ТОП 10:

Европейская философия Средних веков



Средневековая философия – европейская философия II–XIV веков. Основными этапами средневековой философии являются патристика и схоластика.

Патристика – христианское богословие II–VIII веков.

Датировка патристики указывает на то, что философские идеи Средневековья появляются ещё на эллинистическом этапе развития античной философии. На протяжении не­скольких столетий духовные Античность и Средневековье сосуществовали, причудливо переплетаясь в идеях филосо­фов. Для II–V вв. характерны одновременное существова­ние таких философских школ, как неоплатонизм, стоицизм, пифагореизм, борьба христианства и гностицизма, а также возникновение множества сект, в которых предлагались и развивались философско-религиозные идеи, послужившие фундаментом более поздней философии.

Представителями средневековой патристики являются Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Аврелий Августин и др. Эти философы и богословы, или, как их иначе называют, Отцы церкви, отстаивали религиозные христианские догматы против язычества и гностицизма, утверждая несовместимость античной мудрости с христи­анской верой. Основными темами средневековой патристи­ки являются проблема сущности и бытия Бога, происхож­дения зла в мире, теодицея (богооправдание), свобода воли человека и возможность спасения души, проблема боже­ственной предопределенности истории и человеческой жизни, обоснование нового линейного представления об истории и др.

Схоластика IX–XIV веков. Первоначальный смысл сло­ва «схоластика» не имеет негативных оттенков, термин обозначает «школьную философию», мудрость, которой обучают в монастырских школах и университетах. Схолас­тика развивает проблематику патристики, систематизирует и рационализирует христианское мировоззрение.

Схоластика подразделяется на ряд этапов:

– ранняя схоластика IX–XI века: Эриугена, Ансельм Кентерберийский;

– зрелая схоластика – классическая XII–XIII веков: Фома Аквинский, Альберт Великий, Пьер Абеляр, Иоанн Росцелин и др.;

– поздняя схоластика XIII–XIV веков: Иоанн Дуне Скот, Уильям Оккам, Мейстер Экхарт и др.

Основными вопросами схоластической философии яв­ляются проблемы соотношения веры и разума, единичного и общего. По-прежнему, в качестве важнейшей тематики, сохра­няются вопросы о бытии Бога, возможности спасения души и т.п. Центральную проблему зрелой схоластики со­ставляет спор об универсалиях – общих идеях, об отно­шении единичного к общему и о реал ности существова­ния общего. В зависимости от ответа на этот вопрос в средневековой философии формируются три позиции. Реа­лизм, представители которого утверждали, что общее су­ществует реально, в виде идеальной или реальной «вещи» и не является простым конструктом человеческого ума. Ре­ализм поддерживался церковью, поскольку не конфликтовал с официальным вероучением и служил дополнительным обоснованием бытия Бога. Представителями реализма были Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский.

Противоположная реализму позиция – номинализм. Номиналисты утверждали, что универсалии являются про­стыми именами вещей, поэтому существуют только в разуме человека, и не обладают самостоятельным существованием в качестве вещи. Номинализм иногда называют средневеко­вой версией материализма, однако подобное представление не должно вводить в заблуждение. Номиналисты не отвеча­ют на вопрос о первичности материи или духа, для них, как и для всех средневековых философов, несомненно, пер­вичной остается духовная реальность. Номинализм полу­чил широкое распространение в поздней схоластике, его представители – Иоанн Росцелин и Уильям Оккам.

Концептуализм – философская позиция, примиряющая реализм и номинализм, согласно которой реально существуют отдельные вещи, а общее обретает реальность в сфере ума в виде понятий. Создателем концептуализма яв­ляется Пьер Абеляр.

Основными принципами средневекового философского мышления считаются теоцентризм – Бог есть центральная точка мировоззрения, креационизм – вера в то, что все су­ществующее является актом божественной воли, сотворено Богом из ничего; провиденциализм – вера в божествен­ную предопределенность всего существующего; эсхатологизм – вера в конец света и действенное ожидание его. Важной особенностью средневекового мышления является авторитарность: последним аргументом всегда остается от­сылка либо к авторитету Священного Писания, либо к тру­дам Отцов церкви. Господство христианства диктует по­добный образ мысли и определяет превосходство теологии над другими видами знания.

В период зрелой и особенно поздней схоластки одной из главных тем философствования становится проблема соотношения веры и разума. Этот вопрос обсуждался еще в философии Августина, однако теперь он получает иную интерпретацию. Поздняя схоластика говорит об относи­тельной самостоятельности разума. На этой основе возни­кает теория двойственной истины, утверждающая незави­симое существование истин откровения и истин разума. Концепция двойственной истины открывает новый этап в развитии философии – этап освобождения философии от религии.

 

Философия эпохи Возрождения

В эпоху Возрождения – XV–XVI веков европейское чело­вечество пережило настоящий революционный переворот, сутью которого стало освобождение культуры от религиоз­ного диктата. В это время появляется светское искусство, светская философия, политика, очищенная от религиозных предписаний. Противопоставив себя средневековому спо­собу жизни, обесценив его, европейское человечество по­пыталось сначала осознать, а затем и сформировать себя по-новому. Образец Возрождение нашло в Античности и во всем стремилось ему подражать.

Характерной чертой философии Возрождения является антропоцентризм. Человек становится главным предметом философии, которая постепенно вырабатывает новый иде­ал личности. Веяния Ренессанса поначалу появляются в искусстве, а затем распространяются на этическую философию и другие разделы философского знания. Гуманисты эпохи Возрождения вслед за античны­ми мыслителями утверждают единство человека и космоса. Однако теперь вместо подчинения логосу провозглашается безграничная свобода личности, которая не столько при­спосабливается к миру, сколько преобразует его. Филосо­фы Возрождения считают, что человек может познать зако­ны природы и на основе этого знания управлять ею. Гуманизм Ренессанса связан с представлением о безгра­ничных возможностях человека, которые обес­печиваются еще и тем, что человек выступает хозяином своей судьбы.

В философии Возрождения впервые появляются панте­истические идеи, отождествляющие природу и Бога. След­ствием пантеизма являются гилозоизм – идея всеобщей оживленности природы и панпсихизм – идея всеобщей одушевленности природы. Для мышления этой эпохи ха­рактерен пристальный интерес не только к естественнона­учным изысканиям, но и к магии, алхимии, астрологии. Философия Ренессанса связана с мистикой. В противовес креационизму Средневековья Возрождение предлагает принцип деизма, согласно которому Бог творит мир, но за­тем в дела мира не вмешивается. Средневековая идея про­виденциализма заменяется принципом детерминизма. Большинство философских концепций Возрождения носит натурфилософский характер. Ренессансная натурфилосо­фия служит своеобразным способом преодоления средне­вековых схоластических идей.

Основными представителями философии эпохи Воз­рождения являются Николай Кузанский, Джироламо Саво­нарола, Николай Коперник, Эразм Ротердамский, Никколо Макиавелли, Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Мишель Монтень и др. Филосо­фия Возрождения подготовила возникновение основных идей Нового времени.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.217.40 (0.004 с.)