Почитание преподобного царевича Петра началось с XIV века. Повсеместное празднование установлено на соборе 1547 года. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Почитание преподобного царевича Петра началось с XIV века. Повсеместное празднование установлено на соборе 1547 года.



Мученик Михаил Тверской ‒ совсем другая эпоха.

 


 

Билет № 7.

ВЗ

Книга Исход: наименование, особенности композиции, основные богословские идеи. Связь книги Исход с Новым Заветом. Проблема датировки событий Исхода. Евреи в Египте; рождение Моисея и его воспитание во дворце; бегство Моисея в землю Мадиамскую и его жизнь у Иафора (Исх. 1 – 2). Призвание Моисея; откровение об Имени Божием (Исх. 2 – 4). Моисей и Аарон у фараона; казни Египетские (Быт. 5 – 11). Установление праздника Пасхи (Исх. 12).

Ответ Д. Г. Добыкина.

Эксодус, «Шемод» (евр. имена).

Композиция: две составляюзщие, История и Закон

Богословские идеи:

· идея избранничества

· идея Божией любви (проявляет любовь, выведя из Египта)

· Идея Завета (договор Бога и людей, исполнение заповедей ‒ условия выполнения завета).

Датировки события исхода:

· Более древняя: XV век ‒ высчитывается по Библии, по цифрам;

· Более современная: XII век ‒ высчитывается по названию городов, упомянутых в Библии.

Жена Моисея: Сепфора.

Имя Божие: Яхве, «Сущий». Произнесение «Иегова» ‒ неправильное, возникло из-за неправильно огласовки.

Казни египетские шли не сразу, а постепенно в течение года, их цель ‒ показать, что боги Египта, включая фараона, на деле не боги.

Кровь ягненка спасла иудеев в ночь последней казни ‒ аналогия с Кровью Христа, спасающей людей.

__________________________________________________________________

У евреев вторая книга Моисея называется Веэлле-шемот («И вот имена») — по начальным словам. Славяно-русское наименование «исход» есть перевод с греческого «эксодос» и указывает на главный предмет ее содержания, так как в ней говорится об исходе евреев из Египта.

Композиция: В книге можно выделить 3 основных блока: I - рассказ об освобождении Богом израильтян из Египта и о пути к горе Синай по пустыне (Исх 1 - 18. 27); II - израильтяне у горы Синай: заключение завета с народом (19. 1 - 24. 18), рассказ об отпадении от Бога и о введении культа золотого тельца и об обновлении завета (32-34); III - постановление об устройстве скинии и об учреждении служения (25-31; 35-40). Вступление содержит генеалогический список предков Иакова (1. 1-9), заключение посвящено описанию завершающего этапа освящения скинии (40. 34-38).

Основная мысль: Бог являет Себя не как далекая от человека космическая сила, но как Личность, действующая в истории, избавитель о рабства, требующий от Своих избранников верности Себе и нравственной чистоты. Центральная фигура книги – Моисей, вождь и пророк, воспринявший древнюю веру Авраама и возвестивший о новой, более высокой ступени Откровения.

Богословские темы: спасение народа и образование народа Израильского, дарование закона, исполнение обетований, данных Аврааму, Исааку и Иакову. Исход в Н.З.: Аллюзии на И. содержатся уже в первых главах повествований синоптических Евангелий. В хвалебной песни старца Захарии, посвященной рождению Иоанна Предтечи, отражены нек-рые темы, связанные с богословием И.: «...Бог... посетил народ Свой и сотворил избавление ему» (Лк 1. 68), чтобы спасти его от врагов и вспомнить завет с ним (Лк 1. 71-72; ср.: Исх 3. 16). Рассказ об убиении по приказу царя Ирода младенцев напоминает приказ фараона уничтожить евр. первенцев (Исх 1. 16; Mф 2. 16). Слова из Евангелия от Марка, сопровождающие начало служения Иоанна Крестителя: «Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Мк 1. 2) - восходят к Исх 23. 20: «Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути…». Рассказ об искушениях Христовых и о 40 днях поста Его в пустыне (Мф 4. 1) связан с тематикой И., т. к. напоминает о 40 годах странствия Израиля по пустыне и 40 днях пребывания Моисея на горе Синай (Исх 24. 18). Параллели между чудесами, совершаемыми Иисусом во время земного служения и Моисеем во время странствия по пустыне, подкрепляются словами: «Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие» (Лк 11. 20). Нагорная проповедь и дарование евангельских заповедей напоминают о даровании закона на горе Синай и подчеркивают роль Иисуса Христа как 2-го Моисея. Символикой И. наполнен рассказ о Преображении Господнем на горе Фавор: как и Христос с учениками, Моисей восходит на гору Синай в сопровождении соратников (Исх 24. 1; Mк 9. 2). Лицо Моисея после общения с Богом просияло лучами, как и одежды Иисуса (Исх 34. 29; Mк 9. 3). Апостолы слышат Божественный голос из облака (ср.: Исх 24. 16): «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте» (Мк 9. 7), что отражает слова из Втор 18. 15, сказанные на горе Синай: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой,- Его слушайте». (и т.д.).

Датировка: За последние 150 лет в библейской науке предложено много вариантов датировки книги Исход в диапазоне - от XVIII до XIII в. до Р. Х. В библейском тексте ни фараон - угнетатель евреев, ни фараон, при к-ром произошел И., не названы по имени, кроме того, в нач. XX в. археологических данных было немного, поэтому библейские события исследователи относили к разным периодам егип. истории. С сер. XX в. до наст. времени наибольшее признание специалистов получили ранняя - XV в. до Р. Х. и поздняя - XIII в. до Р. Х. датировки И. Во-первых, в Библии есть 2 группы текстов, сообщающих о дате И., к-рые взаимно исключают друг друга: 3 Цар 6. 1; Исх 1; Суд 11. 26; Деян 13. 19-20 и Исх 1. 11; вовторых, ряд археологических артефактов можно интерпретировать как свидетельство в пользу каждой из датировок; в-третьих, известны археологические данные, к-рые получают объяснение только в случае верности одной из датировок. Поэтому в пользу каждой из них выдвигается не какой-либо отдельный факт, а группа аргументов.

Имя «Моисей» значит - «взятый из воды». Три месяца после рождения мать его скрывала (от египтян), потом осмолила корзинку, положила в нее своего ребенка и поставила ее в тростник у берега реки. Дочь фараона нашла ребенка и взяла под покровительство. Известно только, что он был «научен… всей мудрости Египетской» (Деян. 7:22). Во взрослом возрасте Моисей совершил убийство египтянина, был предупрежден о том, что фараон приказал дворцовой страже схватить его и предать смерти. Спасаясь от преследования, он покинул страну и оказался на земле, которую заселяло Мадиамское племя. Уставший от далекого пути, он сел у колодца отдохнуть и с любопытством стал наблюдать, как семь девушек-пастушек поят овец. Но вот к колодцу подошла ватага пастухов; они грубо оттолкнули девушек и стали поить свой скот. Возмущенный поступком пастухов, Моисей встал и, невзирая на усталость, грозно на них замахнулся. Наглецы испугались и ушли. Моисей помог девушкам напоить овец, и те благополучно вернулись домой. Оказалось, что пастушки были дочерьми мадиамского священника по имени Иофор. Благодарный отец пригласил Моисея в свой дом, а когда узнал, что пришелец состоит в отдаленном родстве с ним, то принял его в лоно своей семьи и выдал за него дочь Сепфору, от которой родились два сына: Гирсам и Елиезер. Тестю Моисей помогал по хозяйству, пас его скот.

Призвание Моисея. Однажды Моисей пас овец у подножия горы Хорив, которая у мадиамитян называлась горой Божией. Моисей увидел чудесное явление: терновый куст вспыхнул огнем и не сгорал. Он решил подойти к терновнику, но вдруг из пылающего куста услышал голос Божий: «Моисей! Моисей!.. не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3:4–5). Пораженный внезапным явлением Бога, Моисей снял обувь и благоговейно стоял перед пламенеющим кустом, с трепетом внемля голосу Божию: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, — продолжал Господь. — … Я увидел страдания народа Моего в Египте… и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей… в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев… Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону …и выведи из Египта народ Мой…» Моисей ответил Господу: «Кто я, чтобы мне идти к фараону… и вывести из Египта сынов Израилевых?» В ответ Господь сказал ему: «Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ [Мой] из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе» (Исх. 3:6–12).

Откровение Имени Божия. Откровение имени Божия, выразившее новую и исключительную степень близости Создателя к Своему творению. Откровение имени. Отвечая на призвание Бога, Моисей желает узнать имя Того, Кто говорит с ним из горящего куста, и обосновывает свое желание тем, что его соплеменники в Египте спросят его об имени Бога, явившегося ему в пустыне. Но истинные цели Моисея другие. Каждый, знающий истинное имя и умеющий произнести его должным образом, может обладать личностью. Моисей хочет вступить в контакт с Божеством, голос Которого он слышит. Можно выделить по крайней мере три варианта перевода этой фразы. 1) «Я есмь Тот, Который Я есмь». Так переводит Вульгата (ego sum qui sum). Но этот перевод односторонний, в нем звучит отказ Бога ответить на просьбу Моисея, отражается идея о непостижимости Божества. Бог здесь как бы говорит: «Для вас Я непостижим. С кем бы вы ни пожелали Меня сравнить, Я есмь и остаюсь Я».

2) Септуагинта дает другой смысл: Εγώ ειμι ό ων — «Я есмь Сущий». Кроме того, что в таком виде перевод является отступлением от буквы оригинала, в нем появляется нехарактерный

Для библейской традиции философский аспект: «о ών (Сущий), означающее вечное, самодостаточное, неизменное, абсолютное бытие Божие» [31, с. 51]. Возможно, такой перевод возник под влиянием платонического учения о Сущем как Высшем Благе, источнике всякого бытия.

3) Экзегеты нового времени: Филологический анализ привел к следующим выводам: глагол хава (архаичная форма глагола хайа, редко используемый в Ветхом Завете, может обозначать как статическое состояние (см.: Еккл. 11:3, в Синодальном переводе останется), так и динамический аспект (в частности, в Не- ем. 6:6) Таким образом, перевод и стиха 14-го, и самого имени Божия имеет смысловой оттенок будущего времени.

Ответ Бога Моисею можно перевести так: «Я есмь Тот, Который Я буду (присутствовать)», а само имя Божие Яхве — «Он будет (присутствовать)» или «Он присутствует» [31, с. 49]. Это значит, что Господь Тот, Кто всегда рядом и всегда готов прийти на помощь верующим. Моисей и Аарон пришли к фараону с просьбой отпустить народ Израиля из плена.На глазах у фараона произошли чудеса, но он не отпустил народ.

Ка́зни еги́петские — десять наказаний Божиих, постигших Египет за отказ фараона отпустить народ Израиля из египетского пленения: превращение воды в кровь (Исх. 7:20-21), нашествие жаб (Исх. 8:6), нашествие мошек (Исх. 8:17), наказание песьими мухами (Исх. 8:24), мор скота (Исх. 9:6), язвы и нарывы (Исх. 9:10), гром, молнии и огненный град (Исх. 9:23-24), нашествие саранчи (Исх. 10:13-15), тьма (Исх. 10:22), смерть первенцев (Исх. 12:29). Евреям повелевалось сделать пометку на двери из крови агнца. В домах, где была такая пометка, никто не погибнул.

Установление праздника Пасхи. Исх. 12. Как для Священной истории Ветхого Завета праздником ее начала была Пасха (праздник воспоминания об Исходе из Египта), так и для Новозаветной истории точкой отсчета тоже является Пасха — праздник Воскресения Христова. Прообразовательное значение. Пророки Исайя и Иеремия уподобляют Мессию агнцу (Ис 53.7, Иер 11.19).

НЗ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.007 с.)