апологетов и их значение для развития богословия древней Церкви
- Книга Левит: наименование, особенности композиции, основные богословские идеи.
- Доктрина Ария. Опровержение арианства на Первом Вселенском соборе. Термин «единосущный» («омоусиос»)
- Я – 4-я и 6-я седмицы Великого поста
- В исторической памяти литовского народа Кейстут остался героем-рыцарем, защитником родины от тевтонской агрессии.
- Антиохийская богословская школа. Происхождение и развитие. Выдающиеся представители Антиохийской школы: Лукиан Антиохийский и др
- Схема чтения Апостола (два/три чтения, два прокимена и аллиуария)
- Последствия батыева нашествия. Труды св. Митрополита кирилла по восстановлению порядка в делах церковного управления. Владимирский собор 1274 года.
- Книга чисел: наименование, особенности композиции, основные богословские идеи.
- Деятельность митрополитов Киприана и Фотия по упорядочению богослужения. Распространение Иерусалимского устава.
- Год – падение константинополя. Посвящение патриархом-униатом григорием маммой, жившим в риме, митрополитом киевским григория болгарина. Собор в москве (1459). Окончательное разделение митрополии.
- Митрополит. Взаимоотношения между Церквями в доникейский период. Отношение к Римскому епископу.
- Сочинения о путешествиях по святым местам. Жанр «хождения». Хождение на флорентийский собор иером. Симеона суздальца.
- Споры о крещении и о времени празднования Пасхи.
- Священнические молитвы и возгласы вечерни, утрени и Литургии.
- Первый свод истории израиля. Основные аспекты единства книг Иисуса навина, судей и четырех книг царств. Идейная связь с книгой второзакония.
- Лития по усопшим в составе богослужений суточного круга
- Происхождение христианского искусства. Христианские символы. Исторические и аллегорические изображения.
- Император константин и победа христианства. Обращение имп. Константина в христианство. Миланский эдикт 313 года.
- Типикон, глава 14. «подобает ведати, о еже како бывати о усопших воследованию»
- Теория Москва – третий Рим. Идея всемирного центра христианской государственности и её адаптация на Русской почве.
- Образ и подобие божие в человеке. Назначение человека. Состояние человека до грехопадения. Первородный грех.
- Повечерие малое и великое: время и место совершения, чинопоследования и особенности
- Решения собора, направленные на исправление нравов духовенства и мирян. Соборы на еретиков 1553 – 1554 годов.
- И 2 царств. История правления Царя Давида. Пророчество нафана о доме давидовом (2 Цар 7): буквально-исторический и пророчески-мессианский смысл.
- Полунощница, виды полунощницы, чинопоследования и особенности.
- Часы, их виды, чинопоследования и особенности.
Св. Симон Владимирский.
Киево-Печерский Патерик (конец XII века)
После Крещения князь Владимир стал устраивать училища и насильно отбирать детей лучших граждан в ученье книжное. Дело Владимира поддержал Ярослав. лынском в конце ХI в. были училища. Главными ревнителями и распространителями христианского образования были, конечно, люди духовные, следовательно – средоточие образовательных учреждений – в церквах и монастырях.
Сочинение против латинян об опресноках митрополита Леонтия, полемическое послание митрополита Иоанна II к папе Клименту III и его же церковное правило, два по слания к русскимкнязьям митрополита Никифора о латинах, его же послание к Мономаху о посте и поучениек народу в неделю сыропустную.
Начало книжного просвещения при св. Владимире. Как известно, князь Владимир в своей деятельности опирался на взаимосвязь культуры, письменности и государственности: государство немыслимо без письменности, как и без Церкви. Наиболее важный памятник письменности того времени ‒ "Новгородская Псалтирь", создана в 1010-е еще при жизни князя, найдена в 2000 году.
Письменность переводная и оригинальная. Переводная письменность была преобладающей в то время: большинство богослужебных текстов, вся житийная литература ‒ около 95% письменности было переводной, и только 5% ‒ оригинальной.
Книги Священного Писания употреблялись в древнем переводе свв. Кирилла и Мефодия болгарской редакции. Полного кодекса Библии в употреблении у нас еще не было; из нее употреблялись только отдельные книги, и то одни канонические, потому что неканонические не были переведены самими славянскими первоучителями
Древнейшие памятники: творения св. отцов, известные на Руси. Прежде всего на Руси были известны творения свт. Иоанна Златоуста, отцов-каппадокийцев, преп. Ефрема Сирина.
Что касается хронографов ‒ «Русский Хронограф», наиболее известный памятник.
Первое место по времени между русскими произведениями занимает поучение новгородского епископа Луки Жидяты, излагающее главные обязанности христианина. Митрополит Илларион еще в сане пресвитера написал «Слово о Законе и Благодати».
Преп. Феодосий Печерский: известно около 7 поучений, все они ‒ на будние дни Великого Поста.
Св. Кирилл Туровский известен как «русский Златоуст»; написал "притчу о слепце и хромце", три послания к инокам, 30 молитв и молебный канон; также составил службу княгине Ольге.
Иаков Мних ‒ остались: житие святого Владимира, сказание о святых Борисе и Глебе и нравоучительное послание к великому князю Изяславу.
Из житий русских святых к описываемому времени принадлежат еще: житие Антония Римлянина, написанное преемником его по игуменству Андреем, житие Авраамия Смоленского, написанное учеником его Ефремом, и жития Леонтия и Исайи ростовских.
Гипотеза А.А. Шахматова. Важный шаг: показал, что каждый из летописных сводов, начиная с XI века и кончая XVI веком, не случайный конгломерат разнородных летописных источников, а историческое произведение со своей собственной политической позицией, продиктованной местом и временем создания. Так историю летописания он связал с историей страны.
Начало летописания. Известно, что "Повести временных лет" не существует в виде отдельной рукописи, а только в корпусе других произведений.
Не́стор Летописец (ок. 1056 — 1114) — древнерусский летописец, агиограф конца XI — начала XII веков, монах Киево-Печерского монастыря. Традиционно считается одним из авторов «Повести временных лет».
«Поуче́ние Влади́мира Монома́ха» (в некоторых источниках — «Поучение Владимира Всеволодовича», «Завещание Владимира Мономаха детям», «Поучение детям» — литературный памятник XII века, написанный великим князем киевским Владимиром Мономахом. Это произведение называют первой светской проповедью. До нас дошли три произведения Владимира Мономаха. Первое — «Поучение», второе — рассказ о «путях и ловах» (автобиография), третье — письмо к двоюродному брату Олегу Святославовичу. В Поучениях цитируется 36 и 55 псалом. Также Мономах упоминает следующие города: Берестье, Владимир, Курск, Новгород, Переяславль, Полоцк, Ростов, Смоленск, Стародуб, Сутейск, Туров, Чернигов и центр вятичей Корьдно (Кордно).
«Хождение» игумена Даниила. Ходил в Иерусалим в 1100 г.
После Иакова и Нестора, как жизнеописатель, известен еще святой Симон Владимирский (XIII в.) Он написал обширное послание к Поликарпу, печерскому иноку. Увещевает и передает историю создания Печерской церкви.
Ки́ево-Пече́рский патери́к — сборник рассказов об основании Киево-Печерского монастыря и житий его первых насельников.
Билет № 5.
ВЗ
|