Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 4. Функции языка и речи в речевой деятельности

Поиск

Деятельность общения осуществляется на основе ряда функций (номинации, обобщения, познания), которые реализуются речью.

Центральной функцией речи является коммуникативная, которая реализуется посредством выражения мысли (сообщения) и воздействия на себя и на других людей. Воздействие ‒ это генетически первичная форма коммуникативной функции речи. Человек говорит, прежде всего, для того, чтобы воздействовать на поведение, мысли, сознание и чувства других людей посредством речи.

«В чем заключается социальный смысл речи? В том, что она обеспечивает любую другую деятельность человека, планируя, регулируя, контролируя ее ит.д.», ‒ указывает А.А. Леонтьев (132, с. 93).

Из первой и основной ‒ коммуникативной функции речи вытекают такие ее ка­чества, как общественная обусловленность, активность, намерен­ность, интенциональность. Речь в человеческом обществе только и могла возникнуть лишь при активной направленности речевого поведения человека в кол­лективе на выражение своих намерений, желаний. Речевое высказы­вание в процессе социальной коммуникации всегда употребляется человеком для достижения какого‒либо результа­та. Высказывание не может быть осуществлено без намерений, без активности, без интенций.

Таким образом, первоначально речь выступает в своей социаль­ной функции общения, которая воплощается в двух видах ‒ сообще­ния и воздействия на себя и на других. На этой основе речь приоб­ретает еще одну функцию ‒ функцию регулирования своего собственно­го поведения, поведения и деятельности других людей. Регулирующая функция речи проявляется также в организации и объединении других психических про­цессов (155, 197).

Из регулирующей функции происходит тесно связанная с ней функция планирования – планирования человеком своей деятельности и поведения в обществе, деятельности и поведения окружающих его людей.

 

Еще одной важнейшей функцией языка и речи в речевой деятельности человека является функция обобщения. «Общение, ‒ указывал Л.С. Выготский, ‒ основанное на разумном понимании и на намеренной передаче мыслей и переживаний, непременно требует известной системы средств … Таким средством является обобщение. Высшие формы психологического общения и возможны только благодаря тому, что человек с помощью мышления обобщенно отражает действительность» (48, с.50‒51). Обобщение в свою очередь возможно лишь при наличии у слова (как основного знака языка) значения. В психологии речи значение определяется как обобщенное и устойчивое отражение предметного содержания, включенного в общественно‒практическую деятельность человека (142).

Благодаря значению, которое несут в себе слова, и связанной с ним обобщающей функции речи и языка, речевая деятельность приобретает еще одну важнейшую – когнитивную или познавательную функцию. Языковой знак – слово, представляющий собой обобщенное отражение окружающей предметной действительности, выступает как универсальное орудие познания человеком окружающего его мира (115, 133 и др.)

С.Л. Рубинштейн (197 и др.) указывал, что слово, являясь объективным отражением предме­та, связано с ним внутренней связью по общности содержания. Эта связь опосредована через обобщенное содержание слова ‒ через понятие или через образ. При этом слово в сознании человека замещает отображаемые объекты (предметы, явления), замещает их как объекты восприятия, упраздняет необходимость их непосредственного восприятия и манипулирования с ними; слово представляет предметы (в частности, при решении интеллектуальных задач), обозначая сам предмет или его свойства, признаки, качества. Такая предметная отнесенность слова лежит в основе первичной по происхождению номинативной функции речи. Номинативная функция формируется в онтогенезе речи на основе выделения существенных призна­ков предмета и собственно наименования, обоз­начения этих признаков, и становится нередко именем всего предмета (например, слово «свеча» ‒ выделение существенного признака ‒ свет, светить; «сутки» ‒ «стык» дня и ночи и т.д.). Слово как наименование и указание – первичная функция в онтогенетическом развитии речи, из которой можно вывести все остальные (47, с.225).

Слово включает, по крайней мере, две составные части ‒ с од­ной стороны, оно обозначает предмет, замещая его, выделяя в нем существенные признаки, а с другой ‒ оно анализирует предмет, вводит его в систему связей, в соответствующую категорию пред­метов на основе обобщения его содержания. Такое строение слова предполагает сложность процесса номинации (назы­вания слова). Для этого необходимы два основных условия: I) наличие четкого дифференцированного образа предмета, 2)наличие у слова значения.

Наряду с функциями, общими как для речи, так и для языка, существует ряд

функций, присущих только речи. Живая речь обыч­но выражает неизмеримо больше, чем она обозначает. Подлинный, конкретный смысл раскрывается не только через значения и смысл слов, но в большей мере через эмоциональные и выразитель­ные средства (интонация, модуляция голоса, ритмико‒мелодичес­кий компонент, пауза и т.д.). Эти особенности строе­ния речи С.Л. Рубинштейн определил как эмоционально‒выразительную функцию речи. Эмоционально‒выразительная функ­ция речи входит в ее семантическое содержание. Нередко понима­ние значения употребляемых слов в общении оказывается недостаточным, и тогда необходимым становится истолкование вырази­тельных компонентов речи, таких, как мимика, жест, интонация, «смысловые паузы» и др., раскрывающих смысл речи и являющихся важными выразительными средствами высказывания. У человека выразительные компоненты речи включаются и переходят в ее семантику (содержание и смысл), они выражают чувство, волю говорящего, передают смысловые оттенки речи и входят таким образом в ее структуру и семантическое содержание.

Помимо функций, указанных выше и присущих речевой деятельности в целом, речь, как считает А.А. Леонтьев, выполняет еще ряд функций, более характерных для живой разговорной речи; эти функции не обязательно проявляются в каждом высказывании (132, 133).

К ним относятся: эмотивная функция, или «функция выражения чувства и воли гово­рящего» (132, с.245); диакритическая [4] функция, которая служит для обозначения той или иной неречевой ситуации и ярко проявляется в трудовой деятельности. (Например, широко известные речевые выражения типа: «Майна», «Вира» у портовых рабочих). Важную роль в живой речи играет также функция маркирования, связанная с употреблением наименова­ний ‒ имен, названий мест (городов, улиц, географических об­ластей). К собственно речевым относится и фатическая функция, или «функция контакта»; наряду с общеупотребимыми, она использует языковые средства, которые служат для установления контакта; в этом случае в речевом общении могут иметь место и во­кализмы.

 

Если иметь в виду многообразие проявлений речевой коммуникации (функциональную и содержательную неоднородность речевых ситуа­ций), необходимо выделить какую‒то главную характеристику речевой деятельности, ко­торая, с одной стороны, составила бы ее специфическую черту, отграничивая ее от других, неспецифически человеческих видов коммуникации, а с другой ‒ охватывала бы все возможные варианты ее реализации, все потенциально возможные речевые ситуации. Такой искомой характеристикой речевой деятельности является единство общения и обобщения в речевой коммуникации. РД, как орга­ническое единство общения и обобщения, проявляется в одновременном осуществлении в ней нескольких функций языка. В сфере общения такой функцией является коммуникативная ‒ функция передачи информа­ции и регуляции поведения. В речевой деятельности эта функция выступает в одном из трех возможных вариантов:

o как индивидуально‒регулятивная функция, т.е. как «функция из­бирательного воздействия» на поведение одного или нескольких людей;

o как коллективно‒регулятивная функция в условиях так называе­мой массовой коммуникации, рассчитанной на большую и недифференци­рованную аудиторию;

o как саморегулятивная функция ‒ при планировании собственного поведения и деятельности.

Вторая специфическая для речевой деятельности функция в сфере общения ‒ это функция овладения об­щественно‒историческим опытом человечества, в рамках которой выделяют также национально‒культурную функцию и другие (98, 228 и др.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 658; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.221.56 (0.009 с.)