Традиционный подход к вопросу об авторстве Пятикнижия Моисеева (иудейская и христианская традиции). Документальная гипотеза. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Традиционный подход к вопросу об авторстве Пятикнижия Моисеева (иудейская и христианская традиции). Документальная гипотеза.



Ответ Д. Г. Добыкина.

Традиционный подход: Моисей написал все Пятикнижие, кроме последних стихов книги Второзакония (34 глава, описывается смерть Моисея – дописано Иисусом Навином). А также есть места, где чувствуется редакторская обработка.

Блаж. Иероним: Моисей написал Тору, но оно погибло при осаде Иерусалима, и по Божию благословению его восстановил Ездра.

Аргументы в пользу традиционной теории:

· Бог неоднократно повелевает Моисею написать, и он пишет «И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии» (Исх. 34:27);

· Писание не знает другого автора;

· неоднократно в Священном Писании упоминается «Закон Моисея», «книги Моисея»;

· Иисус Христос говорит «читали у Моисея»;

· Священное Предание говорит о Моисее.

Документальная теория (теория Графа-Веллькгаузена): XIX век, Графов и Веллькгаузен. Отрицает авторство Моисея, он ничего не писал, но от него пошли традиции, предание.

Пятикнижие ‒ соединение 4 текстов, написанных потомками Моисея:

1. Яхвист: Первый документ «Яхве J» - в нем упоминается Яхве

2. Документ «Элохист E»

3. Девторономист: Документ «Девтерономи D» - кодекс поклонения, царь Иосия восстанавливает храм

4. Документ «Жреческий кодекс P» - кодекс служения Богу; евреи фиксируют то, что было до разделения Храма.

Они были соединены в один текст Пятикнижия в V веке до Р.Х.

Основания: противоречия, разные имена Бога и проч.

НЗ

Происхождение термина «канон». Понятие о каноне Нового Завета. Связь между каноничностью и богодухновенностью. Критерии каноничности в древней Церкви. Периодизация и этапы формирования канона Нового Завета. Причины, по которым сомнения о составе канона сохранялись после V в. Вопрос о каноне в Средние века и в период Реформации.

Κανων происходит от евр. [ Канэ ]) — трость, палка. В широком смысле — критерий или стандарт, мерило. Чаще переводится, как «правило» или «норма».

    В ранней Церкви источник Бож. Откровения — ИХ: Его поучения, поступки (чудеса, исцеления, воскресение, вознесение). Передача устно Его слов и рассказов, связанных с Его деятельностью стали истиной, которой жила Церковь. Затем появляются первые письменные труды: послания апостолов (их появление вызвано необходимостью обратиться к общинам и раскрыть отдельные темы богословия или практич. жизни), Евангелия (изложение учения и жизни ИХ).

    Первое свидетельство о появлении письменных текстов находим у свт. Папия Иерапольского (70-155/165гг)

    Во ΙΙ в. перед христианами встает необходимость выделить из целого ряда письменных произведений, излагающих Откровение ИХ, те, которые не вызывают сомнения в истинности.

    (В конце Ιв. Появляется движение «гностицизм» - считали, что владеют особым знанием. Также говорили, что ИХ открыл свое учение не полностью, либо лишь отдельным лицам. Они не признают некоторые книги Писания, либо искажают их своими вставками, в угоду своему замыслу)

    Канон НЗ — это список книг, содержащих Откровение, данное через учение и деяния ИХ, записанное апостолами или их ближайш. учениками и воспринятое Церковью.

    Связь каноничности и богодухновенности: канон — это список правильных по содержанию книг (содержат адекватное изложение). Правильные значит богодухновенные. Каноничен только богодухновенный текст.

(из статуса каноничности следует богодухновенность). Однако, богодухновенное не значит каноничное: произведение может быть богодухн, но не входить в список признаваемых всеми христианами книг. Канон НЗ — список книг, признанных Церковью богодухн-ми, не подлежат сомнениям или пересмотру.

    Критерии каноничности в древней Церкви:

1. «Правило веры», «правило истины», «правило церкви» - соответствие содержания книги той полноте истины, которая принята и хранится в Церкви. (Могли не принять книгу в канон из-за: исторической или богословской неточности).

2. Апостольское происхождение книги (прямая связь с апостолами или их учениками) (напр, апостол Павел лично подписал некоторые свои послания)

3. Повсеместное принятие книги Поместными Церквями.

    Этапы формирования канона:

1. Период апостольский и мужей апостольских: до 170 г. Авторы цитируют отдельные НЗ книги в своих произведениях. (Свмч Климент Римский – ВЗ ссылки «Писание говорит», «написано». НЗ «Вспомните слова Господа Иисуса». Дидахи - НЗ «Господь заповедал в Своем Евангелии» (Мф.), также знаком с Ин и 1 Кор3. Свт. Папий Иерапольский – знаком с Ин. Мк. Ин, 1 Петр, 1 Ин и Откр. Иустин Филосов и Татиан.)

2. 170 г — конец III в. Сохранились списки канонич. кн. Отличаются в некоторых деталях. (Канон Муратори 8 века – описывает 3 и 4 евангелие, но описывала вероятнее 1 и 2. Деян. Послания Павла и др. Ошибка: книга Премудрость Соломона и Апокалипсис Петра, отсутствуют 1–2 Пет, 3 Ин, Иак, Евр. Свт. Ириней Лионский – « Против ересей» приводит 1075 цитат почти из всех книг Нового Завета современного канона, за исключением Флм, 2 Пет, 3 Ин и Иуд. Свт. Ипполит Римский - канонических он принимал четыре Евангелия, 13 Посланий ап. Павла (кроме Послания к Евреям), Деяния и три Соборных Послания: 1 Пет, 1–2 Ин. Ориген - Неясно только, сколько Посланий св. ап. Иоанна он признавал — два или три, и принимал ли Апокалипсис.)

Период соборов: IV -V в. Стабилизация списка и принятие его Вселен. Церковь; 367 г. ‒ утверждение канона. Евсевий Кесарийский – «Церковная История», разделяет на 4:

I. Принимается повсюду, четыре Евангелия, Деян, послания ап. Павла, 1 Пет, 1 Ин, и — возможно — Откр.;

II. Оспариваемые, Иак, Иуд, 2 Петр, 2–3 Ин.;

III. Подложные, Деяния Павла, «Пастырь» Ермы, Апокалипсис Петра и др.; 4. Еретические, Евангелие Петра, Евангелие Фомы и др. Свт. Кирилл Иерусалимский - Отличие от сформировавшегося позднее канона Церкви — в том, что отсутствует Откровение; Свт. Афанасий Александрийский – Делит на канонические, неканонические и апокрифы + Блаж. Иероним Стридонский, Блаж. Августин Иппонский.)

    Причины сомнений: рукописи в древности использовались в течение нескольких столетий. Поэтому неисправленные старые рукописи ходили еще несколько поколений.

    На западе: включено в канон послание к Лаодикийцам (до 15века). В 15в. утверждён современный вид.

    Пер-д реформации: возникли сомнения в кононичности: Евр, Иак, Иуд, 2Пет, 2-3Ин (по этим же книгам возникли сомнения во 2-3 веках). Лютер назвал эти книги неканоническими. Триденсткий собор(1545-1563) повторил состав канонических книг (всего 27).

    В лютеранской церкви нет ни одного упорядоченного списка канонических книг.

ДОГМ.

Развитие догматической науки. Полнота новозаветного Откровения и развитие догматической науки. Теория "догматического развития". Православный взгляд на развитие догматической науки

Православная догматика возникала по мере возникновении догм, которые формулировались в борьбе с ересями.

Полнота новозаветного Откровения и развитие догматической науки: Божественное Откровение – это процесс.Бог постепенно открывал людям некоторое знание о Себе.
Христос - полнота откровения – это не знание о Боге, а Сам Бог.

Вся полнота богооткровенной истины сохраняется в Христовой Церкви. догматическая наука развивается.

Теория «догматического развития»: Исток проблемы: XIX в. протестанты обвиняют католиков в искажении изначальных истин Библии.
Суть теории: поскольку Откровение - сложная и глубокая реальность, то определение различных ее аспектов происходит лишь со временем, в процессе ее развития. Церковь обладает полнотой истины, но эта истина сокрыта, неявно ощущаемой и переживаемой. Богословская мысль достигает определенного развития и делает сокровенное знание явным для соборного церковного сознания. Откровение как развивающаяся христианская «идея».
Критика: выявление и формулирование новых догматов в Церкви возможно появление совершенно нового знания о вероучительных истинах.
Православный взгляд на развитие догматической науки: развитие догматической науки есть все более точное выражение в слове познанной Истины. работа богослова - её более точное выражение, совершенствование способов выражения.
Пример: с самого начала своего существования Церковь не сомневалась, что Бог един по существу и троичен в Лицах. Однако ключевые термины, которые позволили словесно выразить это несомненное убеждение Церкви, закрепились только в IV в. (термины «ипостась», «сущность», «единосущие»).

ИДЦ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 780; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.180 (0.006 с.)