Критический период для освоения ребенком речевой деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критический период для освоения ребенком речевой деятельности



Как отмечают многие исследователи, освоение языка нормально развивающимся ребёнком протека­ет спонтанно, естественно и без видимых усилий с его стороны (232, 237, 267 и др.). Особенности становления языка и речи у детей связаны с процес­сами физиологического созревания центральной нервной системы и с определённой её пластичностью. Нормальное формирование психофизиологических систем, обеспечивающих освоение речи, в свою очередь, требует своевременной их стимуляции речевыми сигналами. При недостаточности такой стимуляции (напри­мер, в связи с нарушением слуха) процессы освоения речи задерживаются. Возрастной период, на протяжении которого речь осваивается «без усилий», в психологии принято называть критическим периодом, поскольку за пределами этого периода ребёнок, не имеющий опыта речевого общения, становится неспособным к обучению (158, 162, 263). Протя­жённость критического периода разными исследователями определяется по‒разному: наиболее часто выделяют два варианта ‒ от рождения и до 9‒11 лет и от двух лет до периода полового созревания.

Необходимо от­метить, что в период от года до 12 лет хорошо «укладывается» динамика основных показателей становления языка и речи – за этот период устраняются «ненормативные» особенности ин­дивидуальной артикуляции, осваивается правильное употребление ан­тонимов, происходит понимание многозначных слов и идиом, имею­щих как конкретный, так и социально‒психологический смысл. В этот же возрастной период наблюдаются и отклонения в речевом развитии различной этиологии, в том числе связанные с заиканием (174, 211, 267 и др.).

Большинство учёных – исследователей детской речи склоняется к тому, что так называемые «дети‒Маугли» (чье раннее развитие проходило вне человеческого социума) могут быть «безболезненно» возвращены в общество, если они не будут старше 6‒7 лет. Этот возраст считается в психолингвистике критическим для возмож­ностей усвоения родного языка. При этом важное значение имеет и возраст, в котором ребёнок был лишён человеческого общения, и время, предшествовав­шее этой социально‒языковой депривации (лишение возможности общения с другими людьми), и наличие всевозможных травм (физических, психологических, социальных) или нарушений интеллектуального развития.

Как указывает А.А. Леонтьев, термин‒понятие «овладение языком» с психолингвистических позиций может быть интерпретирован по‒разному. В объем этого понятия автор включает: 1) овладение родным языком, 2) вторичное осознание родного языка, связанное с обучением в школе и 3) овладение тем или иным неродным языком. В рамках данного пособия мы остановимся на рассмотрении процесса овладения родным языком в онтогенезе.

Родной язык ‒ это не «врожденный» язык (такого нет и не может быть: многократно описаны случаи, когда дети одной национальности воспитывались в семь­ях другой национальности и с самого начала начинали говорить на языке семьи). Но это и не язык родителей, тем более если семья смешанная. По А.А. Леонтьеву, родной язык (в самом общем значении) ‒ это тот язык, на котором ребенок произнес свои первые слова (139).

Совершенно очевидно, что только человеческое общество делает ре­бёнка существом «разумным» и самостоятельно говорящим. При этом, несмотря на определённую огра­ниченность развития интеллектуальных способностей ребёнка возрастными «рамками», он овладевает сложнейшей структурой родного языка за какие‒нибудь пять‒шесть лет (145, 266, 268 и др.). Сталкиваясь с новым для него явлением родного языка, ребенок довольно быстро «подводит» его под уже известные ему «грамматику» или «лексический класс» слов практи­чески без педагогической помощи взрослого. Ребёнок достаточно быстро становится полноправным членом сво­его социального ‒ культурного и языкового ‒ сообщества, овладевает способностью производить и понимать множество новых для него, значимых предложений на языке, которым он овладевает. Отметим при этом, что процесс освоения речи ре­бёнком принципиально отличается от процесса освоения второго языка взрослыми, который не является предметом нашего рассмотрения в данном пособии.1

В целом же, онтогенез языковой способности представляет собой сложнейшее

взаимодействие, с одной стороны, процесса общения взрослых и ре­бёнка, с другой – процесса развития предметной и познавательной деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.212.145 (0.004 с.)