Понятие о богодухновенности Священного Писания.
Содержание книги
- История ветхозаветного еврейского текста.
- Понятие о богодухновенности Священного Писания.
- Распространение христианской веры при св. Владимире и его преемниках в хi-хii вв.
- Начало Русской Церкви и распространение христианской веры.
- Традиционный подход к вопросу об авторстве Пятикнижия Моисеева (иудейская и христианская традиции). Документальная гипотеза.
- Иконостас в Православном храме.
- Книга Бытия: наименование, особенности композиции, основные богословские идеи.
- Апостольский собор в Иерусалиме.
- Устройство Русской Церкви. Церковное управление.
- Повествования о творении человека в книге Бытия.
- Отношение государства к Церкви в доникейский период.
- Поучение Владимира Мономаха.
- Повествование о каине и авеле. Потомство каина и потомство сифа (быт. 4–6). Завет Бога с ноем; грех хама; пророчество ноя о своих потомках (быт. 7 – 9). Вавилонское столпотворение (быт. 11).
- Часослов и суточный круг богослужения.
- Спор о постах в среду и пяток в северо-восточной и южной Руси.
- А. М. Пентковский подробно изучил Студийский устав.
- Монтанизм. Происхождение и характер монтанизма. История распространения монтанизма на востоке и западе. Мани и манихейство. Происхождение и система манихейства.
- Погибших архиеерев нет. Монголы не дошли до новгорода, смоленска, пскова, брянска.
- Почитание преподобного царевича Петра началось с XIV века. Повсеместное празднование установлено на соборе 1547 года.
- Догмат о Пресвятой Троице. Учение о пресвятой Троице великих Каппадокийцев. Троичная терминология. Учение о “монархии” Бога Отца. Единосущие Лиц Пресвятой Троицы.
- Деятельность святителя Стефана Пермского.
- Путь из Египта до горы синай (исх. 13 – 18).
- Основные исагогические сведения для каждого из четырех Евангелий: авторство, адресат, цель, время написания, характерные черты.
- Апологеты: общая характеристика. Сочинения апологетов и их значение для развития богословия древней Церкви
- Книга Левит: наименование, особенности композиции, основные богословские идеи.
- Доктрина Ария. Опровержение арианства на Первом Вселенском соборе. Термин «единосущный» («омоусиос»)
- Я – 4-я и 6-я седмицы Великого поста
- В исторической памяти литовского народа Кейстут остался героем-рыцарем, защитником родины от тевтонской агрессии.
- Антиохийская богословская школа. Происхождение и развитие. Выдающиеся представители Антиохийской школы: Лукиан Антиохийский и др
- Схема чтения Апостола (два/три чтения, два прокимена и аллиуария)
- Последствия батыева нашествия. Труды св. Митрополита кирилла по восстановлению порядка в делах церковного управления. Владимирский собор 1274 года.
- Книга чисел: наименование, особенности композиции, основные богословские идеи.
- Деятельность митрополитов Киприана и Фотия по упорядочению богослужения. Распространение Иерусалимского устава.
- Год – падение константинополя. Посвящение патриархом-униатом григорием маммой, жившим в риме, митрополитом киевским григория болгарина. Собор в москве (1459). Окончательное разделение митрополии.
- Митрополит. Взаимоотношения между Церквями в доникейский период. Отношение к Римскому епископу.
- Сочинения о путешествиях по святым местам. Жанр «хождения». Хождение на флорентийский собор иером. Симеона суздальца.
- Споры о крещении и о времени празднования Пасхи.
- Священнические молитвы и возгласы вечерни, утрени и Литургии.
- Первый свод истории израиля. Основные аспекты единства книг Иисуса навина, судей и четырех книг царств. Идейная связь с книгой второзакония.
- Лития по усопшим в составе богослужений суточного круга
- Происхождение христианского искусства. Христианские символы. Исторические и аллегорические изображения.
- Император константин и победа христианства. Обращение имп. Константина в христианство. Миланский эдикт 313 года.
- Типикон, глава 14. «подобает ведати, о еже како бывати о усопших воследованию»
- Теория Москва – третий Рим. Идея всемирного центра христианской государственности и её адаптация на Русской почве.
- Образ и подобие божие в человеке. Назначение человека. Состояние человека до грехопадения. Первородный грех.
- Повечерие малое и великое: время и место совершения, чинопоследования и особенности
- Решения собора, направленные на исправление нравов духовенства и мирян. Соборы на еретиков 1553 – 1554 годов.
- И 2 царств. История правления Царя Давида. Пророчество нафана о доме давидовом (2 Цар 7): буквально-исторический и пророчески-мессианский смысл.
- Полунощница, виды полунощницы, чинопоследования и особенности.
- Часы, их виды, чинопоследования и особенности.
Виды Божественного Откровения.
Различные подходы к интерпретации понятия богодухновенности.
Традиционное церковное понимание богодухновенности.
Богодухновенность как акт. Богодухновенность текста.
Богодухновенность библейских переводов. Символические формулировки богодухновенности.
Ответ ‒ в книге прот. Д. Юревича «Введение в Новый Завет»
В Библии о богодухновенности:
· 2 Тим 3:16 «Все писание богодухновенно…»
· Пет 1:21 «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, движимые Духом Святым…»
Богодухновенность – явление, при котором Бог каким-то образом влияет на автора при написании священного текста.
Виды Божественного откровения:
1. Через ангелов (Благовещение, путники Аврааму);
2. Во сне (сон Иакова);
3. В пророческом видении (Иоанн Богослов «был в Духе», когда писал Откровение);
4. Через чудеса и знамения (полотно с животными ап. Петру);
5. Через естественное откровение красоты природы;
6. Через ясно услышанные слова (евреи на горе Синай);
7. Через Урим и Туммим (Божий жребий);
8. Непосредственное внутреннее воздействие Бога на свящ автора.
Различные подходы к пониманию богодухновенности:
1. Бог контролирует процесс целиком · человек в трансе, Бог им пишет · Бог диктует, человек пишет · Бог дает идею, человек оформляет ее сам, но Бог контролирует ошибки.
2. Частичная богодухн. · Безошибочные места в Библии, которые говорят о Боге, в других контекстах могут быть ошибки · Разные уровни богудухновенности: слова Христа, апостолов, других людей.
3. Отсутствие богодухн. · Св. Дух не сообщает истин автору, но придает ему сил (как допинг) · Евреи – религиозные гении. Библия – памятник религиозной (однако человеческой) литературы. Богодухновенность СП – это:
1) особое воздействие благодати Святого Духа
2) [на кого?] на священного автора
3) [содержание] при котором ему открывается весть о Боге, о Его отношении к миру, о спасительном для человека промысле Божиим,
4) [императив] и которое побуждает его выразить эту весть
5) [адресат] своим современникам
6) [адаптация] на понятном для них языке
7) [контекст] сообразуясь с культурными представлениями, политической ситуацией, историческим фоном эпохи.
Две стороны богодухновенности:
1) акт богодухн. - воздействие сообщающее и понуждающее
2) богодухн. текста – истинно переданы идеи о Боге и с Ним связанном.
Библ. переводы бододухн. на столько, насколько точно передают идеи оригинала, т.к. богодухн. прежде всего в идеях.
Символические формулировки богодухновенности. – Слово Божие (λόγος τοῦ Θεοῦ) - самый удачный (свтт. Климент Римский и послание Варнавы I-II), Семена, которые сеются в душе пророка (еп. Сильвестр Малеванский), «богочеловеческий характер Св. Писания» сравнение с божественной и человеческой природой Христа и их проявлениями, новые истины – преобладает божественный, исторический контекст – человеческая (еп.Сильвестр Малеванский и прот. Петр Лепорский). Неудачные: Флейта или лира в руках музыканта (механизм, связан с борьбой с гностиками.)
ДОГМ.
Понятие о догматах. Свойства догматов. Догматы и богословские мнения. Ереси – причины появления догматов. Назначение догматов.
Догмат (τὸ δόγμα) – это теологическая, богооткровенная истина, формулируемая и преподаваемая Церковью как непререкаемое и обязательное для всех верующих правило веры.
В античной философии – аксиомы (постулаты) не требующие доказательств. У Сенеке это основы нравственного закона. Также применялся в отношении государственной власти. В НЗ догмат означал постановление (указ кесаря, постановления первого Иерусалимского собора).
У ап. Павла – постановления закона Моисея и христианские учения во всей полноте Свойства: 1) Вероучительность (теологичность): содержит в себе учение о Боге. 2) Богооткровенность: способ получения, поэтому же неизменяемость. 3) Церковность: способ существования. Вне Ц нет истинных догматов 4) Законообязательность: отношение христианина к д. и их содержанию. богословские мнения - это суждение по вероучительным вопросам, высказанное святым или не святым, но не получившее общецерковного признания. К ним применяются критерии истинности и допустимости Ересь (αιρησις - выбор, предпочтение) – ложное догматическое учение, искажающее фундаментальные основы христианского вероучения. Формулируя догматы, Церковь защищает чистоту своего учения. Возникла ересь – появился догмат. Догматы были всегда, но формулировка их стала необходима в момент возникновении ересей.
Назначение догматов: Догмат обучает вере, являет божественное откровение в мир, обеспечивает полноту Ц. устанавливает границы для всех членов Ц. в отношении православного учения.
ИДЦ.
|