Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы обеспечения национальной безопасности
Методы обеспечения национальной безопасности представляют собой приемы, средства, способы, используемые субъектами обеспечения национальной безопасности (далее — субъекты) для достижения целей, решения задач и осуществления функций обеспечения национальной безопасности. Методы обеспечения национальной безопасности многообразны, поэтому единых критериев их классификации не существует. Можно выделить всеобщие методы воздействия на сознание и волю людей: убеждение и принуждение. В сфере обеспечения национальной безопасности обнаруживается вариантность соотношения этих методов. В условиях демократизации и усиливающегося внимания к проблемам укрепления законности и правопорядка особенно возрастает роль убеждения. Убеждение — процесс последовательного осуществления действий «несилового» характера (овладение вниманием, внушение, воздействие на сознание, эмоции и др.). Убеждение характеризуется следующими особенностями: · используется систематически, постоянно в отношении всех субъектов; · обеспечивает добровольное выполнение субъектами правовых норм; · СМИ позволяют быстро оповещать субъектов о проводимых мероприятиях, разъяснять их смысл, убеждать; · на применение методов убеждения государство затрачивает гораздо меньше ресурсов, чем на применение методов принуждения. Приоритет в использовании средств убеждения обусловлен социальной природой человека и общества, что нашло отражение в нормах таких международных правовых актов, как Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. и др. Эти нормы закреплены и в российском законодательстве, исходящем из целей и задач общества и государства по обеспечению прав и свобод человека и гражданина (например, в Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г.). Убеждение применяется всеми субъектами обеспечения национальной безопасности, а принуждение только специально уполномоченными субъектами в установленном порядке на основе правовых норм. Д. Н. Бахрах справедливо отмечает, что сущность исполнительной власти не сводится только к «организованному принуждению»[1]. Убеждение — основной, во всяком случае, наиболее предпочтительный метод обеспечения безопасности личности, предлагающий воздействие на сознание, волю и эмоции людей социальных общностей преимущественно средствами психолого-педагогического, нравственного характера.
Убеждение связано с разъяснением гражданам, общественности через СМИ их роли в решении общегосударственных задач обеспечения национальной безопасности, с воспитанием сознательной дисциплины, законопослушания и правильного понимания взаимной ответственности личности и государства. Убеждение является средством предупреждения правонарушений, служит воспитанию у людей внутренней потребности и устойчивой привычки правомерного поведения и активного противодействия проявлениям неправомерного поведения. Основными видами убеждения являются: правовое воспитание; изучение законодательства в сфере национальной безопасности; рекомендации; обсуждение; агитационно-пропагандистская деятельность; предостережение, критика антиобщественных действий, посягающих на безопасность; поощрение и др. Принуждение отличается от убеждения тем, что осуществляется силовое утверждение воли субъекта вопреки воле объекта психическими, материальными или физическими средствами воздействия. В словаре С. И. Ожегова «принудить» означает «заставить что-нибудь сделать». Методы принуждения являются объективной необходимостью обеспечения безопасности личности, общества и государства, когда выполнение установленных требований в этой сфере не может быть достигнуто с помощью убеждения. Применение методов принуждения должно основываться на строгом соблюдении правовых норм. Методы убеждения и принуждения выражаются в разнообразных вариантах, что дает основание для выделения более конкретных видов правовых методов обеспечения национальной безопасности (уголовно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые, экономические, социально-психологические и др.). В теории национальной безопасности принято выделять силовые и «несиловые» меры. Долгое время в мире господствовал принцип приоритета силовых мер обеспечения национальной безопасности или угрозы их применения. Однако в настоящее время по своей результативности силовые меры уступают место «несиловым» (гуманитарно-социальным, экономическим; политико-дипломатическим; опоре на международные организации и общественное мнение, профилактическим мерам и др.).
Преимущество применения «несиловых» мер понимается как инструмент решения конфликтных ситуаций при обеспечении национальной безопасности. А. Г. Здравомыслов справедливо полагает, что «концепция и практика силовой политики терпит крах в результате многих обстоятельств, главное из которых состоит в исчерпании возможностей применения насилия в глобальном конфликте»[2]. Обеспечению внутренней безопасности способствует принцип «разделения властей» демократического государства, являющийся средством сдерживания и балансирования государственной власти. Одной из основных задач обеспечения национальной безопасности является использование адекватного механизма комплексного применения силовых и «несиловых» мер при разрешении конфликтов. К мерам разрешения военных конфликтов относятся: 1) правовые меры — требование соблюдения норм международного права, подписание двусторонних и многосторонних договоров, использование международных правовых институтов и др.; 2) политические меры — встречи глав государств и правительств, переговоры и консультации, проведение совещаний руководства военно-политических союзов, использование международных институтов ООН, ОБСЕ и др.; 3) дипломатические меры — проведение переговоров, визиты политических лидеров, разрыв дипломатических отношений и др.; 4) экономические меры — изменение внешнеэкономических связей, проведение переговоров по торгово-экономическим проблемам; введение экономических санкций и др.; 5) военные меры — формирование новых воинских соединений и частей, повышение боевой готовности войск и др. В Стратегии национальной безопасности РФ подчеркивается, что в области международной безопасности Россия сохраняет приверженность к использованию прежде всего политических и правовых инструментов, механизмов дипломатии и миротворчества. Применение военной силы для защиты национальных интересов возможно только в том случае, если все принятые меры ненасильственного характера оказались неэффективными.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 955; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.006 с.) |