Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Соотношение норм международного права и российского национального законодательства
В России до 1917 г. вопрос о соотношении юридической силы норм международного права и российского национального законодательства не ставился, поскольку тогда международное право находилось в стадии становления. В частности, в Основных государственных законах Российской империи 1906 г. вообще не упоминается о международном праве. В Советском государстве имелось конституционное положение самого общего характера (ст. 29 Конституции СССР), в котором о соотношении норм международного права и советского законодательства ничего не говорилось. Этот вопрос затрагивался в упомянутом выше законе СССР «О порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров СССР», где указывалось, что «в случаях, когда в целях выполнения международного договора СССР необходимо издание закона СССР, указа или постановления Президиума Верховного Совета СССР либо принятие постановления или распоряжения Совета Министров СССР, заинтересованные министерства, государственные комитеты и ведомства СССР по согласованию с Министерством юстиции СССР в установленном порядке представляют предложения о принятии надлежащего акта» (ст. 24). Как видно, эта формула не определяет однозначно приоритета норм международного права или советского законодательства в случае их расхождения. При этом следует заметить, что согласно принятой позже Венской конвенции о праве международных договоров (1986 г.), к которой присоединился СССР (с некоторыми оговорками), «участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора» (ст. 27). К тому времени данный вопрос в международных отношениях стал весьма актуальным, и государство, намереваясь заключать какое-либо международное соглашение, должно внимательно сопоставлять обязательства по этому соглашению и свое внутреннее законодательство. В современной России положение в рассматриваемой сфере определено достаточно четко. Сначала в Декларацию прав и свобод человека и гражданина РСФСР 1991 г. была включена норма о том, что «общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РСФСР и непосредственно порождают права и обязанности граждан РСФСР» (ст. 1). Затем данный вопрос нашел регламентацию в Конституции России 1993 г. Часть 4 ст. 15 Конституции РФ закрепляет, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Такая норма впервые закреплялась в российском национальном законодательстве. Она отражает, во-первых, возросшее в целом влияние международного права на формирование внутригосударственного права в новейшее время и, во-вторых, включение российской правовой системы в этот общемировой процесс. При этом по смыслу конституционной формулы под законом следует понимать как федеральные законы, так и законы субъектов РФ, а также иные нормативные и индивидуальные правовые акты. Однако следует учитывать, что Федеральным конституционным законом от 14.12.2015 № 7-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" в ст. 3 ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" внесена ч. 3.2, дающая Конституционному суду РФ право признавать невозможным исполнение в России решений международных судов, если они нарушают принцип верховенства российской конституции. Следует отметить, что подобная конституционная практика не лишает международное право его самостоятельности и обособленности. Международное право не является отраслью национального права или отраслью национального законодательства. Центром для внутригосударственной правовой системы служит Конституция РФ, а другим центром – международные договоры и соглашения. Общепризнанные принципы и нормы международного права являются нормами jus cogens, т. е. нормами высшего порядка, и все другие нормы должны им соответствовать. Международный суд ООН в решении по делу о делимитации морской границы в районе залива Мэн от 12.10.1984 г. отметил, что термины «принципы» и «нормы» по сути означают одно и то же. Но что следует понимать под «общепризнанными принципами и нормами международного права»? В одном из постановлений Пленума ВС РФ, датированных 2003 г., на этот счет разъяснено следующее.
Под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. К общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного. Содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах ООН и ее специализированных учреждений. Важно подчеркнуть, что международное право становится частью правовой системы, которая представляет собой более широкое понятие, чем система права, но это не часть системы права и не часть системы законодательства России, так как международное право не является отраслью национального права или отраслью национального законодательства. Данное конституционное положение существенно расширяет и усложняет структуру правовой системы Российской Федерации, создавая дуализм ее активных центров: таким центром для внутригосударственной правовой системы служит Конституция РФ, но вместе с тем и международные договоры и соглашения. Более того, в сфере законодательства Конституция РФ устанавливает, что если международным договором предусмотрены иные правила, чем закрепленные законом, то применяются нормы международного договора (ч. 4 ст. 15). Приоритет международных норм объясняется следующими обстоятельствами: 1) международное право представляет собой общечеловеческую ценность, поскольку аккумулирует достижения человеческой цивилизации, совокупный опыт всех или многих стран за многовековой период существования; 2) по содержанию международное право является общедемократическим, так как основным способом создания международных норм и принципов выступает согласование воль государств с различным общественным строем, с различными правовыми системами. Международные акты носят наднациональный характер; 3) межгосударственное право служит фактором сближения различных правовых систем и, следовательно, расширения рамок правового пространства для общения различных народов. 4) признанием субъектом международного права личности. Из этого вытекает возможность личности обращаться в международные судебные органы за защитой своих прав и свобод человека, если исчерпаны внутригосударственные средства защиты этих прав. Законодатель должен ориентироваться при принятии новых законов на важнейшие международные акты в области прав и свобод человека. Суды и другие правоприменительные органы при рассмотрении споров или иных конфликтов должны ссылаться прямо на нормы международных актов, подписанных и ратифицированных Российской Федерацией. Конституционный суд РФ в ряде своих решений использует такого рода ссылки. Например, при проверке конституционности некоторых норм ранее действовавшего Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан Конституционный Суд в постановлениях от 2 февраля 1996 г., от 16 марта 1998 г., от 15 января 1999 г. ссылался на Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), а также на Конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г.
В печати приводились также случаи, когда нижестоящие суды, рассматривая иски физических лиц, ссылались на международные конвенции. Например, один из судов Свердловской области при рассмотрении иска рабочего к заводу по поводу выплаты ему вместо заработной платы талонов сослался на Конвенцию МОТ, которая устанавливает защиту заработной платы и запрещает использовать различные формы оплаты труда работников (купоны, векселя и др.) вместо выплаты исключительно денег, имеющих хождение в стране. Обращает на себя внимание тот факт, что международное право используется для решения глобальных проблем, имеющих общепланетарное значение. Интересен вопрос о соотношении норм международных договоров и норм Конституции России. В данном случае должно вступать в действие положение ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», согласно которому «если международный договор содержит правила, требующие изменения отдельных положений Конституции России, решение о согласии на его обязательность для России возможно в форме федерального закона только после внесения соответствующих поправок в Конституцию России или пересмотра ее положений в установленном порядке (ст. 22). Такая ситуация еще не имела места в практике, однако она может возникнуть в связи с договором России с Беларусью о создании Союзного государства, подписанного и ратифицированного обеими сторонами в декабре 1999 г. Таким образом, нормы международных договоров не могут иметь большую силу над нормами Конституции. Отметим также еще один аспект данной темы. В Конституции РФ говорится о приоритете норм международных договоров Российской Федерации над нормами российского права. Об общепризнанных принципах и нормах международного права в таком аспекте упоминания нет. Из этого следует, что последние не имеют преимущества над нормами российского законодательства. Однако многие общепризнанные принципы и нормы международного права уже нашли отражение в международных договорах.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.226.100 (0.01 с.) |