Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессиональная методология юриста и её значение в правореализации.
Проблемы теории права и правореализации: учебник / Отв. ред. Л.Т. Бакулина
Определение проблемы профессиональной методологии. В научном контенте нет точного и глубокого знания методологии практикующего юриста. Это знание, во-первых, является идеалом-ориентиром в процессе саморазвития конкретного юриста, в частности помогает целенаправленно и акцентированно-предметно совершенствовать свою профессиональную методологию, эффективно действовать на практике и быть лидером-инноватором; во-вторых, уточняет и дополняет существующее учение о методологии; в-третьих, содействует оптимизации юридического образования. 1) Методология практикующего юриста неразрывно связана с правосознанием. Более того, только при высоком уровне развития правосознания появляется методология. Она есть вторичная структура высокоразвитого правосознания и как таковая в статике состоит из следующих элементов: · методы исследования конкретного объекта (если для ученого объект – та или иная практика, то для практикующего юриста – конкретная правореализационная ситуация и возникающие в ее пределе конкретные правоотношения); используя методы, субъект с учетом динамики развития практики точно и глубоко понимает форму, содержание, сущность объекта, создает инновационное знание и на его основе эффективно действует; · существующее в науке и усвоенное субъектом теоретическое знание об объекте и о внешней среде, о том, как взаимодействуют объект и внешняя среда; это знание формирует исходное понимание пространственно-временных параметров объекта, но оно создано предшественниками и может не соответствовать (устаревание знания) динамике развития практики, поэтому этот элемент методологии противоречив: он может быть позитивным, если субъект способен выйти за рамки существующей теории (что как раз и обеспечивает методология личности), и негативным, если стереотип знания не позволяет увидеть то новое, что появилось в объекте; · тактика и стратегия исследования объекта. Бесспорно, исключительно важную функцию в методологии выполняют методы, т.е. те инструменты деятельности и методики (процедуры или технологии) их применения, которыми владеет субъект. В динамике методология ученого-юриста и практикующего юриста представляет собой сложный интеллектуально-эмоционально-волевой процесс и его результаты. Эффективность «работы методологии» в правосознании юриста обеспечивается индивидуальными психофизиологическими особенностями человека, в частности такими, как способность концентрировать память, мышление, внимание на исследовании объекта (глубина и сила «погружения» в объект), развитая профессиональная интуиция и профессиональное конструктивное воображение и т.д.
Можно сказать более категорично: кто не обладает необходимым психофизиологическим потенциалом, как бы старательно и хорошо он ни изучал те или иные методы, вряд ли в состоянии генерировать высокое интеллектуально-эмоционально-волевое напряжение, необходимое и достаточное для возникновения методологии научно-исследовательской и практически-прикладной деятельности. Но даже в этом случае постоянная и целенаправленная работа по формированию своей методологии, прежде всего методов, дает юристу преимущество по сравнению с тем, кто не работает над собой.
2) Исходным теоретическим основанием определения методологии служит понимание метода. Практическим основанием определения методологии становится метод как элемент деятельности человека. Для более наглядной иллюстрации приведем пример, в котором метод в значительной степени материально овеществлен (в реальности практикующего юриста метод имеет сложную виртуально-материальную природу). В процессе хирургической операции используются те или иные инструменты в соответствии с избранной методикой. Набор инструментов и методика зависят от характера заболевания (объект деятельности) и профессионального умения хирурга (субъект деятельности). Здесь метод включает: 1) конкретный инструмент, например самый простой – скальпель, 2) и методику или технологию его применения, а в целом задействуется комплексный метод в виде всего необходимого для данной операции инструментария и соответствующей методики. Заметим: выделение научной категории «метод» обусловлено потребностью показать, с помощью чего (какого инструментария) и как (какая методика или технология) осуществляется деятельность субъекта и какие результаты она имеет: правильно избранный метод – позитивные результаты, неправильный метод – негативные результаты.
Практикующий юрист в правореализационной деятельности не может обойтись без методов, т.е. профессиональных и научных инструментов-средств и методики их применения. Например, для следователя одним из профессиональных методов является такой инструмент, как обыск в месте проживания подозреваемого и процедура его проведения. Профессиональные инструменты, их характеристика и номенклатура закреплены в объективном праве (Гражданский кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и т.п.), а методика (процедура) использования данного инструментария для наиболее сложных правореализационных ситуаций также установлена в нормативно-правовых актах. Поскольку инструменты и процедуры формализованы в правовом тексте, а сам текст по содержанию является высокоинтеллектуальным знанием, постольку существенное значение для метода практикующего юриста имеет уровень развития его правосознания, его профессиональные, нравственные и личные качества. В сложной правореализационной ситуации юрист задействует наряду с профессиональными и другие не закрепленные в праве инструменты, например самые очевидные – средства профессионального этического кодекса. Его деятельность по многим параметрам сопоставима с научно-исследовательской деятельностью, она осуществляется не в социальном и психологическом вакууме, наоборот, как правило, она интегрирована в ту или иную социальную практику, поэтому юрист должен учитывать социальную среду и психологию людей, участвующих в правореализационной ситуации. Поэтому метод (методы) практикующего юриста имеет системную природу: он содержит в своей структуре как профессионально-правовые инструменты и методики, так и научные, т.е. социальные, психологические и тому подобные структуры-инструменты познания, которые в конкретной правореализационной ситуации объективно необходимы и должны быть востребованы. Таким образом, есть несколько ипостасей проявления метода: 1) описание метода в научном тексте, определение категорий и принципов как инструментов познания и методики их применения (то, что актуально для практикующего юриста в плане формирования профессиональной методологии). Это не метод в полном смысле, это его идеально-должная конструкция. Кстати сказать, выражение «метод науки» не совсем корректно. Наука как система знаний об объекте – прежде всего результат применения метода ученым. Даже работы по методологии науки содержат не сам метод, а лишь его характеристику; 2) нормативно-правовое закрепление метода (правовые инструменты и процедуры) в объективном праве. Здесь метод существует в виде формализованной в правовом тексте нормативной модели или в виде нормативного конструкта метода. Вот почему не совсем правильно говорить о методе права в целом, о методе финансового права, гражданского права и т.п.; 3) знание метода, в том числе знание – опыт применения метода, конкретным исследователем-юристом и практикующим юристом, т.е. (а) категории и принципы науки, (б) правовые инструменты и методики их применения, переведенные в понятийно-смысловые структуры памяти и мышления, пригодные для научно-исследовательской и практической деятельности;
4) творческое применение понятийно-смысловых структур науки и профессиональных методов в исследовании практики как объекта деятельности практикующего юриста, в результате которого субъект получает качественный результат. Именно здесь метод становится своеобразной производительной силой, здесь он предстает в полном объеме и реально существует.
3) Исходя из современного понимания взаимозависимости и взаимосвязанности сознания и мозга, психики и физиологии можно различать в структуре развитого полноценного правосознания юриста следующие элементы: · категорический нравственный императив или нравственная природа развитого полноценного правосознания юриста; · память в виде системного социально-правового знания и эмоционально-чувственного опыта (правовая память) как результат социализации личности; · творческое рациональное социально-правовое мышление; · эмоционально-чувственное восприятие и оценка права и правореализации; · сильная, разумная и контролируемая воля; · правовая интуиция и профессиональное конструктивное воображение; · центр регуляции и самоконтроля; · категорический правовой императив; · как дополнительный элемент, непосредственно не входящий в структуру развитого полноценного правосознания правореализатора, но порой существенно влияющий на правосознание и поведение, можно выделить подсознание. Какое место занимает методология в структуре правосознания практикующего юриста? Она возникает на достаточно высоком уровне развития социально-правового сознания и во многом зависит от психофизиологических особенностей личности, а также от постоянной и целенаправленной работы по самосовершенствованию. Методология становится своеобразной производительной силой тогда, когда развиты все элементы правосознания и они взаимодействуют как единая система. Методология практикующего юриста – это особое мультисистемное свойство и вторичная структура высокоразвитого правосознания.
Надо различать, но не противопоставлять функционально взаимодополняемые, во-первых, конкретную профессиональную методологию субъекта в процессе исследования (методология в динамике) и, во-вторых, объективированное знание о ней, сформулированное и текстуально закрепленное в соответствующем разделе теории (методология в статике).
В первом значении методология - реально действующая система (подсистема правосознания) применения субъектом ситуационно необходимого познавательного инструментария с целью поиска и выявления сущности исследуемого объекта. В образном сравнении - это светильник, указывающий самый короткий путь к истине (Ф. Бэкон). Мощность и результативность светильника-методологии как специфической духовной производительной силы, не всегда осознаваемой и должным образом оцениваемой субъектом, зависит от его индивидуальности. Поэтому она не просто и не столько адресованное неопределенному кругу лиц формализованное знание методов, принципов, других средств познания. Это усвоенное конкретным человеком и приобретенное - присвоенное в исследовательских практиках (чем их больше, тем совершеннее профессиональная методология) - опытное знание и главное - умение творчески его применять в решении нетипичных задач. Но и в стандартной правореализационной ситуации методологические навыки помогают практикующему юристу быть лидером-инноватором: конструктивно-критически анализировать общепринятый ситуационный социально-правовой алгоритм поведения, соотносить его с постоянно обновляемой практикой, выявлять в ней изменения, проблемы, противоречия и создавать новое знание - усовершенствованный алгоритм действия в динамично развивающейся ситуации. В этом аспекте методология есть не что иное, как индивидуально-определенная вторичная структура высокоразвитого правосознания, способная производить интеллектуальные социально-правовые инновации и обеспечивать точное и глубокое понимание исследуемого объекта (предмета - стороны объекта), например, студентом темы курсовой работы, практикующим юристом или ученым резонансного казуса правореализации. Она во многом обусловлена личностными качествами (или энергоемкостью правосознания) такими, как интуиция, воображение, умение концентрировать память и мышление в течение длительного времени и т. п. Посредством этих духовных констант профессиональная методология «работает» в сознании и психике развитой личности. Можно сказать, более категорично: кто не обладает исходным психофизиологическим и генетическим потенциалом, как бы старательно и хорошо ни изучал те или иные методы и методики, вряд ли в состоянии генерировать высокое интеллектуально-эмоционально-волевое напряжение, необходимое и достаточное для возникновения эффективной методологии исследования, особенно правореализационной практики как системы. Поскольку данная практика - и это одна из объективных причин отставания развития теории - чрезвычайно многоплановый, противоречивый и сложноструктурированный объект. В этой связи нельзя не заметить: теория правореализации (и теория государства и права в целом), прежде всего общетеоретические и конкретно-теоретические выводы-знания, особенно знание содержания права, если субъект применяет эти теоретические структуры-инструменты в исследовательских практиках и активно занимается исследовательской деятельностью, способна трансформироваться в профессиональное мировоззрение и даже в профессиональную методологию практикующего юриста и ученого. При этом профессионально-правовое мировоззрение и профессионально-правовая методология личности взаимообусловлены и субстанционально неотделимы друг от друга. Однако с точки зрения гносеологии между ними есть некоторые функциональные различия. Если профессиональное мировоззрение присуще в той или иной мере любому юристу (оно обеспечивает теоретическое понимание, обоснование и мотивацию необходимости тех или иных действий в конкретной ситуации), то профессиональной методологией владеет не каждый. Между тем ее потенциал, ее функциональная роль в правосознании высококлассного юриста чрезвычайно значимы: она не только усиливает, как некий интеллектуальный микроскоп, теоретическое видение практики, но и способна обновлять существующее знание в духе времени, вырабатывать новое знание о правореализационной практике, творчески преобразовывать ее и - отметим еще раз - позволяет быть лиде-ром-инноватором, что особенно важно в современном динамично развивающемся обществе и государстве.
Во втором значении методология есть относительно самостоятельный, прежде всего по отношению к субъекту, раздел теории государства и права. Здесь дается характеристика средств (инструментов) познания государственно-правовой действительности. В локальной теории (правореализации) пока нет такого раздела, и это также косвенно свидетельствует о ее недостаточной развитости. Однако методологические разработки и рекомендации, содержащиеся в общей теории, при условии их творческого переосмысления вполне пригодны для применения в исследовании правореализационной практики (и сложной правореализационной ситуации, где работа юриста сопоставима с микроисследованием). Что конкретно может использовать ученый (и любой субъект, например студент-юрист)? Разнообразные методы. О содержании права более подробно. Именно они, творчески осмысленные и активно применяемые субъектом, непосредственно призваны оптимизировать научную, практически-прикладную, студенческую исследовательскую деятельность, повышать качество ее результатов и в конечном счете формировать профессиональную методологию юриста. В теории выделяются следующие методы: 1) логический (анализ, синтез, аналогия, индукция, формально-правовая логика и т. п.); 2) лингвистический, в том числе приемы толкования права; 3) статистический; 4) социологический (наблюдение, анкетирование и т. п.); 5) психологический; 6) сравнительный, в том числе сравнительно-правовой и сравнительно-исторический; 7) функционально-структурный; 8) системно-структурный; 9) математического и компьютерного моделирования; 10) формализации промежуточных результатов и итогов исследования. Каждый метод представляет собой совокупность правил (приемов, способов, принципов), конкретных требований или последовательно сменяющихся действий - познавательных операций, которые необходимо выполнять субъекту с учетом специфики объекта. Например, системно-структурный метод предполагает выявление внутриотраслевых и межотраслевых комплексов правовых норм (общерегулятивных правоотношений) как нормативной основы тех или иных элементов правореализации, анализ их ценности для функционирования системы правореализации, наличия или отсутствия в ней вторичных структур, создание теоретической модели правореализации и т. д.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 893; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.87 (0.026 с.) |