Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре с детьми тнр 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре с детьми тнр



 

Физическое воспитание и речевое развитие дошкольников – важные направления коррекционно–педагогической работы. Дети с ТНР имеют нарушения всех видов моторики: общей, мелкой, артикуляционной. Диагностика, проводимая на момент поступления детей в речевую группу, показывает, что у них преобладает повышенный мышечный тонус, моторная напряженность, низкий уровень произвольного слухового внимания и памяти, дошкольники не всегда воспринимают и запоминают речевые инструкции, дыхание поверхностное и слабое (следствие этого - сложность звукообразования, односложность и стандартность построения фраз).

Для улучшения результатов коррекционной работы учитель-логопед и инструктор по физической культуре внедрили в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. Использование этих технологий позволит специалистам решить следующие задачи:

повышение речевой активности воспитанников; снятие напряжения; восстановление работоспособности; улучшение концентрации внимания; снижение трудности переключения с одного вида деятельности на другой; развитие общей, мимической, мелкой и артикуляционной моторики; пространственной ориентации;

физиологического и речевого дыхания; укрепление здоровья детей, как ведущего фактора позволяющего, полноценно усваивать коммуникативные навыки.

В своей работе использовали разные формы взаимодействия:

-взаимообмен данными диагностики;

-координированное планирование совместной деятельности;

-взаимопосещения занятий;

-совместное проведение интегрированной НОД («Путешествие в осенний лес», «Зимняя сказка» и др.);

- родительские собрания и практикумы («Парная гимнастика», «Развиваем речь играя» и др);

-консультации-практикумы для педагогов («Речевые игры на улице», «Пальчики играют –говорить нам помогают», «Пособия для дыхания» и др);

- досуги, развлечения, праздники («Летние олимпийские игры», «Как Баба Яга внука в армию провожала» и др.)

Нами применялись разные здоровьесберегающие технологии:

•   Артикуляционная гимнастика

На индивидуальных, групповых и подгрупповых занятиях. Регулярное выполнение помогает:

 - улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость)

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

- уменьшить напряжённость артикуляционных органов.

•   Мимическая гимнастика

С целью развития лицевых мышц рекомендуется имитация мимических движений с использованием картинок.

•   Пальчиковая гимнастика

Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что способствует развитию внимания, мышления, памяти, благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму.

•   Дыхательная гимнастика

Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5 -10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Используем их как физкультминутки в процессе своего занятия или как его часть.

•   Массаж и самомассаж

Рук и лицевых мышц, ушных раковин.

Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

•   Упражнения на релаксацию

Умение расслабиться поможет детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ.

•   Кинезеологическая гимнастика

 Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. В своей работе мы применяем упражнения Аллы Леонидовны Сиротюк такие как: "Колечко", "Кулак-ребро-кулак", "Ухо-нос" и т.д.

•   Гимнастика для глаз

Упражнения для профилактики нарушений зрения и активизации работы мышц глаз. Используем в работе яркие игрушки, пособия и презентации.

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:

улучшение памяти, внимания, мышления; повышается работоспособность, уверенность в себе; стимулируются двигательные функции; снижает утомляемость; улучшаются пространственные представления; развивается дыхательный и артикуляционный аппарат; стимулируется речевая функция; улучшается соматическое состояние.

Таким образом, взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре позволяет повысить эффективность коррекционно-педагогического воздействия,

увеличить процент здоровых детей, выпущенных с грамотной речью и правильным произношением.

 

Гудкова Н.В,  старший воспитатель
МБОУ «СОШ № 11» СП «Детский сад №32
»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.133 (0.006 с.)