ТОП 10:

Правовое регулирование и смежные правовые категории



Понятие правового регулирования необходимо отличать от смежных правовых категорий.

Соотношение правового регулирования со смежными правовыми категориями, в частности с правотворчеством, правореализацией, действием права, правовым воздействием, является одной из дискуссионных проблем юридической науки, что обусловлено не только сложностью указанных процессов на практике, но и в первую очередь неоднозначностью существующих трактовок указанных фундаментальных категорий юриспруденции. Рассмотрим наиболее устоявшиеся в науке подходы к пониманию как правового регулирования, правотворчества и правореализации, так и собственно вопроса об их соотношении исходя из хронологии появления указанных точек зрения в юридической литературе.

Следует отметить, что большинство разногласий относительно соотношения указанных правовых категорий обусловлены различиями в понимании правового регулирования и правового воздействия либо как синонимичных (правовое регулирование в широком смысле), либо соответственно как части и целого (правовое регулирование в узком смысле). В связи с этим применительно ко всем анализируемым ниже подходам сделаем общую оговорку: ни с научной, ни с практической стороны неприемлемо чрезмерное расширение содержания понятия «правовое регулирование» за счет включения в него всех средств юридического воздействия, их результатов, правосознания и иных правовых явлений, поскольку такая трактовка, по справедливому замечанию Ф.Н. Фаткуллина, «не только размывает грани между существенно отличающимися друг от друга правовыми явлениями, но и выхолащивает реальное содержание общеправовой категории «правовое регулирование», растворяя ее в юридическом воздействии вообще, саморегулятивных действиях, правосознании и в остальных явлениях правой действительности».

Рассмотрим первую позицию по обозначенным проблемам, представленную в трудах профессора С.С. Алексеева.

Правовое воздействие как предельно широкая категория юридической науки характеризует все направления и формы влияния права на общественную жизнь, в том числе и функционирование права в качестве идеологического, воспитательного фактора. В свою очередь правовое регулирование выступает в качестве специфического воздействия, осуществляемого правом как особым социально-институциональным нормативным регулятором, своеобразие которого заключается в следующем:

1) является такой разновидностью социального регулирования, которая имеет целенаправленный, организованный, гарантированно-результативный характер, представляет собой нормативно-организационное регулирование общественных отношений, их государственновластное, ценностное нормирование;

2) осуществляется при помощи целостной системы средств, обеспечивающих достижение необходимых результатов (т.е. механизма правового регулирования).

Как отмечает С.С. Алексеев, правовое регулирование по своему фактическому итогу выражается в реализации права, т.е. в поведении участников общественных отношений, в котором воплощаются требования и возможности, содержащиеся в праве. Реализация права осуществляется в различных формах. Особенности этих форм тесным образом зависят от способов правового регулирования, от того, реализуются ли в данном случае обязывание, дозволение или запрет. В соответствии с этим различаются 3 формы реализации: исполнение, использование, соблюдение.

Кроме того, формы реализации права (особенно использование и соблюдение) необходимо рассматривать с учетом типов правового регулирования.

В контексте соотношения правового регулирования и ряда смежных категорий одним из дискуссионных остается вопрос об определении места правотворчества в анализируемых процессах.

По мнению С.С. Алексеева, правотворчество осуществляется еще до самого процесса правового регулирования и поэтому не включается в его механизм1. Вместе с тем правотворчество и правовое регулирование находятся в глубоком единстве не только потому, что первое – предпосылка и формирующее начало второго, но и по самой природе, характеру рассматриваемых правовых явлений.

И правотворчество, и правовое регулирование выражают единый «срез» правовой действительности в том ее состоянии, когда юридические нормы вступают в действие. Но правовая система имеет свою динамику и до начала функционирования юридических норм. Вопросы правотворчества и призваны охарактеризовать правовую систему в этой предрегулятивной фазе. Именно правотворчество является главным каналом воздействия государственной власти на социальную жизнь через механизм правового регулирования и в связи с этим главным каналом придания нормам юридической силы, значения критерия правомерности поведения. Следовательно, в своем единстве, взаимосвязи правотворчество и правовое регулирование дают целостную картину динамики правовой системы.

Такие виды правовой деятельности, как инкорпорация нормативных правовых актов, толкование содержащихся в них норм, координация деятельности правотворческих, правоприменительных и иных органов, организация исполнения принятых решений индивидуального порядка, надзор и контроль за законностью, целесообразностью и эффективностью юридически значимых актов, предупреждение, пресечение и профилактика правонарушений, изучение, обобщение, объективизация и внедрение в практику положительного опыта, составляют, по мнению Ф.Н. Фаткуллина, иные разновидности правовой деятельности, призванные «обслуживать» правовое регулирование.

Кроме того, не подпадают под понятие правового регулирования и саморегулятивные действия индивидов.

Ф.Н. Фаткуллин соотношение правового регулирования, правореализации и правотворчества определяет следующим образом. Выделяя два вида правового регулирования – общее и индивидуальное правовое регулирование, первое он олицетворяет с правотворчеством. «Если правотворчеству свойственен собственный, автономный и вполне целостный механизм, то механизм индивидуально-правового регулирования подчинен интересам правореализации и составляет один из крупных блоков ее механизма»2.

Каждая из составляющих действия права – правовое воздействие, восприятие права, правовое действие, правопорядок – соответственно позволяет охарактеризовать право на этапе его формирования и влияния на участников регулируемых отношений (правовое воздействие), соприкосновения с индивидуальным и общественным правосознанием и выработки на этой основе внутренней мотивации к соответствующему поведению (восприятие права), осуществления гражданами, их объединениями, органами государства правоприменительных актов (правовое действие), придания вследствие этого регулируемым отношениям качества правовых (упорядоченных), обеспеченных и гарантированных государством, всей системой юридических средств (правовой порядок)».

Для того чтобы деятельностная сторона сущности права проявилась, необходим специальный «агрегат», который приводил бы в действие его механизм, когда возникают соответствующие потребности и интересы, удовлетворение которых возможно и объективно необходимо средствами права. Таким «агрегатом» в механизме действия права, по мнению В.В. Лазарева, выступает правовое регулирование, которое является частью действия права, характеризующей специально-юридическое воздействие права на поведение и деятельность его адресатов, но непосредственно с ними не связанной. В результате правовой регуляции формируется юридическая основа, определяются фиксированные в правовых нормах ориентиры для организации деятельности участников регулируемых отношений и достижения фактических целей права1.

Исходя из представленного выше понимания соотношения правового регулирования и действия права В.В. Лазарев выделяет следующие составляющие процесса правового регулирования:

1) специфическая деятельность государства (его нормотворческих органов), связанная с выработкой юридических установлений и определением юридических средств обеспечения их действенности;

2) деятельность непосредственных участников общественных отношений, направленная на поиск и привлечение средств юридического регулирования, для согласования своего поведения с правом (его принципами, целями, назначением)3.

Таким образом, сложность определения правового регулирования обусловлена не только различиями в трактовках собственно права, но и многогранностью иных правовых явлений и процессов (действия права, функционирования права, осуществления права и т.п.), непосредственно связанных с упорядочиванием общественных отношений.

С учетом проанализированных выше подходов, а также учитывая авторское видение указанных процессов, можно сформулировать следующее определение: правовое регулирование как особая разновидность правовой деятельности представляет собой многоуровневый процесс информационно-сигнального воздействия на волю человека, осуществляемого правосубъектным лицом с помощью системы правовых средств, содержащих социально-правовую информацию о моделях требуемого и дозволенного поведения.

 







Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.172.213 (0.007 с.)