Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Игры с мячом в логопедической коррекции.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Игры с мячом известны с древних времен. Они встречаются практически у всех народов мира. В России в старь в простонародье мячи делали из тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка – ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком. В некоторых областях мячи делали из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до плотного состояния, а потом бросали в кипяток и просушивали. Такой мяч был легким и по упругости не уступал резиновому. Сейчас в продаже огромный выбор мячей: • пластмассовые • резиновые • надувные • из папье-маше и т.д. Замечено, что дети отдают предпочтение мячам, сочетающим 3 качества: • ярким • легким • прыгучим Из опросов родителей известно, что играм с мячом уделяется в семье мало внимания. В основном родители называли только одну игру – футбол. Практика использования мяча в логопедической группе показывает, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом: игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению, освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях помогают разнообразить виды деятельности на коррекционном занятии, развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи, регулируют силу и точность движений, движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное (мяч может быть брошен любому ребенку), игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипердинамичных детей, развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции, развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов. Все это является: • необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов, • оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков. Зная уровневую теорию организации движений (по Н.А.Берштейну) педагоги-практики могут подобрать игры с мячом для каждого ребенка и игры, эффективные для всей группы. А. Рубро-спинальный уровень регуляции движений
При нарушениях этого уровня у детей наблюдается: • тремор органов артикуляционного аппарата • тремор кончиков пальцев (в состоянии покоя или при письме). В. Таламопаллидарный уровень, регулирующий вспомогательные движения При нарушениях: • неловкость, • трудности во внешней увязке целостности движений (при рисовании затрудняются удерживать лист бумаги), • ослабление выразительности движений и мимики • обедняется голос, • при письме разновысокие буквы. Сущность коррекции заключается в согласовании составных частей большого сложного движения. С. Пирамидно-стриальный уровень пространственного поля Обеспечивает согласованность движения с внешним пространством при помощи зрения Есть два подуровня: С-1 – осуществляет оценку направления движения и дозировку силы по ходу движения С-2 – регулирует максимальную целевую точность движения При нарушениях: • порезы, • нарушения координации движений (ребенок не может попасть ногой по мячу, поставить точку в квадрате, поставить язык в точно указанное место при выполнении артикуляционных упражнений). Д. Теменно-премоторный, кортикальный уровень организации движений обеспечивает пространственную осмысленность движения. При нарушении: • апраксия и диспраксия, • нарушение ориентировки в пространстве (лево-право), • затруднена выработка любого двигательного навыка. Е. Уровень символической организации С ним связано понимание чужой и собственной речи, письменное и усное выражение своих мыслей. По данным Ассоциации логопатологов Санкт-Петербурга: 50-60 % учащихся массовых школ имеют расстройства чтения и письма, и количество таких детей увеличивается. Все игры и упражнения с мячом, используемые в практике логопедических групп, можно разделить на следующие виды: игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики, игры и упражнения с мячом, направленные на развитие мелкой моторики, игры и упражнения с мячом, направленные на развитие ориентировки, игры и упражнения с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия и закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков,
игры и упражнения с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, игры с элементами ТРИЗ. 1. Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики Для полноценного формирования устной речи ребенка важно развивать у него мелкую моторику рук. (идущие в кору головного мозга импульсы от движущихся пальцев рук стимулируют активную деятельность речевых зон) Можно: использовать маленькие мячики или шарики из пластмассы, резины, дерева, каучука, подбирать их по цвету, вводить с их использованием элементы самомассажа. Упражнения: сжимание мячика, обхват пальцами, прокатывание, прокатывание между пальцами, разминание между ладонями. Можно изготовить специальные пособия для развития мелкой моторики и тактильных ощущений с помощью мячей.
1. «Разноцветные шары» - прокатывание шариков снизу вверх разными пальцами правой и левой руки. 2. «Дождик» - прокатывание шариков. 3. «Парашютисты» - прокатывание шариков с пропеванием гласных. 4. «Плывет, едет, скачет» - прокатывание шарика по дорожкам усложненной конфигурации. 5. «Спираль». 6. «Кто быстрее?». 7. «Снежинки». 8. «Время года» - закрепление лексики по теме «Календарь». 9. «Перевертыши» - прокатывание шариков с чтением слов. 10. «Угощение» - использование съемных картинок. 11. «Машина и стрекоза». 12. «Путешествие колобка» - закрепление навыков пространственной ориентировки. 2. Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве. используются для профилактики нарушений пространственной ориентировки, приводящей к дисграфии применяются резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи. Упражнения: прокатывание мяча от ребенка к ребенку в определенном направлении, выполнение инструкций («В правую руку мячик возьми, над головою его подними…»), попадание мячом в ворота, расположенные в разных направлениях), комплексы упражнений для ног с элементами массажа, рисование мячом фигур на полу. 3. Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов Упражнения и игры: «Повторяем дружно звук» - услышишь звук А, стукни мячом об пол. «Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» - услышишь звук А, подбрось мяч вверх. «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем» - развитие длительного речевого выдоха. «Разноцветные мячики» - дифференциация гласных и согласных – назови слово «Тихо – громко». Игры с передачей мяча: «Мяч передавай, слово называй» (на заданный звук, с определенным количеством слогов, звуков), «Звуковая цепочка». Игры с перебрасыванием мяча: «Сто вопросов, сто ответов с буквы А - и только с этой» - все ответы начинаются на звук А; «Слог да слог и будет слово» - добавление слогов; «Мяч поймай – слово составляй», «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги». 4. Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи. Упражнения и игры: «Мяч бросай и животных называй» «Я знаю 3(5) названий животных» … «Животные и их детеныши» «Кто как разговаривает», «Кто где живет», «Кто как передвигается»
«Подскажи словечко» «Скажи ласково» «Составь предложение» «Горячий – холодный» (антонимы) «Из чего сделано» «Лови да бросай – цвета называй» «Третий лишний» «Какой по форме» «Один – много» (множественное число) «Бывает – не бывает» «Кто кем был»
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.152.168 (0.01 с.) |