Интернационализация российского права в современных условиях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интернационализация российского права в современных условиях



 

Отметим, что согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Положения этой статьи Конституции РФ применимы для всех форм интернационализации.

Так, гармонизация, направленная на обеспечение совместимости национального права с международным правом и в определенной степени с правом других государств, в частности, предполагает:

1) исключение из законодательной базы действующих нормативных правовых актов, образующих логическое несоответствие или принципиальное противоречие международному праву;

2) приведение действующих нормативных правовых актов в соответствие с основополагающими принципами и нормами международного права и положениями международных договоров посредством их изменения или дополнения;

3) принятие новых национальных нормативных правовых актов, соответствующих принципам и нормам международного права.

Более «жесткой» формой интернационализации является унификация, ставящая целью введение в правовые системы двух и более государств абсолютно идентичных правовых норм. Одним из способов унификации российского права является международно-договорной метод. Он предусматривает заключение Российской Федерацией международного договора, в котором содержатся унифицированные нормы с целью их последующего включения в свое законодательство. Такие договоры могут заключаться в рамках двустороннего или многостороннего партнерства. Унифицированные нормы могут содержаться и в нормах международных договоров. В настоящее время существует множество международных договоров, содержащих унифицированные нормы, в которых Российская Федерация принимает свое участие. К ним, в частности, можно отнести Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Соглашение об упрощении и унификации процедур таможенного оформления на таможенных границах, Конвенцию об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок и т.д.

Примером унификации в рамках двухстороннего партнерства может являться договор о создании Союзного государства РФ и Республики Беларусь. Так, согласно ст. 20 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании Союзного государства в Союзном государстве действует унифицированное, а затем и единое законодательство, регулирующее хозяйственную деятельность, в том числе гражданское и налоговое законодательство.

Как известно, одной из старейших форм интернационализации является рецепция, суть которой сводится к заимствованию, восприятию определенной национальной правовой системой принципов, институтов, основных черт правовой системы другого государства. В определенной мере российской правовой системе рецепция становится известной уже на первоначальных этапах ее зарождения. Это было связано с заимствованием традиций государственного управления и регулирования общественных отношений из Византии и с принятием Христианства на Руси.

Наиболее часто рецепция связывается с заимствованием национальными системами положений римского права. Значительное его влияние на российскую правовую систему прослеживалось в законодательстве Российской империи, однако в советское время данное влияние ослабло. В постсоветский период произошло «возрождение» рецепции римского права, привнесшее в правовую систему нашей страны новые или обновленные институты частного права: юридического лица, брачного договора, обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств и т.д.

Как мы отмечали ранее, важной формой интернационализации в последнее время становится стандартизация, суть которой сводится к включению в национальную правовую систему некоторых положений международного права, наличие которых в нем оценивается как показатель позитивности законодательства страны для мирового сообщества. Эти положения, по сути, являются мировыми стандартами. Среди них выделяются международные правовые стандарты в области прав и свобод человека. Эти стандарты провозглашаются в таких международных документах как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция о защите прав человека и основных свобод всеобщими и универсальными ценностями. Данные стандарты получили свое закрепление в конституциях и иных нормативных правовых актах ряда государств, в том числе и в России.

К международным правовым стандартам, являющимся актуальными в настоящее время, относятся положения в области экологии, интеллектуальной собственности, борьбы с коррупцией и терроризмом. Во всех этих сферах приняты соответствующие федеральные законы, включающие в себя международные правовые стандарты. Приведем некоторые из них.

В области экологии приняты Федеральные законы Российской Федерации: от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и др. Данные законы базируются на международно-правовых стандартах охраны окружающей среды, зафиксированные в международных документах, среди которых, например, Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия и др.

Международно-правовые стандарты в сфере борьбы с терроризмом содержатся в таких международных документах, как Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма, Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма, Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма, Европейская конвенция о пресечении терроризма и др. Данные стандарты были отражены в Уголовном кодексе Российской Федерации, Федеральном законе от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Федеральном законе от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и др. нормативно-правовых актах.

Введение этих стандартов повышает роль международного права в охране окружающей среды, борьбе с международным терроризмом, в решении других глобальных проблем, стоящих перед человечеством.

Одной из важнейших форм интернационализации права является имплементация, которая предполагает деятельность государства, направленную на реализацию норм международного права. Внешне имплементация права похожа на гармонизацию права. Но между ними существует тонкая граница. Гармонизация ставит целью включение положений международного права в российское законодательство для построения сбалансированного правового поля (т.е. для его гармонизации в рамках международного права). Имплементация же ставит целью включения положений международного права для исполнения государством взятых на себя обязательств.

В этом аспекте очень важен Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», регламентирующий порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров Российской Федерации. Отметим некоторые его положения, носящие принципиальный характер и определяющие процесс имплементации права:

Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права — принципу добросовестного выполнения международных обязательств (абз. 3 преамбулы);

1) для осуществления иных положений международных договоров РФ, чем положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, принимаются соответствующие правовые акты (п. 3 ст. 5);

2) предложения о заключении международных договоров РФ, устанавливающих иные правила, чем предусмотренные законодательством РФ, представляются Президенту РФ или в Правительство РФ по согласованию с Министерством юстиции РФ (п. 1 ст. 10);

3) если международный договор содержит правила, требующие изменения отдельных положений Конституции РФ, решение о согласии на его обязательность для Российской Федерации возможно в форме федерального закона только после внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ или пересмотра ее положений в установленном порядке (ст. 22);

4) международный договор подлежит выполнению Российской Федерацией с момента вступления его в силу для Российской Федерации (п. 3 ст. 31).

Следует подчеркнуть, что все рассмотренные формы интернационализации права взаимосвязаны и отображают сложный механизм преодоления правовой дисгармонии между национальными правовыми системами, укрепляющий позиции международного права. В процессе интернационализации права, суть которой заключается в распространении общепризнанных принципов, норм и иных положений международного права на национальное право отдельных государств, в сближении нормативного содержания национального права отдельных стран, иногда трудно вычленить ту или иную форму. Однако в процессе интернационализации права чаще всего выделяют такую ее форму, как имплементация. Поэтому далее, рассматривая закрепление и применение общих принципов и норм международного права в российской правовой системе, мы будем говорить, прежде всего, об имплементации.

Имплементация многоаспектна и включает в себя различные методы. Один из них заключается в применении норм международного права непосредственно в качестве норм внутригосударственного права, что в целом приводит к изменению в системе права страны. Как мы показали выше, из п. 3 ст. 5 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» следует, что положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Данное положение Федерального закона получило развитие в других нормативных правовых актах. Так, в ч. 1 ст. 82 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отмечается, международные договоры Российской Федерации в области охраны окружающей среды, не требующие для применения издания внутригосударственных актов, применяются к отношениям, возникающим при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, непосредственно.

Существуют и иные методы изменения национального законодательства, в частности, путем:

· принятия нормативных актов, укрепляющих позиции международного права или вводящих соответствующие его нормы.
Примером является принятие Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» во исполнение обязательств по Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции;

· внесения изменений, дополнений в действующие нормативно-правовые акты.
Показателен Федеральный закон от 30.12.2008 № 322-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции, пересматривающей Конвенцию 1958 года об удостоверениях личности моряков (Конвенции № 185)». В некоторых случаях происходит точное воспроизведение во внутригосударственных законах формулировок международно-правовых актов путем принятия государством норм национального права, направленных на выполнение международных обязательств. Подобный способ был применен в УК РФ применительно к статьям 357, 358, 359, которые текстуально повторяют некоторые нормы международного права (соответственно: геноцид, экоцид, наемничество) и конкретизируют их к особенностям правовой системы нашего государства;

· признания утратившими силу отдельных норм права, либо всего нормативно-правового акта.
Примером является принятие Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», признающего утратившим силу Федеральный закон от 29.04.1999 № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Следует отметить, что данные изменения были произведены после ратификации нашим государством Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО на 33-й сессии в городе Париже 19 октября 2005 г.

Еще одним методом имплементации права является отсылка. Суть данного метода заключается в использовании правил, установленных международными договорами или обычаями, для регулирования внутригосударственных общественных отношений в соответствующей области. Отсылочная норма лишь санкционирует применение норм «чужой» правовой системы в сфере действия данной системы права. Отсылка составляет содержание специально принятой внутригосударственной нормы, согласно которой правила и установки, являющиеся международно-правовыми, в определенных случаях начинают рассматриваться и как внутригосударственные. Практически отсылка к международно-правовому договору есть не что иное, как отсылка к содержащимся в нем правилам. Например, положения, содержащиеся в статьях раздела XII УК РФ, так или иначе отсылают к нормам международного права.

С начала 1990-х гг. практически во всех крупных российских законах либо содержатся ссылки на нормы международного права, либо нормы основываются на соответствующих международных пактах, конвенциях и других соглашениях, регулирующих различные сферы общественных отношений, либо отдельные положения из них включаются в тексты российских законодательных актов. Тем самым происходит достаточно активная имплементация международного права в российское национальное законодательство. Это новое для развития российской правовой системы хорошо видно на примере многих законодательных актов.

Так, в Гражданском кодексе РФ указывается, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации» (ч. 1 ст. 7). Подчеркивается также, что международные договоры Российской Федерации применяются к гражданско-правовым отношениям (определенным в ч.1 и 2 ст. 2 ГК РФ) непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта.

При этом если международным договором, заключенным Россией, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора (ч. 2 ст. 7). Как видно, законодатель здесь посчитал необходимым повторить как некоторые конституционные формулировки в рассматриваемой сфере, так и положение из рассмотренного выше ФЗ «О международных договорах Российской Федерации». Тем самым осуществляется взаимосвязь российских законодательных актов, регулирующих различные области социальных отношений.

В Арбитражно-процессуальном кодексе России (1995 г.) также повторяется положение о том, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила судопроизводства, чем те, которые предусмотрены российским законодательством, то применяются правила международного договора (ст. 3). Точно такие же положения включены в тексты ФЗ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара» (1992 г.), «О правовой охране типологий интегральных схем» (1992 г.), «О селекционных достижениях» (1993 г.), «О защите прав потребителей» (1992 г.), «Об авторском праве и смежных правах» (1993 г.), Гражданско-процессуального кодекса РСФСР 1964 г. в редакции 1999 г., Таможенного кодекса России (1995 г.), Арбитражного процессуального кодекса России (1995 г.), Семейного кодекса России (1995 г.), Лесного кодекса России (1997 г.), Воздушного кодекса России (1997 г.), Налогового кодекса России (1998 г.) и др.

Введение нормативного положения о приоритете правил международных договоров над нормами российского законодательства предполагает наличие соответствующих действующих международных соглашений, и часто бывает, что по сфере регулирования тем или иным российским законом таких соглашений может быть несколько. Например, вопросы, охватываемые частью четвертой ГК РФ, на международном уровне регулируются Всемирной конвенцией об авторском праве 1971 г., Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений 1971 г., Конвенцией об охране производителей фонограмм от незаконного производства их фонограмм 1971 г., Конвенцией, утверждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности 1967 г., Конвенцией о распространении несущих программы сигналов. передаваемых через спутники 1974 г., двухсторонними соглашениями по данным вопросам с Австрией, Арменией, Болгарией, Венгрией, Кубой, Малагасийской Республикой, Польшей, Словакией, Чехией, Швецией (по большинству этих соглашений Россия выступает в роли правопреемника СССР).

Итак, в настоящее время в России принято достаточно много законов и иных нормативных актов, основывающихся на заключенных Россией (ранее СССР) международных соглашениях в различных сферах общественных отношений, а также воспринявших многие общепризнанные принципы и нормы международного права.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.16.90 (0.013 с.)