Детское словотворчество в период овладения системой родного языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Детское словотворчество в период овладения системой родного языка



Исследования Н.О. Рыбникова, А.Н. Гвоздева, Т.Н. Ушаковой, С.Н. Цейтлина и других исследователей детской речи показали, что период дошкольного возраста является для ребёнка периодом усиленного словотворче­ства (57, 237, 257). При этом обращает на себя внимание тот факт, что некоторые «новые» слова наблюдаются в речи почти всех детей (всехний, всамделишный), а другие встречаются в «речевой продукции» только отдель­ных детей (Какой ты топтун, папа!)

На основе лингвистического анализа данных экспериментальных исследованной Т.Н. Ушаковой (236, 237), было выделено несколько «словообразовательных моделей», по которым дети с трёх до шести лет образуют новые слова:

o Часть какого‒нибудь слова используется как целое слово. Возни­кают «слова‒осколки» (пах – «запах», прыг – «прыжок», лепь – то, что было слеплено из пластилина).

Присоединение к корню слова «чужого» аффикса или флексии ‒ тоже очень распространённый способ создания ребёнком новых слов (пахнота, умность, иметель, пургинки (снежинки) и т.п.)

o Одно слово составляется из двух («синтетические слова»). При образовании таких «синтетических» слов происходит сцепление тех частей слова, которые звучат сходно (вкуски = «вкусные» + «куски»; колоток = «колотить» + «молоток»; улиционер – «улица» + «милиционер» и т.д.).

А.Н. Гвоздев (57), исследуя появление «слов‒осколков», обратил внима­ние на то, что, начиная говорить, ребёнок сначала как бы вырывает из слова ударный слог. Вместо слова молоко ребёнок произносит толь­ко ко, позднее ‒ моко и, наконец, молоко. Так в речи детей и появляются «осколки слов». Таким же образом соединяются разные слова и словосочетания (бабезьяна – «бабушка обезьяны», мапина дочка ‒ т.е. «мамина и папина» дочь и т.п.).

Исходя из этого, можно сделать вывод, что словотворчество, как и усвоение обычных слов родного язы­ка, имеет в своей основе подражание тем речевым образцам, кото­рые дают детям окружающие взрослые. Усваивая стереотипные речевые конструкции ‒ «речевые шаблоны», дети пытаются понять правила использования приставок, суффиксов, окон­чаний. При этом они совершенно непреднамеренно создают новые слова ‒ такие, которых нет в языке, но которые в принципе (по правилам словообразования данного языка) являются возможными. Детские неологизмы почти всегда соответствуют правилам лексики языка и грам­матически почти всегда «безошибочны», хотя звукосочетания всегда неожиданны и необычны для взрослых.

Одним из проявлений детского словотворчества, как считают некоторые психолингвисты (130, 271, 347 и др.), являются так называемые «детские словечки». Всем хорошо известно, что многие дети – настоящие выдумщики новых слов. Колоток вместо молоток, улиционер вместо милиционер, кружинки вме­сто кружащиеся снежинки ‒ эти слова может заново придумать почти каждый ребёнок на основе «взрослых» слов. Но существуют ещё такие слова, которые являются как бы исконно детскими; в зарубежной психолингвистике они определяются понятием «baby talk». Это слова, обозначающие: состояния (бо‒бо), действия (ням‒ням), звуки (тук‒тук, тик‒так) и предметы (ляля – «кукла», бяка – «плохой»). Интересно, что подобные сло­ва существуют во всех языках мира. Объяснений этому может быть несколько.

Во‒первых, многие их этих слов звукоподражательные. Они близки реальным звукам природных и искусственных объектов: гав‒гав очень похоже на реальный лай собаки, би‒би ‒ на сигнал клаксона автомобиля, а динь‒динь ‒ на звук колокольчика. Даже в нашем «взрослом» языке есть такие рифмующиеся малоосмысленные элементы, имитирующие звучание (например, трам‒тарарам динь‒динь, шурум‒бурум).

Во‒вторых, детские словечки построены по доступной для ребёнка «структурной схеме»: как правило, ‒ согласный плюс гласный. Недаром первые слова ребёнка строятся именно по этой модели: мама, папа, дядя, тётя; примером может служитьи «частично» детское словечко ‒ баба (о бабушке). Повтор одного и того же слога (с небольшой модификацией) облегчает запоминание и использование такого слова ребёнком. Несколько позднее (к трем‒четырем годам) в речи детей по­являются более сложные в фонетическом плане слова (трик‒трак, пиф‒паф).

Многие психологи и лингвисты, работающие и в области психолингвистики, считают, что нет ничего плохого в том, что дети до трёх‒четырехлетнего возраста используют такие словечки (162, 155, 268). По наблюдениям детских психологов, даже четырехлетний ребёнок, обращаясь к двухлетнему, говорит гораздо проще, чем со взрос­лым. Люди, желающие, чтобы их понимали, должны говорить на том лингвистическом уровне, который обеспечивает понимание со стороны слушателя. Кроме того, дети всего мира используют детские словечки, а это свидетельствует об универсальности явления (98, 162, 347 и др.).

Детское словотворчество рассматривается в психолингвистических исследованиях как один из этапов, который про­ходит каждый ребёнок в освоении родного языка (130, 237, 263). В ре­зультате восприятия и использования в своей речи большого числа слов, имеющих об­щие корневые и аффиксальные элементы, ребёнок «проводит» аналитические операции членения употребляемых слов на единицы, соответствующие тем, которые в лингвистике называется морфемами, а в психологии речи – слоговыми элементами.

К концу дошкольного возраста детское словотворчество начинает «угасать»: к пяти ‒ шести го­дам ребёнок уже прочно усваивает «стандартные» обороты речи, используемые взрос­лыми.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 473; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.230.44 (0.004 с.)