ТОП 10:

Основные концепции правопонимания



Морозова Л. А. Теория государства и права.

Современный российский правовед С. С. Алексеев рассматривает право в 3 образах:

4) общеобязательные нормы, законы, деятельность судебных и других юридических учреждений, т. е. речь идет о реалиях, с которыми человек сталкивается в своей практической жизни;

5) особое сложное социальное образование, такое же, как государство, искусство, мораль;

6) явление мирозданческого порядка — одно из проявлений жизни людей.

Сложились 3 разных подхода к праву, к его пониманию, или 3 типа правопонимания: нормативный; нравственный (философский); социологический.

4)     При нормативном подходе (его иногда называют этатистским от франц. слова «Etat» — государство) право рассматривается как система регулирующих человеческое поведение правил , исходящих от государства и охраняемых им. Нормативное правопонимание основывается на теории позитивного права, отождествляющего право и закон. Государственная власть является источником права. Человек имеет права в силу их закрепления в актах государства, а не в силу своей природы. Следовательно, только нормы законов выступают истинным правом.

5)     Нравственный (философский) подход к пониманию права (его еще называют естественно-правовым) основывается на теории естественного права, которая имеет свои корни в политико-правовых учениях XVII–XVIII вв.
С позиций естественного права последнее толкуется как идеологическое явление (идеи, представления, принципы, идеалы, мировоззрение), отражающее идеи справедливости, свободы человека и формального равенства людей.
Нравственный подход признает важнейшим началом права, правовой материи его духовное, идейное, нравственное начало, т. е. представления людей о праве. Правовые нормы могут правильно или ложно отражать эти идеи. Если нормы законодательства соответствуют естественной природе человека, не противоречат естественным неотъемлемым его правам, то тогда они составляют право. Иначе говоря, наряду с законодательством, т. е. правом, закрепленным в законе, существует высшее, подлинное право как идеальное начало (идеал), отражающее справедливость, свободу и равенство в обществе. Поэтому право и закон могут не совпадать.

6)     Социологический подход к пониманию права сложился во второй половине XIX в. и был направлен на познание права как социального явления, которое относительно независимо от государства. Он отдаёт предпочтение действиям или правоотношениям. Причем правоотношения противопоставляются нормам права, составляют центральное звено в правовой системе. Право — это не то, что задумано и записано, а то, что получилось в действительности, в практической деятельности адресатов норм права. Нормы права представляют собой только часть права, а право не сводится к закону. Представители социологического подхода к праву различают право и закон. Собственно право составляют правоотношения и складывающийся на их основе правопорядок.
Таким образом, право возникает непосредственно в обществе. Через отдельные правовые отношения оно постепенно превращается в нормы обычаев и традиций. Часть этих норм получает государственное признание и отражается в действующем законодательстве. Следовательно, право — это не нормативное установление государства, а то, что реально определяет поведение субъектов, их права и обязанности, воплощаясь в правовых отношениях. Правовые отношения предшествуют правовым нормам. Право — это то, что реально сложилось в жизни.
Право, зафиксированное в законах, и право, фактически складывающееся на практике, отличаются так же, как мёртвое право отличается от живого права. Предписания закона становятся нормами права, когда они фактически применяются на практике. Законодатель не создает новую норму права, считал наиболее яркий представитель социологической школы начала XX в. Е. Эрлих (1862–1922), австрийский юрист, а закрепляет лишь то, что сложилось на практике.

Нравственный (философский) и социологический подходы к праву образуют так называемое широкое понимание права, а нормативныйузкое.

С практической точки зрения наиболее применим нормативный подход к праву: он отличается простотой, ясностью, доступностью, а главное — ориентирует на соблюдение законности, приоритет законов перед другими нормативными актами. Кроме того, нормативное понимание права раскрывает роль права как властного регулятора общественных отношений.

Другие подходы к пониманию права тоже имеют практическое значение, так как ориентируют на соблюдение прав человека и на учет действия права, его эффективности.

 

В отечественной юридической науке было предложено сформулировать интегративный, или синтетический, подход к праву, объединяющий все 3 указанных подхода. В частности, проф. В. К. Бабаев определяет право как систему нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженных большей частью в законодательстве и регулирующих общественные отношения. Проф. В. И. Червонюк определяет право с точки зрения интегративного подхода как совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом.

Также можно привести следующие дефиниции.

Право — это система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Право - это форма регулирования поведения людей с помощью устанавливаемых государством норм поведения - законов.

Право - это воля господствующего класса, возведенная в закон.

Таким образом, можно сказать, что право является системой общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих государственную волю, устанавливающихся и обеспечивающихся государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

 

Право и мораль

 

Малько А. В. Теория государства и права.

Рассказов Л. П. Теория государства и права.

 

Мораль (нравственность) – это система исторически определенных норм, взглядов, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их действия с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, поощряемого и порицаемого, благородства, совести, порядочности и других аналогичных нравственных критериев. С этой точки зрения дается моральная оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей.

Мораль и нравственность можно рассматривать в качестве синонимов. Этика же есть наука о морали (нравственности).

Соотношение права и морали проявляется в их единстве, взаимодействии, различии и противоречии.

 

Единство права и морали заключается в том, что они:

1) действуют в едином «поле» социальных отношений, имеют один и тот же объект регулирования — общественные отношения;

2) принадлежат к социальным нормам;

3) являются социальными регуляторами, имея отношение к проблемам свободной воли индивида и его ответственности за свои действия;

4) в системе социальных норм они выступают самыми универсальными регуляторами поведения, распространяющимися на все общество;

5) возникают в связи с волей и сознанием людей;

6) исходят в конечном счете от общества;

7) являются показателями социального и культурного развития общества;

8) служат общей цели – совершенствованию и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей, поддержанию порядка;

9) являются многомерными образованиями, имеющими сложную структуру, которая состоит из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов.

Право и мораль взаимодействуют между собой в процессе упорядочения общественных отношений. Их требования во многом совпадают: то, что осуждает и поощряет право, осуждает и поощряет, как правило, и мораль. И наоборот. Многие правовые нормы вытекают из нравственных (не убий, не укради и т.п.).

 

Тесное единство и взаимосвязь права и морали определяют и их социальное и функциональное взаимодействие, проявляющееся в следующем:

1) право и мораль помогают друг другу в упорядочении общественных отношений, в формировании у людей установленной юридической и нравственной культуры;

2) правовые и моральные требования во многом совпадают: действия субъектов, поощряемые и осуждаемые правом, поощряются и осуждаются и моралью;

3) взаимодействие права и морали часто выражается в прямой идентичности их требований к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств;

4) право обязывает соблюдать законы, к тому же стремится и мораль;

5) право и мораль поддерживают друг друга в достижении общих целей, в деле упорядочения общественных отношений, применяя для этого присущие им методы. Данная поддержка может осуществляться в виде влияния морали на право и, наоборот, права на мораль;

6) правовые нормы являются проводником морали, фиксируя и защищая моральные ценности;

7) мораль выступает в качестве ценностного критерия права;

8) различные поступки получают в глазах людей как правовую, так и моральную оценку.

 

Влияние морали на содержание и функционирование права.

1) В правотворчестве. Моральные воззрения общества должны быть выражены в законодательстве. Это положение можно определить как объективный фактор влияния морали на право. Соответствие законов моральному состоянию общества минимизирует государственное принуждение как средство обеспечения права. Мораль выступает как критерий оценки права. Право, не отвечающее ее требованиям, оценивается негативно, морально не одобряется. Таким образом, право (нравственно-адекватное право) должно быть нравственным, отвечающим принципам справедливости, в противном случае оно не получит признания в обществе.
Помимо объективного фактора влияния морали на право существует еще и субъективный момент. Законодатели сами являются носителями определенной морали. Их моральные воззрения неизбежно оказывают влияние на содержание принимаемых законов и иных нормативных актов.

2) В правоприменении. Решения правоприменителя должны не только соответствовать нормам права, но и не противоречить морали. Поэтому мораль оказывает влияние на правоприменительную деятельность государственных органов и государственных служащих. Она требует, чтобы юридические дела разрешались с учетом принципов нравственности. Эти принципы должны соблюдаться и в ходе совершения процессуальных действий (допросов, обысков, выемок, освидетельствования и т.д.), а также при вынесении конкретного, индивидуального решения по юридическому делу.

Влияние права на мораль. Право (имеется в виду, прежде всего, нравственно-адекватное право), в свою очередь, оказывает воздействие на мораль, способствует нравственному воспитанию членов общества. Это вытекает из того, что основные принципы, нормы права должны быть нравственными. В некоторых случаях право содержит прямые предписания соблюдать нормы нравственности и в случае их нарушения устанавливает неблагоприятные для нарушителя юридические последствия. ГК РФ предусматривает ответственность за причинение морального вреда, который наступает как следствие нарушения нормы морали. Особые нравственные требования право предъявляет к работникам юридической сферы. Законы о судах, прокуратуре, адвокатуре и т.п. требуют неуклонного соблюдения норм морали в соответствующей сфере профессиональной деятельности.

 

Отличия норм права от норм морали:

1) по происхождению. Нормы права устанавливаются, санкционируются либо признаются государством. Право возникает одновременно с государством. Нормы морали формируются в сознании людей и возникают значительно раньше – вместе с обществом (существование даже первобытной общины невозможно без морали);

2) по способу установления. Нормы права устанавливаются государством, нормы морали возникают стихийно, а иногда в результате религиозного или иного воспитания;

3) по сфере действия. Право регулирует наиболее важные общественные отношения, которые поддаются правовому регулированию. Мораль может регулировать практически все общественные отношения;

4) по содержанию. Мораль включает не только нормы, но и представления, чувства. Право имеет дело только с поведением, выраженным вовне (т. е. с действием или бездействием), аморальными могут быть и мысли;

5) по критериям оценки.Нормы права регулируют общественные отношения с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного. Нормы морали — с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, человечного – бесчеловечного и т.д.;

6) по форме выражения. Нормы права, как правило, закреплены в специальных нормативных актах, имеющих письменную форму. Мораль же содержится в общественном сознании, «живёт» в сознании людей;

7) по времени введения в действие.Правовые нормы вводятся в действие в конкретно установленный срок. Нормы морали — по мере их осознания;

8) по способу обеспечения. Нормы права обеспечиваются принудительной силой государства. Нормы морали обеспечиваются общественным воздействием, силой общественного мнения;

9) по структурной организации. Нормы права представляют систему. Нормы морали не являются системой.

 

Вместе с тем возможны и противоречия между нормами права и морали, когда одна и та же ситуация может регулироваться по-разному со стороны права и морали.

Противоречие между правом и моралью. Противоречия права и морали могут носить и субъективный, и объективный характер. В первом случае это возможно, когда законодатель, преследуя личные и корпоративные интересы, издает несправедливые законы, противоречащие нормам морали. В этом случаем мы говорим о неправовом законе.

Причины объективного характера сводятся к тому, что право может отставать от течения жизни. В то же время мораль зачастую активнее реагирует на происходящие в обществе изменения. Но бывают и такие ситуации, когда законодательство в силу своего прогрессивного потенциала опережает мораль. Примером такого противоречия может служить современная ситуация с частной собственностью на землю в России. Законодательное закрепление института частной собственности на землю не принимается определенными слоями российского общества.

Противоречия между правом и моралью могут проявляться в следующем:

1) право может что-либо разрешать, а мораль это осуждает, запрещает. Приведенный пример с частной собственностью на землю показывает это противоречие;

2) право что-либо запрещает, а мораль одобряет, разрешает. В качестве примера этого противоречия можно привести разрешение вопроса о смертной казни. Право во многих странах, по сути, запрещает применение смертной казни, а общественное мнение поддерживает ее;

3) право порой содержит нормы «аморального» права. В недемократических государствах законы иногда бывают антигуманными, несправедливыми (неправовыми). Так, в нормативных актах Советского государства в 30-е гг. XX в. были нормы права, фактически поощрявшие доносительство и требовавшие от свидетелей давать изобличающие показания против родителей и близких родственников, что ни в какие времена не считалось моральным деянием.

 

Следует отметить, что нравственные нормы подключены ко всем этапам формирования и социального действия права. Также они выступают значимым фактором совершенствования правовой системы.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.172.213 (0.011 с.)