Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Декабря 1993 года всенародным голосованием была принята новая Конституция Российской Федерации.
Источниками права в России являются законы и подзаконные акты, международные договоры и соглашения Российской Федерации, внутригосударственные нормативные договоры, акты органов конституционного контроля и признаваемые российским правом обычаи. Часть 4 ст. 15 Конституции РФ закрепляет, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В соответствии со ст. 15 Конституции ратифицированные международные договоры Российской Федерации имеют бо́льшую юридическую силу, чем федеральные законы, но меньшую, чем Конституция. Однако следует учитывать, что Федеральным конституционным законом от 14.12.2015 № 7-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" в ст. 3 ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" внесена ч. 3.2, дающая Конституционному суду РФ право признавать невозможным исполнение в России решений международных судов, если они нарушают принцип верховенства российской конституции. Общепризнанные принципы и нормы международного права являются нормами jus cogens, т. е. нормами высшего порядка, и все другие нормы должны им соответствовать. Международный суд ООН в решении по делу о делимитации морской границы в районе залива Мэн от 12.10.1984 г. отметил, что термины «принципы» и «нормы» по сути означают одно и то же. Но что следует понимать под «общепризнанными принципами и нормами международного права»? В одном из постановлений Пленума ВС РФ, датированных 2003 г., на этот счет разъяснено следующее. Под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. К общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.
Содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах ООН и ее специализированных учреждений. Частью правовой системы России являются также заключенные СССР действующие международные договоры, в отношении которых РФ продолжает осуществлять международные права и обязательства СССР в качестве государства — продолжателя СССР. Не могут считаться источниками права и индивидуальные акты, или акты локального характера, не содержащие общеобязательных предписаний (правовых норм). Правовая доктрина (труды авторитетных юристов, на которые суды при вынесении решений могут ссылаться как на законы)и религиозные тексты в России не признаются в качестве источников права. Первые - в силу исторической традиции, вторые - в силу традиции, а также потому, что в соответствии с ч. 1 ст. 14 Конституции РФ Российская Федерация является светским государством. Необходимо обратить внимание на то, что разъяснения верховных судов Союза ССР, РСФСР и Российской Федерации, данные до принятия Конституции РФ и законодательных актов, принятых на ее основе, применяются в частях, им не противоречащих.
Современную правовую систему РФ можно отнести к романо-германской правовой семье. Основным источником права являются законы и другие нормативные правовые акты. В России как в государстве федеральное законодательство делится на федеральное и законодательство субъектов РФ. Согласно ч. 3 ст. 5 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий является одним из конституционных принципов российского федерализма. Разграничение предметов ведения между РФ и субъектами Федерации установлено в ст. 71–73 Конституции РФ. Ст. 71 Конституции РФ закрепляет вопросы исключительного федерального ведения, ст. 72 – вопросы совместного ведения РФ и субъектов РФ, ст. 73 регулирует вопрос собственного ведения субъектов Федерации В исключительном ведении РФ находятся: регулирование прав и свобод человека и гражданина; формирование федеральных органов государственной власти; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, федеральные налоги и сборы; внешняя политика и иные вопросы.
К совместному ведению РФ и субъектов РФ отнесены: общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; социальная защита и иные вопросы. Вне пределов ведения РФ и совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Вопросы собственного ведения субъектов РФ можно разделить на 2 группы: во-первых, субъект РФ правомочен осуществлять определенные полномочия в сферах совместного ведения — на основе и в развитие федеральных нормативных актов; во-вторых, к собственному ведению субъекта РФ относятся также вопросы, не включенные в предыдущую группу. Обычно к предметам собственного ведения субъектов РФ их конституциями, уставами отнесены: · принятие конституции, устава, законов и иных нормативных актов субъекта, внесение в них изменений и дополнений, контроль за реализацией; · установление системы органов государственной власти субъекта, порядка их организации и деятельности, формирование этих органов; · административно-территориальное устройство субъекта; · владение, пользование и распоряжение объектами собственности субъекта и управление объектами федеральной собственности, переданными субъекту в управление; · разработка, принятие и исполнение социально-экономических, культурных, градостроительных и иных программ субъекта; · разработка, утверждение и исполнение бюджета субъекта; · учреждение и присвоение почетных званий, наград и премий субъекта; · сотрудничество с другими субъектами РФ; · другие вопросы собственного ведения субъекта. Вопросы местного значения определяются ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Их перечень довольно обширен. Вопросы местного значения по данному Закону подразделяются на вопросы местного значения городского, сельского поселения; муниципального района; муниципального, городского округа; внутригородского района. В совокупности нормативно - правовые акты составляют законодательную систему, которая в свою очередь строится по строго иерархической структуре. В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов, т.е. последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнении правовых актов вышестоящих органов. Иерархическая структура нормативно-правовых актов РФ: 1) Конституция РФ; 2) Законы РФ о поправках к Конституции РФ; 3) Федеральные конституционные законы; 4) международные договоры РФ, а также общепризнанные принципы и нормы международного права; 5) Федеральные законы (к которым относятся, в том числе, и кодексы. Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права. (Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Семейный кодекс и др.).
6) подзаконные акты – указы и распоряжения президента РФ; 7) подзаконные акты – постановления и распоряжения правительства РФ; 8) подзаконные акты – акты Совета Федерации Федерального Собрания РФ; 9) подзаконные акты – акты Государственной Думы Федерального Собрания РФ; 10) подзаконные ведомственные акты – это приказы, инструкции различных Министерств и ведомств РФ. Ведомственные акты могут быть обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, а могут быть и общеобязательными. Например, Министерство финансов и Министерство образования могут издавать общеобязательные акты, которые распространяются на всех граждан; 11) подзаконные акты –внутренние нормативные договоры РФ; 12) нормативные акты законодательных органов субъектов РФ; 13) нормативные акты администрации краёв, областей; 14) внутриорганизационные (корпоративные) нормативные акты – принимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации. Они распространяют свое действие только на членов таких организаций. Это уставы, приказы, правила, распоряжения и т.п. (Например, Устав ЗАО «КРЕДО», Правила внутреннего трудового распорядка).
В системе федеральных нормативных актов России Конституция Российской Федерации имеет высшую силу, далее по юридической силе следуют федеральные конституционные законы и федеральные законы, законами также являются законы о поправках к Конституции РФ (они были приняты в 2008 и 2014 годах).Так, Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ был изменён срок полномочий Президента РФ (с 4 до 6 лет) и Государственной Думы (с 4 до 5 лет). В том же году принимается Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации". В 2014 году был принят Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации". К правовым актам субъектов РФ относятся конституции (уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, указы президентов республик в составе РФ, указы, постановления и распоряжения губернаторов и других глав администраций субъектов РФ, постановления правительств субъектов РФ и иные акты нормативного характера законодательных органов субъектов РФ. Что касается правовых актов органов местного самоуправления, то их виды, порядок принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования. Федеральный закон от 06.10. 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ст. 43 устанавливает следующий перечень муниципальных правовых актов:
1) устав муниципального образования; 2) правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан) (решения – ст. 22); 3) нормативные и иные правовые акты представительного органа (решения – п. 3 ст. 43); 4) правовые акты главы муниципального образования (решения – ст. 2); 5) постановления и распоряжения главы местной администрации.
Важное место в правовой системе России занимают руководящие разъяснения Пленума Верховного суда РФ, постановления Конституционного суда РФ. Вопрос о том, являются ли судебные акты высших судов источником права, является спорным. Решения судебных органов могут приобретать черты нормативного характера в результате обобщения судебной практики. Если выявляются неточности, неясности в законодательных актах, суды могут конкретизировать уточнять применение правовых норм, при этом не создавая новые нормы. Высшие органы судебной власти создают новые правовые нормы с целью разъяснения применения законодательства при его практическом применении судами. (Постановления Верховного суда РФ. Поэтому в классическом понимании континентальной системы права судебные акты все же не являются источником права, а являются разъяснением применения уже существующих норм, с учетом их противоречия или пробелов правового регулирования. Однако следует отметить, что в настоящее время появилась тенденция использования в практике судебных постановлений судов общей юрисдикции, а так же, в большей степени, судебных актов арбитражных судов, как ориентиры при разрешении аналогичных дел. Важным поворотом к внедрению в практику процессуальной деятельности судов общей юрисдикции элементов прецедентного права является внесение Федеральным законом от 09.12.2010 № 353-ФЗ изменений в статью 392 ГПК РФ, которые также в качестве оснований для пересмотра судебного постановления ввиду новых обстоятельств предусмотрели определение (изменение) в постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации практики применения правовой нормы, примененной судом в конкретном деле, в связи с принятием судебного постановления, по которому подано заявление о пересмотре дела в порядке надзора, или в постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации, вынесенном по результатам рассмотрения другого дела в порядке надзора, или в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Всё это указывает на то, что, хотя судебный прецедент формально не является источником права в РФ, он занимает в ней устойчивое положение. Наряду с нормативно-правовыми актами, подлежащими применению судами, судебный прецедент постепенно входит в российскую правовую систему, и уже стал одним из мерил, которыми руководствуется суд при осуществлении правосудия. Видится необходимым официальное закрепление судебного прецедента как источника права в РФ.
Обусловлено это, прежде всего, процессом интеграции и взаимообменом опытом между различными правовыми системами. Иногда применяется в качестве источника права правовой обычай (обычаи делового оборота в гражданском праве). Согласно п. 1 ст. 5 ГК обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Речь может идти об экономических или, например, наследственных отношениях. Важно, чтобы обычай не противоречил законодательству или договору. Подлежит применению обычай как зафиксированный в каком-либо документе (опубликованный в печати, изложенный в решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства, засвидетельствованный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации), так и существующий независимо от такой фиксации. Доказать существование обычая должна сторона, которая на него ссылается (статья 56 ГПК РФ, статья 65 АПК РФ). (С. М. Шахрай, Конституционное право РФ. Существует 2 способа регулирования отношений между федерацией и ее субъектами: конституционно-правовой и договорный. РФ относится к конституционно-правовой федерации. В России существует и договорный способ разграничения полномочий. Частью 3 ст. 11 Конституции РФ предусмотрена возможность заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Сторонами такого договора являются федеральные органы государственной власти и уполномоченные законом соответствующего субъекта РФ его органы государственной власти. Заключаемые договоры и соглашения не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные Конституцией РФ предметы ведения РФ и предметы совместного ведения. Общие принципы и порядок заключения договоров о разграничении полномочий установлен в ст. 26.7 «Принципы и порядок заключения договоров о разграничении полномочий» ФЗ от 06.10. 1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»: · допускается только в случае, если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъекта; · подписывается Президентом РФ и высшим должностным лицом субъекта; · Президент РФ в течение десяти дней после подписания договора вносит в Государственную Думу проект федерального закона об утверждении договора о разграничении полномочий. · Срок действия договора о разграничении полномочий не может превышать 10 лет. В 2007 году был заключён договор между РФ и Республикой Татарстан «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» (Москва, 26 июня 2007 г.).Настоящий Договор прекратил действие в связи с истечением срока. Срок действия данного Договора - 10 лет со дня вступления его в силу. Помимо договоров, могут заключаться соглашения о передачи части полномочий федеральных органов исполнительной власти региональным и наоборот. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.
Можно сказать, что правовая система России основана на традициях римского права, с элементами заимствования из французского права в части уголовного законодательства, например, за основу в РФ приняты французские кодификаторы. Вместе с тем, российская правовая система переняла и некоторые элементы прецедентного права, которое распространяется, например, на некодифицированные правоотношения в гражданском праве или судебно-правовую деятельность Конституционного суда.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.025 с.) |