Специфических особенностей овладения системой родного языка в онтогенезе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфических особенностей овладения системой родного языка в онтогенезе



В речи детей раннего и дошкольного возраста встречаются ошибки, которые настолько распростра­нены, что их можно рассматривать как своего рода одну из закономерностей языкового развития нормально развивающегося ребенка [38, 139, 166, 240 и др.].

При употреблении глаголов наиболее частой ошибкой детей является постро­ение глагольных форм по образцу одной, наиболее доступной для понимания (и как правило уже усвоенной ребенком). Например, русские дети в определённом возрасте неправильно упо­требляют некоторые глагольные формы (вставаю, лизаю, жеваю). Но такие формы не являются «изобретением» ре­бёнка: он, опознавая в словах, которые говорят взрослые, некоторые модели грамматической формы слов (хватаю, ломаю, засыпаю), берёт их за образец, поскольку ему проще использовать одну стандартную форму глагола, чем несколько. Нередко такое под­ражание происходит по образцу только что услышанной формы глаго­ла (174, 263).

Саша, вставай, я тебя уже давно бужу.

‒ Нет, я ещё поспу, ‒ говорит в ответ трёхлетний мальчик.

Наличие подобных ошибок опровергает бихевиористскую теорию речевой коммуникации, согласно которой гово­рящий всегда действует по модели «стимул ‒ реакция» (139).

По данным педагогических наблюдений, ребёнок может долгое время говорить правильно, а затем вдруг начинает образовывать слова ошибочно; при этом лингвистический анализ детских высказываний показывает, что ребенок опирается на распро­страненную (чаще всего, «продуктивную») грамматическую модель. Такое явление получило в лингвистике название сверхгенерализации. Под последней понимается распространение нового правила на старый языковой материал (использование которого подчиняется другим правилам). Пытаясь по­стичь правила образования глагольных форм, ребёнок говорит, например: шела вместо шла; осваивая образование числа существительных, ‒ пени вместо пни; два салазка, одна деньга и т.п. (129, 257, 268).

Среди типичных ошибок в речи детей следует отмет­ить употребление прошедшего времени глаголов только в женском ро­де (с окончанием на [‒а]) вместо мужского: Я попила; Я пошла. Мальчики употребляютэту форму, т.к. слышат ее от мам, бабушек и др. лиц женского пола. Другая причина ошибок состоит в том, что произносить открытые слоги (с окончанием на гласные) легче, чем за­крытые (с окончанием на согласные).

Достаточно часто маленькие дети ошибаются и в употреблении падежных окончаний имён существительных.

Возьмем, все стулы и сделаем поезд, ‒ предлагает один ребенок другому.

Нет, нельзя, ‒ возражает тот, ‒ здесь мало стулов.

Образование творительного падежа может происходить ошибочно из‒за («скопированного» с других вариантов словоизменения) присоединения к корню существительного окончания ‒ом неза­висимо от рода существительного (иголк ом, ложк ом, кошк ом и т.п.). Нередко в речи детей отмечаются ошибки в употреблении рода имён существитель­ных (лошадиха, людь, коров вместо бык; кош вместо кот и др.) Часто дети ошибочно образуют сравнительную степень имён прилагатель­ных (хорошее ‒ плохее, высокее ‒ короткее) по примеру общепринятых форм (сильнее, веселее, длиннее). То же касается образования сравнительной степени «отыменных» прилагательных, например: А наш лес всё равно соснее вашего (т.е. в нём больше сосен).

Ошибки при усвоении языка – явление совершенно естественное для нормально протекающего онтогенеза речевой деятельности. Помимо системы правил и языковой нормы, в «речевом окружении» детей существуют ещё и «узус» (то, как при­нято говорить в данной «речевой среде»), и отклонения от нормы, и множество уникальных, единичных языковых явлений ‒ то, что Ф.Соссюр образно называл «лингвистической пылью» (219). В то же время ошибки, «типичные» для языкового развития, нельзя оставлять без внимания; необходимо поправ­лять ребенка, внося коррективы в его речь. Если взрослый не обращает на них внимания, речь ребёнка может долго оста­ваться неправильной в грамматическом отношении. Некоторые педагоги полагают, что не следует повторять за детьми ошибочно произносимые ими слова и фразы как «смешные нелепости», особенно в присутствии самих детей. Некоторые дети гордятся тем, что им удалось рассмешить взрослых, и начинают уже намеренно говорить неправильно. Все случаи неправильного речевого поведения детей должны быть предметом самого пристального внимания педагогов (174, 211).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.005 с.)