Международно-правовое определение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международно-правовое определение.



· Резолюция Парламентской Ассамблеи Совета Европы, принятая в 2003 г., содержит следующее определение: «экстремизм представляет собой форму политической деятельности, явно или исподволь отрицающую принципы парламентской демократии и основанную на идеологии и практике нетерпимости, отчуждения, ксенофобии, антисемитизма и ультра-национализма».

· «Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» от 15 июня 2001 г. даёт следующее определение понятия «экстремизм» (п. 3 ч. 1 ст. 1): э кстремизм — какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон.

В России юридическое определение того, какие действия считаются экстремистскими, содержится в статье 1 Федерального Закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». В соответствии с поправками от 25 декабря 2012 г. к экстремистской деятельности (экстремизму) относятся:

· насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

· публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

· возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

· пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

· нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

· воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

· воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

· совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части 1 статьи 63 Уголовного кодекса РФ;

· пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;

· публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

· публичное заведомо ложное обвинение лица, занимающего государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

· организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

· финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путём предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

В России статьи Уголовного кодекса, предусматривающие ответственность за экстремизм, применяются очень широко (чаще всего по части 1 статьи 282 УК РФ). В 2013—2015 годах число осужденных по этим статьям увеличилось более, чем вдвое.

По мнению ряда журналистов, в России начала XXI века термин «экстремизм» приобрёл однозначно отрицательный смысл и главным образом используется в государственных СМИ с целью:

· создания негативного имиджа и уголовного преследования общественных активистов, членов оппозиционных движений, независимых журналистов;

· создания негативного имиджа националистических и/или религиозных движений и организаций, дискредитации их позиций и взглядов и легитимации их запрещения.

Известны случаи возбуждения уголовных дел по статье 282 УК РФ за высказывания в интернете (в частности, за оскорбления сотрудников правоохранительных органов — полицейских, которых признают «социальной группой»).

Терроризм и экстремизм являются стратегической угрозой национальной безопасности Российской Федерации. Объекты его посягательств - внутренняя и внешняя безопасность страны, независимость и суверенитет государства, основы общественного строя, политическая организация общества, государственная власть и ее институты, безопасность граждан и материальные ценности.

В отечественной литературе выделяют 3 основных формы экстремизма: политический, национальный и религиозный. Некоторые исследователи добавляют также бытовой, поведенческий, возрастной. Другие выделяют: открытое использование вооруженного или иного насилия; целенаправленное разжигание вражды по национальным, расовым, религиозным, социальным, идеологическим мотивам; силовое давление на противостоящую сторону, связанное с ограниченным использование насилия, но оказанием замаскированного психологического воздействия.

Изучение «первоисточников» новых псевдорелигиозных учений убеждает, что они не имеют духовной связи с основными религиями, а преследуют корыстные цели под ширмой религиозности, а иногда просто представляют бредовые идеи, используемые для запугивания вербуемых.

Лидеры сект следят, чтобы завербованные не опомнились и не осмыслили ситуации, что достигается изнурительным трудом, голодной диетой, дефицитом сна, физической и информационной изоляцией.

Наибольшую тревогу сегодня создают различные секты, представляющие экстремизм, численностью до 150 неправительственных организаций. Исследователи только в происламском течении отмечают 3 основных направления:

1) Суннитские организации, тяготеющие к Саудовской Аравии (типа ассоциации «Братья-мусульмане», созданной в Египте в 1920 году);

2) Проиранские организации (преимущественно, шиитские) «Хезболлах», «Аль-Джихад аль-ислами» и другие;

3) Палестинские, курдские и другие группировки националистического и сепаратистского толка.

Большинство из них имеют транснациональный характер.

Терроризм как разновидность экстремизма склонны рассматривать ряд исследователей, хотя эти утверждения не бесспорны. Проблема в нерешенности соотношения категорий экстремизма и терроризма в законодательстве. Спор теоретиков о том, что «терроризм - это крайняя форма экстремизма» или «экстремизм выступает в качестве подчиненного терроризму понятия», является феноменом, оправдывающим терроризм.

Главным управлением по противодействию экстремизму МВД России совместно с территориальными органами МВД России, ФСБ России, ФМС России и органами прокуратуры по субъектам Российской Федерации постоянно проводится целенаправленная работа по предупреждению террористических актов, обеспечению безопасности граждан, жилья, объектов жизнеобеспечения, крупных промышленных объектов от преступных посягательств. Осуществляются мероприятия по противодействию созданию преступных этнических группировок из числа мигрантов, проповедующих националистические идеи, а также легализации на территории регионов лиц, причастных к международным экстремистским организациям.

Первостепенное значение в предотвращении преступлений анализируемой категории имеет профилактика, разъяснительная работа, особенно среди молодых людей, подверженных деструктивному влиянию идеологии терроризма.

 

Терроризм

 

Методы и практика терроризма представляют собой грубое пренебрежение законом и моралью, препятствуют международному сотрудничеству, ведут к подрыву демократических основ любого государства. Помимо экономического ущерба и политических последствий терроризм разрушает духовные и культурные ценности, которые впоследствии невозможно воссоздать веками.

Терроризм – один из вариантов тактики политической борьбы, связанный с применением идеологически мотивированного насилия. Суть терроризма – насилие с целью устрашения.

Субъект террористического насилия – отдельные лица или неправительственные организации. Объект насилия – государственная политика; власть в лице отдельных государственных служащих или общество в лице отдельных граждан (в том числе иностранцев, или госслужащих иных государств). Кроме того – частное и государственное имущество, инфраструктуры, системы жизнеобеспечения.

Цель насилия – добиться желательного для террористов развития событий – революции, дестабилизации общества, развязывания войны с иностранным государством, обретения независимости некоторой территорией, падения престижа власти, политических уступок со стороны власти и т.д.

Определение терроризма представляется непростой задачей. Формы и методы террористической деятельности существенно менялись со временем. Это явление имеет устойчивую негативную оценку, что порождает произвольное толкование. С одной стороны, существует тенденция неоправданно расширенной трактовки, когда некоторые политические силы без достаточных оснований называют террористами своих противников. С другой – неоправданного сужения. Сами террористы склонны называть себя солдатами, партизанами, диверсантами в тылу противника и т.д. Отсюда трудности как юридически-правовых дефиниций, так и общетеоретического осмысления терроризма.

Законодатели разных стран не пришли к единому определению терроризма. Исследуя и обобщая деяния и признаки составов преступлений террористической направленности, записанных в Уголовных кодексах государств – участников СНГ, В.П.Емельянов конструирует следующее определение терроризма: терроризм – это публично совершаемые общеопасные действия или угрозы таковыми, направленные на устрашение населения или социальных групп, в целях прямого или косвенного воздействия на принятие какого-либо решения или отказ от него в интересах террористов.

Терроризм связан с более общим, родовым для него понятием террора. Террор – способ управления обществом посредством превентивного устрашения. К этому способу политического действия могут прибегать как государство, так и организации (или силы) ставящие перед собой политические цели. Многие годы тактика превентивного устрашения, вне зависимости от характера субъекта террористического действия, обозначалась общим понятием террор. В 1970–1980-х сложилось терминологическое различение террора и терроризма. Сегодня «террор» трактуется как нелегитимное насилие со стороны государства по отношению к обществу в целом либо к диссидентам и оппозиции. «Терроризм» – практика нелегитимного насилия, реализуемая противостоящими государству силами и организациями.

Террор опирается на насилие и достигает своих целей путем демонстративного физического подавления любых сколько-нибудь активных противников с тем, чтобы запугать и лишить воли к сопротивлению всех потенциальных противников власти. Важно подчеркнуть, террор – политика превентивного насилия и это отличает его от самых жестких репрессий по отношению к нарушителям законов. К террору прибегает власть, стремящаяся радикальным образом изменить существующий порядок вещей. В таких случаях, как иностранное завоевание, или социальная революция, или утверждение авторитаризма в обществе с демократическими традициями – то есть всякий раз, когда политическая реальность изменяется радикально, и эти перемены неизбежно вызывают сопротивление значительной части общества – в арсенале политических стратегий новой власти лежит политика террора.

Слова «терроризм», «террорист», «теракт» представляют собой кальки с английского (terrorism, terrorist, act of terrorism). По своему исходному смыслу, все они связаны с террором, как политикой устрашения. Но здесь решающее значение приобретают различия. Прежде всего, субъектом террористической деятельности, то есть террористом, как правило, является не государство, а организации, ставящие перед собой политические цели – приход к власти, дестабилизацию общества, подталкивание его к революции, провоцирование вступления в войну и т.д.

Обязательное условие терроризма – резонанс террористической акции в обществе. Терроризм принципиально декларативен. Широкое распространение информации о теракте, превращение его в наиболее обсуждаемое событие представляет собой ключевой элемент тактики терроризма. Оставшийся незамеченным или засекреченный теракт утрачивает всякий смысл.

 Это отличает террористический акт от таких близких явлений, как диверсия или политическое убийство. Диверсия – силовая акция подрывного характера осуществляемая спецслужбами государства. Диверсия ценна непосредственным уроном противнику, общественный резонанс операции не интересует диверсанта и даже опасен. В идеале диверсия имитирует техногенную катастрофу, несчастный случай или силовую акцию, совершенную другой силой. Такие диверсии, как политические убийства, совершенные спецслужбами, реальные исполнители предпочитают сваливать на ложных виновных.

Общественный резонанс на террористический акт необходим террористам для изменения общественных настроений. Теракты воздействуют на массовую психологию. Террористические организации демонстрируют свою силу и готовность идти до конца, жертвуя как собственными жизнями, так и жизнями жертв. Террорист громогласно заявляет, что в этом обществе, в этом мире есть сила, которая ни при каких обстоятельствах не примет существующий порядок вещей и будет бороться с ним до победы, или до своего конца.

Террористический акт:

1) Демонстрирует обществу бессилие власти. В той точке времени и пространства, где произошел теракт, власть утратила монополию на насилие, были вызывающе нарушены законы и установления власти. В зоне теракта реализовалась альтернативная власть.

2) Создает прецеденты активного неповиновения и силового противостояния власти. Идеологи терроризма называют это «пропагандой действием». Теракт содержит в себе призыв к силам, сочувствующим делу террористов, присоединиться к активному противостоянию власти.

3) Как правило, активизирует любые силы и настроения, оппозиционные власти, в том числе и дистанцирующиеся от тактики терроризма. Теракт трактуется как бесспорный признак острого кризиса в обществе. Все это подталкивает общество, а за ним и власть, к уступкам политическим силам, использующим тактику терроризма.

4) Ударяет по экономике, снижает инвестиционную привлекательность страны, ухудшает ее имидж, снижает поток международных туристов и т.д.

5) Подталкивает страну к радикализации политического курса, к авторитарным формам правления. Часто такая эволюция соответствует целям террористов.

В России первые попытки правового определения терроризма по содержанию проявлений относятся к XVI в., когда формировалось понятие «хитрость» (аналог «прямого умысла» в современном праве). Этот термин, весьма широко использовавшийся Судебником 1550 г., трансформировался в течение столетия в «умышление», которое в Соборном Уложении 1649 г. представлено в трех формах: умышление статей на убийства; воровской умысел (совершение наиболее тяжких общеуголовных преступлений организованными преступными группами); государственные преступления и посягательства против государя (умышление на его здоровье, завладение государством, поджог города и др.)».

В 1850-х в эмиграции начал формироваться круг теоретиков революционного насилия. Осмысливая опыт Великой французской революции, европейских революций 1848, Парижской коммуны, опыт конспиративной организации «Молодая Италия», теоретики будущей революции нащупывают эффективные организационные и тактические формы насильственного изменения общественного строя в России.

За словами последовали действия. Член группы Ишутина Д.Каракозов в 1866 году совершает неудавшееся покушение на Александра II. В 1887 в Париже на жизнь царя покушается польский эмигрант А.Березовский. В 1878 был убит жандармский генерал Мезенцев. В 1879 – харьковский губернатор Кропоткин (двоюродный брат знаменитого анархиста). В 1879 в России возникла террористическая организация «Народная воля». В 1879 народовольцы вынесли «смертный приговор» Александру II. Было сделано восемь покушений. Последнее – 1 марта 1881 завершилось убийством царя.

В начале царствования Николая II произошла консолидация революционных сил самых разных ориентаций. В начале 20 века в Росси совершается серия громких политических убийств.

Пожалуй, самым жестоким проявлением терроризма, был период падения Российской империи. Ведь большевики, под видом борьбы за свободу уничтожали одну из самых процветающих стран в мире, безжалостно и хладнокровно истребляя своих братьев, сестер, матерей и отцов.

Февральская и октябрьская революции(1917) знаменовали собой новый этап в истории российского терроризма. Устанавливая свою власть, большевики столкнулись с противодействием широкой коалиции политических и социальных сил. Враги Советской власти, естественно, обратились и к тактике терроризма. Они опирались на полувековую традицию, кадры профессионалов, сложившиеся структуры терроризма. Но тут выяснилось, что терроризм эффективен только лишь в обществе, идущем по пути либерализации. Тоталитарный режим противопоставляет разрозненному терроризму антиправительственных сил систематический и сокрушительный государственный террор.

Распад Советского Союза и, как следствие, обострение политических, социальных, национальных и религиозных противоречий на Кавказе, возникновение здесь нелегального рынка оружия - все это привело к стремительному росту преступности, а затем - к разгулу терроризма.

 

Терроризм представляет собой наиболее опасный (по критерию вложенные ресурсы / полученный результат) способ политической дестабилизации общества. Такие способы дестабилизации как военная интервенция, восстание, развязывание гражданской войны, массовые беспорядки, всеобщая забастовка и др. требуют значительных ресурсов и предполагают широкую массовую поддержку тех сил, которые заинтересованы в дестабилизации. Для разворачивания кампании террористических актов достаточно поддержки дела террористов сравнительно узким слоем общества, небольшой группой согласных на все крайних радикалов и скромных организационно-технических ресурсов. Терроризм подрывает власть и разрушает политическую систему государства. Юристы относят террористические действия к категории «преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства».

Согласно общему мнению правоведов, терроризм в любых своих формах является наиболее общественно опасным из всех преступлений, описываемых уголовным законодательством (в санкциях статей, предусматривающих уголовную ответственность за преступление террористического характера, должно быть самое суровое наказание, из всех видов наказаний предусмотренных уголовным законом).

Формы и методы терроризма. Анализируя методы террористической деятельности, исследователи выделяют:

1) взрывы государственных, промышленных, транспортных, военных объектов, редакций газет и журналов, различных офисов, партийных комитетов, жилых домов, вокзалов, магазинов, театров, ресторанов и т.д.;

2) индивидуальный террор или политические убийства – чиновников, общественных деятелей, банкиров, сотрудников правоприменяющих органов и т.д.;

3) политические похищения. Как правило, похищают крупных государственных деятелей, промышленников, журналистов, военных, иностранных дипломатов и т.д. Цель похищения – политический шантаж (требования выполнения определенных политических условий, освобождения из тюрьмы сообщников, выкуп и т.д.);

4) захват учреждений, зданий, банков, посольств и т.д., сопровождающийся захватом заложников. Чаще всего за этим следуют переговоры с представителями властей, но история знает и примеры уничтожения заложников. Обладание заложниками позволяет террористам вести переговоры «с позиции силы». Сегодня это одна из наиболее распространенных форм терроризма;

5) захват самолетов, кораблей или других транспортных средств, сопровождающийся захватом заложников. Данная форма террористической деятельности получила широкое распространение в 1980-х годах;

6) ограбление банков, ювелирных магазинов, частных лиц, взятие заложников с целью получения выкупа. Грабежи – вспомогательная форма террористической деятельности, обеспечивающая террористов финансовыми ресурсами;

7) несмертельные ранения, избиения, издевательства. Данные формы террористического нападения преследуют цели психологического давления на жертву и одновременно являются формой так называемой «пропаганды действием»;

8) биологический терроризм. Например, рассылка писем со спорами сибирской язвы;

9) использование отравляющих веществ и радиоактивных изотопов.

Арсенал методов и форм терроризма постоянно расширяется. Сейчас уже говорят о компьютерном терроризме. В принципе, любые инфраструктуры общества, любые промышленные объекты, технологические структуры, хранилища отходов, повреждение которых чревато экологическими катастрофами, могут стать объектом атаки террористов.

Значимость терроризма как фактора стратегических угроз национальной безопасности Российской Федерации существенно возросла, а трагедии в России в начале 21-го века (Беслан, Норд-Ост и др.) коренным образом изменила восприятие российским обществом характера и степени этой угрозы. В целом российское общество сегодня переживает кризис безопасности. Подавляющее число россиян считают, что их безопасность уменьшилась после распада СССР. Они не удовлетворены проводимой государством внешней политикой, испытывают недовольство тем, как государство защищает права соотечественников, проживающих за границей. А в ощущении безопасности все больше стал играть заметную роль терроризм.

 

Терроризм, имея весьма сложное содержание, затрагивает национальную безопасность страны на всех ее уровнях - межгосударственном, государственном, межнациональном, национальном, классовом и групповом. Кроме того, внутренний и международный терроризм нарушает способность нации к самосохранению, самовоспроизводству и саморазвитию.

Внутригосударственный и международный терроризм несут в себе угрозу аналогичного характера. Вообще, граница между этими видами терроризма настолько зыбкая (по мнению большинства ученых, террористические акты, совершаемые в России - это проявления именно международного терроризма), что четкое разделение угроз от них весьма затруднительно.

Исследователи выделяют 2 группы объектов национальной безопасности России, на которые может быть направлена террористическая активность: Первую группу объектов составляют общие объекты посягательств, в отношении которых выдвигаются цели их ослабления или уничтожения. Это внутренняя и внешняя безопасность страны, ее международные связи, положение и интересы, независимость и суверенитет государства, основы общественного строя, политическая организация общества, государственная власть и ее институты, безопасность граждан.

Вторая группа объектов включает безопасность людей и различных материальных объектов: жизнь, здоровье, свобода конкретных лиц и групп; нормальное функционирование и физическая целостность предметов и сооружений. Это объекты непосредственного террористического воздействия. Применяя различным образом насилие по отношению к лицам или конкретным материальным объектам, террористические организации рассчитывают на достижение выдвинутых ими целей и задач ослабления и подрыва общих объектов терроризма.

Принимая во внимание Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, утверждённую указом Президента РФ от 31.12. 2015 г. № 683, можно заключить, что терроризм несет угрозу экономической, внутриполитической, социальной, духовной, международной, информационной, военной, пограничной и экологической сферам государства. Остановимся на каждом из этих аспектов более подробно.

Угроза экономической сфере государства со стороны терроризма проявляется не только в людских и материальных потерях, но и в снижении инвестиционной привлекательности, ухудшении имиджа страны, блокировании функционирования туристической индустрии и пр.

Терроризм угрожает национальной безопасности России в сфере внутриполитических интересов, нарушая стабильность конституционного строя, институтов государственной власти, обеспечение гражданского мира и национального согласия, несет угрозу территориальной целостности, единству правового пространства, правопорядку и завершению процесса становления демократического общества. Подрывается доверие к власти, не способной гарантировать жизнь, здоровье, спокойствие граждан и, следовательно, ответственности за это.

Угроза интересам страны в социальной сфере проявляется в разрушении экономической и политической системы жизни общества, невозможности достижения высшей ценности общества - в его собственном благополучии. Терроризм нарушает главное неотъемлемое право каждого человека - право на жизнь. За 12 лет антитеррористической войны в Чеченской Республике суммарные потери составили около 45 тыс. человек. Свыше полумиллиона жителей Чечни и прилегающих территорий вынуждены были покинуть свои дома.

Терроризм представляет угрозу национальной безопасности России в духовной сфере, нарушая сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного потенциала страны. Террористическую угрозу в данной сфере жизни общества конкретизирует Доктрина информационной безопасности Российской Федерации 2016 г., согласно которой, террористические вызовы затрудняют духовное возрождение многонационального народа России, несут угрозу конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни, а также индивидуальному, групповому и общественному сознанию.

Угроза терроризма национальной безопасности страны в международной сфере наиболее точно сформулирована в Концепции внешней политики Российской Федерации 2016 г., в соответствии с которой к внешнеполитическим целям террористических актов могут быть отнесены следующие: ослабление международных связей или ухудшение отношений России с государствами западного и мусульманского мира, срыв международных акций по разрешению международных конфликтов, выражение осуждения или протеста против тех или иных акций России на международной арене, компрометация страны как источника международного терроризма в глазах мирового сообщества, ухудшение интеграции России в европейские структуры безопасности и сотрудничества.

Терроризм представляет угрозу национальной безопасности России в информационной сфере, затрудняя соблюдение конституционных прав и свобод граждан в области получения и пользования информацией, а также защиту государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа. Информационная война, которую ведут террористические организации, затрудняет реализацию принципа недопущения пропаганды и агитации, способствующих разжиганию социальной, расовой, национальной и религиозной ненависти и вражды, а также подразумевает использование информации как оружия в экономической и политической борьбе.

В ходе научно-технического прогресса государства все более попадают в зависимость от высоких технологий, включая компьютеры, от которых все больше зависит управление жизненно важной национальной инфраструктурой. В связи с этим, другое направление террористической угрозы в информационной сфере - это нарушение безопасности информационных ресурсов от несанкционированного доступа, в т.ч. информационных и телекоммуникационных систем федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансово-кредитной и банковской сфер, сферы хозяйственной деятельности, а также систем и средств информатизации вооружения и военной техники, систем управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами.

Терроризм угрожает национальным интересам России в военной и пограничной сферах, которые заключаются в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства. В экологической сфере терроризм нарушает обеспечение сохранения и оздоровления окружающей среды. В последнее время все чаще исследователи обращают внимание на возникновение нового вида терроризма - экологического. Экологический терроризм - воздействие на окружающую среду путем заражения атмосферного воздуха, почвы, земли или водоемов экологически опасными веществами, могущими нести угрозу здоровью и жизни людей и животных, а также растительному миру. Ситуация значительно усугубится при использовании террористами оружия массового поражения. В этой связи особое внимание следует уделить угрозе, которую несет терроризм национальной безопасности России в случае применения химического, биологического, ядерного и радиационного оружия.

Основная масса преступлений террористической направленности приходится на Северо-Кавказский регион. В настоящее время активность бандформирований, преступных террористических группировок в большей степени проявляется в Республике Дагестан.

Терроризм и экстремизм признаны опаснейшими угрозами безопасности, ощущаемыми как на глобальном и национальном, так и на региональном уровнях. Их можно обнаружить практически в любом регионе мира, как правило, в связке с иными угрозами, создаваемыми социально-экономическим упадком, организованной преступностью, трафиком наркотиков, оружия и людей, религиозным фундаментализмом, распространением оружия массового уничтожения, преступлениями в области информационных технологий.

Повышенное внимание мирового сообщества к проблеме терроризма обусловлено тем, что данное явление представляет серьезную угрозу не только для отдельных государств, но и для глобальной безопасности. Перерастая узкокриминальные рамки, выходя за пределы компетенции правоохранительных органов и спецслужб, терроризм стал серьезным инструментом политической борьбы, заставляя политическое руководство стран уделять пристальное внимание антитерро- ристической проблематике.

В совместном заявлении России и Европейского союза по борьбе с терроризмом, подписанном в ходе саммита Россия-ЕС 28 января 2014 года, стороны отметили, «что терроризм, несмотря на имевшиеся в последние годы успехи в борьбе с этим вызовом, продолжает оставаться одной из серьезнейших и постоянно эволюционирующих угроз глобальному миру и безопасности. В контексте набирающей темпы глобализации и расширяющегося использования передовых технологий терроризм быстро развивается, распространяется на все новые регионы мира, расширяется диапазон деятельности его сторонников». Стороны подчеркнули, что «борьба с терроризмом является долгосрочным процессом, который требует от международного сообщества комплексного подхода и объединенных усилий для противодействия террористам, стремящимся навязать свою волю государствам, как на национальном, так и на региональном и международном уровнях».

12 февраля 2015 года на неформальном саммите Главы государств и правительств 28 стран Европейского союза приняли постановление о борьбе против терроризма в Европе и в мире. В числе мер - сотрудничество с партнерами, особенно в странах Северной Африки и Ближнего Востока, для которых терроризм также представляет угрозу.

 

В связи с непрекращающейся угрозой терроризма актуальным остается вопрос о государственных мерах противодействия экстремизму и терроризму.

В России накоплен значительный опыт в этом направлении. Он заключается в совершенствовании антитеррористического законодательства, в укреплении национальных спецслужб, пресечении каналов финансирования терроризма, проведение информационно - пропагандисткой и разъяснительной работы среди различных слоев населения.

Общегосударственная программа мер борьбы с терроризмом и политическим экстремизмом должна быть ориентирована на ликвидацию выше обозначенных внутренних и внешних факторов роста терроризма, либо на максимальное ослабление их криминогенной направленности.

Специалисты, исследующие проблему терроризма, выделяют 2 возможные стратегии борьбы с терроризмом — «прогрессивную» и «консервативную»:

1) «Консервативная» стратегия подразумевает частичные уступки требованиям террористов — выплату выкупа, территориальные и моральные уступки (например, признание ценностей, поддерживаемых террористами, признание лидеров террористов равноправными партнёрами по переговорам и т. д.)

2) «Прогрессивная» стратегия означает безоговорочное уничтожение террористов и их сторонников, а также поощрение лиц, идущих на сотрудничество с «демократическими» государствами в их борьбе с террором, отказ от каких бы то ни было переговоров с террористами, отказ от заключения перемирий.

В вышедшей в 2002 году в США книге Алана Дершовица «Почему терроризм работает?» (англ. Why Terrorism Works), как отмечает российский правовед, председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин: «Известный учёный, в недавнем прошлом ярый правозащитник призывает использовать принцип коллективного возмездия по отношению к семьям, этносам, конфессиональным группам террористов; ратует за применение любых видов пыток; выступает за то, чтобы существенно ограничить иммиграцию и права чужестранцев, в особенности выходцев из определенных регионов мира…».

Таким образом, разработка, принятие и последующий контроль за реализацией таких мер противодействия терроризму является одной из актуальных задач деятельности органов государственной власти России. Но наряду с государственными органами власти немаловажную роль в деле борьбы с терроризмом играет и гражданское общество, в том числе: научная и творческая интеллигенция, масс-медиа и СМИ, общественно-политические партии, организации и движения, бизнес-элита, религиозные конфессии. Весьма эффективным может стать отказ всех без исключения социально-политических сил и субъектов от насильственных и вооруженных способов борьбы за реализацию своих целей. Важнейшим условием является ликвидация всех незаконных военизированных формирований в стране.

Только совместные действия государственных структур и гражданского общества могут стать серьезным фактором противодействия распространению терроризма в России, достижения и сохранения подлинного гражданского мира в обществе.

 

Коррупция

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 525; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.055 с.)