Лепка филимоновской игрушки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лепка филимоновской игрушки.



– Изображение людей примитивны в филимоновском промысле. Неширокая юбка-колокол, узкая талия, узкие плечи, руки, голова, составляют одно целое с шеей, переходящей в шляпку с козырьком. Вытянутые плоские фигурки с небольшой головой на непомерно длинной шее, тонкие длинные руки – таков характерный облик филимоновской женской фигуры. Лепится игрушка в такой последовательности:

1. Скатаем между ладонями шар, наденем его на указательный палец.

2. Затем шар вытягиваем и начинаем расширять углубление, сделанное указательным пальцем.

3. Сплющивая между большим и указательными пальцами стенки юбки-колокола, постепенно добиваемся того, чтобы толщина их у края была примерно 5–6 мм.

4. Теперь заготовку ставим на дощечку и приступаем к лепке туловища и головы, которые первоначально намечают лишь в общих чертах.

5. Вслед за этим намечаем головной убор и приступаем к лепке рук. Их «вытягивают» из кома глины, находящегося в средней части фигуры.

6. Поле шляпки слегка прижимаем с двух сторон, а сверху прикрепляем так называемую тулью – цилиндрическую часть шляпки.

Расписывать фигурки мы будем тогда, когда они высохнут. Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски. Гамма цветового решения почти не меняется. Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным.

– В раскраске человеческих фигурок – барынь или толстоногих кавалеров – меньше всего уделяется внимание лицам: зеленые, черные или синие мазки и точки, изображающие брови и глаза. Малиновые штрихи – рот.

Главное – наряд: яркая малиновая кофта, длинная шляпка, две-три цветные каемки на тулье шляпки и вороте платья и пестрая, вся покрытая небрежно, лихо написанными узорами, юбка – в глазах рябит, как солнышко. Мы видим, в орнаменте нет строгой геометричности дымковской росписи: штрихи, веточки, звездочки, розетки, овальные листики, пятна, иногда разделенные полосами, иногда в веселом беспорядке разбросаны по фону. Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы: елочки, кружочки, солнышки.

Итог занятия.

– Где возник промысел филимоновской игрушки?

– Почему игрушка называется филимоновской?

– Назовите особенности филимоновской игрушки.

– Какие цвета традиционны при росписи игрушки?

– Как ласково филимоновцы называют свои цвета?

Занятие 5
ЗИМУШКА-ЗИМА, ЗИМА СНЕЖНАЯ БЫЛА.
ПЕТРИКОВСКАЯ РОСПИСЬ

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, познавательно-исследовательская, изобразительная, музыкальная.

Цели: учить сравнивать содержание картин «Зима» И. Шишкина и «Сказка инея» И. Грабаря; вызывать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации, связанные с собственным опытом восприятия зимней природы; формировать эстетический вкус; учить правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы; создавать декоративную композицию в определенной цветовой гамме; совершенствовать умение производить звуковой анализ слова, называть слова с заданным ударным звуком; развивать композиционные умения: в центре помещать самые крупные цветы, к краям – помельче, умение рисовать всем ворсом кисти и ее концом.

Целевые ориентиры дошкольного образования: составляет небольшой рассказ о снеге и снежинках, употребляя в речи сравнительные прилагательные, синонимы и однокоренные слова; знает названия прочитанных стихотворений и фамилии авторов; определяет жанр прослушанного музыкального произведения, его характер и настроение; имеет представление об истории возникновения петриковской росписи, особенностях техники выполнения; выполняет рисунок узора в стиле петриковской росписи разными способами; эмоционально реагирует на красоту изделий народных промыслов.

Материалы и оборудование: таблицы «Петриковская роспись»;бумага белая или светло-желтого, бледно-оранжевого оттенка размером в альбомный лист, акварельные краски.

Содержание
организованной деятельности детей

Вводное слово воспитателя.

– Снежная королева превратила букет цветов в белые снежинки. Давайте расколдуем красочные цветы.

Беседа о зиме.

– Каждый год приходит зимняя пора. Зима помогает нам снеговиков катать, по ночам каток для нас мостит, посыпает дорожки снежком, чтоб на санках веселее кататься было. Какие зимние месяцы вы знаете? Послушайте стихотворение Н. Некрасова «Снежок порхает, кружится». (Читает произведение.) Скажите, о чем в нем говорится? Кто видел, как шел первый снег? Расскажите об этом. Первому снегу рады все – и животные, и дети. Иногда люди говорят: «Как снег на голову свалился». Как вы понимаете это высказывание? (Это значит, что произошло неожиданно, внезапно.)

– Послушайте стихотворение И. Сурикова «Зима». (Читает произведение.) Какой снег? (Пушистый; белый, как вата, сахар; обильный; хрустящий; колючий; мелкий; сухой; мягкий; сверкающий и блестящий.) Составьте предложение о снеге. Из чего состоит снег? Расскажите, какие вы видели снежинки? (Ажурные, серебристые, нежные, пушистые, кружевные, легкие, узорчатые, холодные, сверкающие, хрустальные и другие.) С чем бы вы могли сравнить снежинки? (Белые, как сахар, молоко. Легкие, будто пух, пушинки. Ажурные, словно кружево, звездочки.) Что же делают эти снежинки? (Они летят, падают, кружатся, ложатся.) А можно ли сказать, что они шепчутся, танцуют, грустят, плачут? Когда мы так говорим? (В сказках, когда хотим наделить снежинки свойствами живых существ.) Давайте отправимся на зимнюю полянку и поиграем. Повторяйте за мной движения.

Мы на лыжах в лес идем,

Мы взбираемся на холм.

Палки нам идти помогут,

Будет нам легка дорога.

Вдруг поднялся сильный ветер,

Он деревья крутит, вертит

И среди ветвей шумит.

Снег летит, летит, летит.

По опушке зайка скачет,

Словно белый мягкий мячик.

Раз прыжок и два прыжок –

Вот и скрылся наш дружок.

Хоть приятно здесь кататься,

Надо снова заниматься.

Звучит запись произведения П. И. Чайковского «Времена года. Декабрь».

– Зима всегда приходит как светлый, долгожданный праздник. Украшена каждая веточка, каждый сучок. Светел лес, застыл в белом покое, кажется, жизнь здесь замерла, а все живое куда-то скрылось. Послушайте стихотворение Ф. И. Тютчева «Чародейкою Зимою околдован, лес стоит…». Что вы чувствовали, слушая это стихотворение? С каким настроением оно написано? Что вы увидели в лесу? Что услышали? Каким вы увидели лес? (Неподвижный, белый, сквозной, загадочный, прозрачный, кружевной, сонный.) Составьте предложение о зимнем лесе. А кто хозяйка этого загадочного леса? (Зима.) Какая зима? Как можно ее назвать? (Кружевница, морозная, снежная, волшебница.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.006 с.)