Папакирьяди М.И., педагог-психолог 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Папакирьяди М.И., педагог-психолог



МАДОУ «Детский сад «Волшебная сказка» корпус № 4

Взаимодействие участников образовательного процесса как условие обеспечения эмоционального комфорта ребёнка с ОВЗ в детском саду

 

Детский сад посещают дети с различными психологическими особенностями. Одни дети с ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ с самого начала требуют постоянного внимания со стороны воспитателя, психолога и других специалистов дошкольного учреждения.

Это в первую очередь дети гиперактивные, агрессивные, а также с нарушением в взаимоотношении как со сверстниками, так и взрослыми.

Но есть и такие дети, которые не сразу привлекают внимание воспитателя, да и родители не считают особенности таких детей значимой проблемой. Речь идёт о так называемых тревожных и застенчивых детях.

В эту категорию входят дети, которые чувствуют дискомфорт при необходимости вступать в контакт со сверстниками и взрослыми, за исключением узкого круга близких людей, не уверены в своих силах, не способны ориентироваться в человеческих отношениях, испытывают разнообразные страхи и опасения, частью реальные, а частью вымышленные.

Такие дети постоянно находятся в ожидании неудачи или неприятности, пребывают в состоянии непрерывного напряжения, граничащего со стрессом.

Основная трудность работы с такими детьми заключается в том, что их особенности долго остаются незамеченными. Только грамотное воздействие всеми педагогами ДОУ и родителями ребёнка может дать значительный положительный эффект.

Поэтому, одну из основных задач, мы направляем непосредственно на развитие эмоциональной сферы воспитанников, т. е. учим детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, по интонации. Чтобы помочь ребенку в преодолении негативных переживаний и снятии страхов, которые препятствуют нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками, умению действовать всех детей согласованно, мы используем игровые технологии. Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка (как её познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

Старшие дошкольники очень любят психогимнастику в виде «минутки доброты» или «круга дружбы», когда все товарищи по группе встают в круг вместе с воспитателем, говорят друг другу тёплые слова и дарят улыбку. Это способствует не только благоприятному проведению утреннего приёма, но и воспитанию дружбы, товарищества, доброжелательности.

 Структура комплекса психогимнастики.

 Курс психогимнастики состоит из 20 занятий, на которых дети должны усвоить примерно восемь понятий, связанных с переживаниями основных эмоций, и десять представлений, оценивающих личностные качества человека. Занятия проводятся два раза в неделю, длится от 5 минут до 15 минут.

І фаза. Мимические и пантомимические этюды.

 Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства..

ІІ фаза. Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.

Цель: выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т.п.), их моральная оценка.

ІІІ фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом.

Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.         

IV фаза. Психомышечная тренировка.

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера.

Обязательным в этой работе предусматривается участие родителей.

Выдаются рекомендации:

• «Тревожный ребёнок в группе»

• «Детская нервозность»

• «Особые дети»

Проводятся тренинги:

• «Комфортное общение»

• «Игры и упражнение с агрессивными и тревожными детьми»

Также проводится индивидуальное консультирование родителей:

• Детские страхи

• Детские капризы

• Поможем ребёнку справиться с тревожностью, агрессивностью и т. д.

Предоставляется стендовая информация:

• Эмоциональные особенности детей с ОВЗ.

• Игры и этюды на осознание основных эмоций.

Маслова Е.В., воспитатель

                   Папакирьяди М.И., педагог-психолог

                  МАДОУ «Детский сад «Волшебная сказка» корпус № 4

 

Цветотерапия

 

Эмоциональное и физическое благополучие ребенка зависит от того, что его окружает. Это не только предметно-развивающая среда, но и мы – взрослые. Именно мы должны создать все условия для разностороннего развития личности.

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, приобретает опыт общения. Поэтому вся работа строится на основе игры.

Многолетние наблюдения и практический опыт работы показали, что одним из основных требований является цвет, т.к. по своему воздействию на организм человека он имеет колоссальное значение. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей. Необходимо учитывать, что дошкольное детство является еще и периодом интенсивного сенсорного развития. Ребенок и цвет – вещи взаимосвязанные. Ведь дети по своей природе более восприимчивы к многоцветью нашего мира и особо остро в нем нуждаются. Поэтому цвет для ребенка – особая «палочка-выручалочка» в любых критических ситуациях.

Все это побудило к использованию в работе метода цветотерапии (хромотерапии).

Цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Это особая методика, основанная на влиянии фотонов цвета различной длины волны на мозг ребенка. Благодаря такой простой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии, управлять своими эмоциями.

История цветотерапии уходит в далекое прошлое, а в современное время она официально признана медициной. Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение их любимого цвета, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает.

Какие цвета обычно выбирают дети? Они выбирают яркие, насыщенные цвета - красный, желтый, зеленый.

 Это свидетельствует о том, что дети нормально развиваются, им интересно все новое, яркое, они динамичны и любознательны. А вот любимый белый или черный цвета могут сказать, что ребенок замкнут и предпочитает одиночество. Цветотерапия как раз и направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый яркий мир детства и радости.

Цель: Цветотерапия как средство сбережения здоровья детей.

Задачи:

•   Коррекция психоэмоционального состояния детей;

•   развивать слуховое и зрительное внимание;

•   снижать эмоционально-психическое и телесное напряжение;

•   повышать уровень эмоциональной отзывчивости и коммуникативности детей;

•   формировать навыки самоконтроля через знакомство с приемами управления

чувствами.

Решение названных выше задач и приводит к развитию навыков саморегуляции или, по-другому, к расширению возможности управлять эмоционально-волевыми процессами, обогащение сенсорно-эмоционального опыта детей. Дети очень восприимчивы и впечатлительны, они требуют к себе особо бережного отношения, поэтому в группе стараемся создать максимально комфортную обстановку, в первую очередь это касается интерьера группы, где ребенок проводит достаточно много времени. В прямом смысле следуем пословице: «Дома и стены помогают». Предпочтение отдаются теплой цветовой гамме помещения группы. Дети в детском саду постоянно ощущают на себе воздействие замкнутого пространства, поэтому зонирование помещение проходит еще и с помощью цвета.

В спальне – успокаивающий и расслабляющий нежно-розовый цвет, в групповой комнате – бежевые цвета на фоне светло-зеленых стен и нежные зелено-бежевый цвет штор на окнах создает атмосферу уюта и тепла, в раздевалке, где требуется активность детей – яркие шкафчики и цветные панно. Кроме этого, детей в группе окружает разнообразный яркий и красочный дидактический материал, к которому дети имеют свободный доступ и могут самостоятельно его использовать.

Предлагаем Вашему вниманию несколько игр, направленных на развитие цветовосприятия и цветоощущения.

«ПОКРЫВАЛА ФЕИ» - цветные полотна из прозрачной ткани насыщенных и пастельных цветов. Рассматриваем сквозь них окружающее пространство, обертываемся в них. Это дает ощутимый терапевтический эффект и развивает цветовые ассоциации, успокаивает, настраивает на позитивный лад, развивает воображение и фантазию. Смена цветового пространства эффективно действует на эмоциональное состояние ребенка. Например, увидев возбужденного ребенка, я предлагаю ему отправиться вместе в волшебную голубую страну. Представьте: прямой контакт «глаза в глаза», взявшись за руки, в замкнутом, но необычном пространстве, отрезанном от остального окружения, тихая беседа на любую тему, в зависимости от ситуации!

 «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦВЕТНУЮ СТРАНУ» Ввели интересную практику «цветного дня». Дети сами выбирают определенный цвет или оттенок цвета. И ему посвящается весь день. Цвет присутствует в оформлении группы, в элементах одежды, игрушках, салфетки заданного цвета, выставка предметов определенного цвета. Заранее договариваюсь с родителями о том, какого цвета одежда предпочтительнее в этот день. Чтобы не перегрузить детей цветом, все предметы насыщенных густых оттенков выставляются на 2-3 часа, а предметы нежного приятного оттенка на целый день.

 «КОВРИК НАСТРОЕНИЙ» Работа с ним ведется ежедневно. Перед завтраком мы собираемся в кружок, приветствуем друг друга, рассказываем о своем настроении, в соответствии с которым каждый ребенок выбирает определенный цвет квадратика и помещает туда свою фотографию. В течении дня он может самостоятельно перевесить свою фотографию на другой квадратик, если у него поменялось настроение. А вечером перед уходом мы беседуем о прошедшем дне и о переменах в настроении, почему они произошли. Это прекрасная возможность для педагога скорректировать индивидуальную работу с детьми, уделив больше внимания ребенку, который чем-то огорчен или расстроен. Моя задача, создать благоприятные условия для детей, чтобы они уходили домой в хорошем настроении и с радостью шли в детский сад.

"ЦВЕТНАЯ ВОДИЧКА" Вода, налитая в стаканчики разного цвета приобретает новые "свойства" и может быть использована для настроения детей.

«ЗАЖГИ РАДУГУ» На полу расстилается белое полотно с размеченными тесьмой дугами. Детям предлагается «зажечь радугу», т.е. выложить дуги радуги. В этой игре дети учатся взаимодействовать друг с другом, они общаются, придумывают название своей страны, истории про ее жителей. Они могут и сами очутится в этой стране и рассказать о своих приключениях. Учитываю психоэмоциональное состояние детей, их коммуникативные качества. «Холодные» цвета радуги можно предложить «зажечь» детям активным, подвижным. Замкнутым, малоподвижным – теплые. Вариантов объединения детей в группы множество, в зависимости от ситуации, от настроения и поведения детей.

 

Конечных результатов работы говорить еще рано, но уже сейчас можно отметить, что дети стали эмоционально раскованнее. Они стараются дать цветовую характеристику музыке, сказочному герою и его поступкам, погоде, которую наблюдаем на прогулке, своему поведению и поступкам. Например, Денис выбрал черный цвет. «Я плохо себя вел, когда утром шел с братом в садик, но мне очень хочется желтый квадратик, я буду стараться». Это говорит о том, что у детей появляются навыки самоконтроля. Дети хорошо знают и начинают чувствовать цвета и оттенки. Это очень заметно и по рисункам детей. Они яркие и красочные, разнообразные по цветовой гамме. Непосредственный контакт в играх с детьми помог установить доверительные отношения. Используя представленные игры, удается корректировать поведение детей, их настроение, эмоциональное состояние, т.е. создавать благоприятный психологический климат в детском коллективе. Все это, в конечном итоге, благотворно влияет на физическое и психическое здоровье детей.

 

 

Нечаева Ю.В., воспитатель

МАОУ «Гимназия № 5» СП «Детский сад 41»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.013 с.)