Распространение христианской веры при св. Владимире и его преемниках в хi-хii вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Распространение христианской веры при св. Владимире и его преемниках в хi-хii вв.



Христианство у инородцев. Причины, способствовавшие успешному распространению христианства.

Характеристика языческой религии древних славян.

Древнее предание, занесенное в русскую летопись, говорит, что начало христианства в России положено еще во времена апостольские святым апостолом Андреем Первозванным: проходя с проповедью Евангелия Фракию, Скифию и Сарматию, он доходил будто бы до Днепровских гор, где после возник Киев, благословил их и предрек, что на них «воссияет благодать Божия, имать град велик быти и церкви многи имать Бог воздвигнути».

Церковный историк Евсевий Кесарийский в первой половине IV века, ссылаясь на не дошедшее до нас сочинение Оригена, говорит о служении апостола Андрея в Скифии. Ориген, согласно Евсевию, утверждал, что для определения направления своей миссионерской деятельности 12 апостолов бросили жребий. Так, Петру выпало проповедничество в Риме, Матфею — в Палестине и т. д., а Андрею ‒ во Фракии и Скифии.

Однако уже по поводу этого свидетельства расходятся мнения церковных историков. Так, Адольф Гарнак оставлял открытым вопрос о том, насколько приведённая Евсевием цитата представляет буквальную выдержку из Оригена. Некоторые учёные утверждали, что известие об апостоле Андрее принадлежит самому Евсевию и современному ему церковному преданию, а Антон Владимирович Карташёв склонялся к традиционному мнению.

Но работы XIX века уже не актуальны.

Первые христианские общины в Причерноморье – появление в конце III-IV вв. Причерноморские епархии ‒ центр был в Херсонесе, где в дальнейшем и произошло Крещение Руси.

Моравская миссия. В 862 или в 863 г. в Константинополь явились послы от моравского князя Ростислава. Послы просили прислать «епископа и учителя», который бы им «въ свои языкъ истую вѣру съказалъ». Отъехав в Моравию, Константин-Кирилл с помощью брата Мефодия и учеников, составил славянскую азбуку и перевёл на болгарский язык с греческого основные богослужебные книги: Евангелие, Апостол и Псалтирь, а также Октоих.

Архиеп. Стефан Сурожский (род. ок. 700 — после 787) [ 750-е – 770-е] ‒ святой VIII века, архиепископ Сугдеи (именуемой в позднейших русских источниках Сурожем) (ныне Судак в Крыму). В его житии сообщается о нападении на город славяно-варяжских дружин. Около 790 года, вскоре после смерти святителя Стефана, под предводительством Новгородского князя Бравлина славяне захватили и разграбили Сурож. Сам князь Бравлин ворвался в храм, где был погребен епископ Стефан, и хотел ограбить его могилу, но был поражен чудесной силой. Вернув награбленное и освободив город, он и его дружина крестились.

Архиеп. Гео́ргий Амастридский (750/760, Кромна, Пафлагония, Византийская империя — 3 марта 802-811 года или 825 года, Амастрида, Пафлагония, Византийская империя) ‒ святитель, праведник, монах, заступник, епископ, (позднее архиепископ) византийского города Амастрида (город на побережье анатолийской области Пафлагония, ныне город Амасра, Турция). В житии описан случай: около 842 года «руссы», так называли греки славян, напали на город и хотели раскопать гроб святого Георгия, но пораженные чудом, освободили пленных, заключили с жителями союз и просили крещения.

«Хазарская миссия» св. Кирилла. В 860 году Кирилл направлен с миссионерскими целями ко двору хазарского кагана. Согласно житию, посольство было направлено в ответ на просьбу кагана, обещавшего, если его убедят, принять христианство. 862 год ‒ также приезд Рюрика в Новгород, и начало Хазарской миссии Кирилла; то же самое время ‒ Аскольд и Дир.

Гипотеза академика Веселовского. А.Н. Веселовский (1838-1906). Рассматривал литературу как часть мирового культурно-исторического процесса; считал ее отражением жизни народа и стремился найти законы, общие для всех литератур мира.

Аскольд и Дир – князья, в конце IX в. правившие в граде Киеве и принявшие христианство. Летопись называет их родственниками, не уточняя степень родства. В 864 году они сделали набег на Царьград. После усердной молитвы император Михаил III и патриарх Фотий с крестным ходом вынесли на берег Босфора чудотворную ризу Богоматери и погрузили ее в воду. Поднялась буря и стала топить суда россов; только немногие из варваров воротились домой. Пораженные чудом, князья просили крещения. Посланный к ним епископ произвел на киевлян сильное впечатление как своею проповедью, так и, особенно, чудом, бросив в костер Евангелие и потом вынув его из огня невредимым. Многие руссы тогда же крестились. Вероятно, крестились и князья; по крайней мере известно, что киевские христиане на могиле Аскольда возвели после церковь святого Николая. Предполагаемое «первое крещение Руси» в IX веке - еще называют «Аскольдовым крещением».

Послание святителя Фотия, патриарха Константинопольского – послание 867 года, упоминает о крещении россов. 

Договор князя Олега с греками (911) - международный договор между Древней Русью и Византией, который регулировал русско-византийские отношения. Он был заключён 2 сентября 911 года и имел два варианта — один на греческом (не сохранился) и один на старославянском языках. Сохранился в позднейших списках древнерусских летописей, в частности, в «Повести временных лет». Древнейший письменный источник русского права; содержит нормы Закона Русского.

Договор князя Игоря с греками (944) - международный договор между Древней Русью и Византией, который регулировал русско-византийские отношения. Записан на двух хартиях. Обновлял старый договор 911 года.

Святая равноапостольная княгиня Ольга. «Повесть временных лет» упоминает о ней, описывая женитьбу Киевского князя Игоря: «И привели ему жену из Пскова именем Ольга». Иоакимовская летопись уточняет, что она принадлежала к роду князей Изборских — одной из древнерусских княжеских династий. Супругу Игоря звали варяжским именем Хельга, в русском произношении — Ольга (Вольга). Предание называет родиной Ольги село Выбуты неподалеку от Пскова, вверх по реке Великой. Она добилась укрепления власти Киевского великого князя, централизовала государственное управление с помощью системы «погостов». Будучи язычницей, проявляла жестокость.

Β 957 году, уже 67 лет от роду, она поехала в Царьград; возможно, оглашена была раньше. Приняла Крещение в 959 году с именем «Елена».

В Киев Ольга вернулась с иконами, богослужебными книгами — началось ее апостольское служение. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда — первого Киевского князя-христианина и многих киевлян обратила ко Христу. С проповедью веры отправилась княгиня на север. В Киевских и Псковских землях, в отдаленных весях, на перекрестках дорог воздвигала кресты, уничтожая языческие идолы.

Положение христиан при князьях Святославе и Ярополке. Предположительно, после кончины святой равноапостольной княгини Ольги ее сын-язычник Святослав Игоревич (945-972) воздвиг гонение на христиан. В «Повести временных лет» об этом не сообщается. Возможно, неправда. Все же можно считать, что при Святославе действительно имела место реакция язычества против усиливающегося христианства. Приверженцы старой веры к этому времени весьма остро ощутили, что близится конец язычества на Руси, и нашли удобный момент, чтобы попытаться не допустить этого. Ярополк относился много лучше.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.160.221 (0.01 с.)