ТОП 10:

Виды знания. Понятие науки. Взаимосвязь философии и науки



 

Современная философия более не повторяет ошибки философии классической, которая все возможные виды по­знания отождествляла только с научным, либо «подтяги­вая» их к модели научного знания, либо вовсе отбрасывая как недостоверные. Помимо научного, современная теория познания выделяет обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское, квазинаучное знание, рассматривая их как равноценные для культуры и одинако­во необходимые для понимания сущности познавательной деятельности.

Обыденное, или житейское, знание основано на повсе­дневном опыте, хорошо согласовано со здравым смыслом и во многом с ним совпадает. Обыденное знание сводится к констатации и описанию фактов. По мере расширения уни­версума фактов, о которых знает человек, т.е. по мере раз­вития науки, философии, искусства сфера обыденного зна­ния также расширяется и изменяется. Житейское знание выступает основой всех других видов знания, поэтому его значимость не следует преуменьшать. В современной гно­сеологии существует специальный раздел, в котором рас­сматриваются особенности именно этого типа знания.

Художественное знание формируется в сфере искусства и, в отличие от научного знания или философского, не стремится быть доказательным и обоснованным. Формой существова­ния этого вида знания является художественный образ. Глав­ная особенность художественных образов – их самооче­видность и убедительность независимо от любых доказательств. В искусстве, в отличие от науки и филосо­фии, допускается и даже приветствуется вымысел. Поэтому тот образ мира, который создается искусством, всегда более или менее условен. Но вымысел существует именно для того, чтобы яснее и выразительнее предъявить какое-то зна­ние о реальности. Искусство интересует по большей части не природная, а культурная и человеческая реальность, кото­рая в науке находит весьма ограниченное отражение.

Если задача науки – вывести общие и необходимые закономер­ности, то задача искусства – сохранить и предъявить еди­ничное и особенное, и через них сказать что-то об общем. Искусство, опираясь на собственные средства, стремится ос­мыслить уникальное как своего рода квинтэссенцию реаль­ности. Безусловно, познание – не главная функция искусст­ва, поэтому художественное знание существует как, своего рода, побочный продукт. Тем не менее, совсем отрицать гносеологическую ценность искусства было бы неверно.

Мифологическое знание представляет собой синкрети­ческое единство рационального и эмоционального отраже­ния действительности. В мифологическом знании собственно знание и переживание существуют в единстве. В мифологическом знании присутствуют данные наблюдения об окружающем мире, однако они не осмысливаются раци­ональным образом. Мифологическое знание представляет собой не столько объективное отражение действительнос­ти, сколько отражение переживаний людей по поводу этой действительности. На первоначальных этапах развития че­ловечества мифологическое знание играло значительную роль, обеспечивая стабильность первобытного социума и трансляцию значимой информации от одних поколений людей к другим. С помощью мифа первобытный человек структурировал и моделировал действительность, т.е., в ко­нечном итоге, познавал ее. Эта первоначальная мифологи­ческая классификация послужила в дальнейшем основой возникновения рациональных форм знания.

Сущностной характеристикой религиозного знания явля­ется вера в сверхъестественное начало и эмоциональ­но-образное отражением действительности. Тогда как главной особенностью философского знания является его рациональ­но-теоретическая форма. Прояснению специфики философс­кого знания посвящена глава 1 данного пособия, поэтому здесь мы не будем подробно на этом останавливаться.

Существует и особый вид знания, помимо вышеперечисленных форм, который объединяет в себе черты художественного, мифологического, религиозного и даже научного знания. Это – квазинауч­ное знание. При этом квазинаучное знание является самостоятель­ным культурным явлением, не сводимым к перечисленным выше формам. Квазинаучное знание представлено в мисти­ке и магии, алхимии, астрологии, паранауках, эзотериче­ских учениях и т.п. Основной интенцией этого вида знания не является познание действительности в форме объектив­ности или постижение индивидуального и уникального. Квазинаучное знание выполняет в культуре специфические компенсаторные функции, позволяя человеку обрести пси­хологический комфорт в быстро меняющейся, трудно пред­сказуемой реальности.

Все перечисленные виды знания отличаются друг от дру­га по форме и содержанию, т.е. существуют относительно независимо друг от друга. Теория познания выявляет специ­фические особенности каждого из них, соотносит с другими культурными формами и определяет их место в культурном универсуме. В последующих параграфах подробно будут анализироваться особенности научного знания.

Наука в классическом виде сформировалась в XVII–XVIII веке и представляла собой, прежде всего естествозна­ние. Долгое время сложившийся образ науки считался единственно возможным, абсолютным. Однако наука, как и другие формы духовной культуры, подвержена изменению и развитию. Во второй половине XIX в. начинает быст­ро развиваться гуманитарное и социальное знание, которое по своему содержанию (предмету, методу, формам суще­ствования) конфликтует с классическим образом научно­сти. В это время в философии возникает проблема обосно­вания нового класса наук, которые получают название «науки о духе».

Термин «наука» употребляется в различных смыслах:

– особый род знания, обладающий собственными ха­рактеристиками, отличающими его от других видов;

– особый род деятельности по производству такого знания;

– особый социальный институт, представленный раз­личными организациями и учреждениями.

Все эти смыслы термина «наука» совершенно правомер­ны и имеют право на существование. Современная эписте­мология рассматривает науку и как знание, и как деятель­ность, и как социальный институт.

Наука как социальный институт представляет собой совокупность организаций и учреждений, в которых особая группа людей – научное сообщество осуществляет свою деятельность – получение объектив­ного знания, попутно решая иные, не познавательные зада­чи: политические, юридические, социальные и т.п.

Наука как деятельность предполагает творческий про­цесс получения знания, она направлена на раскрытие объективных законов природы, общества и человека. Науч­ная деятельность имеет и социальный аспект: выполнение разного рода социальных ролей и функций, напрямую не связанных с производством знания.

Наука как знание обладает целым рядом характеристик. Главной особенностью научного знания является его раци­ональность. В науке новые сведения о реальности форму­лируются и выражаются в виде непротиворечивых принци­пов и законов. Представления о рациональности, конечно, меняются. Однако критерий логической непротиворечивос­ти, составляющий ядро представлений о рациональности, сохраняется неизменно.

Другой особенностью научного знания является его объективность. Наука стре­мится постигать действительность, как можно более полно и точно, по возможности, исключая субъективистские мо­менты. Требование объективности знания в случае гумани­тарных и социальных наук имеет свою специфику, по­скольку предметом наук о духе выступает культурная и человеческая реальность, постижение которой неизбежно содержит субъективные моменты. Однако субъективность и субъективизм – разные свойства, поэтому требование объективности, определенным образом трансформируясь, тем не менее, сохраняется и в науках о духе.

В отличие от обыденного знания, научное знание не ограничи­вается констатацией фактов, а объясняет их, то есть имеет объяснительный характер. Научное знание, в отличие от обыденного, художественного, религиозного или мифоло­гического знания, является знанием доказательным. Это, однако, не отменяет того факта, что в научном знании существуют гипотезы, которые в дальнейшем могут быть опровергнуты как неистинные, пока недоказанные теоремы и т.п. Наука имеет интенцию на обоснование своих положений, что роднит ее с философией.

Наука за «единичным» и «случайным» стремится обнару­жить «общее» и «необходимое». Цель науки – открытие за­кономерностей и общих принципов. Опять же следует ого­вориться, что в случае с гуманитарным и социальным по­знанием претерпевает трансформацию само представление о познаваемых закономерностях. Однако науки о духе так­же изучают «общее» и «типичное» в действительности, проявляющееся через инди­видуальные и уникальные явления. А чаще через деятельность человека.

Особой задачей науки является предсказание неизвест­ных явлений и фактов или определение тенденций разви­тия уже известных. Поэтому, эвристичность научных теорий выступает одним из важнейших критериев, который определяет их место в науке. Особеннос­тью научного знания является его системная организован­ность. Все данные науки упорядочены в теории и концеп­ции, которые в свою очередь согласуются друг с другом. Научное знание существует в разных формах (эмпири­ческое, теоретическое, метатеоретическое) и отграничива­ется от других видов знания по ряду критериев.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.237.51.159 (0.005 с.)