Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Л. С. Выготский и А. Р. Лурия Как одни из основоположников психолингвистики

Поиск

Важнейшее значениев созданиитеоретических и методологических основ психолингвистики имели труды Льва Семеновича Выготского ‒ одного из величайших ученых XX столетия. Л.С. Выготский ‒ создатель отечественной психологической школы, к которой принадле­жали А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.Н. Соколов, Н.Г. Морозова, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.В. Запорожец и др. Среди ученых, являющихся продолжателями традиций этой школы, необходимо упомянуть А.В. Петровского, В.В. Да­выдова, Н.И. Жинкина, В.П. Зинченко, А.А. Леонтьева. Л.С. Выготский и его школа оказали огромное влияние не только на оте­чественную, но и на мировую психологию и педагогику.

Л.С. Выготский относил себя к представителям мате­риалистического направления в психологии. Он много зани­мался изучением феномена речевой деятельности человека, и его психологический подход к речи был не просто своеобразным итогом и обобщением всех предше­ствующих исследований в этом направлении, но и пер­вой попыткой построить целостную психолингвистическую теорию.

Возьмем для примера введенное Л.С. Выготским в науку различение «анализа по элемен­там» и «анализа по единицам». Эта научная концепция была положена в основу как многочисленных моделей порождения и восприятия речи, созданных в разных школах психолингвистики, так и в основу классификации языковых знаков и так называемых психолингвистических единиц, выделяемых как структурные компоненты речевой деятельности.

Как отмечает А.А. Леонтьев, «главное, что делает Л.С. Выготского предте­чей и основателем современной психолингвистики… ‒ это его трак­товка внутренней психологической организации процесса порождения (производства) речи как последовательнос­ти взаимосвязанных фаз деятельности» (139, с.49). Одно из ключевых положений концепции Л.С. Выготского о взаимосвязи процессов мышления и речи звучит так: «...Центральная идея может быть выражена в общей формуле: отношение мысли к слову есть прежде всего не вещь, а процесс, это отношение есть движение от мысли к слову и обратно ‒ от слова к мысли... Это течение мысли совершается как внутреннее движение через целый ряд планов... Поэтому первейшей задачей анали­за, желающего изучить отношение мысли к слову как движение от мысли к слову, является изучение тех фаз, из которых складывается это движение, различение ряда планов, через которые проходит мысль, воплощающая­ся в слове…» (50, с.305). Первое звено порождения речи ‒ это ее мотивация. По мнению Л.С. Выготского, не следует отождествлять соб­ственно мотивы и «установки речи», т.е. фиксированные «отношения между мотивом и речью». Именно последние и есть «смутное желание», «чувствование задачи», «намерение» (49, с.163). Вторая фаза речепорождения ‒ это мысль, примерно соответствующая сегодняшнему понятию ре­чевой интенции. Третья фаза ‒ опосредование мысли во внутреннем слове, что соответствует в современной психо­лингвистике процессу внутреннего программирования речевого высказывания. Четвертая фаза ‒ опосредование мысли в значениях внешних слов, или реализация внутренней про­граммы. Наконец последняя, пятая фаза ‒ опосредование мысли в словах, или акустико‒артикуляционная реализа­ция речи (включая процесс фонации). Все психолингвистические модели речепорождения, разрабатывавшиеся в отечествен­ной психолингвистике 60‒80‒х гг. прошедшего столетия, представляют собой конкретизацию и дальнейшее обоснование концепции, предложенной Л.С. Выготским (98, 123, 140, 155 и др.).

По мнению А.А. Леонтьева, Л.С. Выготский «сумел предугадать дальнейшее развитие психологии речи и психолингвистики на много десятилетий вперед» (139, с.50). Отметим некоторые идеи Л.С. Выготского, особенно важные для психолингвистики. Это, прежде всего, первая глубоко научно обоснованная концепция психологической организации интеллектуальной деятельности, в основе которой лежит принципиально новый взгляд на природу внутренней речи человека и процесса ее становления и развития в ходе онтогенеза. Это также идея эвристичности процессов речепорождения и обусловленности их общепсихологическими, дифференциально‒психологическими и социально‒психологическими факторами. Л.С. Выготский одним из первых поставил вопрос о психологических свойствах текста и разграничил понятия грамматической и реальной (психологической) предикативности; ему принадлежит концептуальное определение зна­чения как общепсихологической категории и понятие предметного значения. Научная концепция об онтогенетической эволюции основных семантических элементов речемыслительной деятельности ‒ значения и понятия ‒ блестящий образец объективного научного анализа процесса формирования и функционирования психической деятельности человека. Некоторые направления исследования речевой деятельности, намеченные Л.С. Выготским, как считает А.А. Леонтьев, еще не получили дальнейшего развития в психолингвистике. Прежде всего, это проблема рефлек­торного управления речью и анализ разных уровней осознанности речи в их взаимодействии. Подлинно революционные для своего времени научные взгляды Л.С. Выготского на природу и формирование речевой деятельности и языка как универсального «инструмента» речи и мышления, получили дальнейшее развитие в трудах его учеников и ближайших соратников, и прежде всего, А.Р. Лурия.

Как известно, Александр Романович Лурия внес (в рамках психологии речи и нейропсихологии) фундаментальный вклад в диагнос­тику, исследование и восстановление различных видов афазии ‒ речевых нарушений центрально‒мозгового про­исхождения, связанных с органическим поражением (вследствие ранения, травмы, инсульта, опухоли) так называемых «речевых зон» коры головного мозга, отвечающих за реализацию речевой деятельности. При этом А.Р. Лурия опирался на выдвинутую Л.С. Выготским концепцию системной локализации пси­хических функций в коре головного мозга, согласно которой речевая (и любая другая) деятельность физиологически обусловлена взаимодействием различных участков коры больших по­лушарий, и разрушение одного из них может быть компенсировано за счет включения в единую систему других участков. А.Р. Лурия впервые стал анализировать афазические нарушения как нарушения речевых операций. В своей книге «Трав­матическая афазия», вышедшей в 1947 г., А.Р. Лурия, по существу, предложил первую психолингвис­тическую концепцию афазии, включив в нее гипотезу о «внутренней схеме высказывания», кото­рая развертывается во внешнюю речь (11, с.57). В дальнейшем общая психологическая концепция речи (как высшей психической функции) была изложена А.Р. Лурией в ставшими «классикой» отечественной психологической литературы научных трудах: «Основы нейропсихологии» (1973), «Основные проблемы нейролингвистики» (1975), «Речь и мышление» (1975). А.Р. Лурия предложил использовать для области научного знания на стыке лингвистики, патопсихологии и неврологии новый термин «нейролингвистика» (впервые на русском языке он был употреблен в 1968 г. [149]), который быстро получил признание во всем научном мире. «Нейролингвистическое направление» в отечественной психолингвистике и афазиологии продолжает активно развиваться учениками и последователями А.Р. Лурии (Т.В. Ахутина, Т.Н. Ушакова, Т.Г. Визель и др.). Своеобразным итогом многогранной и плодотворной научной деятельности А.Р. Лурии (насчитывающей почти пять десятилетий) является его книга «Язык и сознание», посвященная исследованию речевой деятельности человека, основам ее мозговой организации, ключевой проблеме психологии речи – взаимосвязи речи и мышления. Несмотря на то, что эта монография представляет комплексное исследование речевых процессов в основном с позиций психологии речи, нейропсихологии и нейролингвистики, она используется и сейчас как одно из основных учебно‒методических пособий по психолингвистике.

Виднейший представитель отечественной психологической школы, Алексей Николаевич Леонтьев последовательно раз­вивал психологическую концепцию речевой деятельности в другом направлении, введя в психологическую науку (в середине 30‒х гг. XX века) развер­нутое теоретическое представление о структуре и едини­цах деятельности. А.Н. Леонтьев справедливо считается (наряду с С.Л. Рубинштейном и П.Я. Гальпериным) одним из создателей современной психологической теории деятельности. В трудах А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурии 40‒50‒х гг. прошедшего столетия неоднократно используется термин «рече­вая деятельность» и указываются некоторые особенности ее строе­ния. Однако детальный анализ речевой деятельности под углом зрения общепсихологической теории деятельности был осуществлен в конце 60‒х гг. прошлого века А.А.Леонтьевым, его учениками и последователями, объединившимися в Московскую психолингвистическую школу (Т.В. Рябова‒Ахутина, И.Н. Горелов, Е.Ф.Тарасов и др.).

Большое влияние на развитие психолингвистики, особенно в России, оказали также и другие виднейшие отечественные психологи и лингвисты (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Д.Н. Узнадзе, Л.В.Щерба, А.В.Артемов, М.М. Бахтин и др.)

§ 3. Возникновение психолингвистики как самостоятельной области



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 791; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.164.107 (0.007 с.)