Игры с мячом в логопедической коррекции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игры с мячом в логопедической коррекции.



 

    Игры с мячом известны с древних времен. Они встречаются практически у всех народов мира.

    В России в старь в простонародье мячи делали из тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка – ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком.

    В некоторых областях мячи делали из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до плотного состояния, а потом бросали в кипяток и просушивали. Такой мяч был легким и по упругости не уступал резиновому.

   Сейчас в продаже огромный выбор мячей:

•    пластмассовые

•    резиновые

•    надувные

•    из папье-маше и т.д.

   Замечено, что дети отдают предпочтение мячам, сочетающим 3 качества:

•       ярким

•    легким

•    прыгучим

   Из опросов родителей известно, что играм с мячом уделяется в семье мало внимания. В основном родители называли только одну игру – футбол.

   Практика использования мяча в логопедической группе показывает, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом:

  игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению,

  освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях

  помогают разнообразить виды деятельности на коррекционном занятии,

  развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве,

  помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи,

  регулируют силу и точность движений,

  движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное (мяч может быть брошен любому ребенку),

  игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипердинамичных детей,

  развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции,

  развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов.

   Все это является:

•    необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов,

•    оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

    Зная уровневую теорию организации движений (по Н.А.Берштейну) педагоги-практики могут подобрать игры с мячом для каждого ребенка и игры, эффективные для всей группы.

А. Рубро-спинальный уровень регуляции движений

При нарушениях этого уровня у детей наблюдается:

•    тремор органов артикуляционного аппарата

•    тремор кончиков пальцев (в состоянии покоя или при письме).

В. Таламопаллидарный уровень, регулирующий вспомогательные движения

   При нарушениях:

•    неловкость,

•    трудности во внешней увязке целостности движений (при рисовании затрудняются удерживать лист бумаги),

•    ослабление выразительности движений и мимики

•    обедняется голос,

•    при письме разновысокие буквы.

  Сущность коррекции заключается в согласовании составных частей большого сложного движения.

  С. Пирамидно-стриальный уровень пространственного поля

Обеспечивает согласованность движения с внешним пространством при помощи зрения

  Есть два подуровня:

С-1 – осуществляет оценку направления движения и дозировку силы по ходу движения

С-2 – регулирует максимальную целевую точность движения

При нарушениях:

• порезы,

•   нарушения координации движений (ребенок не может попасть ногой по мячу, поставить точку в квадрате, поставить язык в точно указанное место при выполнении артикуляционных упражнений).

Д. Теменно-премоторный, кортикальный уровень организации движений

обеспечивает пространственную осмысленность движения. При нарушении:

•    апраксия и диспраксия,

•    нарушение ориентировки в пространстве (лево-право),

•    затруднена выработка любого двигательного навыка.

Е. Уровень символической организации

С ним связано понимание чужой и собственной речи, письменное и усное выражение своих мыслей.

По данным Ассоциации логопатологов Санкт-Петербурга:

50-60 % учащихся массовых школ имеют расстройства чтения и письма, и количество таких детей увеличивается.

Все игры и упражнения с мячом, используемые в практике логопедических групп, можно разделить на следующие виды:

  игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики,

  игры и упражнения с мячом, направленные на развитие мелкой моторики,

  игры и упражнения с мячом, направленные на развитие ориентировки,

  игры и упражнения с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия и закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков,

  игры и упражнения с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, игры с элементами ТРИЗ.

1. Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики

Для полноценного формирования устной речи ребенка важно развивать у него мелкую моторику рук. (идущие в кору головного мозга импульсы от движущихся пальцев рук стимулируют активную деятельность речевых зон)

Можно:

  использовать маленькие мячики или шарики из пластмассы, резины, дерева, каучука,

   подбирать их по цвету,

   вводить с их использованием элементы самомассажа.

Упражнения:

 сжимание мячика,

 обхват пальцами,

 прокатывание,

 прокатывание между пальцами,

 разминание между ладонями.

Можно изготовить специальные пособия для развития мелкой моторики и тактильных ощущений с помощью мячей.

            

           

   

1. «Разноцветные шары» - прокатывание шариков снизу вверх разными пальцами правой и левой руки.

2. «Дождик» - прокатывание шариков.

3. «Парашютисты» - прокатывание шариков с пропеванием гласных.

4. «Плывет, едет, скачет» - прокатывание шарика по дорожкам усложненной конфигурации.

5. «Спираль».

6. «Кто быстрее?».

7. «Снежинки».

8. «Время года» - закрепление лексики по теме «Календарь».

9. «Перевертыши» - прокатывание шариков с чтением слов.

10. «Угощение» - использование съемных картинок.

11. «Машина и стрекоза».

12. «Путешествие колобка» - закрепление навыков пространственной ориентировки.

2. Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве.

  используются для профилактики нарушений пространственной ориентировки, приводящей к дисграфии

  применяются резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи.

Упражнения:

 прокатывание мяча от ребенка к ребенку в определенном направлении,

 выполнение инструкций («В правую руку мячик возьми, над головою его подними…»),

 попадание мячом в ворота, расположенные в разных направлениях),

 комплексы упражнений для ног с элементами массажа,

 рисование мячом фигур на полу.

3. Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов

Упражнения и игры:

 «Повторяем дружно звук» - услышишь звук А, стукни мячом об пол.

 «Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» - услышишь звук А, подбрось мяч вверх.

 «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем» - развитие длительного речевого выдоха.

 «Разноцветные мячики» - дифференциация гласных и согласных – назови слово

 «Тихо – громко».

 Игры с передачей мяча: «Мяч передавай, слово называй» (на заданный звук, с определенным количеством слогов, звуков), «Звуковая цепочка».

 Игры с перебрасыванием мяча: «Сто вопросов, сто ответов с буквы А - и только с этой» - все ответы начинаются на звук А; «Слог да слог и будет слово» - добавление слогов; «Мяч поймай – слово составляй», «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги».

4. Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.

Упражнения и игры: «Мяч бросай и животных называй»

 «Я знаю 3(5) названий животных» …

 «Животные и их детеныши»

 «Кто как разговаривает», «Кто где живет», «Кто как передвигается»

 «Подскажи словечко»

 «Скажи ласково»

 «Составь предложение»

 «Горячий – холодный» (антонимы)

 «Из чего сделано»

 «Лови да бросай – цвета называй»

 «Третий лишний»

 «Какой по форме»

 «Один – много» (множественное число)

 «Бывает – не бывает»

 «Кто кем был»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.018 с.)