Спирьянова М.Б , воспитатель 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спирьянова М.Б , воспитатель



«МБОУ СОШ №11» СП «Д/С №32»

 

Пальчиковая гимнастика как одно из средств здоровье-сберегающих технологий в ДОУ

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка.

В.А. Сухомлинский

I. Теоретическая часть

Пальчиковая гимнастика – здоровье-сберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста. Представляет собой набор упражнений, направленных на развитие мелкой моторики руки, т.е. совместных действий систем организма человека (мышечной, зрительной, нервной, костной), формирующих способность выполнять точные, мелкие движения пальцами и кистями.

Игры, направленные на развитие пальцев рук и кисти, появились еще в древности, когда наши предки заметили, что разминание, поглаживание и движение пальчиков влияют на умственное и речевое развитие малыша. И играли с детьми в «Ладушки» и «Сороку - белобоку». И мы до сих пор играем. И, возможно, даже не осознаем, что таким образом с ребенком занимаемся пальчиковой гимнастикой

Ручки малыша и его речь имеют тесную взаимосвязь. Она объясняется тем, что в головном мозге центры, отвечающие за движения пальцев, рук и за речь, находятся в непосредственной близости. Таким образом, занимаясь развитием тонкой моторики (стимулируя движения пальцев и рук), можно воздействовать на мозговые зоны, отвечающие за речь. Именно поэтому дети, с которыми практиковали пальчиковые игры практически с рождения, быстрее начинают говорить. Чтобы мыслительный и речевой процессы происходили быстрее, необходимо тренировать совместную работу обоих полушарий мозга. Добиться этого поможет развитие мелкой моторики, инструментом которой и являются пальчиковые игры.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

- помогает развивать речь;

- развивает эмоциональную выразительность;

- повышает работоспособность головного мозга;

- развивает внимание, память, воображение

- повышает интерес к подобным упражнениям

Результатом занятий пальчиковой гимнастикой зависит от того, чем еще занимается ребенок. Например: физической культурой, лепкой, аппликацией, рисованием, игры с конструктором которые способствует развитию мелкой моторики рук и повышает умственную деятельность и развивает речевые способности ребенка.

Необходимо помнить три важных правила:

Первое: пальцы правой и левой рук следует нагружать равномерно;

Второе: после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук);

Третье: поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться во всех образовательных деятельностях в ДОУ.

 

II. Практическая часть

 Таким образом, работая с детьми раннего возраста, приоритетной целью стало использование пальчиковой гимнастики.

Для систематичности в работе по применению пальчиковых игр использовала разработанную мною картотеку пальчиковой гимнастики.

 

«Пальчики здороваются»

Пальчики правой руки по очереди «здороваются» с пальчиками левой, похлопывая друг друга кончиками.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю –

Всех я вас приветствую!

«ЗАЙКА»

Зайка, зайка, где твой хвост? (хлопки)

Вот, вот, вот! (руки за спиной)

Зайка, зайка, где твой нос? (хлопки)

Вот, вот, вот! (показать нос)

Зайка, зайка, лапы где? (хлопки)

Вот, вот, вот! (показать руки)

Зайка, зайка, ушки где хлопки)

Вот, вот, вот! (показать ушки)

 

«Семья»

Загибаем и разгибаем пальчики попеременно, на правой и левой руке сопровождая движения словами.

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

«Обезьянки»

Выполняют движения «Фонарики». Сжимают и разжимают кулачки. Ладони прижимают друг к другу, кладут под щёчку (спят). Выполняют встряхивающие движения кистями рук, как будто стряхиваем водичку.

Обезьянки вышли погулять,

Обезьянки стали танцевать,

И одна из них пошла домой поспать,

Потому что надоело танцевать.

«Замок»
Ритмичные быстрые соединения пальцев двух рук в замок. Пальцы в замке, руки тянутся в разные стороны. Движения сцепленными пальцами от себя, к себе. Пальцы сцеплены, основания ладоней стучат. Пальцы расцепляются, ладони в сторону.

На двери висел замок

Кто открыть его бы мог?

Покрутили.

Постучали

И открыли.

«Капустка»

Движения ладонями вверх, вниз.

Поглаживание подушечек пальцев.

Потираем кулачок о кулачок,
сжимаем и разжимаем кулачки.

Мы капустку рубим, рубим,
Мы капустку солим, солим

Мы капустку трем, трем
Мы капустку жмем, жмем.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.193.129 (0.009 с.)