Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Европейская философия Средних веков
Средневековая философия – европейская философия II–XIV веков. Основными этапами средневековой философии являются патристика и схоластика. Патристика – христианское богословие II–VIII веков. Датировка патристики указывает на то, что философские идеи Средневековья появляются ещё на эллинистическом этапе развития античной философии. На протяжении нескольких столетий духовные Античность и Средневековье сосуществовали, причудливо переплетаясь в идеях философов. Для II–V вв. характерны одновременное существование таких философских школ, как неоплатонизм, стоицизм, пифагореизм, борьба христианства и гностицизма, а также возникновение множества сект, в которых предлагались и развивались философско-религиозные идеи, послужившие фундаментом более поздней философии. Представителями средневековой патристики являются Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Аврелий Августин и др. Эти философы и богословы, или, как их иначе называют, Отцы церкви, отстаивали религиозные христианские догматы против язычества и гностицизма, утверждая несовместимость античной мудрости с христианской верой. Основными темами средневековой патристики являются проблема сущности и бытия Бога, происхождения зла в мире, теодицея (богооправдание), свобода воли человека и возможность спасения души, проблема божественной предопределенности истории и человеческой жизни, обоснование нового линейного представления об истории и др. Схоластика IX–XIV веков. Первоначальный смысл слова «схоластика» не имеет негативных оттенков, термин обозначает «школьную философию», мудрость, которой обучают в монастырских школах и университетах. Схоластика развивает проблематику патристики, систематизирует и рационализирует христианское мировоззрение. Схоластика подразделяется на ряд этапов: – ранняя схоластика IX–XI века: Эриугена, Ансельм Кентерберийский; – зрелая схоластика – классическая XII–XIII веков: Фома Аквинский, Альберт Великий, Пьер Абеляр, Иоанн Росцелин и др.; – поздняя схоластика XIII–XIV веков: Иоанн Дуне Скот, Уильям Оккам, Мейстер Экхарт и др. Основными вопросами схоластической философии являются проблемы соотношения веры и разума, единичного и общего. По-прежнему, в качестве важнейшей тематики, сохраняются вопросы о бытии Бога, возможности спасения души и т.п. Центральную проблему зрелой схоластики составляет спор об универсалиях – общих идеях, об отношении единичного к общему и о реал ности существования общего. В зависимости от ответа на этот вопрос в средневековой философии формируются три позиции. Реализм, представители которого утверждали, что общее существует реально, в виде идеальной или реальной «вещи» и не является простым конструктом человеческого ума. Реализм поддерживался церковью, поскольку не конфликтовал с официальным вероучением и служил дополнительным обоснованием бытия Бога. Представителями реализма были Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский.
Противоположная реализму позиция – номинализм. Номиналисты утверждали, что универсалии являются простыми именами вещей, поэтому существуют только в разуме человека, и не обладают самостоятельным существованием в качестве вещи. Номинализм иногда называют средневековой версией материализма, однако подобное представление не должно вводить в заблуждение. Номиналисты не отвечают на вопрос о первичности материи или духа, для них, как и для всех средневековых философов, несомненно, первичной остается духовная реальность. Номинализм получил широкое распространение в поздней схоластике, его представители – Иоанн Росцелин и Уильям Оккам. Концептуализм – философская позиция, примиряющая реализм и номинализм, согласно которой реально существуют отдельные вещи, а общее обретает реальность в сфере ума в виде понятий. Создателем концептуализма является Пьер Абеляр. Основными принципами средневекового философского мышления считаются теоцентризм – Бог есть центральная точка мировоззрения, креационизм – вера в то, что все существующее является актом божественной воли, сотворено Богом из ничего; провиденциализм – вера в божественную предопределенность всего существующего; эсхатологизм – вера в конец света и действенное ожидание его. Важной особенностью средневекового мышления является авторитарность: последним аргументом всегда остается отсылка либо к авторитету Священного Писания, либо к трудам Отцов церкви. Господство христианства диктует подобный образ мысли и определяет превосходство теологии над другими видами знания.
В период зрелой и особенно поздней схоластки одной из главных тем философствования становится проблема соотношения веры и разума. Этот вопрос обсуждался еще в философии Августина, однако теперь он получает иную интерпретацию. Поздняя схоластика говорит об относительной самостоятельности разума. На этой основе возникает теория двойственной истины, утверждающая независимое существование истин откровения и истин разума. Концепция двойственной истины открывает новый этап в развитии философии – этап освобождения философии от религии.
Философия эпохи Возрождения В эпоху Возрождения – XV–XVI веков европейское человечество пережило настоящий революционный переворот, сутью которого стало освобождение культуры от религиозного диктата. В это время появляется светское искусство, светская философия, политика, очищенная от религиозных предписаний. Противопоставив себя средневековому способу жизни, обесценив его, европейское человечество попыталось сначала осознать, а затем и сформировать себя по-новому. Образец Возрождение нашло в Античности и во всем стремилось ему подражать. Характерной чертой философии Возрождения является антропоцентризм. Человек становится главным предметом философии, которая постепенно вырабатывает новый идеал личности. Веяния Ренессанса поначалу появляются в искусстве, а затем распространяются на этическую философию и другие разделы философского знания. Гуманисты эпохи Возрождения вслед за античными мыслителями утверждают единство человека и космоса. Однако теперь вместо подчинения логосу провозглашается безграничная свобода личности, которая не столько приспосабливается к миру, сколько преобразует его. Философы Возрождения считают, что человек может познать законы природы и на основе этого знания управлять ею. Гуманизм Ренессанса связан с представлением о безграничных возможностях человека, которые обеспечиваются еще и тем, что человек выступает хозяином своей судьбы. В философии Возрождения впервые появляются пантеистические идеи, отождествляющие природу и Бога. Следствием пантеизма являются гилозоизм – идея всеобщей оживленности природы и панпсихизм – идея всеобщей одушевленности природы. Для мышления этой эпохи характерен пристальный интерес не только к естественнонаучным изысканиям, но и к магии, алхимии, астрологии. Философия Ренессанса связана с мистикой. В противовес креационизму Средневековья Возрождение предлагает принцип деизма, согласно которому Бог творит мир, но затем в дела мира не вмешивается. Средневековая идея провиденциализма заменяется принципом детерминизма. Большинство философских концепций Возрождения носит натурфилософский характер. Ренессансная натурфилософия служит своеобразным способом преодоления средневековых схоластических идей. Основными представителями философии эпохи Возрождения являются Николай Кузанский, Джироламо Савонарола, Николай Коперник, Эразм Ротердамский, Никколо Макиавелли, Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Мишель Монтень и др. Философия Возрождения подготовила возникновение основных идей Нового времени.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.221.67 (0.028 с.) |