Юридический процесс и его виды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Юридический процесс и его виды.



   

Все отрасли права по назначению делятся на 2 разновидности – материальные и процессуальные.

Таким образом, в системе права различаются 2 группы правовых общностейматериальное и процессуальное право.

Материальное право непосредственно регулирует предметные, материальные отношения, а процессуальное право — порядок реализации норм материального права, прав и обязанностей субъектов правовых отношений.

Материальное право – это совокупность отраслей, непосредственно регулирующих общественные отношения. Нормы материального права отвечают на вопрос «Что делать в том или ином случае, как поступать?». Большинство субъектов правоотношений, то есть мы с вами или организации, сталкиваются именно с ними.

Материальное право представлено большинством отраслей — гражданское, уголовное, трудовое, семейное, административное, международное и др. Одновременно идет формирование новых отраслей и подотраслей — например, муниципальное право в составе конституционного права, страховое — в составе гражданского права, космическое и атомное право — в составе международного права.

Процессуальные отрасли права состоят из норм, которые устанавливают порядок применения норм отраслей материального права (уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное право и др.). Процессуальное право представляет собой системы норм, регламентирующих правовые процедуры при разрешении споров или при определении ответственности за правонарушения.

Процессуальное право устанавливает порядок разрешения споров между субъектами, порядок привлечения к ответственности лиц, совершивших правонарушения, также оно определяет формы и методы защиты прав граждан. Таким образом, оно позволяет ответить на вопрос: «Как реализовывать на практике то, что предусмотрено отраслями материального права?».

Процессуальное и материальное право соотносятся как форма и содержание. Процесс есть форма жизни закона. В России признаны 5 видов процессов: гражданский, уголовный, административный, арбитражный, конституционный.

Нормы процессуального права в большей степени востребованы специалистами в области юриспруденции: судьями, следователями, дознавателями, прокурорами, адвокатами. Они всегда императивны. Именно процессуальные нормы устанавливают правила ареста, задержания, возбуждения уголовного дела, рассмотрения спора между хозяйствующими субъектами, допроса свидетелей, оформления протоколов и т. д. Материальное право без процессуального мертво, потому что процессуальные нормы дают механизм реализации норм материальных.

Есть отрасли права, носящие смешанный характер, т.е. в них имеются как нормы материального характера, так и нормы процессуального характера. Конституционное, административное и финансовое право включает как материально-правовые, так и процессуальные нормы.

Процессуальное право, несмотря на его обслуживающий характер, принято относить к фундаментальным, базовым юридическим категориям, поскольку без этого права невозможно обеспечить законность в деятельности отдельных органов и лиц, порядок осуществления ими норм материального права.

 

Понятие и содержание юридического процесса

Процесс буквально переводится как «движение вперед». В юридической практике он означает порядок осуществления деятельности следственных, административных, судебных органов. Близким ему по значению является термин «процедура»официально установленный порядок при обсуждении, ведении какого-либо дела. Большой вклад в создание учения о юридическом процессе как особой системе обеспечения режима законности внес В.М. Горшенев.

Важнейшие особенности юридического процесса заключаются в том, что он урегулирован процессуальными нормами, а направлен на реализацию норм материального права.

Нормы материального права определяют субъективные права, юридические обязанности, юридическую ответственность граждан и организаций, т. е. составляют основное содержание права. Существенными признаками права, как уже отмечалось, являются его обеспеченность возможностью государственного принуждения, связь с государством. Это означает, что органы государства активно включаются в деятельность, направленную на реализацию права, на проведение его в жизнь. Подобная разнообразная деятельность и обозначается термином «юридический процесс». Таким образом, процесс вторичен по отношению к материальному праву, производен от него, является формой его жизни. Аналогичный вывод можно сделать относительно процессуальных норм, регулирующих процессуальное производство.

В современной правовой науке юридический процесс получил более широкую трактовку и связывается не только с правоприменением, но и с правотворчеством. Законодательный процесс осуществляется на основе соответствующего регламента и рассматривается как разновидность юридического процесса, поскольку регламент содержит процессуальные нормы, регулирующие порядок законодательной деятельности.

Принципиально иное место занимает юридический процесс в англосаксонской правовой системе. Здесь судебные процедуры явились основой развития правовой системы. Судьи должны были строжайшим образом соблюдать все процессуальные правила при установлении фактических обстоятельств рассматриваемого дела, но не были связаны какими-либо нормами при вынесении решения по нему. Лишь постепенно стремление к единству и непротиворечивости судебной практики привело к становлению прецедентного права. Судебный прецедент стал основным источником права в Англии, т. е. материальное право сформировалось на базе юридического процесса.

В современной правовой науке юридический процесс получил более широкую трактовку и связывается не только с правоприменением, но и с правотворчеством. Законодательный процесс осуществляется на основе соответствующего регламента и рассматривается как разновидность юридического процесса, поскольку регламент содержит процессуальные нормы, регулирующие порядок законодательной деятельности.

Юридический процесс — это урегулированный процессуальными нормами порядок деятельности компетентных государственных органов, состоящий в подготовке, принятии и документальном закреплении юридических решений общего или индивидуального характера.

В правовом государстве или в государстве, которое стремится стать правовым, вся деятельность органов и должностных лиц должна быть организована так, чтобы она протекала в определенных правовых формах, т. е. по заранее установленным юридическим правилам.

Особенности юридического процесса заключаются в следующем.

1) Во-первых, это властная деятельность компетентных органов и должностных лиц;

2) во-вторых, это деятельность, осуществление которой урегулировано процессуальными нормами;

3) в-третьих, это деятельность, направленная на принятие юридических решений общего (нормативные акты) или индивидуального (акты применения права) характера.

Юридический процесс — это сложная, длящаяся во времени деятельность, состоящая из процессуальных стадий, которые имеют строго определенную последовательность. По содержанию он представляет собой цепь взаимосвязанных процессуальных действий и процессуальных решений, фиксируемых в соответствующих документах. Например, в ходе расследования уголовного дела следователь выполняет такие процессуальные действия, как осмотр места происшествия, обыск, допрос свидетеля, изъятие вещественных доказательств и т.д., и выносит различные процессуальные решения — постановления о возбуждении уголовного дела, о производстве обыска в квартире подозреваемого, о привлечении лица в качестве обвиняемого и т. п. При этом следователь, принимая процессуальные решения и выполняя процессуальные действия, руководствуется требованиями уголовно-процессуального закона. На законодательном уровне регламентируются также принятие законов в парламенте, рассмотрение дел об административных правонарушениях, работа комиссий по назначению пенсий, деятельность всех иных органов правотворчества и правоприменения.

Виды юридического процесса обычно группируются по предметному признаку, когда в качестве основания классификации учитываются только соответствующие отрасли материального права, применяемые в деятельности определенных органов государства. Отсюда такие разновидности юридического процесса, как уголовный, гражданский, административный и т.д.

Указанная классификация в принципе вполне приемлема, ибо содержит определенный материал для выяснения общих и особенных моментов процесса, как комплекса, так и его отдельных подразделений. Однако, она не позволяет установить функциональную связь юридического процесса со структурой механизма правового регулирования, а также обобщить юридический процесс не только как полиструктурный комплекс, но и как функциональную систему. В действительности же оснований для классификации разновидностей юридического процесса больше, например, в обобщенных комплексах по функциональному признаку, когда выделяются 4 основные комплексные разновидности процессов: правотворческий, правоприменительный, учредительный, контрольный. Они различаются, прежде всего, по своему содержанию и функциям, характеру побудительных обстоятельств или общих юридических фактов, специфичности непосредственного юридического последствия.

По характеру принимаемых решений юридический процесс может быть правотворческим и правоприменительным.

1)      Правотворческий юридический процесс. В узком смысле под правотворчеством подразумевается непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными органами. В широкой трактовке данный процесс «исчисляется» с момента правотворческого замысла и до практической реализации юридической нормы (подготовка, принятие, опубликование и т.д.).

Результат правотворческого процесса нормативные правовые акты. Процедуры принятия нормативных актов и степень урегулированности этих процедур процессуальными нормами существенно различаются в зависимости от органа правотворчества: парламент, Президент, министр, областная дума, губернатор области, руководитель предприятия и т.д. Особую значимость имеет законодательный процесс, а потому со стадии законодательной инициативы и до вступления закона в силу он регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, регламентами Государственной Думы и Совета Федерации.

2)      Правоприменительный юридический процесс. Применение права – это властная организующая деятельность компетентных субъектов по реализации норм права путем конкретизации общих предписаний для индивидуального случая.

Применение права следует рассматривать в двояком смысле:

1) как форму реализации права, т.к. существуют и другие (исполнение, использование, соблюдение);

2) как стадию реализации права.

Результат правоприменительного процесса принятие индивидуального юридического решения по рассматриваемому делу или вопросу. Процедуры принятия правоприменительных решений многообразны. Они более просты для органов и должностных лиц исполнительно-распорядительной власти (указ Президента РФ о назначении на должность министра, приказ руководителя о приеме работника на работу и т. п.).

Разновидностями правоприменительного юридического процесса являются уголовный, гражданский, арбитражный, административный процессы.

3)      Учредительный процесс – это специфическая деятельность уполномоченных органов государства, должностных лиц и общественных организаций по реализации норм материального права устанавливающих их правомочия по формированию, ликвидации или преобразованию органов государства, должностных лиц и иных управляющих субъектов. Данная деятельность выражается главным образом в совершении действий по подготовке условий организации, проведению выборов или назначению управляющих субъектов и утверждению соответствующих учредительных результатов, Побудительными обстоятельствами учредительного процесса обычно являются соответствующие юридические акты или юридические состояния, например, истечение срока полномочий органов государства или срока назначения должностного лица. Учредительный процесс чрезвычайно многообразен по своему конкретному содержанию. Из наиболее распространенных его видов можно указать на деятельность по выборам представительных органов государства, народных судов, деятельность по назначению должностных лиц и т.д.

Учредительный процесс можно рассматривать и в плане процессуального режима, поскольку юридическая атмосфера формирования органов государства, должностных лиц и субъектов права носит различный характер и проявляется в разных условиях. Правомерно выделять следующие учредительные режимы: публичный режим - выборы всех представительных органов государства; режим назначения должностных лиц в условиях номенклатуры; режим порядка образования юридических лиц - распорядительный, разрешительный и явочно-нормативный.

4)      Контрольный процесс - это правовая форма деятельности органов государства, общественных организаций и должностных лиц, выражающихся в совершения юридически значимых действий по наблюдению и проверке соответствия исполнимости и соблюдаемости подчиненными субъектами нормативно-правовых предписаний и пресечении правонарушений соответствующими организационно-правовыми средствами:

1) установление фактического исполнения заданного управленческого решения;

2) дача правильной объективной общественно-политической и юридической оценки результатам проверки состояния соблюдаемости правовых предписаний;

3) принятие эффективных по содержанию решений, направленных на совершенствование деятельности подконтрольного объекта;

4) обеспечение оперативного наиболее полного и качественного исполнения принятого решения.

Побудительными обстоятельствами контрольного процесса является потребность в создании наиболее благоприятных условий для реализации нормативно-правовых предписаний в поведении, деятельности субъектов общественных отношений, обеспечении эффективности правового регулирования. Восстановления состояния законности и правопорядка в случаях их нарушения. Своеобразие контрольного процесса в том, что он занимает самостоятельное место в структуре юридического процесса как комплексной системы, принизывает их своим организующим воздействием, способствует осуществлению названных правовых форм на должном организующем уровне.

В литературе предлагается выделить еще одну разновидность юридического процесса — праворазъяснительный. Для этого есть некоторые основания: в ходе праворазъяснительной деятельности издаются специфические юридические решения — интерпретационные правовые акты, которые отличаются как от нормативных, так и от правоприменительных актов. Вместе с тем законодатель пока не выделяет особой процедуры принятия актов официального толкования и, следовательно, не считает такую деятельность особым видом юридического процесса.

Специфические особенности имеет также производство по исполнению правоприменительных решений: судебных приговоров, решений по гражданским делам, постановлений об административном аресте и других решений о применении мер государственного принуждения. Подобную правоисполнительную деятельность государственных органов следует рассматривать как особую разновидность правоприменительного процесса.

Виды юридического процесса различаются также по отраслевому признаку. В системе российского права есть 2 процессуальные отрасли: гражданское процессуальное и уголовно-процессуальное право, регулирующие соответственно гражданское судопроизводство и предварительное расследование и судопроизводство по уголовным делам. Существует также производство по административным делам, связанным с применением мер юридической ответственности, мер пресечения, предупредительных и иных мер государственного принуждения. В отечественной юридической науке высказано мнение о том, что формируется новая отрасль - административное процессуальное право. С этим следует согласиться, если учесть, что совершенствование процессуального законодательства укрепляет правовые основы деятельности должностных лиц и органов Российского государства, способствует формированию административной юрисдикции. Таким образом, по отраслевому признаку выделяются гражданский, уголовный и административный процесс. Разновидностью гражданского процесса является арбитражный процесс. Судопроизводство в арбитражном суде регулируется Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

В современных условиях перехода к рыночной экономике важное значение приобретает арбитражный процесс. Этот вид юридического процесса выделился в самостоятельный сравнительно недавно -- в связи с созданием арбитражных судов как части судебной системы.

Основными источниками права этой отрасли процесса являются, помимо Конституции РФ и международных соглашений, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, принятый в 1995 г. и Федеральный закон “Об арбитражных судах в Российской Федерации” Арбитражный процессуальный кодекс Российской федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (принят ГД ФС РФ 14.06.2002) //"Собрание законодательства РФ", 29.07.2002, № 30. Ст. 3012..

По основным своим чертам арбитражный процесс близок к гражданскому: практически совпадают их принципы, источники доказательств и процесс доказывания, многие процедуры.

Основные различия заключаются в следующем. Отличается, в частности, субъектный состав сторон. В рамках арбитражного процесса осуществляется защита нарушенных или оспариваемых прав предприятий и других организаций, а также граждан-предпринимателей. Споры носят, в основном, экономический характер, но могут быть и иными, в том числе связанными с установлением фактов, имеющих юридическое значение.

Спор может быть передан в суд по большинству дел лишь после принятия сторонами мер по непосредственному урегулированию спора. То есть сторона, имеющая претензии, должна до обращения в суд предъявить их другой стороне. К исковому заявлению прилагаются документы, это подтверждающие.

Доказательствами по арбитражным делам служат в основном документы и объяснения лиц, участвующих в деле. Свидетельские показания используются редко.

АПК РФ не содержит детальной регламентации порядка судебного рассмотрения дел. На практике же он в основном совпадает с тем, который имеет место в гражданском процессе. Отличий не так много.

В большинстве случаев дела разрешаются судьей единолично. Коллегиальное рассмотрение имеет место лишь по некоторым категориям дел (о признании недействительными актов государственных и иных органов, по делам о банкротстве), а по остальным делам -- по решению судьи, если он признает это необходимым. Явка сторон в суд не является обязательной, и если установлено, что они извещены о судебном заседании, то дело может рассматриваться без них. Отсутствует такая часть судебного разбирательства, как прения сторон, свои соображения по всем вопросам стороны приводят в рамках других частей судебного рассмотрения иска. Не обжалованное решение суда вступает в силу по истечении месячного срока после его принятия.

Пересмотр судебных решений чаще всего происходит в 2 формах:

1) в апелляционной инстанции – по жалобам на решения, не вступившие в законную силу;

2) в кассационной инстанции – по жалобам на решение, вступившее в законную силу.

Существует, как и в гражданском процессе, надзорный порядок такого пересмотра.

Распространенным видом юридического процесса является административный процесс.

Основным источником права здесь является Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) который помимо норм материального права, устанавливающих ответственность за совершение указанных правонарушений, определяет подведомственность административных дел и порядок производства по таким делам.

По своему характеру административный процесс близок к уголовному.

Это определяется тем, что и в том и в другом случаях юрисдикционный процесс связан с реагированием компетентных государственных органов на правонарушение. При этом в административном процессе, как и в уголовном, в отличие от гражданского и конституционного существует досудебное производство.

Вместе с тем имеют место и значительные различия.

1) Во-первых, в административном процессе досудебное производство весьма ограничено и заключается главным образом в составлении протокола о правонарушении, на основании которого и принимается решение по делу. Однако в отдельных случаях производятся и другие процессуальные действия: задержание прав нарушителя (по большинству дел на срок до 3 часов), личный досмотр, досмотр вещей, транспортных средств, изъятие вещей и документов.

2) Во-вторых, не во всех случаях обязательно судебное рассмотрение дела: ряд государственных органов, в том числе главы районной, городской, областной и краевой администрации, органы внутренних дел (милиция), органы государственного пожарного надзоpa и ряд других, правомочны в пределах своей компетенции налагать административные взыскания, главным образом в виде штрафа (без передачи дела в суд).

Но во всех случаях, при желании наказанного, дело по его жалобе подлежит судебному рассмотрению.

В заключение остановимся на конституционном процессе, который в условиях формирования правового государства играет особо важную роль.

Основными источниками права здесь выступают Конституция РФ и Федеральный конституционный закон “О Конституционном Суде Российской Федерации” Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ.

Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, других нормативных актов, принятых высшими государственными органами России, конституций и других нормативных актов субъектов Федерации, международных договоров и др., а также разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти и проч.

Закон определяет круг субъектов, обладающих правом обращения в Конституционный Суд, принципы и порядок рассмотрения и разрешения этих обращений, а также особенности разрешения отдельных категорий дел. В целом процедура производства в Конституционном Суде близка к исковому производству.

Очень существенно, что Конституционный Суд по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Это служит важной гарантией законности принимаемых решений во всех видах юрисдикционной деятельности.

Решения Конституционного Суда обязательны для всех, в том числе и для высших органов как законодательной, так и исполнительной власти России.

Теорию юридического процесса в нашем праве активно разрабатывал профессор В.М. Горшенев и его научная школа. Юридический процесс они определяют как комплексную систему правовых порядков (форм) деятельности уполномоченных органов государства, должностных лиц, а также заинтересованных в разрешении различных юридических дел иных субъектов права. Данный процесс регулируется правовыми (процедурными и процессуальными) нормами, а его результаты закрепляются в соответствующих правовых актах – официальных документах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 4131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.129 (0.038 с.)