Методы обеспечения национальной безопасности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы обеспечения национальной безопасности



 

Методы обеспечения национальной безопасности представляют собой приемы, средства, способы, используемые субъектами обеспечения национальной безопасности (далее — субъекты) для достижения целей, решения задач и осуществления функций обеспечения национальной безопасности.

Методы обеспечения национальной безопасности многообразны, поэтому единых критериев их классификации не существует. Можно выделить всеобщие методы воздействия на сознание и волю людей: убеждение и принуждение.

В сфере обеспечения национальной безопасности обнаруживается вариантность соотношения этих методов. В условиях демократизации и усиливающегося внимания к проблемам укрепления законности и правопорядка особенно возрастает роль убеждения.

Убеждение — процесс последовательного осуществления действий «несилового» характера (овладение вниманием, внушение, воздействие на сознание, эмоции и др.).

Убеждение характеризуется следующими особенностями:

· используется систематически, постоянно в отношении всех субъектов;

· обеспечивает добровольное выполнение субъектами правовых норм;

· СМИ позволяют быстро оповещать субъектов о проводимых мероприятиях, разъяснять их смысл, убеждать;

· на применение методов убеждения государство затрачивает гораздо меньше ресурсов, чем на применение методов принуждения.

Приоритет в использовании средств убеждения обусловлен социальной природой человека и общества, что нашло отражение в нормах таких международных правовых актов, как Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. и др. Эти нормы закреплены и в российском законодательстве, исходящем из целей и задач общества и государства по обеспечению прав и свобод человека и гражданина (например, в Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г.).

Убеждение применяется всеми субъектами обеспечения национальной безопасности, а принуждение только специально уполномоченными субъектами в установленном порядке на основе правовых норм. Д. Н. Бахрах справедливо отмечает, что сущность исполнительной власти не сводится только к «организованному принуждению»[1]. Убеждение — основной, во всяком случае, наиболее предпочтительный метод обеспечения безопасности личности, предлагающий воздействие на сознание, волю и эмоции людей социальных общностей преимущественно средствами психолого-педагогического, нравственного характера.

Убеждение связано с разъяснением гражданам, общественности через СМИ их роли в решении общегосударственных задач обеспечения национальной безопасности, с воспитанием сознательной дисциплины, законопослушания и правильного понимания взаимной ответственности личности и государства. Убеждение является средством предупреждения правонарушений, служит воспитанию у людей внутренней потребности и устойчивой привычки правомерного поведения и активного противодействия проявлениям неправомерного поведения.

Основными видами убеждения являются: правовое воспитание; изучение законодательства в сфере национальной безопасности; рекомендации; обсуждение; агитационно-пропагандистская деятельность; предостережение, критика антиобщественных действий, посягающих на безопасность; поощрение и др.

Принуждение отличается от убеждения тем, что осуществляется силовое утверждение воли субъекта вопреки воле объекта психическими, материальными или физическими средствами воздействия. В словаре С. И. Ожегова «принудить» означает «заставить что-нибудь сделать».

Методы принуждения являются объективной необходимостью обеспечения безопасности личности, общества и государства, когда выполнение установленных требований в этой сфере не может быть достигнуто с помощью убеждения. Применение методов принуждения должно основываться на строгом соблюдении правовых норм.

Методы убеждения и принуждения выражаются в разнообразных вариантах, что дает основание для выделения более конкретных видов правовых методов обеспечения национальной безопасности (уголовно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые, экономические, социально-психологические и др.).

В теории национальной безопасности принято выделять силовые и «несиловые» меры. Долгое время в мире господствовал принцип приоритета силовых мер обеспечения национальной безопасности или угрозы их применения. Однако в настоящее время по своей результативности силовые меры уступают место «несиловым» (гуманитарно-социальным, экономическим; политико-дипломатическим; опоре на международные организации и общественное мнение, профилактическим мерам и др.).

Преимущество применения «несиловых» мер понимается как инструмент решения конфликтных ситуаций при обеспечении национальной безопасности. А. Г. Здравомыслов справедливо полагает, что «концепция и практика силовой политики терпит крах в результате многих обстоятельств, главное из которых состоит в исчерпании возможностей применения насилия в глобальном конфликте»[2].

Обеспечению внутренней безопасности способствует принцип «разделения властей» демократического государства, являющийся средством сдерживания и балансирования государственной власти.

Одной из основных задач обеспечения национальной безопасности является использование адекватного механизма комплексного применения силовых и «несиловых» мер при разрешении конфликтов.

К мерам разрешения военных конфликтов относятся:

1) правовые меры — требование соблюдения норм международного права, подписание двусторонних и многосторонних договоров, использование международных правовых институтов и др.;

2) политические меры — встречи глав государств и правительств, переговоры и консультации, проведение совещаний руководства военно-политических союзов, использование международных институтов ООН, ОБСЕ и др.;

3) дипломатические меры — проведение переговоров, визиты политических лидеров, разрыв дипломатических отношений и др.;

4) экономические меры — изменение внешнеэкономических связей, проведение переговоров по торгово-экономическим проблемам; введение экономических санкций и др.;

5) военные меры — формирование новых воинских соединений и частей, повышение боевой готовности войск и др.

В Стратегии национальной безопасности РФ подчеркивается, что в области международной безопасности Россия сохраняет приверженность к использованию прежде всего политических и правовых инструментов, механизмов дипломатии и миротворчества. Применение военной силы для защиты национальных интересов возможно только в том случае, если все принятые меры ненасильственного характера оказались неэффективными.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 955; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.006 с.)