Стохастические модели порождения речи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стохастические модели порождения речи.



Стохастическаямодель[10] была предложена в начале 60‒х гг. прошедшего столетия Дж. Миллером и Н. Хомским, которые исходили из того положения, что язык может быть описан как «конечное число состояний» его элементов. Они считали, что речь (речевые процессы) можно интерпретировать как такую последовательность элементов, где появление каждого ново­го элемента речевой цепи зависит от наличия и вероятности появления предшествующих элементов. Так, авторами этой «модели» утверждается, что «каждый пятый элемент имеет веро­ятность появления, зависимую от появления четырёх предшествующих элементов» (321, p.423).

Из различных стохастических моделей более приемлемыми для психолингвистического анализа процесса речепорождения А.А. Леонтьев считает т.н. «марковские» мо­дели. В такой модели в качестве основной единицы речепорождения выступает не отдельный элемент (например, фонема или слово), а определенная после­довательность элементов (например, цепочка из нескольких слов); при этом моделируется вероятностная характеристика их появления в речевом высказывании (РВ).

В прикладной психолингвистике проведен целый ряд экспериментов, в ко­торых было показано, что процесс порождения речи обяза­тельно предполагает использование вероятностного принципа и, в частности, скрытого зна­ния испытуемым условных (зависящих от появления предыдущих элементов) вероятностей появления каждого ново­го элемента высказывания. Психологическое задействование вероятностного механизма в порождении речевых высказываний можно считать полностью доказанным (А.А. Леонтьев, 1969, 1970; [123, 126]). Очевидным является и то, что в интеллектуальной речемыслительной деятельности человека имеется механизм субъектив­ной оценки вероятности слов и других элементов, кото­рая вполне достаточно хорошо «коррелирует» (соотносится) с объектив­ной вероятностью появления этих элементов в тексте (Р.М.Фрумкина [246] и др.).

Экспериментальные исследования показыва­ют тесную связь вербальных (словесных) ассоциаций и процесса порождения связной речи (243).

Один из вариантов стохастических моделей ‒ это так называемые «грамматики с конечным числом состояний». Это любая модель, в которой в качестве эле­мента выступает грамматический класс слов (например, та или иная часть речи) и определяется характер зависимости между пос­ледовательно появляющимися грамматическими класса­ми. В практике психолингвистичес­кого исследования рассматриваются именно вероятност­ные модели с конечным числом состояний. Особенно часто исследуются вероятностные зависимости между словами разных грамматических классов, выявляющиеся в словесном ассоциативном эксперименте (139, 286 и др.).

По Ч. Осгуду, процесс порождения речи осуществляется па­раллельно на нескольких уровнях ‒ по собственным (в том числе вероятностным) закономерностям каждого уров­ня. При этом закономерности распределения единиц выс­ших уровней учитывают закономерности распределения единиц низших уровней. На «верхнем» уровне, уровне мотивации, единицей, в отношении которой субъектом РД принима­ется решение, является предложение (высказывание). На втором, семантическом уровне единицей (в процессе кодирования) является «функциональный класс», а в процессе декодирования ‒ «нуклеус». Определение функционального класса впервые было дано Л.В. Щербой, который назвал соответствующую единицу «фразой». По определению Л.В. Щербы фразы есть «…простейшие элементы связной речи, отвечающие еди­ным и далее в момент речи неразлагающимся представле­ниям» (274, с.21). Позднее Л.В. Щерба и В.В. Виноградов предложили вместо этого определения понятие «синтагма» (276, 43). В хрестоматийным примере: Талантливый художник пишет интересную картину (А.А. Леонтьев, 1969, 1997 и др.) ‒ единицами кодирования (функциональными классами, по Ч. Осгуду), являются: талантливый художник ‒ пишет ‒ интерес­ную картину.

Нуклеус (от лат. nucleus – ядро) представляет собой ту часть слова, которая в отечественной школе языкознания определяется как основа слова ‒ словоформа минус морфосинтаксические грам­матические элементы ‒ флексии (окончания). В приведенном при­мере разделение по нуклеусам выглядит следующим образом: «Талантлив‒ый – художник – пиш‒ет – интересн‒ую – картин‒у.

На третьем уровне, «уровне последовательностей», еди­ницей является фонетическое слово, а на четвертом, «интеграционном», ‒ соответственно слог (выполняющий функцию кодирования) и фонема (декодирование).

Как считает А.А. Леонтьев, вероятностные модели «работают» только на взаимоотношениях отдельных слов в процессах порож­дения связной речи; для моделирования процессов грамматического оформления речи они не приемлемы (123, 139). Это каса­ется и моделей «грамматик с конечным числом состояний». Во многом, это определяется следующим. Во‒первых, в языке существуют определенные типы грамматических конструкций, которые не могут быть порождены при помощи грамматики с конечным чис­лом состояний. Это так называемые «самовставляющие­ся», а также ‒ «гнездующиеся» предложения, которые в русской грамматике соответствуют сложноподчиненным предложе­ниям. Во‒вторых, такая модель не объясняет закономерности процесса овладения языком. Согласно этой теории, для того чтобы обучиться производить речь «в последовательности, по­строенной по принципу «слева направо» (S – P – O), ребёнок должен прослушать огромное количество ‒ 2100 предложений на родном языке, прежде чем сам сможет самостоятельно создавать высказывания. Критики этой теории отмечают, что для этого не хватит и десяти жизней (167, с.158‒159 и др.)

Несмотря на «известную ограниченность», «стохастические модели» речепорождения по некоторым своим концептуальным составляющим могут, как считает А.А. Леонтьев, найти применение в современной психолингвистике (139, с. 89). В частности, в речевой деятельности человека «…есть коммуникативные ситуации, для моделирования которых может оказаться оптимальной именно грамматика с конечным числом состояний. Это, например, детская речь в том периоде ее развития, когда словарь уже усвоен, а грамматика в строгом смысле (морфосинтаксис) еще отсутствует. Это спонтанная жестово‒мимическая речь глухонемых, автономная речь, креолизованные жестовые языки, используемые для меж­этнического общения народами, говорящими на различ­ных языках, и др.» (там же, с. 89). «Стохастические модели» применимы и для моделирования разговорной речи (А.А. Леонтьев, А.С. Маркосян, 139, 164).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 588; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.121.170 (0.004 с.)