Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Детское словотворчество в период овладения системой родного языкаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Исследования Н.О. Рыбникова, А.Н. Гвоздева, Т.Н. Ушаковой, С.Н. Цейтлина и других исследователей детской речи показали, что период дошкольного возраста является для ребёнка периодом усиленного словотворчества (57, 237, 257). При этом обращает на себя внимание тот факт, что некоторые «новые» слова наблюдаются в речи почти всех детей (всехний, всамделишный), а другие встречаются в «речевой продукции» только отдельных детей (Какой ты топтун, папа!) На основе лингвистического анализа данных экспериментальных исследованной Т.Н. Ушаковой (236, 237), было выделено несколько «словообразовательных моделей», по которым дети с трёх до шести лет образуют новые слова: o Часть какого‒нибудь слова используется как целое слово. Возникают «слова‒осколки» (пах – «запах», прыг – «прыжок», лепь – то, что было слеплено из пластилина). Присоединение к корню слова «чужого» аффикса или флексии ‒ тоже очень распространённый способ создания ребёнком новых слов (пахнота, умность, иметель, пургинки (снежинки) и т.п.) o Одно слово составляется из двух («синтетические слова»). При образовании таких «синтетических» слов происходит сцепление тех частей слова, которые звучат сходно (вкуски = «вкусные» + «куски»; колоток = «колотить» + «молоток»; улиционер – «улица» + «милиционер» и т.д.). А.Н. Гвоздев (57), исследуя появление «слов‒осколков», обратил внимание на то, что, начиная говорить, ребёнок сначала как бы вырывает из слова ударный слог. Вместо слова молоко ребёнок произносит только ко, позднее ‒ моко и, наконец, молоко. Так в речи детей и появляются «осколки слов». Таким же образом соединяются разные слова и словосочетания (бабезьяна – «бабушка обезьяны», мапина дочка ‒ т.е. «мамина и папина» дочь и т.п.). Исходя из этого, можно сделать вывод, что словотворчество, как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей основе подражание тем речевым образцам, которые дают детям окружающие взрослые. Усваивая стереотипные речевые конструкции ‒ «речевые шаблоны», дети пытаются понять правила использования приставок, суффиксов, окончаний. При этом они совершенно непреднамеренно создают новые слова ‒ такие, которых нет в языке, но которые в принципе (по правилам словообразования данного языка) являются возможными. Детские неологизмы почти всегда соответствуют правилам лексики языка и грамматически почти всегда «безошибочны», хотя звукосочетания всегда неожиданны и необычны для взрослых. Одним из проявлений детского словотворчества, как считают некоторые психолингвисты (130, 271, 347 и др.), являются так называемые «детские словечки». Всем хорошо известно, что многие дети – настоящие выдумщики новых слов. Колоток вместо молоток, улиционер вместо милиционер, кружинки вместо кружащиеся снежинки ‒ эти слова может заново придумать почти каждый ребёнок на основе «взрослых» слов. Но существуют ещё такие слова, которые являются как бы исконно детскими; в зарубежной психолингвистике они определяются понятием «baby talk». Это слова, обозначающие: состояния (бо‒бо), действия (ням‒ням), звуки (тук‒тук, тик‒так) и предметы (ляля – «кукла», бяка – «плохой»). Интересно, что подобные слова существуют во всех языках мира. Объяснений этому может быть несколько. Во‒первых, многие их этих слов звукоподражательные. Они близки реальным звукам природных и искусственных объектов: гав‒гав очень похоже на реальный лай собаки, би‒би ‒ на сигнал клаксона автомобиля, а динь‒динь ‒ на звук колокольчика. Даже в нашем «взрослом» языке есть такие рифмующиеся малоосмысленные элементы, имитирующие звучание (например, трам‒тарарам динь‒динь, шурум‒бурум). Во‒вторых, детские словечки построены по доступной для ребёнка «структурной схеме»: как правило, ‒ согласный плюс гласный. Недаром первые слова ребёнка строятся именно по этой модели: мама, папа, дядя, тётя; примером может служитьи «частично» детское словечко ‒ баба (о бабушке). Повтор одного и того же слога (с небольшой модификацией) облегчает запоминание и использование такого слова ребёнком. Несколько позднее (к трем‒четырем годам) в речи детей появляются более сложные в фонетическом плане слова (трик‒трак, пиф‒паф). Многие психологи и лингвисты, работающие и в области психолингвистики, считают, что нет ничего плохого в том, что дети до трёх‒четырехлетнего возраста используют такие словечки (162, 155, 268). По наблюдениям детских психологов, даже четырехлетний ребёнок, обращаясь к двухлетнему, говорит гораздо проще, чем со взрослым. Люди, желающие, чтобы их понимали, должны говорить на том лингвистическом уровне, который обеспечивает понимание со стороны слушателя. Кроме того, дети всего мира используют детские словечки, а это свидетельствует об универсальности явления (98, 162, 347 и др.). Детское словотворчество рассматривается в психолингвистических исследованиях как один из этапов, который проходит каждый ребёнок в освоении родного языка (130, 237, 263). В результате восприятия и использования в своей речи большого числа слов, имеющих общие корневые и аффиксальные элементы, ребёнок «проводит» аналитические операции членения употребляемых слов на единицы, соответствующие тем, которые в лингвистике называется морфемами, а в психологии речи – слоговыми элементами. К концу дошкольного возраста детское словотворчество начинает «угасать»: к пяти ‒ шести годам ребёнок уже прочно усваивает «стандартные» обороты речи, используемые взрослыми.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 525; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.169 (0.006 с.) |