Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура развитого правосознания правореализатораСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Уровень развития правосознания правореализатора зависит от его индивидуальной психофизиологической конституции, т.е. от особенностей генотипа, психотипа, гормонального статуса и т.п. Если нет необходимых данных, нет исходной материальной основы, то даже активное правовое самообразование и самовоспитание под руководством опытного наставника не гарантируют достижения поставленной цели – формирования развитого полноценного правосознания. Исходя из современного понимания взаимозависимости и взаимосвязанности сознания и мозга, психики и физиологии можно различать в структуре развитого полноценного правосознания правореализатора следующие элементы: · категорический нравственный императив или нравственная природа развитого полноценного правосознания правореализатора; · память в виде системного социально-правового знания и эмоционально-чувственного опыта (правовая память) как результат социализации личности; · рациональное правовое мышление; · эмоционально-чувственное восприятие и оценка правореализации; · сильная, разумная и контролируемая воля; · правовая интуиция и профессиональное конструктивное воображение; · центр регуляции и самоконтроля; · категорический правовой императив; · как дополнительный элемент, непосредственно не входящий в структуру развитого полноценного правосознания правореализатора, но порой существенно влияющий на правосознание и поведение, можно выделить подсознание (анализ подсознания и его влияния на правосознание не входит в число задач настоящего исследования). В юридической науке преобладают иной подход и понимание структуры правосознания. Традиционно в этой структуре выделяют правовую идеологию и правовую психологию. Прежде чем приступить к характеристике данных элементов, необходимо уточнить: их выделение возможно в научно-теоретическом познании. В конкретной правореализационной ситуации правосознание представляет собой сложный или менее сложный интеллектуально-эмоционально-волевой и вместе с тем психофизиологический процесс или процесс саморегуляции личности. Категорический нравственный императив или нравственная природа развитого полноценного правосознания правореализатора. Вряд ли правильно вслед за некоторыми авторами нравственное сознание и правосознание разделять и рассматривать в качестве самостоятельных структур, в частности отдельных форм общественного сознания. (Теория общественного сознания и его форм (например, таких, как политическое сознание, правовое сознание, нравственное сознание) была разработана советскими философами.) Точнее, это допустимо только в процессе научного анализа, когда ученый в статическом подходе на промежуточном этапе вычленяет нравственное сознание из сознания и психики человека, представляет и описывает его как научную абстракцию-проблему.
В реальной действительности, особенно в правореализационной практике и функциональном подходе, оно неотделимо от сознания личности, а на уровне развитой личности нравственное и правовое сознание не только сосуществуют в системе сознания и психики, но и активно взаимодействуют, дополняют и усиливают друг друга. Более того, в структуру развитого полноценного правосознания включается нравственное сознание, без которого оно ущербно и неполно. Характерный пример – вор в законе или профессиональный юрист, совершивший правонарушение с низменными мотивами. У них есть почти все признаки развитого правосознания: разнообразные правовые знания, в том числе четкое понимание необходимости права в современном динамично развивающемся социуме, следовательно, отсутствие правового нигилизма в виде отрицания права, богатый индивидуальный опыт, умение применять их в сложных правореализационных ситуациях, но нет – и поэтому их правосознание является развитым, но неполноценным – нравственного стержня-ограничителя, который в ординарных ситуациях способен сдерживать реализацию девиантной модели поведения. Наряду с нравственностью человека – стороной или подсистемой его сознания – объективно существует как универсальный социальный регулятор, как высокозначимые общечеловеческие принципы, правила, ценности, идеалы нравственность (мораль) в форме прежде всего религиозного текста Библии, корана, талмуда и т.п. Она обращена и адресована всем и каждому: частному и публичному правореализатору, бедному и богатому, преступнику и законопослушному гражданину независимо от национальности, вероисповедания и других статусообразующих факторов. Человек воспринимает или не воспринимает «регулятивную энергию» этой нормативной системы, которая по информационным каналам должна (но так бывает далеко не всегда) транслироваться в обществе и государстве. В результате формируется, если схематично, упрощенно проиллюстрировать, низкий, средний и высокий уровень нравственного сознания личности.
Нравственность как объективный социальный нормативный регулятор, существующий независимо от сознания и психики частного и публичного субъекта, формализована, закреплена и «рассредоточена» – неслучайно еще Руссо предлагал создать моральный кодекс и эта задача актуальна сегодня – прежде всего в религиозных текстах, а также профессиональных кодексах этики, произведениях литературы и науки, основополагающих документах международного права и частично в законах. Этот объективный регулятор и основанная на нем система нравственного воспитания, если эта система реально действует в государстве и обществе (что труднодостижимо, а в условиях нестабильности невозможно), как раз и призваны: 1) формировать и развивать социально значимые структуры сознания и психики личности (нравственное сознание личности); 2) создавать неформальные критерии определения социально опасного, социально вредного, социально допустимого и социально одобряемого поведения; 3) устанавливать запреты и ограничения для социально вредного и опасного поведения; 4) регламентировать и обеспечивать специфическими средствами добропорядочное поведение. Так вот, в идеале – и к этому надо стремиться в процессе правового самообразования и самовоспитания – развитое полноценное правосознание правореализатора немыслимо вне и без высокоразвитого нравственного сознания. Именно нравственные ценности (стыд, совесть и т.п.), нормы (не убей, не укради), принципы (делай добро, избегай делать зло) и идеалы добропорядочного поведения, усвоенные субъектом в качестве категорического нравственного императива, выступают «краеугольным камнем» в основании правосознания. Нравственность личности – стержень и внутренний ограничитель-цензор, своеобразный антидевиантный духовный фильтр и духовная основа категорического правового императива, и как таковая она в большинстве ситуаций не позволяет частному и публичному правореализатору использовать правосознание во вред третьим лицам, социальной группе, обществу и государству. Нравственное сознание в структуре правосознания правореализатора выполняет не только функцию контроля и даже подавления низменных мотивов и страстей, но и функцию конструирования в простой и сложной правореализационной ситуации модели добропорядочного поведения с последующей мотивацией ее реализации. Можно даже утверждать: развитое правосознание, соединенное и ограниченное нравственным сознанием, обретает качество развитого и полноценного и тогда способно выступать доминирующим фактором-первопричиной формирования законности конкретного правового отношения и правореализации в целом. Такое правосознание есть внутренняя (духовная) свобода частного и публичного правореализатора и необходимая потенциальная предпосылка внешней свободы в правомерном социально-правовом пространстве. Конечно, нравственность, несмотря на чрезвычайно важную роль в саморегуляции личности и ее способность ориентировать-мотивировать личность на добро и справедливость, не всесильна, это не панацея на все случаи и правореализационные ситуации. Как сказал кто-то из великих мыслителей, нравственность человека не способна препятствовать совершению правонарушения, но она не дает возможности правонарушителю воспользоваться ее плодами. С этим утверждением можно согласиться с небольшим уточнением: нравственность частного и публичного правореализатора дает сбой только в особо сложной социальной ситуации, т.е. когда складывается система критически важных для жизнедеятельности человека факторов.
Память в виде системного социально-правового знания и эмоционально-чувственного опыта (правовая память) как результат социализации личности. В жизнедеятельности (социализации) человека в его памяти сохраняются и постепенно накапливаются разнообразные экономические, экологические, психологические, исторические, нравственные, правовые и т.п. знания и тот или иной эмоционально-чувственный опыт. С момента рождения возникают и развиваются индивидуально неповторимые а) система духовного осознания себя как личности с определенным социально-правовым статусом б) и на этой основе система духовного освоения-адаптации, понимания-узнавания социальной и природной среды обитания и ее неотъемлемой составляющей – социально-правовой действительности. В этой сложно структурированной психической системе с точки зрения содержания и функциональной роли в саморегулировании социально ответственной личности особое место занимают социально-правовые знания (правовые знания) и соответствующий им эмоционально-чувственный опыт, а в целом социально-правовая память (правовая память). Данный структурный элемент развитого полноценного правосознания правореализатора формируется: 1) во-первых, под воздействием преподавателей образовательных организационно-правовых институтов, которые призваны максимально качественно и доходчиво транслировать знания, передавать их в процессе образования и воспитания подрастающему поколению, в частности готовить профессиональных юристов (основные ситуации и отношения этой общественно значимой практики регулируются нормами объективного права и здесь тоже есть правореализация); 2) во-вторых, в условиях агитационно-пропагандистской, идеологической и социально-предметной деятельности представителей государственных, муниципальных и общественных, в том числе криминальных, организационных структур, а также различных международных организаций;
3) в-третьих, в ходе целенаправленного социально-правового самообразования и самовоспитания с использованием современных информационно-телекоммуникационных средств, технологий и методик их применения (что особенно характерно для социально ответственного и здравомыслящего человека, поскольку не знать современные правовые нормы, регулирующие конкретную профессиональную деятельность и основные жизненно важные социальные ситуации, безответственно по отношению не только к себе, но и к своим близким и поэтому крайне глупо); 4) в-четвертых, в процессе активного участия личности в правореализационных моноструктурах-полиструктурах (в качестве частного и публичного правореализатора, его законного представителя, третьего лица, свидетеля, участника группы поддержки, наблюдателя, исследователя) и приобретения опытного социально-правового знания и неизбежно сопутствующего правореализации позитивного или негативного эмоционально-чувственного опыта. Социально-правовые знания, обладая необходимыми качествами, непосредственно обусловливают категорический правовой императив личности и, кроме того, тесно связаны с рациональным правовым мышлением. Эти теоретические и практические знания об окружающей человека социально-правовой действительности могут быть точными и глубокими, поверхностными и неполными, приблизительными и даже ошибочными и т.п., а некоторые из них, зачастую наиболее важные для эффективной деятельности в сложной правореализационной ситуации, вообще могут отсутствовать. Какими бы уникальными ни были по своим возможностям и энергоемкости сознание и психика человека, они, в частности структуры памяти, не способны в полном объеме аккумулировать всю существующую в социуме актуальную для правореализации социально-правовую информацию. Поэтому правосознание социально ответственного частного и публичного правореализатора, даже правосознание высококлассного практикующего юриста, с точки зрения ресурса памяти противоречиво и ограниченно (но ограниченность памяти можно нивелировать за счет креативного мышления и интуиции). Это обстоятельство надо учитывать при составлении образовательно-воспитательных программ, в процессе самообразования и самовоспитания и в исследовании правосознания правореализатора как фактора влияния на реализацию норм права. Какие правовые знания, в каком количестве, какого качества должны быть в идеале у публичного правореализатора, прежде всего у высококлассного практикующего юриста? Каким бы сложным (для кого-то риторическим или даже абсурдным) на первый взгляд ни казался этот вопрос-проблема, тем не менее он вполне оправдан. Более того, сама постановка и исследование проблемы (особенно в условиях интенсивного увеличения объема социально-правовой информации и ее постоянного обновления) являются необходимой и актуальной, по крайней мере с точки зрения саморазвития личности, детализацией теоретической модели развитого полноценного правосознания.
Все эти многообразные знания в теоретическом анализе можно разделить на несколько групп: 1) общетеоретические фундаментальные, в том числе историко-теоретические, знания; 2) конкретно-теоретические практически-прикладные знания; 3) нормативные знания; 4) опытные знания. Рациональное правовое мышление. Аккумулируемые в правовой памяти социально-правовые знания в виде понятий, категорий, иных понятийно-смысловых структур служат средствами-инструментами рационального правового мышления. Эти знания важны не только как показатель правовой эрудиции, например, в научной дискуссии. Они имеют социальный смысл и значение для жизнедеятельности человека, социальной группы, общества, государства постольку, поскольку задействуются в процессе рационального правового мышления в простой и сложной правореализационной ситуации. Творчески используя данные знания, правореализатор создает в своем правосознании многомерную идеальную картину правореализационной ситуации, разрабатывает допустимые в ее пределе модели правомерного и противоправного поведения, в том числе модель добропорядочного поведения, выбирает в соответствии со своим ситуационным интересом-потребностью наиболее приемлемую модель правомерного поведения, закрепляет ее, если это необходимо, в формализованном ситуационном праве и затем реализует в конкретном правовом отношении. Рациональное правовое мышление – один из наиболее активных и продуктивных системообразующих элементов в структуре развитого полноценного правосознания правореализатора и по сути его проявление в состоянии динамики (правовая память – правосознание в статике, хотя для характеристики правосознания состояние статики весьма условно). Рациональное правовое мышление начинает функционировать в социальной ситуации, где задействована в том или ином виде правовая составляющая: например, в процессе общего нормативного правового регулирования общественно значимой практики или изучения вводимого в действие комплекса правовых норм – нового общерегулятивного правоотношения. Однако наиболее интенсивно с точки зрения приближенности к практике оно функционирует, когда человек попадает в правореализационную ситуацию. В простой и особенно сложной правореализационной ситуации осуществляется оценочно-аналитико-познавательная мыслительная деятельность (правовое мышление). Здесь «включается» хранящаяся в памяти вся система правовых, экономических, нравственных, исторических, психологических и т.п. знаний, которые актуальны для конкретной ситуации и которые, если их творчески применять (что как раз свойственно развитому полноценному правосознанию), помогают выработать исчерпывающее и максимально многогранное видение правореализационной ситуации, понимание ее социальной, психологической и правовой нормативности. Затем на этой понятийной основе формируется когнитивное ситуационное право, а если необходимо, осуществляется его формализация в виде ситуационного права и соответствующего юридического документа. В последующем в ходе его реализации вне правового отношения или в конкретном правовом отношении проводится, если это допустимо, корректировка избранной правореализационной тактики, оцениваются и анализируются результаты правореализации и т.д. Эмоционально-чувственная оценка и восприятие правореализации. Для правомерной и эффективной деятельности в простой и особенно сложной правореализационной ситуации (тем более для выстраивания реализации норм права в качестве системы) немаловажную роль в структуре развитого полноценного правосознания публичного правореализатора играют позитивные эмоции и чувства, а также умение сочетать их с рациональным правовым мышлением. Эмоции всегда конкретны по основанию возникновения, они есть результат оценки и восприятия: 1) правореализационной ситуации или отдельного ее фактора (момент формирования ситуации); 2) ситуационного права или отдельного его положения (момент индивидуального нормативного правового регулирования); 3) конкретного материального правового отношения или отдельного его элемента, а также иных сопутствующих правоотношений (момент реализации материально-правовых норм); 4) результатов ситуационной правореализации или отдельного результата (момент окончания правореализации). После возникновения соответствующей конкретной причины эмоции (эмоция) мгновенно, по сравнению с рациональным правовым мышлением, проявляются вербально либо в виде телодвижения, либо в единстве слова и дела. Яркий и наиболее показательный пример из правореализационной практики – это действия (бездействие) в состоянии аффекта. Эмоции как специфическую разновидность поведения можно квалифицировать на правомерные и противоправные, а по критериям нравственности и психологии – на позитивные и негативные, в том числе такие сильные и длящиеся эмоции, как страсть. Чувства, в отличие от эмоций, не материализуются в той или иной поведенческой форме, но могут проявиться в психической реакции (мимика, изменение цвета лица, тембра голоса и т.п.). Они непосредственно не влекут за собой никаких правовых последствий и в этом смысле юридически нейтральны, но при этом их участие в мотивации поведения порой весьма существенно. По-видимому, чувства – это те же эмоции или сложные психические процессы, которые контролируются мышлением (разумом), волей и центром регуляции и самоконтроля личности. Не вдаваясь в нюансы данной психологической проблемы, сделаем необходимый для дальнейшего исследования вывод: эмоции и чувства являются одним из элементов структуры развитого полноценного правосознания правореализатора, это относительно самостоятельный «анализатор» практики, с его помощью можно увидеть и почувствовать-понять то, что иногда недоступно рациональному правовому мышлению; поэтому универсальный принцип сознания и психики человека, в соответствии с которым эмоционально-чувственное восприятие в сочетании с рациональным мышлением дает максимально глубокое и точное понимание окружающей социальной и природной, в том числе социально-правовой, действительности, вполне применим к исследованию правосознания субъекта правореализации. Сильная, разумная и контролируемая воля. В сложной правореализационной ситуации и конкретном правовом отношении правореализатор через такие структуры развитого полноценного правосознания, как категорический нравственный императив (нравственное сознание), рациональное правовое мышление, эмоционально-чувственное восприятие, в особо сложных ситуациях – правовая интуиция и профессиональное конструктивное воображение, разрабатывает социально-праводопустимые модели поведения, затем, точнее, наряду и параллельно с этим, идет процесс нравственно-интеллектуально-эмоционально-волевого выбора и мотивации приемлемой для правореализатора модели правомерного поведения и согласования ее с другой стороной правового отношения. Выбор из имеющихся в данной ситуации альтернатив действий (бездействия) входит в сферу ответственности воли, именно посредством воли (начало волеизъявления) осуществляется данный выбор. Как только определены модель поведения и правореализационная тактика, а по сути, избрана модель будущего конкретного правового отношения, наступает следующий этап волеизъявления. Возникает конкретное правовое отношение, правореализатор совершает действия (бездействие) в соответствии с установленной процедурой и правореализационной тактикой. Здесь воля проявляется в способности, во-первых, преодолевать объективные и субъективные трудности, преграды, в том числе преодолевать свое собственное нежелание, если оно возникло, продолжить реализацию избранной модели поведения; во-вторых, достигать поставленных целей и получать позитивные результаты, несмотря на сложности. Воля должна быть сильной. Только тогда она выполняет свою функцию в структуре правосознания, а само оно становится развитым и полноценным, только тогда правосознание становится специфической производительной силой, предопределяющей правомерное поведение и через него создающей режим законности в конкретном правовом отношении, а в конечном счете порядок и структурно-функциональную стабильность в обществе и государстве. Но при этом сильная воля в той или иной степени всегда, а в развитом полноценном правосознании – особенно связана и обусловлена категорическим нравственным императивом, рациональным правовым мышлением, эмоционально-чувственным восприятием. Иными словами, она должна быть и сильной, и разумной, но и контролируемой в определенных границах данными структурными образованиями сознания и психики человека. Категорический правовой императив. Если нравственное сознание, рациональное правовое мышление, эмоционально-чувственное восприятие, воля системно взаимодействуют, гармонично дополняют друг друга в процессе саморегуляции личности, то они создают мультисистемный эффект – эффект категорического правового императива. Это такая вторичная структура развитого полноценного правосознания правореализатора, куда входят: · духовная основа в виде категорического нравственного императива поступать в правореализационной ситуации справедливо и добропорядочно, не совершать вредного и тем более опасного действия (бездействия), отказаться от делания зла (злодеяния); · рациональное правовое мышление и осознанное понимание необходимости выполнять в конкретной правореализационной ситуации требования правовых норм, т.е. не выходить за пределы поля свободы и позитивной юридической ответственности ситуационного социально-правового статуса (субъективная идея приоритета законности); · позитивное эмоционально-чувственное отношение к ситуационному праву и готовность реализовать его (позитивное социально-правовое настроение); · сильная волевая направленность на выбор правомерной модели поведения и ее безусловной реализации и одновременно сильная волевая и осознанная направленность на блокирование противоправной модели поведения. В структуре развитого полноценного правосознания правореализатора, кроме вышеперечисленных функционально важных для полноценной реализации норм права и достаточно очевидных элементов, дополнительно в порядке постановки проблемы можно выделить правовую интуицию и профессиональное конструктивное воображение, центр регуляции и самоконтроля. Правовая интуиция и профессиональное конструктивное воображение актуальны в особенно сложной правореализационной ситуации и в научно-исследовательской практике, где ресурса системного взаимодействия рационального правового мышления и эмоционально-чувственного восприятия недостаточно. Правовая интуиция и профессиональное конструктивное воображение, а также центр регуляции и самоконтроля – уникальные и малоисследованные с точки зрения правореализационной практики структурные образования сознания и психики человека. Поэтому анализ их функциональной роли и значения требует отдельного самостоятельного исследования.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.200.56 (0.016 с.) |