Виды конкретных правоотношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды конкретных правоотношений



Конкретные правовые отношения с точки зрения функциональной роли и значения в реализации норм права можно классифицировать на группы (виды). Ведущую или системосоставляющую для правореализационной практики роль играют конкретные материальные правовые отношения. В пределе этих отношений – и это их основная функция в правореализации – между конкретными частными и публичными субъектами устанавливаются социально-правовые связи и коммуникации, осуществляются целенаправленные действия и удовлетворяются многообразные потребности и интересы, в конечном счете формируется социально-целесообразная структура и среда для комфортной жизнедеятельности человека.

В современном обществе и государстве столько разновидностей означенных отношений, сколько общественно значимых практик реально существует. Причем появляются все новые практики и соответственно новые виды конкретных материальных правовых отношений. В контексте данной проблематики укажем на критерии выделения общественно значимой практики: та или иная практика становится общественно значимой, следовательно, потенциальным объектом общего и индивидуального нормативного правового регулирования и материальным источником конкретных правовых отношений при условии, если она массовидна, затрагивает интересы многих людей и государства, имеет специфическое социально-предметное содержание, поддается социальному и нормативно-правовому регулированию и контролю.

Та или иная общественно значимая практика имеет и дополнительные признаки, в частности идеологию, т.е. цели, принципы и идеи, в соответствии с которыми данная практика развивается. Наличие собственной локальной идеологии свидетельствует и подтверждает статус общественной значимости практики. В подтверждение можно привести такой показательный пример: сегодня в Российской Федерации идет процесс формирования относительно самостоятельной новой общественно значимой практики купли-продажи земли, которой присущи все вышеозначенные свойства. Наиболее важные отношения этой практики урегулированы нормами права. Поэтому они имеют правовой статус и функционируют как конкретные материальные (земельные) правовые отношения.

Этот вид правоотношений именуется материальным по аналогии с материальным правом, нормы которого их регулируют. Здесь понятие «материальное» используется в более широком значении, чем принято в обществознании: в юриспруденции материальные правоотношения не только те, в пределе которых создаются материальные ценности, но и все иные социальные отношения, например информационные, экологические и т.д. Поэтому терминологически точнее было бы их обозначать как конкретные социально-правовые или общественно-правовые отношения. Однако далее, следуя традиции, будет использоваться данная терминологическая конструкция.

Но даже такое уточнение, приближающее теорию правоотношений к практике, требует пояснения. Социальные правовые (материальные правовые) отношения в практике всегда наполнены тем или иным специфическим социально предметным содержанием. В реальной действительности есть земельные правовые отношения, правовые отношения суррогатного материнства, правовые отношения единого государственного экзамена, избирательные правовые отношения и т.д. Категория «конкретные материальные правовые отношения» не более чем структура теоретико-правового знания, которая призвана зафиксировать и показать общие (типичные) свойства, присущие всем разновидностям означенных первичных для жизнедеятельности человека, социальной группы, общества, государства правовых отношений.

В юриспруденции для формальной идентификации этих реалий правореализационной практики используется также терминологическая конструкция «регулятивные (диспозитивные) правовые отношения». В этом случае акцент делается на правовой составляющей конкретного материального правового отношения, в частности на регулятивной функции диспозиции нормы правила поведения, и не учитывается его социальная компонента. Если это как антитеза охранительному правовому отношению в какой-то мере оправданно с точки зрения познавательной, с точки зрения формирования правосознания будущего юриста, то в практически-прикладном аспекте малопродуктивно, поскольку правореализатор и практикующий юрист имеют дело именно с конкретным материальным правовым отношением, для них актуально значима как его социальная, так и юридическая компонента.

Среди конкретных материальных правовых отношений выделяются простые (например, проезд в общественном транспорте) и сложные (купля-продажа недвижимости). Одна из отличительных особенностей сложного отношения состоит в том, что его функционирование (возникновение, изменение и прекращение) обеспечивается комплексом конкретных процедурных правовых отношений. Говоря о процедурных правовых отношениях, нельзя забывать важное обстоятельство: сложное конкретное материальное правовое отношение имеет собственную «внутреннюю» процедуру: кто из персонально поименованных участников, в какой последовательности, в какое время и на какой стадии развития отношения совершает те или иные действия.

Иными словами, надо различать и не смешивать процедуру сложного конкретного материального правового отношения (последовательность действий сторон в пределе отношения) и процедурные правовые отношения (последовательность действий сторон вне отношения, но в связи с ним). Чем сложнее и более значимо для данной общественно значимой практики и социума конкретное материальное правовое отношение, тем большее количество конкретных процедурных правовых отношений его «обустраивает». Например, купля-продажа земли «обустроена» наряду с другими конкретным процедурным правовым отношением государственной регистрации права собственности на земельный участок. Следовательно, сложнее становится структура правореализации, поскольку эти отношения образуют своеобразный юридический механизм реализации субъективных прав и обязанностей, ограничений и запретов, условий и порядка деятельности сторон – участников конкретного материального правового отношения.

Второй вид – конкретные процедурные правовые отношения, которые связаны с публичным индивидуальным нормативным правовым регулированием или с неюрисдикционным правоприменением. Через эти и посредством этих отношений внешний для сложного конкретного материального правового отношения публичный субъект, прежде всего государственный чиновник и служащий исполнительной власти и (или) муниципальный чиновник и служащий, или представитель саморегулируемой организации, конструктивно и правомерно взаимодействуя с той или иной стороной (сторонами) материального отношения, осуществляет управляющее воздействие – администрирование и тем самым организационно поддерживает, в определенном смысле охраняет и ситуационно контролирует ход и динамику развития сложного конкретного материального правового отношения.

Функционально процедурные правовые отношения призваны с эффектом высокой степени гарантированности защищать интересы сторон и содействовать нормальному (в режиме законности) развитию конкретного материального правового отношения. Однако на практике в рамках данных отношений возникают такие негативные социально-праворазрушающие явления, как бюрократизм, волокита, ошибка, злоупотребление полномочиями, должностной подлог и коррупция. Уменьшить количество процедурных правонарушений и тем самым создать благоприятный режим функционирования данного феномена можно в том числе и за счет оптимизации процедур. Процедур и соответствующих правоотношений для сложного конкретного материального правового отношения должно быть не больше, но и не меньше (принцип необходимой достаточности процедур), чем требует объективная логика функционирования материального правоотношения.

Третья группа – контрольно-надзорные правовые отношения. Как в правореализации функционируют и взаимодействуют конкретные материальные и конкретные процедурные правоотношения, развиваются они в режиме законности или деформируются, если деформируются, то как, когда и по чьей вине, – все эти правообеспечительные и иные правоохранительные задачи решаются в рамках конкретных контрольно-надзорных правовых отношений.

По своей природе это так называемые вертикальные или, точнее, специфические управленческие отношения. Здесь, как в процедурных правоотношениях, возникают различные негативные для реализации норм материального права явления, прежде всего злоупотребление должностными полномочиями и коррупция. В идеале общество и государство в лице специально уполномоченных структур и их представителей – публичных правореализаторов, например прокурора, сотрудника Роспотребнадзора, аудитора Счетной палаты РФ, должны устанавливать контроль и надзор не над всеми, а только над наиболее значимыми и социально резонансными конкретными материальными и конкретными процедурными правовыми отношениями.

Четвертая группа – деформированные конкретные правовые отношения. Деформированными (конфликтными) могут стать любые из конкретных правоотношений. В отличие от нормального такое правовое отношение противоречит ситуационному праву или в простых ситуациях любому – материальному, процедурному, контрольно-надзорному, процессуальному, правоохранительному – общерегулятивному правовому отношению, т.е. целям, принципам права, конкретным правовым требованиям, зачастую и социальным, прежде всего нравственным нормам и принципам. Деформированным (конфликтным) конкретное правоотношение становится тогда, когда одна из сторон и (или) обе стороны совершают противоправные действия и «изнутри» разрушают – деформируют его.

Правонарушение как некая «раковая клетка» возникает и развивается в рамках конкретного правового отношения и тем самым деформирует его. (Однако оно (правонарушение) может существовать и как самостоятельный вид деформированного (конфликтного) правоотношения.) В этом случае субъекты реально создают ситуацию возникновения охранительного, например уголовного, правового отношения, поскольку они выходят за пределы поля свободы данного конкретного отношения и своего ситуационного социально-правового статуса, очерченного и закрепленного либо в соответствующем общерегулятивном правоотношении, либо – для сложного конкретного материального правового отношения – в ситуационном праве.

Деформированными, но при этом сравнительно бесконфликтными конкретные правоотношения могут быть в двух случаях. Во-первых, специфической разновидностью деформированного является конкретное правовое отношение, ставшее объектом правонарушающего поведения «внешнего» субъекта: например, в момент совершения сделки стороны подвергаются разбойному нападению. Здесь конкретное, прежде всего материальное, правоотношение не получает и, возможно, никогда не получит законченной формы.

Во-вторых, нормальное развитие конкретного правового отношения может быть заблокировано в результате действия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) либо в результате правомерных действий (бездействия) участников или «внешних» субъектов (например, спор о пределах субъективного права).

Деформированные правоотношения выступают фактическим основанием возникновения юрисдикционного публичного индивидуального нормативного правового регулирования или юрисдикционного правоприменения (юрисдикционного юридического процесса). Оно осуществляется в рамках конкретного охранительного правового отношения и комплекса процессуально-правовых отношений.

Следующий вид – конкретные охранительные правовые отношения. Их функциональная роль и предназначение в осуществлении права заключаются в том, что в пределе данных отношений и соответствующей процессуально-правовой инфраструктуры деформированные правовые отношения:

1) возвращаются в исходное должное, т.е. недеформированное, положение;

2) начинают развиваться в соответствии с ситуационным правом или общерегулятивным правоотношением;

3) если это невозможно, официально (легально) подтверждается факт прекращения деформированных правовых отношений и определяются при необходимости вид и мера юридической ответственности субъектов, виновных в этом.

В связи с этим нельзя не заметить: вряд ли правильно рассматривать, как предлагают некоторые авторы, юридическую ответственность в качестве самостоятельного правового отношения (правоотношение юридической ответственности); анализ практики показывает, что ситуационная юридическая ответственность субъекта устанавливается в пределе структуры конкретного охранительного правового отношения и является его элементом – составляющей.

В правореализации выделяются процессуально-правовые отношения. Это не только правоотношения конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства, но и правовые отношения медиации и деятельности третейского суда, а также правоотношения следствия (дознания), исполнительного производства и исполнения наказаний. Они обеспечивают законность и обоснованность возникновения, изменения и прекращения конкретного охранительного правового отношения. Вот почему процессуально-правовые нарушения недопустимы ни под каким предлогом, а факт их совершения в соответствии с принципом ничтожности должен служить основанием для обжалования или опротестования решения, приговора и т.д. Эти отношения всегда документально зафиксированы в той или иной процессуальной форме, что позволяет рассматривать их в качестве результата, процедура получения которого в порядке ретроспективного контроля может быть реконструирована и воспроизведена. В таком контексте конкретные процессуальные правовые отношения можно рассматривать как процессуально-правовую инфраструктуру, способную обеспечить в наиболее социально целесообразном порядке разрешение или минимизацию всевозможных конфликтов и устранение дефектов (деформаций) в реализации норм права.

Наконец, особое место в правореализации занимают конкретные поощрительные правовые отношения. В рамках этих отношений специально уполномоченные публичные субъекты реализуют меры поощрения, определяют вид и меру позитивной юридической ответственности за правомерное примерное поведение субъектов – участников тех или иных конкретных правовых отношений.

 

Содержание правоотношений

 

Содержание правоотношения составляют субъективные права и юридические обязанности.  

В юридической литературе различают юридическое и фактическое содержание правоотношения:

1) юридическое содержание – возможность совершения определенных действий управомоченным лицом или необходимость выполнения тех или иных действий обязанным лицом, а также необходимость соблюдения запретов, установленных нормами права;

2) фактическое содержание – составляют реальные действия по осуществлению субъективных прав и выполнению юридических обязанностей.

Содержание правоотношения:

1) материальное – то фактическое поведение, которое совершают участники правоотношения;

2) волевое – государственная воля, воплощенная в правовой норме, и возникшее на ее основе правоотношение, а также волевые акты его участников;

3) юридическое – субъективные права и юридические обязанности.

Субъективное право большинством авторов определяется как установленная и гарантированная государством мера возможного поведения лица. Развернутая дефиниция субъективного права, раскрывающая его существенные признаки, предложена Н.И. Матузовым: «Субъективное право – это создаваемая и гарантируемая государством через нормы объективного права особая юридическая возможность действовать, позволяющая субъекту (как носителю этой возможности) вести себя определенным образом, требовать соответствующего поведения от других лиц, пользоваться определенным социальным благом, обращаться в случае необходимости к компетентным органам государства за защитой – в целях удовлетворения личных интересов, не противоречащих общественным».

Большинство авторов сходятся на том, что юридическая обязанность есть «предписанная обязанному лицу мера необходимого поведения, которой лицо должно следовать в соответствии с требованиями управомоченного в целях удовлетворения его интересов».

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 604; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.204.218.79 (0.088 с.)