ТОП 10:

Усложнение отраслевой классификации российского права



В действующей Конституции России 1993 г. прямо указываются следующие отрасли законодательства (ст. 71, 72): уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, гражданское, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное, коллизионное право, административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. Другие отрасли законодательства не называются.

В настоящее время количество отраслей права, регулирующих отдельные сферы общественных отношений, составляет несколько десятков. Точная цифра не может быть установлена, поскольку классификация отраслей права не имеет специального правового регулирования (упоминание об отраслях законодательства в Конституции России не является правовым закреплением отраслевой классификации), а среди ученых наблюдается значительное расхождение по вопросам о самостоятельности той или иной отрасли права.

К числу отраслей права, самостоятельность которых не вызывает сомнений, можно отнести конституционное, гражданское, гражданско-процессуальное, административное, уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, муниципальное, трудовое, социальное, семейное, экологическое, хозяйственное, финансовое, авторское, аграрное, земельное, жилищное, военное, таможенное.

Широкое признание в качестве самостоятельных уже получили также отрасли права: судебное, банковское, предпринимательское, бухгалтерское, налоговое, арбитражное, арбитражно-процессуальное, обязательственное, страховое, административно-процессуальное, градостроительное, избирательное, коммерческое, пенсионное, образовательное.

Указанный выше процесс более детальной классификации отраслей права в последние годы становится все более интенсивным. В юридической литературе обосновывается необходимость признания в качестве самостоятельных отрасли права: конституционное судебно-процессуальное, бюджетное, патентное, лицензионное, военно-уголовное, военно-исправительное, вексельное, нотариальное, залоговое, ипотечное, милицейское (полицейское), оперативно-розыскное, водное, воздушное, лесное, космическое, исполнительное, медицинское, валютное, спортивное, изобретательское, корпоративное и др.

В целом такое явление отражает объективную социальную реальность, одна из особенностей развития которой в нынешнем веке заключается в том, что на социальные отношения накладывается все более густая нормативная «сеть». Об этом же свидетельствует и то обстоятельство, что обновление действующих законов неизменно сопровождается расширением сферы правового регулирования. Например, в новый УК РФ включены составы новых преступлений — против интересов службы в коммерческих и иных организациях, преступления в сфере компьютерной информации и др.

В этой связи в литературе даже высказывалось предположение, не станет человек «рабом законов», когда каждый его шаг будет регламентироваться нормой права. Основания для такой постановки вопроса, конечно же, имеются, и об этом свидетельствует увеличивающийся как снежный ком вал принимаемых нормативных актов, однако пока, как думается, такие опасения преувеличены.

Пока в теории права общепризнанным является мнение о том, что отрасль права — это наиболее крупное подразделение системы права. Вместе с тем не без влияния процесса дифференциации права появляются суждения, что необходимо выделять более масштабные структурные образования, например, «надотрасль права», «законодательный массив». Очевидно, это направление теории права в ближайшие годы будет активно развиваться.

Следует отметить, что пока классификация отраслей права и все возрастающее их количество имеют больше теоретический характер. Однако вполне вероятно, что круто нарастающий объем нормативных правовых актов заставит законодателя в скором времени обратиться к этой проблеме вплотную — с тем, чтобы осуществить определенное их интегрирование.

 

В связи с происходящими социально-экономическими и политическими реформами в стране идут глубинные процессы изменения самого содержания права, обновления законодательства. В этих процессах можно выделить тенденции:

· общие, характерные для права в целом, включая систему права и систему законодательства;

· развития системы права;

· совершенствования законодательства.

К общим тенденциям относятся следующие:

· создание такой правовой системы, где бы в центре внимания были человек, его права и свободы;

· интеграция в российскую правовую систему общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.

Тенденции развития системы права:

· накопление нормативного материала;

· образование новых институтов и отраслей права.

Тенденции развития законодательства:

· приведение всего законодательного массива в соответствие с Конституцией РФ;

· появление новых видов законодательных актов (уставы краев, областей и др.), совершенствование законодательной техники.

 







Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.176.125 (0.003 с.)