ТОП 10:

Декабря 1993 года всенародным голосованием была принята новая Конституция Российской Федерации.



Источниками права в России являются законы и подзаконные акты, международные договоры и соглашения Российской Федерации, внутригосударственные нормативные договоры, акты органов конституционного контроля и признаваемые российским правом обычаи.

Часть 4 ст. 15 Конституции РФ закрепляет, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В соответствии со ст. 15 Конституции ратифицированные международные договоры Российской Федерации имеют бо́льшую юридическую силу, чем федеральные законы, но меньшую, чем Конституция.

Однако следует учитывать, что Федеральным конституционным законом от 14.12.2015 № 7-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" в ст. 3 ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" внесена ч. 3.2, дающая Конституционному суду РФ право признавать невозможным исполнение в России решений международных судов, если они нарушают принцип верховенства российской конституции.

Общепризнанные принципы и нормы международного права яв­ля­ют­ся нор­ма­ми jus cogens, т. е. нор­ма­ми высше­го по­ряд­ка, и все другие нор­мы долж­ны им со­от­вет­ст­во­вать. Ме­ж­ду­народный суд ООН в ре­ше­нии по де­лу о де­ли­ми­та­ции морской гра­ни­цы в рай­оне за­ли­ва Мэн от 12.10.1984 г. от­ме­тил, что тер­ми­ны «прин­ци­пы» и «нор­мы» по су­ти оз­на­ча­ют од­но и то же.

Но что следует понимать под «общепризнанными принципами и нормами международного права»? В одном из постановлений Пленума ВС РФ, датированных 2003 г., на этот счет разъяснено следующее.

Под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо.

К общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.

Содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах ООН и ее специализированных учреждений.

Частью правовой системы России являются также заключенные СССР действующие международные договоры, в отношении которых РФ продолжает осуществлять международные права и обязательства СССР в качестве государства — продолжателя СССР.

Не могут считаться источниками права и индивидуальные акты, или акты локального характера, не содержащие общеобязательных предписаний (правовых норм).

Правовая доктрина (труды авторитетных юристов, на которые суды при вынесении решений могут ссылаться как на законы)и религиозные тексты в России не признаются в качестве источников права. Первые - в силу исторической традиции, вторые - в силу традиции, а также потому, что в соответствии с ч. 1 ст. 14 Конституции РФ Российская Федерация является светским государством.

Необходимо обратить внимание на то, что разъяснения верховных судов Союза ССР, РСФСР и Российской Федерации, данные до принятия Конституции РФ и законодательных актов, принятых на ее основе, применяются в частях, им не противоречащих.

 

Современную правовую систему РФ можно отнести к романо-германской правовой семье. Основным источником права являются законы и другие нормативные правовые акты. В России как в государстве федеральное законодательство делится на федеральное и законодательство субъектов РФ.

Согласно ч. 3 ст. 5 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий является одним из конституционных принципов российского федерализма. Разграничение предметов ведения между РФ и субъектами Федерации установлено в ст. 71–73 Конституции РФ. Ст. 71 Конституции РФ закрепляет вопросы исключительного федерального ведения, ст. 72 – вопросы совместного ведения РФ и субъектов РФ, ст. 73 регулирует вопрос собственного ведения субъектов Федерации

В исключительном ведении РФ находятся: регулирование прав и свобод человека и гражданина; формирование федеральных органов государственной власти; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, федеральные налоги и сборы; внешняя политика и иные вопросы.

К совместному ведению РФ и субъектов РФ отнесены: общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; социальная защита и иные вопросы.

Вне пределов ведения РФ и совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

Вопросы собственного ведения субъектов РФ можно разделить на 2 группы: во-первых, субъект РФ правомочен осуществлять определенные полномочия в сферах совместного ведения — на основе и в развитие федеральных нормативных актов; во-вторых, к собственному ведению субъекта РФ относятся также вопросы, не включенные в предыдущую группу.

Обычно к предметам собственного ведения субъектов РФ их конституциями, уставами отнесены:

· принятие конституции, устава, законов и иных нормативных актов субъекта, внесение в них изменений и дополнений, контроль за реализацией;

· установление системы органов государственной власти субъекта, порядка их организации и деятельности, формирование этих органов;

· административно-территориальное устройство субъекта;

· владение, пользование и распоряжение объектами собственности субъекта и управление объектами федеральной собственности, переданными субъекту в управление;

· разработка, принятие и исполнение социально-экономических, культурных, градостроительных и иных программ субъекта;

· разработка, утверждение и исполнение бюджета субъекта;

· учреждение и присвоение почетных званий, наград и премий субъекта;

· сотрудничество с другими субъектами РФ;

· другие вопросы собственного ведения субъекта.

Вопросы местного значения определяются ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Их перечень довольно обширен. Вопросы местного значения по данному Закону подразделяются на вопросы местного значения городского, сельского поселения; муниципального района; муниципального, городского округа; внутригородского района.

В совокупности нормативно - правовые акты составляют законодательную систему, которая в свою очередь строится по строго иерархической структуре.

В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов, т.е. последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнении правовых актов вышестоящих органов.

Иерархическая структура нормативно-правовых актов РФ:

1) Конституция РФ;

2) Законы РФ о поправках к Конституции РФ;

3) Федеральные конституционные законы;

4) международные договоры РФ, а также общепризнанные принципы и нормы международного права;

5) Федеральные законы (к которым относятся, в том числе, и кодексы. Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права. (Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Семейный кодекс и др.).

6) подзаконные акты – указы и распоряжения президента РФ;

7) подзаконные акты – постановления и распоряжения правительства РФ;

8) подзаконные акты – акты Совета Федерации Федерального Собрания РФ;

9) подзаконные акты – акты Государственной Думы Федерального Собрания РФ;

10) подзаконные ведомственные акты – это приказы, инструкции различных Министерств и ведомств РФ. Ведомственные акты могут быть обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, а могут быть и общеобязательными. Например, Министерство финансов и Министерство образования могут издавать общеобязательные акты, которые распространяются на всех граждан;

11) подзаконные акты –внутренние нормативные договоры РФ;

12) нормативные акты законодательных органов субъектов РФ;

13) нормативные акты администрации краёв, областей;

14) внутриорганизационные (корпоративные) нормативные акты – принимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации. Они распространяют свое действие только на членов таких организаций. Это уставы, приказы, правила, распоряжения и т.п. (Например, Устав ЗАО «КРЕДО», Правила внутреннего трудового распорядка).

 

В системе федеральных нормативных актов России Конституция Российской Федерации имеет высшую силу, далее по юридической силе следуют федеральные конституционные законы и федеральные законы, законами также являются законы о поправках к Конституции РФ (они были приняты в 2008 и 2014 годах).Так, Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ был изменён срок полномочий Президента РФ (с 4 до 6 лет) и Государственной Думы (с 4 до 5 лет). В том же году принимается Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации". В 2014 году был принят Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации".

К правовым актам субъектов РФ относятся конституции (уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, указы президентов республик в составе РФ, указы, постановления и распоряжения губернаторов и других глав администраций субъектов РФ, постановления правительств субъектов РФ и иные акты нормативного характера законодательных органов субъектов РФ.

Что касается правовых актов органов местного самоуправления, то их виды, порядок принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ст. 43 устанавливает следующий перечень муниципальных правовых актов:

1) устав муниципального образования;

2) правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан) (решения – ст. 22);

3) нормативные и иные правовые акты представительного органа (решения – п. 3 ст. 43);

4) правовые акты главы муниципального образования (решения – ст. 2);

5) постановления и распоряжения главы местной администрации.

 

Важное место в правовой системе России занимают руководящие разъяснения Пленума Верховного суда РФ, постановления Конституционного суда РФ. Вопрос о том, являются ли судебные акты высших судов источником права, является спорным. Решения судебных органов могут приобретать черты нормативного характера в результате обобщения судебной практики.

Если выявляются неточности, неясности в законодательных актах, суды могут конкретизировать уточнять применение правовых норм, при этом не создавая новые нормы.

Высшие органы судебной власти создают новые правовые нормы с целью разъяснения применения законодательства при его практическом применении судами. (Постановления Верховного суда РФ.

Поэтому в классическом понимании континентальной системы права судебные акты все же не являются источником права, а являются разъяснением применения уже существующих норм, с учетом их противоречия или пробелов правового регулирования.

Однако следует отметить, что в настоящее время появилась тенденция использования в практике судебных постановлений судов общей юрисдикции, а так же, в большей степени, судебных актов арбитражных судов, как ориентиры при разрешении аналогичных дел.

Важным поворотом к внедрению в практику процессуальной деятельности судов общей юрисдикции элементов прецедентного права является внесение Федеральным законом от 09.12.2010 № 353-ФЗ изменений в статью 392 ГПК РФ, которые также в качестве оснований для пересмотра судебного постановления ввиду новых обстоятельств предусмотрели определение (изменение) в постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации практики применения правовой нормы, примененной судом в конкретном деле, в связи с принятием судебного постановления, по которому подано заявление о пересмотре дела в порядке надзора, или в постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации, вынесенном по результатам рассмотрения другого дела в порядке надзора, или в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

Всё это указывает на то, что, хотя судебный прецедент формально не является источником права в РФ, он занимает в ней устойчивое положение. Наряду с нормативно-правовыми актами, подлежащими применению судами, судебный прецедент постепенно входит в российскую правовую систему, и уже стал одним из мерил, которыми руководствуется суд при осуществлении правосудия. Видится необходимым официальное закрепление судебного прецедента как источника права в РФ.

Обусловлено это, прежде всего, процессом интеграции и взаимообменом опытом между различными правовыми системами.

Иногда применяется в качестве источника права правовой обычай (обычаи делового оборота в гражданском праве). Согласно п. 1 ст. 5 ГК обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Речь может идти об экономических или, например, наследственных отношениях. Важно, чтобы обычай не противоречил законодательству или договору.

Подлежит применению обычай как зафиксированный в каком-либо документе (опубликованный в печати, изложенный в решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства, засвидетельствованный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации), так и существующий независимо от такой фиксации. Доказать существование обычая должна сторона, которая на него ссылается (статья 56 ГПК РФ, статья 65 АПК РФ).

(С. М. Шахрай, Конституционное право РФ. Существует 2 способа регулирования отношений между федерацией и ее субъектами: конституционно-правовой и договорный. РФ относится к конституционно-правовой федерации.

В России существует и договорный способ разграничения полномочий. Частью 3 ст. 11 Конституции РФ предусмотрена возможность заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Сторонами такого договора являются федеральные органы государственной власти и уполномоченные законом соответствующего субъекта РФ его органы государственной власти.

Заключаемые договоры и соглашения не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные Конституцией РФ предметы ведения РФ и предметы совместного ведения.

Общие принципы и порядок заключения договоров о разграничении полномочий установлен в ст. 26.7 «Принципы и порядок заключения договоров о разграничении полномочий» ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»:

· допускается только в случае, если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъекта;

· подписывается Президентом РФ и высшим должностным лицом субъекта;

· Президент РФ в течение десяти дней после подписания договора вносит в Государственную Думу проект федерального закона об утверждении договора о разграничении полномочий.

· Срок действия договора о разграничении полномочий не может превышать 10 лет.

В 2007 году был заключён договор между РФ и Республикой Татарстан «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» (Москва, 26 июня 2007 г.).Настоящий Договор прекратил действие в связи с истечением срока. Срок действия данного Договора - 10 лет со дня вступления его в силу.

Помимо договоров, могут заключаться соглашения о передачи части полномочий федеральных органов исполнительной власти региональным и наоборот.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

 

Можно сказать, что правовая система России основана на традициях римского права, с элементами заимствования из французского права в части уголовного законодательства, например, за основу в РФ приняты французские кодификаторы.

Вместе с тем, российская правовая система переняла и некоторые элементы прецедентного права, которое распространяется, например, на некодифицированные правоотношения в гражданском праве или судебно-правовую деятельность Конституционного суда.

 







Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.209.82.74 (0.008 с.)