Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 4. Функции языка и речи в речевой деятельностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Деятельность общения осуществляется на основе ряда функций (номинации, обобщения, познания), которые реализуются речью. Центральной функцией речи является коммуникативная, которая реализуется посредством выражения мысли (сообщения) и воздействия на себя и на других людей. Воздействие ‒ это генетически первичная форма коммуникативной функции речи. Человек говорит, прежде всего, для того, чтобы воздействовать на поведение, мысли, сознание и чувства других людей посредством речи. «В чем заключается социальный смысл речи? В том, что она обеспечивает любую другую деятельность человека, планируя, регулируя, контролируя ее ит.д.», ‒ указывает А.А. Леонтьев (132, с. 93). Из первой и основной ‒ коммуникативной функции речи вытекают такие ее качества, как общественная обусловленность, активность, намеренность, интенциональность. Речь в человеческом обществе только и могла возникнуть лишь при активной направленности речевого поведения человека в коллективе на выражение своих намерений, желаний. Речевое высказывание в процессе социальной коммуникации всегда употребляется человеком для достижения какого‒либо результата. Высказывание не может быть осуществлено без намерений, без активности, без интенций. Таким образом, первоначально речь выступает в своей социальной функции общения, которая воплощается в двух видах ‒ сообщения и воздействия на себя и на других. На этой основе речь приобретает еще одну функцию ‒ функцию регулирования своего собственного поведения, поведения и деятельности других людей. Регулирующая функция речи проявляется также в организации и объединении других психических процессов (155, 197). Из регулирующей функции происходит тесно связанная с ней функция планирования – планирования человеком своей деятельности и поведения в обществе, деятельности и поведения окружающих его людей.
Еще одной важнейшей функцией языка и речи в речевой деятельности человека является функция обобщения. «Общение, ‒ указывал Л.С. Выготский, ‒ основанное на разумном понимании и на намеренной передаче мыслей и переживаний, непременно требует известной системы средств … Таким средством является обобщение. Высшие формы психологического общения и возможны только благодаря тому, что человек с помощью мышления обобщенно отражает действительность» (48, с.50‒51). Обобщение в свою очередь возможно лишь при наличии у слова (как основного знака языка) значения. В психологии речи значение определяется как обобщенное и устойчивое отражение предметного содержания, включенного в общественно‒практическую деятельность человека (142). Благодаря значению, которое несут в себе слова, и связанной с ним обобщающей функции речи и языка, речевая деятельность приобретает еще одну важнейшую – когнитивную или познавательную функцию. Языковой знак – слово, представляющий собой обобщенное отражение окружающей предметной действительности, выступает как универсальное орудие познания человеком окружающего его мира (115, 133 и др.) С.Л. Рубинштейн (197 и др.) указывал, что слово, являясь объективным отражением предмета, связано с ним внутренней связью по общности содержания. Эта связь опосредована через обобщенное содержание слова ‒ через понятие или через образ. При этом слово в сознании человека замещает отображаемые объекты (предметы, явления), замещает их как объекты восприятия, упраздняет необходимость их непосредственного восприятия и манипулирования с ними; слово представляет предметы (в частности, при решении интеллектуальных задач), обозначая сам предмет или его свойства, признаки, качества. Такая предметная отнесенность слова лежит в основе первичной по происхождению номинативной функции речи. Номинативная функция формируется в онтогенезе речи на основе выделения существенных признаков предмета и собственно наименования, обозначения этих признаков, и становится нередко именем всего предмета (например, слово «свеча» ‒ выделение существенного признака ‒ свет, светить; «сутки» ‒ «стык» дня и ночи и т.д.). Слово как наименование и указание – первичная функция в онтогенетическом развитии речи, из которой можно вывести все остальные (47, с.225). Слово включает, по крайней мере, две составные части ‒ с одной стороны, оно обозначает предмет, замещая его, выделяя в нем существенные признаки, а с другой ‒ оно анализирует предмет, вводит его в систему связей, в соответствующую категорию предметов на основе обобщения его содержания. Такое строение слова предполагает сложность процесса номинации (называния слова). Для этого необходимы два основных условия: I) наличие четкого дифференцированного образа предмета, 2)наличие у слова значения. Наряду с функциями, общими как для речи, так и для языка, существует ряд функций, присущих только речи. Живая речь обычно выражает неизмеримо больше, чем она обозначает. Подлинный, конкретный смысл раскрывается не только через значения и смысл слов, но в большей мере через эмоциональные и выразительные средства (интонация, модуляция голоса, ритмико‒мелодический компонент, пауза и т.д.). Эти особенности строения речи С.Л. Рубинштейн определил как эмоционально‒выразительную функцию речи. Эмоционально‒выразительная функция речи входит в ее семантическое содержание. Нередко понимание значения употребляемых слов в общении оказывается недостаточным, и тогда необходимым становится истолкование выразительных компонентов речи, таких, как мимика, жест, интонация, «смысловые паузы» и др., раскрывающих смысл речи и являющихся важными выразительными средствами высказывания. У человека выразительные компоненты речи включаются и переходят в ее семантику (содержание и смысл), они выражают чувство, волю говорящего, передают смысловые оттенки речи и входят таким образом в ее структуру и семантическое содержание. Помимо функций, указанных выше и присущих речевой деятельности в целом, речь, как считает А.А. Леонтьев, выполняет еще ряд функций, более характерных для живой разговорной речи; эти функции не обязательно проявляются в каждом высказывании (132, 133). К ним относятся: эмотивная функция, или «функция выражения чувства и воли говорящего» (132, с.245); диакритическая [4] функция, которая служит для обозначения той или иной неречевой ситуации и ярко проявляется в трудовой деятельности. (Например, широко известные речевые выражения типа: «Майна», «Вира» у портовых рабочих). Важную роль в живой речи играет также функция маркирования, связанная с употреблением наименований ‒ имен, названий мест (городов, улиц, географических областей). К собственно речевым относится и фатическая функция, или «функция контакта»; наряду с общеупотребимыми, она использует языковые средства, которые служат для установления контакта; в этом случае в речевом общении могут иметь место и вокализмы.
Если иметь в виду многообразие проявлений речевой коммуникации (функциональную и содержательную неоднородность речевых ситуаций), необходимо выделить какую‒то главную характеристику речевой деятельности, которая, с одной стороны, составила бы ее специфическую черту, отграничивая ее от других, неспецифически человеческих видов коммуникации, а с другой ‒ охватывала бы все возможные варианты ее реализации, все потенциально возможные речевые ситуации. Такой искомой характеристикой речевой деятельности является единство общения и обобщения в речевой коммуникации. РД, как органическое единство общения и обобщения, проявляется в одновременном осуществлении в ней нескольких функций языка. В сфере общения такой функцией является коммуникативная ‒ функция передачи информации и регуляции поведения. В речевой деятельности эта функция выступает в одном из трех возможных вариантов: o как индивидуально‒регулятивная функция, т.е. как «функция избирательного воздействия» на поведение одного или нескольких людей; o как коллективно‒регулятивная функция в условиях так называемой массовой коммуникации, рассчитанной на большую и недифференцированную аудиторию; o как саморегулятивная функция ‒ при планировании собственного поведения и деятельности. Вторая специфическая для речевой деятельности функция в сфере общения ‒ это функция овладения общественно‒историческим опытом человечества, в рамках которой выделяют также национально‒культурную функцию и другие (98, 228 и др.).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 658; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.221.56 (0.009 с.) |