Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Почитание преподобного царевича Петра началось с XIV века. Повсеместное празднование установлено на соборе 1547 года.
Мученик Михаил Тверской ‒ совсем другая эпоха.
Билет № 7. ВЗ Книга Исход: наименование, особенности композиции, основные богословские идеи. Связь книги Исход с Новым Заветом. Проблема датировки событий Исхода. Евреи в Египте; рождение Моисея и его воспитание во дворце; бегство Моисея в землю Мадиамскую и его жизнь у Иафора (Исх. 1 – 2). Призвание Моисея; откровение об Имени Божием (Исх. 2 – 4). Моисей и Аарон у фараона; казни Египетские (Быт. 5 – 11). Установление праздника Пасхи (Исх. 12). Ответ Д. Г. Добыкина. Эксодус, «Шемод» (евр. имена). Композиция: две составляюзщие, История и Закон Богословские идеи: · идея избранничества · идея Божией любви (проявляет любовь, выведя из Египта) · Идея Завета (договор Бога и людей, исполнение заповедей ‒ условия выполнения завета). Датировки события исхода: · Более древняя: XV век ‒ высчитывается по Библии, по цифрам; · Более современная: XII век ‒ высчитывается по названию городов, упомянутых в Библии. Жена Моисея: Сепфора. Имя Божие: Яхве, «Сущий». Произнесение «Иегова» ‒ неправильное, возникло из-за неправильно огласовки. Казни египетские шли не сразу, а постепенно в течение года, их цель ‒ показать, что боги Египта, включая фараона, на деле не боги. Кровь ягненка спасла иудеев в ночь последней казни ‒ аналогия с Кровью Христа, спасающей людей. __________________________________________________________________ У евреев вторая книга Моисея называется Веэлле-шемот («И вот имена») — по начальным словам. Славяно-русское наименование «исход» есть перевод с греческого «эксодос» и указывает на главный предмет ее содержания, так как в ней говорится об исходе евреев из Египта. Композиция: В книге можно выделить 3 основных блока: I - рассказ об освобождении Богом израильтян из Египта и о пути к горе Синай по пустыне (Исх 1 - 18. 27); II - израильтяне у горы Синай: заключение завета с народом (19. 1 - 24. 18), рассказ об отпадении от Бога и о введении культа золотого тельца и об обновлении завета (32-34); III - постановление об устройстве скинии и об учреждении служения (25-31; 35-40). Вступление содержит генеалогический список предков Иакова (1. 1-9), заключение посвящено описанию завершающего этапа освящения скинии (40. 34-38). Основная мысль: Бог являет Себя не как далекая от человека космическая сила, но как Личность, действующая в истории, избавитель о рабства, требующий от Своих избранников верности Себе и нравственной чистоты. Центральная фигура книги – Моисей, вождь и пророк, воспринявший древнюю веру Авраама и возвестивший о новой, более высокой ступени Откровения.
Богословские темы: спасение народа и образование народа Израильского, дарование закона, исполнение обетований, данных Аврааму, Исааку и Иакову. Исход в Н.З.: Аллюзии на И. содержатся уже в первых главах повествований синоптических Евангелий. В хвалебной песни старца Захарии, посвященной рождению Иоанна Предтечи, отражены нек-рые темы, связанные с богословием И.: «...Бог... посетил народ Свой и сотворил избавление ему» (Лк 1. 68), чтобы спасти его от врагов и вспомнить завет с ним (Лк 1. 71-72; ср.: Исх 3. 16). Рассказ об убиении по приказу царя Ирода младенцев напоминает приказ фараона уничтожить евр. первенцев (Исх 1. 16; Mф 2. 16). Слова из Евангелия от Марка, сопровождающие начало служения Иоанна Крестителя: «Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Мк 1. 2) - восходят к Исх 23. 20: «Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути…». Рассказ об искушениях Христовых и о 40 днях поста Его в пустыне (Мф 4. 1) связан с тематикой И., т. к. напоминает о 40 годах странствия Израиля по пустыне и 40 днях пребывания Моисея на горе Синай (Исх 24. 18). Параллели между чудесами, совершаемыми Иисусом во время земного служения и Моисеем во время странствия по пустыне, подкрепляются словами: «Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие» (Лк 11. 20). Нагорная проповедь и дарование евангельских заповедей напоминают о даровании закона на горе Синай и подчеркивают роль Иисуса Христа как 2-го Моисея. Символикой И. наполнен рассказ о Преображении Господнем на горе Фавор: как и Христос с учениками, Моисей восходит на гору Синай в сопровождении соратников (Исх 24. 1; Mк 9. 2). Лицо Моисея после общения с Богом просияло лучами, как и одежды Иисуса (Исх 34. 29; Mк 9. 3). Апостолы слышат Божественный голос из облака (ср.: Исх 24. 16): «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте» (Мк 9. 7), что отражает слова из Втор 18. 15, сказанные на горе Синай: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой,- Его слушайте». (и т.д.).
Датировка: За последние 150 лет в библейской науке предложено много вариантов датировки книги Исход в диапазоне - от XVIII до XIII в. до Р. Х. В библейском тексте ни фараон - угнетатель евреев, ни фараон, при к-ром произошел И., не названы по имени, кроме того, в нач. XX в. археологических данных было немного, поэтому библейские события исследователи относили к разным периодам егип. истории. С сер. XX в. до наст. времени наибольшее признание специалистов получили ранняя - XV в. до Р. Х. и поздняя - XIII в. до Р. Х. датировки И. Во-первых, в Библии есть 2 группы текстов, сообщающих о дате И., к-рые взаимно исключают друг друга: 3 Цар 6. 1; Исх 1; Суд 11. 26; Деян 13. 19-20 и Исх 1. 11; вовторых, ряд археологических артефактов можно интерпретировать как свидетельство в пользу каждой из датировок; в-третьих, известны археологические данные, к-рые получают объяснение только в случае верности одной из датировок. Поэтому в пользу каждой из них выдвигается не какой-либо отдельный факт, а группа аргументов. Имя «Моисей» значит - «взятый из воды». Три месяца после рождения мать его скрывала (от египтян), потом осмолила корзинку, положила в нее своего ребенка и поставила ее в тростник у берега реки. Дочь фараона нашла ребенка и взяла под покровительство. Известно только, что он был «научен… всей мудрости Египетской» (Деян. 7:22). Во взрослом возрасте Моисей совершил убийство египтянина, был предупрежден о том, что фараон приказал дворцовой страже схватить его и предать смерти. Спасаясь от преследования, он покинул страну и оказался на земле, которую заселяло Мадиамское племя. Уставший от далекого пути, он сел у колодца отдохнуть и с любопытством стал наблюдать, как семь девушек-пастушек поят овец. Но вот к колодцу подошла ватага пастухов; они грубо оттолкнули девушек и стали поить свой скот. Возмущенный поступком пастухов, Моисей встал и, невзирая на усталость, грозно на них замахнулся. Наглецы испугались и ушли. Моисей помог девушкам напоить овец, и те благополучно вернулись домой. Оказалось, что пастушки были дочерьми мадиамского священника по имени Иофор. Благодарный отец пригласил Моисея в свой дом, а когда узнал, что пришелец состоит в отдаленном родстве с ним, то принял его в лоно своей семьи и выдал за него дочь Сепфору, от которой родились два сына: Гирсам и Елиезер. Тестю Моисей помогал по хозяйству, пас его скот. Призвание Моисея. Однажды Моисей пас овец у подножия горы Хорив, которая у мадиамитян называлась горой Божией. Моисей увидел чудесное явление: терновый куст вспыхнул огнем и не сгорал. Он решил подойти к терновнику, но вдруг из пылающего куста услышал голос Божий: «Моисей! Моисей!.. не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3:4–5). Пораженный внезапным явлением Бога, Моисей снял обувь и благоговейно стоял перед пламенеющим кустом, с трепетом внемля голосу Божию: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, — продолжал Господь. — … Я увидел страдания народа Моего в Египте… и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей… в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев… Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону …и выведи из Египта народ Мой…» Моисей ответил Господу: «Кто я, чтобы мне идти к фараону… и вывести из Египта сынов Израилевых?» В ответ Господь сказал ему: «Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ [Мой] из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе» (Исх. 3:6–12).
Откровение Имени Божия. Откровение имени Божия, выразившее новую и исключительную степень близости Создателя к Своему творению. Откровение имени. Отвечая на призвание Бога, Моисей желает узнать имя Того, Кто говорит с ним из горящего куста, и обосновывает свое желание тем, что его соплеменники в Египте спросят его об имени Бога, явившегося ему в пустыне. Но истинные цели Моисея другие. Каждый, знающий истинное имя и умеющий произнести его должным образом, может обладать личностью. Моисей хочет вступить в контакт с Божеством, голос Которого он слышит. Можно выделить по крайней мере три варианта перевода этой фразы. 1) «Я есмь Тот, Который Я есмь». Так переводит Вульгата (ego sum qui sum). Но этот перевод односторонний, в нем звучит отказ Бога ответить на просьбу Моисея, отражается идея о непостижимости Божества. Бог здесь как бы говорит: «Для вас Я непостижим. С кем бы вы ни пожелали Меня сравнить, Я есмь и остаюсь Я». 2) Септуагинта дает другой смысл: Εγώ ειμι ό ων — «Я есмь Сущий». Кроме того, что в таком виде перевод является отступлением от буквы оригинала, в нем появляется нехарактерный Для библейской традиции философский аспект: «о ών (Сущий), означающее вечное, самодостаточное, неизменное, абсолютное бытие Божие» [31, с. 51]. Возможно, такой перевод возник под влиянием платонического учения о Сущем как Высшем Благе, источнике всякого бытия. 3) Экзегеты нового времени: Филологический анализ привел к следующим выводам: глагол хава (архаичная форма глагола хайа, редко используемый в Ветхом Завете, может обозначать как статическое состояние (см.: Еккл. 11:3, в Синодальном переводе останется), так и динамический аспект (в частности, в Не- ем. 6:6) Таким образом, перевод и стиха 14-го, и самого имени Божия имеет смысловой оттенок будущего времени. Ответ Бога Моисею можно перевести так: «Я есмь Тот, Который Я буду (присутствовать)», а само имя Божие Яхве — «Он будет (присутствовать)» или «Он присутствует» [31, с. 49]. Это значит, что Господь Тот, Кто всегда рядом и всегда готов прийти на помощь верующим. Моисей и Аарон пришли к фараону с просьбой отпустить народ Израиля из плена.На глазах у фараона произошли чудеса, но он не отпустил народ. Ка́зни еги́петские — десять наказаний Божиих, постигших Египет за отказ фараона отпустить народ Израиля из египетского пленения: превращение воды в кровь (Исх. 7:20-21), нашествие жаб (Исх. 8:6), нашествие мошек (Исх. 8:17), наказание песьими мухами (Исх. 8:24), мор скота (Исх. 9:6), язвы и нарывы (Исх. 9:10), гром, молнии и огненный град (Исх. 9:23-24), нашествие саранчи (Исх. 10:13-15), тьма (Исх. 10:22), смерть первенцев (Исх. 12:29). Евреям повелевалось сделать пометку на двери из крови агнца. В домах, где была такая пометка, никто не погибнул. Установление праздника Пасхи. Исх. 12. Как для Священной истории Ветхого Завета праздником ее начала была Пасха (праздник воспоминания об Исходе из Египта), так и для Новозаветной истории точкой отсчета тоже является Пасха — праздник Воскресения Христова. Прообразовательное значение. Пророки Исайя и Иеремия уподобляют Мессию агнцу (Ис 53.7, Иер 11.19). НЗ
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.007 с.) |