Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовое регулирование и смежные правовые категории
Понятие правового регулирования необходимо отличать от смежных правовых категорий. Соотношение правового регулирования со смежными правовыми категориями, в частности с правотворчеством, правореализацией, действием права, правовым воздействием, является одной из дискуссионных проблем юридической науки, что обусловлено не только сложностью указанных процессов на практике, но и в первую очередь неоднозначностью существующих трактовок указанных фундаментальных категорий юриспруденции. Рассмотрим наиболее устоявшиеся в науке подходы к пониманию как правового регулирования, правотворчества и правореализации, так и собственно вопроса об их соотношении исходя из хронологии появления указанных точек зрения в юридической литературе. Следует отметить, что большинство разногласий относительно соотношения указанных правовых категорий обусловлены различиями в понимании правового регулирования и правового воздействия либо как синонимичных (правовое регулирование в широком смысле), либо соответственно как части и целого (правовое регулирование в узком смысле). В связи с этим применительно ко всем анализируемым ниже подходам сделаем общую оговорку: ни с научной, ни с практической стороны неприемлемо чрезмерное расширение содержания понятия «правовое регулирование» за счет включения в него всех средств юридического воздействия, их результатов, правосознания и иных правовых явлений, поскольку такая трактовка, по справедливому замечанию Ф.Н. Фаткуллина, «не только размывает грани между существенно отличающимися друг от друга правовыми явлениями, но и выхолащивает реальное содержание общеправовой категории «правовое регулирование», растворяя ее в юридическом воздействии вообще, саморегулятивных действиях, правосознании и в остальных явлениях правой действительности». Рассмотрим первую позицию по обозначенным проблемам, представленную в трудах профессора С.С. Алексеева. Правовое воздействие как предельно широкая категория юридической науки характеризует все направления и формы влияния права на общественную жизнь, в том числе и функционирование права в качестве идеологического, воспитательного фактора. В свою очередь правовое регулирование выступает в качестве специфического воздействия, осуществляемого правом как особым социально-институциональным нормативным регулятором, своеобразие которого заключается в следующем:
1) является такой разновидностью социального регулирования, которая имеет целенаправленный, организованный, гарантированно-результативный характер, представляет собой нормативно-организационное регулирование общественных отношений, их государственновластное, ценностное нормирование; 2) осуществляется при помощи целостной системы средств, обеспечивающих достижение необходимых результатов (т.е. механизма правового регулирования). Как отмечает С.С. Алексеев, правовое регулирование по своему фактическому итогу выражается в реализации права, т.е. в поведении участников общественных отношений, в котором воплощаются требования и возможности, содержащиеся в праве. Реализация права осуществляется в различных формах. Особенности этих форм тесным образом зависят от способов правового регулирования, от того, реализуются ли в данном случае обязывание, дозволение или запрет. В соответствии с этим различаются 3 формы реализации: исполнение, использование, соблюдение. Кроме того, формы реализации права (особенно использование и соблюдение) необходимо рассматривать с учетом типов правового регулирования. В контексте соотношения правового регулирования и ряда смежных категорий одним из дискуссионных остается вопрос об определении места правотворчества в анализируемых процессах. По мнению С.С. Алексеева, правотворчество осуществляется еще до самого процесса правового регулирования и поэтому не включается в его механизм1. Вместе с тем правотворчество и правовое регулирование находятся в глубоком единстве не только потому, что первое – предпосылка и формирующее начало второго, но и по самой природе, характеру рассматриваемых правовых явлений. И правотворчество, и правовое регулирование выражают единый «срез» правовой действительности в том ее состоянии, когда юридические нормы вступают в действие. Но правовая система имеет свою динамику и до начала функционирования юридических норм. Вопросы правотворчества и призваны охарактеризовать правовую систему в этой предрегулятивной фазе. Именно правотворчество является главным каналом воздействия государственной власти на социальную жизнь через механизм правового регулирования и в связи с этим главным каналом придания нормам юридической силы, значения критерия правомерности поведения. Следовательно, в своем единстве, взаимосвязи правотворчество и правовое регулирование дают целостную картину динамики правовой системы.
Такие виды правовой деятельности, как инкорпорация нормативных правовых актов, толкование содержащихся в них норм, координация деятельности правотворческих, правоприменительных и иных органов, организация исполнения принятых решений индивидуального порядка, надзор и контроль за законностью, целесообразностью и эффективностью юридически значимых актов, предупреждение, пресечение и профилактика правонарушений, изучение, обобщение, объективизация и внедрение в практику положительного опыта, составляют, по мнению Ф.Н. Фаткуллина, иные разновидности правовой деятельности, призванные «обслуживать» правовое регулирование. Кроме того, не подпадают под понятие правового регулирования и саморегулятивные действия индивидов. Ф.Н. Фаткуллин соотношение правового регулирования, правореализации и правотворчества определяет следующим образом. Выделяя два вида правового регулирования – общее и индивидуальное правовое регулирование, первое он олицетворяет с правотворчеством. «Если правотворчеству свойственен собственный, автономный и вполне целостный механизм, то механизм индивидуально-правового регулирования подчинен интересам правореализации и составляет один из крупных блоков ее механизма»2. Каждая из составляющих действия права – правовое воздействие, восприятие права, правовое действие, правопорядок – соответственно позволяет охарактеризовать право на этапе его формирования и влияния на участников регулируемых отношений (правовое воздействие), соприкосновения с индивидуальным и общественным правосознанием и выработки на этой основе внутренней мотивации к соответствующему поведению (восприятие права), осуществления гражданами, их объединениями, органами государства правоприменительных актов (правовое действие), придания вследствие этого регулируемым отношениям качества правовых (упорядоченных), обеспеченных и гарантированных государством, всей системой юридических средств (правовой порядок)». Для того чтобы деятельностная сторона сущности права проявилась, необходим специальный «агрегат», который приводил бы в действие его механизм, когда возникают соответствующие потребности и интересы, удовлетворение которых возможно и объективно необходимо средствами права. Таким «агрегатом» в механизме действия права, по мнению В.В. Лазарева, выступает правовое регулирование, которое является частью действия права, характеризующей специально-юридическое воздействие права на поведение и деятельность его адресатов, но непосредственно с ними не связанной. В результате правовой регуляции формируется юридическая основа, определяются фиксированные в правовых нормах ориентиры для организации деятельности участников регулируемых отношений и достижения фактических целей права1.
Исходя из представленного выше понимания соотношения правового регулирования и действия права В.В. Лазарев выделяет следующие составляющие процесса правового регулирования: 1) специфическая деятельность государства (его нормотворческих органов), связанная с выработкой юридических установлений и определением юридических средств обеспечения их действенности; 2) деятельность непосредственных участников общественных отношений, направленная на поиск и привлечение средств юридического регулирования, для согласования своего поведения с правом (его принципами, целями, назначением)3. Таким образом, сложность определения правового регулирования обусловлена не только различиями в трактовках собственно права, но и многогранностью иных правовых явлений и процессов (действия права, функционирования права, осуществления права и т.п.), непосредственно связанных с упорядочиванием общественных отношений. С учетом проанализированных выше подходов, а также учитывая авторское видение указанных процессов, можно сформулировать следующее определение: правовое регулирование как особая разновидность правовой деятельности представляет собой многоуровневый процесс информационно-сигнального воздействия на волю человека, осуществляемого правосубъектным лицом с помощью системы правовых средств, содержащих социально-правовую информацию о моделях требуемого и дозволенного поведения.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 1060; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.008 с.) |