Здоровьесберегающие технологии в ДОУ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ



 

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка –это основа формирования личности. Физическое здоровье неразрывно связано с их психологическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Детский сад имеет потенциальные возможности для формирования у детей навыков здорового образа жизни. Это связано с системностью дошкольного образования, возможностью поэтапной реализации поставленных задач с учетом возрастных и психологических возможностей детей-дошкольников. Здоровьесберегающие технологии являются одними из наиболее значимых среди известных технологий по степени влияния на здоровье детей.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании направленны на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей. Включение здоровьесберегающих технологий успешно вписывается в образовательное пространство детского сада. Цель таких технологий – объединить педагогов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья.

Работая над темой здоровьесберегающих технологий, собирая материал, решила оформить его в виде лэпбука. Лэпбук хорош тем, что он информативен, полифункционален, вариативен. Информацию можно дополнять и изменять, в зависимости от цели и задач. Такая тематическая папка может стать незаменимым помощником в работе всех специалистов детского сада. Лэпбук в своей работе могут использоватьне только воспитатели, но и узкие специалисты: логопеды, дефектологи, музыкальные руководители.

В моём лэпбуке собран материал по следующим здоровьесберегающим технологиям:

Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно, на физкультурных занятиях, на прогулке, в групповой комнате — со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.

Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, но особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Гимнастика для глаз проводится в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время ее проведения используется наглядный материал, показ педагога.

Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно 8-10 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, способствует не только физическому укреплению здоровья, но и оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме. Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.

Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, помогает быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения. С детьми, имеющие дефекты звукопроизношения, занимается логопед.

  Для ознакомления родителей со здоровьесберегающими технологиями проводятся консультации, мастер-классы на родительских собраниях. В настоящее время совместно с детьми и родителями создаётся лэпбук для детей «Азбука здоровья».

 

 

Иванова А.Н., воспитатель

МБОУ «СОШ №11» СП «Детский сад №32»

 

«Массажные мячики как средство оздоровления детей дошкольного возраста»

 

Период дошкольного детства — фундаментальный для становления физического и психического здоровья. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление всех систем организма. Педагогами дошкольных организаций активно используются различные технологии для формирования, сохранения и укрепления здоровья воспитанников, которые позволяют совмещать воспитательно-образовательную деятельность с процессами здоровьесбережения. Одним из доступных и универсальных методов оздоровления является игровой самомассаж с использованием массажных мячиков. Игольчатая поверхность массажных мячиков благотворно воздействует на нервные окончания и способствует улучшению кровообращения. В процессе игровой деятельности у детей развивается мелкая моторика рук и происходит массаж пальцев за счет пупырчатой поверхности мячей, которая прекрасно подходит для проработки стопы и ладоней. По мнению массажистов, именно на ладонях и стопах находятся точки, которые отвечают за состояние всего организма, поэтому массаж этих частей тела является одним из важных в борьбе за здоровье. Массажные мячики можно использовать для разминки рук перед образовательной деятельностью, при выполнении гимнастики после дневного сна, для профилактики плоскостопия, а также в пальчиковых играх. Мячиками можно проводить по телу ребенка (руки, ноги, спина) в качестве массажа, для расслабления мышц и снятия напряжения (особенно в адаптационный период), что очень нравится детям.

Цель таких упражнений - развитие мелкой моторики, общей координации и пластичности движений; предупреждение плоскостопия.

Задачи:

1. Способствовать закаливанию организма ребенка путём воздействия на биологически активные точки, находящиеся на поверхности ладоней.

2. Способствовать развитию мышечной силы.

3. Способствовать развитию ловкости и быстроты реакции.

Для развития моторики можно использовать несложные упражнения: перекатывать мяч в ладонях; сжимать и разжимать мяч в ладони; катать мяч по поверхности. Для самомассажа и профилактики плоскостопия: катать мяч по полу сначала одной ногой, потом другой; перекатывать мяч двумя ногами вперед-назад; перекатывать мячик по длине руки; катать мяч по спинке друг другу.

Сопровождение упражнений интересными играми и стихами создаст благоприятный эмоциональный фон, поспособствует запоминанию массажных движений.

ЕЖИК
Ежик в руки мы возьмем, (берем массажный мячик)
Покатаем и потрем. (катаем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (подбрасываем вверх и ловим)
И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипы)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем … (ручкой катаем мячик)
Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик)

МЯЧ
Я мячом круги катаю,
(катаем мячик между ладонями круговыми движениями)
Взад вперед его гоняю,
(гоняем мячик между ладонями по столу)
Им поглажу я ладошку,
(гладим одну ладошку мячиком)
Будто бы сметаю крошку,
(гладим другую ладошку мячиком)
И помну его немножко,
(сжимаем мячик одной рукой)
Как сжимает лапу кошка.
(меняем и сжимаем мячик другой рукой)
КОЛЮЧИЙ ЁЖ

Гладь мои ладошки, еж!

Ты колючий, ну и что ж?

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить!

(Ребенок прокатывает мяч между ладошками, можно катать стопой, массажировать любую часть тела, заменяя слова в тексте).
Выполнять упражнения с мячом можно и в сопровождении сказочных героев. Сказку можно придумать самостоятельно. Элементы сказкотерапии настраивают ребенка на положительные эмоции, развивают фантазию, воображение, а в комплексе с мячом и мелкую моторику рук.

Сказка "Ёжик"

Жил да был ёжик на полянке в своём домике в сказочной стране (положить шарик на ладошку). У ёжика было много друзей (катать шарик от ладошки к каждому пальчику): Крош, Копатыч, Нюша, Совунья, Лосяш (зажать шарик в ладошке). И решил он однажды навестить своих друзей. Выбежал ёжик на тропинку (катаем шарик по кругу ладони) и побежал к своему другу Крошу, так как его домик был совсем не далеко. Бежит, подпрыгивает на кочках (шариком покалываем подушечку каждого пальца). Но не оказалось Кроша дома. «Наверное, он убежал Лосяша навестить» - подумал ёжик и покатился дальше. (катаем шарик по кругу ладони). Катится ёжик, а навстречу ему Копатыч идёт не спеша. Обрадовался ёжик, спрашивает Копатыча:

- куда ты идёшь?

- в лес за грибами - отвечает Копатыч – пойдём со мной.

Пошли они вместе (катают шарик по пальчикам по очереди к каждому).

Раз – грибок (зажать шарик в ладошке), два – грибок, (зажать шарик в другой ладошке), много насобирали. Простился ёжик с Копатычем и побежал дальше (катаем шарик по кругу ладони). Вдруг ему навстречу выскакивает лягушка – квакушка, спрашивает её ёжик:«ты куда скачешь?». «Скачу, куда глаза глядят» - отвечает лягушка. – «Поскакали со мной». Стал ёжик с лягушкой скакать (прикасаться колючками шарика к кончику пальцев). Не заметил ёжик, как у своего домика очутился, не захотел он больше прыгать, устал. Зашёл он в свой домик (раскатывать шарик по ладошке), лёг на кроватку, закутался одеяльцем (зажать шарик в ладошке) и уснул.

В процессе игр необходимо соблюдать некоторые правила:

1. Создавать положительный эмоциональный фон в процессе игры.

2. Стараться занять позицию на уровне глаз ребенка.

3. Постоянно разговаривать с детьми, отвечая на их вопросы. И не забывать хвалить за удачи!

Тогда игры с массажными мячика станут не только полезным, но и увлекательным занятием. Желаем успеха!

Калугина О.В., воспитатель

МАДОУ «Детский сад № 11» (корпус №3)

 

«Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста. Оздоровительные подвижные игры»

 

«Здоровый дух в здоровом теле — вот краткое, но полное

описание счастливого состояния в этом мире».

Джон Локк

Одним из видов игровых здоровьесберегающих технологий являются оздоровительные подвижные игры.

Исследованиями учёных доказано, что целенаправленные физические нагрузки, оказывая особое стимулирующее воздействие на организм, могут обеспечить восстановление ранее утраченного здоровья, увеличить жизненные силы, повысить иммунитет, эффективно укреплять и развивать здоровье детей. Это воздействие наиболее полно можно осуществить через подвижные игры, при активной помощи самого ребёнка. Игры с моментами весёлой неожиданности, когда обыденное становится необычным, а потому особенно привлекательным для детей, дают им радость, эмоциональный подъём.

Благодаря этому прекрасному свойству игры, особенно с элементами соревнования, больше, чем любые другие средства воздействия, соответствуют потребностям растущего организма, способствуют гармоничному развитию детей, воспитанию у них морально волевых качеств и прикладных навыков.

Естественная потребность в движении у детей дошкольного возраста, педагогически целенаправленная, ведёт к увеличению двигательной активности вообще. Последнее неукоснительно ведёт к увеличению потока раздражений, возникающих во время движений ребёнка, в воспринимающих нервных приборах кожи, мышц, суставов, в зрительных и слуховых анализаторах, идущих к коре головного мозга. В результате активно и правильно развивается центральная нервная система и внутренние органы: повышается эмоциональный тонус детей, усиливается нервно - мышечный аппарат, улучшаются показатели сердечно - сосудистой, дыхательной и опорно-двигательной систем, формируется правильная осанка. Поэтому в педагогический процесс считается обязательным включение подвижных игр как наиболее доступный и эффективный метод воздействия на укрепление, оздоровление, закаливание детей дошкольного возраста, развитие физических качеств, психических процессов.

Преимущества подвижных игр перед дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной, ненавязчивой форме.

Игра - естественный спутник жизни ребёнка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребёнка - неуёмной потребности его в жизнерадостных движениях.

Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием большинства подвижных игр - одно из проявлений воли к жизни - усиливают мозговые импульсы, которые в свою очередь стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы.

Как показали фундаментальные исследования A.M. Фонарёва (1969г.), двигательная активность, развитие речевой функции теснейшим образом связаны с функциональным состоянием мозга, с общей жизнедеятельностью ребёнка. У детей существует врождённая функциональная связь между мышечной системой и мозговыми структурами, с деятельностью органов чувств и висцеральных органов, между мышечной системой и эмоциональной сферой ребёнка. Благодаря указанным связям, через подвижные игры достигается наиболее гармоничная координация деятельности всех органов и систем ребёнка. Неоценима роль игры в эффективности интеллектуального развития, приобретения новых знаний. Подвижные игры, часто сопровождающиеся неожиданными, смешными ситуациями, вызывают искренний смех у детей - незаменимый фактор оздоровления. Замечательный врач В.В. Динейка (1986г.), который создал стройную систему психофизической тренировки, убедительно доказывает целительность радости, смеха, настроя психики на жизнеутверждающий лад. Учёные доказали, что смех является мощным терапевтическим средством, способным успешно лечить многие хронические заболевания. Подвижными играми можно предупредить и лечить такие заболевания, как: ОРЗ, ОРВИ, плоскостопие, нарушения осанки, гипогенезия, ожирение, и т.д.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что оздоровление детей через подвижную игру осуществляется по 5 основным направлениям:

- Физиологическое - укрепление, рост, развитие внутренних органов, функций и систем организма, физических качеств.

- Психоэмоциональный эффект оздоровления - развитие положительных эмоций, психических процессов, качественное развитие центральной нервной системы.

- Интеллектуальное развитие - связь движений с развитием мозга, развитие двигательной памяти, приобретение новых знаний и умений.

- Естественная потребность детей в движении - активное участие самих детей в педагогическом процессе, игровой деятельности, обусловленное постоянным стремлением к движению, что в итоге приводит к тому, что ребёнок сам себе помогает быть здоровым, развиваться.

- Влияние подвижной игры на нравственное здоровье. Подвижная игра воспитывает инициативность, решительность, дисциплину, организаторские способности, творчество, формирует такие волевые качества: выдержка, целенаправленность, ответственность, умение преодолевать трудности, критичность мысли, настойчивость.

Развивает такие качества как наблюдательность, активность мысли, увлечённость, умение осуществлять творческие замыслы практически, сочувствие, умение радовать других и радоваться за других. Все перечисленные качества формируют личность ребёнка и нужны в будущей жизни.

В оздоровительной работе с детьми мною используются:

• Игры на формирование правильной осанки.

Нарушение осанки отрицательно влияет на деятельность сердца, желудка, печени, почек.

В задачи игр входят:

-укрепление опорно-двигательного аппарата,

-усиление мышечного «корсета» позвоночника,

-улучшение функций дыхания, сердечно-сосудистой системы.

Игры и упражнения:

«Перешагни через веревочку», «Попади в ворота мячом», «Коршун, и наседка», «Морская фигура», «Рыбки и акулы», «Футбол».

«Кошечка», «Крылышки», «Самолёт», «Лодочка», «Прогнись», упражнения с гимнастическими палками.

 Картотека игр: https://multiurok.ru/files/kartoteka-igr-dlia-formirovaniia-pravilnoi-osanki.html

• Игры на преодоление ожирения. При постоянном проведении таких игр повышается эмоциональный тонус, устраняется одышка, сонливость, увеличивается общая работоспособность. Рекомендуются игры, чередующие бег с ходьбой.

Игры и упражнения: «Самый быстрый» «Мы веселые ребята», «Горелки» «Кот и воробушки».

Картотека игр: http://detsadmickeymouse.ru/load/fizkultura_v_detskom_sadu/igry_kotorye_lechat/igry_na_preodolenie_posledstvii_ozhirenija/38-1-0-2702

• Игры, направленные на профилактику болезней носа и горла, бронхолёгочных заболеваний.

Такие игры восстанавливают носовое дыхание. Данные игры проводятся с сопровождением звукоречевой гимнастики, которая является своеобразным вибромассажером.

Игры и упражнения: «Кто громче», «У кого шарик выше», «Воздушный шарик».

Картотека игр:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2017/04/06/kartoteka-igry-kotorye-lechat

• Игры, направленные на преодоление плоскостопия способствуют укреплению связочно – мышечного аппарата голени и стопы. Плоскостопие, как правило, встречается у слабых, физически плохо развитых детей. При выраженном плоскостопии

 следует исключить игры, связанные с прыжками и спрыгиваниями с высоты.

Игры и упражнения: «Спящий кот», «Парашютисты», «Ловкие ноги»,

«Мяч бросай, не теряй», «Донеси, не урони», «Гуси-лебеди», «Самый стойкий»,

«Поймай комара», «Эстафета с палочкой», ходьба по ребристой доске,

упражнения с мячом, с гимнастической палкой и другие.

Картотека игр:

https://multiurok.ru/files/kartotieka-ighr-po-profilaktikie-ploskostopiia.html

 

• Игры для преодоления последствий инфекционных заболеваний. При щадящем режима дня такие игры помогут ребенку обрести уверенность в себе, улучшат его психическое здоровье. Игры вызывают жизнерадостное настроение, способствует правильному дыханию, кровообращению, пищеварению и восстановительным процессам в организме человека Подвижные игры, позволяющие устранить отставание в развитии, должны быть направлены на воспитание полезных навыков ходьбы, бега, лазанья, ползания и т. д.

Игры и упражнения: «Поймай мячик», «Ежик вытянулся-свернулся». «Казаки-разбойники», «Мы веселые ребята», «Горелки», «Поймай мяч», «Кто дальше бросит».

 

Картотека игр: https://kopilkaurokov.ru/klassnomuRukovoditeliu/prochee/ighry_i_uprazhnieniia_sposobstvuiushchiie_ozdorovlieniiu_i_profilaktikie_zabolie

 

Общие требования проведения оздоровительных игр:

- необходимо выбирать игры небольшой психофизиологической нагрузки;

- продолжительность одной игры — до 5 минут, можно увеличить до 10-15 минут с перерывами на отдых, музыкальными заставками;

- оздоровительные игры должны оказывать разностороннее воздействие;

- взрослый сам должен «включиться» в игру;

- необходимо проветрить комнату перед игрой, очистить нос от слизи, чтобы правильно осуществлять носовое дыхание.

Критериями усталости организма являются следующие признаки:

а) ребенок сильно возбужден, без толку суетлив, чересчур отвлекается или вялый;

б) движения выполняются нечетко, неуверенно, появляются лишние движения;

в) кожа сильно краснеет или бледнеет, небольшая синюшность под глазами;

г) ребенок сильно потеет, особенно лицо;

 

Результат подвижной игры - это радость, эмоциональный подъём, развитие и увеличение физических сил ребёнка, эффективное оздоровительное воздействие на детский организм в целом.

 

 

Крюкова А. И., воспитатель

                                                                                 «МБОУ СОШ №11» СП «Детский сад №32»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.228 (0.046 с.)