Правосознание и правомерное поведение личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правосознание и правомерное поведение личности



Говоря о влиянии правосознания на поведение личности, следует отметить, что правосознание является отражением в сознании человека норм поведения, регулирующих отношения между людьми и обществом. Оно формируется под влиянием жизненного опыта, поведения личности в обществе, идеологии данного общества. Правосознание предполагает не только усвоение нравственных понятий, но и превращение их в нравственные убеждения. Большую роль в формировании правосознания играют ближайшее окружение ребенка, семья и школа, содержание учебных предметов, пример взрослых, общественные организации, сверстники. Критерием развития правосознания является поведение человека. Здесь стоит подчеркнуть, что, как отмечается в литературе, правовая психология личности определяется совокупностью факторов, в том числе психологией социальных групп и общества в целом; человек относится к разным явлениям в значительной степени под влиянием окружающей его социально-психологической «призмы». Трудно ожидать правомерного поведения от личности вне соответствующей социально-психологической атмосферы, влияющей на его мысли, убеждения, чувства, намерения.

В этой связи необходимо заметить, что отношение общества к соблюдению законов влияет на правовую психологию для каждого гражданина, на его представления о правомерном и неправомерном, допустимом и недопустимом поведении.

Функции правосознания. В теории государства и права выделяются следующие функции правосознания:

1) регулятивная. При определенных условиях правосознание выступает регулятором общественных отношений посредством ценностно-правовой ориентации. Результат этой регуляции может проявляться в виде правомерного или противоправного поведения. Данная функция тесно связана с волевой регуляцией поведения;

2) познавательная (гносеологическая) — связана с представлениями индивида о правовых нормах, накоплением знаний о праве, адекватным отражением правовых ценностей в сознании личности и возможности дальнейшего осмысления правовой действительности. В обыденном правосознании знание права замещается бытовыми представлениями, индивидуальным опытом, традициями и обычаями, групповыми нормами, нормами культурного поведения;

3) оценочная. Правовые нормы, другие элементы правовой системы выступают объектами оценки. Оценочная функция вызывает определенное отношение личности к разным явлениям правовой жизни. С ее помощью оценивается отношение к праву и законодательству, правоохранительным органам, правовому поведению окружающих, своему правовому поведению;

4) эмоциональная – характеризуется оценочными суждениями и отношением к нормам права (положительное, безразличное, негативное). Эта сторона правосознания во многом мотивирует поведение и обеспечивает избирательность поведенческих актов; выражается в личностном отношении человека к правовым явлениям.

5) прогностическая — состоит в возможности предвидения, предсказания будущего состояния правовой системы;

6) правотворческая. Правосознание опосредованно воздействует на сам процесс и результаты правотворчества, находит свое выражение в нормативных актах. В некотором смысле правосознание является даже источником права.
Однако здесь следует отметить и обратную связь. Существующее позитивное право оказывает воздействие на правосознание граждан, формирование представлений о правах, обязанностях, ответственности.

В процессе правовой социализации, согласно утверждению Г.Г. Шиханцова, у человека (под влиянием различных социальных факторов и личностных особенностей) может сформироваться правосознание только на познавательном уровне (например, как сумма правовых знаний). Это далеко не всегда обеспечивает правомерное поведение, так как человек может знать, что нельзя нарушать закон, и, тем не менее, его нарушать.

Если правосознание сформировано на оценочном уровне (человек не только знает закон, но и положительно его оценивает), то и это не всегда гарантирует правомерное поведение. Чтобы стать настоящим стимулом и регулятором правомерного поведения, правовые знания должны перейти в ценностные установки, получить эмоциональную окраску, стать внутренним убеждением и закрепиться в привычную форму поведения. Таким образом, правомерное поведение обеспечивается сформированностъю всех трех указанных функций (уровней) правосознания.

Правоприменительное поведение - это поведение, регулируемое правовыми нормами.

Его можно подразделить на 3 группы:

1) правоисполнительное (правомерное), при котором потребности личности совпадают с правовыми требованиями;

2) правопослушное, когда цели и средства их достижения совпадают с общественными требованиями не в силу внутреннего убеждения личности, а в силу ее конформности (податливости личности реальному или воображаемому давлению группы, проявляющейся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства);

3) законопослушное, при котором потребности, интересы и желания личности не совпадают с общественными требованиями, но личность, боясь наказания, вынуждена подчиняться требованиям закона.

Особо отметим, что правомерное поведение (как и правосознание) является результатом правовой социализации и представляет собой поведение, цели, способы и результаты которого не противоречат ценностям общества, выраженным в правовых нормах.

Таким образом, правосознание и правомерное поведение формируются в процессе правовой социализации. Однако не всегда правовая социализация личности протекает благоприятно. Возможен и такой вариант правового развития человека, при котором происходят нарушения правовой социализации, что, в свою очередь, приводит к нарушениям в формировании правосознания и поведения, совершению противоправных и даже преступных действий.

Виды правосознания

Правосознание классифицируется по различным критериям:

3) по уровню осмысления правовых явлений:

· обыденное (эмпирическое) правосознание складывается под влиянием окружающей обстановки, на основе семейного воспитания, практического жизненного опыта;

· профессиональное (специализированное) правосознание складывается в результате юридического образования и профессионального опыта. Профессиональное правосознание складывается в среде профессиональных юристов;

· научное (теоретическое) правосознание складывается в результате научного осмысления правовых явлений. Научное правосознание формируется на базе глубоких правовых обобщений, специальных исследований государственно-правовой материи.

Обыденному сознанию соответствует правовая психология, а профессиональному и научному сознанию — правовая идеология;

4) по носителю правосознания различают:

· индивидуальное правосознание — правосознание индивидуума, зависящее от индивидуальных свойств характера, культуры, жизненного опыта;

· групповое правосознание, зависящее от ценностей определенных социальных групп (правосознание военных, студентов);

· массовое (общественное) правосознание. Включает в себя взгляды, идеи, теории о праве и его роли в регулировании общественных отношений, которые распространены в данном обществе и пользуются его поддержкой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 944; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.214 (0.005 с.)