Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущего через универсальные категории бытияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Мировоззрениеэто – всегда интегральное образование общественного и индивидуального сознания, включающее целые системы теоретических взглядов на мир в целом, место в нём человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. – Всегда результат предельной интенсификации (напряжения) социальности. Потому Мамардашвили определил её как науку о том, каким образом человек случается, иногда называя её наукой об обстоятельствах, которые пытаются стать человечеством. В мировоззрении обычно выделяют два уровня: жизненно-практический и рационально-теоретический. Если жизненно-практический уровень формируется стихийно под влиянием навыков, традиций, обычаев, индивидуального опыта человека, ценностей, норм морали права и искусства, то рационально-теоретическое мировоззрение создаётся сознательно, как результат профессиональной деятельности философа и личности, изучающей философию. Сюда обычно относят: цели, убеждения, верования, идеалы как ориентиры философского знания. В отличие от внерациональных исторических форм мировоззрения: мифологии и религии, философия вынесла на передний план человеческой мысли именно интеллектуальные аспекты мировоззрения, опережающие время, как бы оберегая человека в истории. Поэтому взгляд философии на человека всегда шире, чем точка зрения здравого смысла. Именно этот тип знания, которое поднялось над повседневным опытом и обыденным сознанием, Пифагор назвал словом «философия», мудрость в чистом виде, по Мамардашвили – «шифр», матрица социальности, благодаря которой мир воспроизводится, выразив тем самым её назначение. Что касается содержания мировоззрения, то в поиске сущности человеческого бытия философия не сразу поднимается до целостной смысловой картины мира. В учебниках нового поколения вы найдёте выделение трёх стадий (уровней) мировоззрения:мироощущения, мировосприятия, и миропонимания. Как всякое отношение, философское мировоззрение сначала, на уровне мироощущения, подчинено чувствам и по мере наполнения его проходит определённые стадии. Как эмоционально-психический опыт человека, он появляется на уровне особенностей органов чувств – зрения, слуха, обоняния, осязания. И уже возрастные особенности миросозерцания – разные. Потому есть возрастная педагогика, психология, литература.
Пример возрастного подхода. – В телесериале «Тайны следствия» сын спрашивает у Анны Ковальчук, как нарисовать побег? – В ответ она как юрист начинает возмущаться, что это такое задали ребёнку в школе? Ребёнок же, подумав, воспроизводит на рисунке весенний побег с почками и листочками. Ещё пример: вся книга В.Вингера и Р.Поу «Неужели я гений» написана в этом ключе, отражающем миросозерцание (форма мироощущения) авторов на разных возрастных уровнях, а в результате – 50 способов как стать гением? – для всех желающих. Ещё большую разницу особенностей миросозерцания можно наблюдать в отношении к любви – особое культурное пространство человеческого существования, представление о котором у всех разное: например, у Евтушенко читаем: «Когда взошло твоё лицо над жизнью скомканной моею, Вначале понял я лишь то, как скудно всё, что я имею, И рощи, реки и моря Оно особо осветило, И в краски мира посвятило непосвящённого меня! Я так боюсь, я так боюсь конца нежданного восхода, Конца открытий, слёз, восторга, но с этим страхом я борюсь. Я страхом этим взят в кольцо. Мгновенья эти – знаю – кратки, И для меня исчезнут краски, когда зайдёт твоё лицо….» А вот другое мироощущение любви: «Выхода нет, есть неизбежность, наша любовь – это наша беда, Не находящая выхода нежность на вымиранье обречена». Все наши песни, ну, разумеется, не «я твой тазик, ты моя банька» – из репертуара Ф. Киркорова, а хорошие, тоже несут философский целостный смысл первичного мироощущения, особенно русские народные, например. «Возьмите же все почести, всё золото наград, Мне Родину, мне милую, мне милой дайте взгляд». Мировосприятия – тоже чувственное, в основном, созерцание мира. Но уже не просто на уровне ощущений, а уже на уровне восприятий, представлений, предпочтений, верований. – Значение этой ступени состоит в том, что она является условием миропонимания, которое оперирует уже не ощущениями и чувствами, а категориями выбора определённости, конкретизации и целостности. У Лермонтова, например, встречаем историческое восприятие: «Дальше – вечно чуждый тени моет жёлтый Нил
раскалённые ступени царственных могил». Или вот ещё, у Е. Евтушенко любовь в стадии мировосприятия: «Я люблю тебя больше природы, ибо ты как природа сама. Я люблю тебя больше свободы – без тебя и свобода – тюрьма. Я люблю тебя неосторожно, словно пропасть, а не колею. Я люблю тебя больше, чем можно – больше, чем невозможно люблю. Я люблю тебя больше Шекспира, больше всей на земле красоты,- Даже больше всей музыки мира, ибо книга и музыка – ты. Я люблю тебя больше, чем славу, даже в будущие времена, Чем заржавленную державу, ибо Родина – ты, не она. Ты несчастна? Ты просишь участья? Бога просьбами ты не гневи. Я люблю тебя больше счастья, я люблю тебя больше любви». Уровень миропонимания, предполагает уже интеллектуальный опыт отношения к миру, концепцию практических действий, и совокупность ценностных установок человека, его убеждений, готовность к определённому типу действий, способам достижения целей. У Пастернака читаем: «Я – человек, я – посредине мира, за мною мириады инфузорий, передо мною мириады звёзд, я между ними лёг во весь свой рост, - два берега связующее море, два космоса соединивший мост». И ещё, у Ю.Визбора о человеке: «Он источник веселья и скорби рудник, Он хранилище скверны и чистый родник. Человек, словно в зеркале мир, – многолик, Он ничтожен, и так же безмерно велик». Ну и ещё, пример философского миропонимания, у Е. Евтушенко: Потеряла Россия, в России Россию. Она ищет себя, как иголку в стогу, Как слепая старуха, бессмысленно руки раскинув, С причитаньями ищет бурёнку свою на лугу. Мы сжигали иконы свои. Мы не верили собственным книгам. Мы умели сражаться лишь с пришлой бедой. Неужели не выжили мы лишь под собственным игом, Сами, став для себя, хуже, чем чужеземной ордой? Неужели нам жить суждено то в маниловском, молью побитом халате, То в тулупчике заячьем – драном, сплеча Пугача? Неужели припадочность – это и есть наш характер, То припадки гордыни, то самооплёва – и всё сгоряча? Медный бунт, соляной и картофельный – это как сон безопасный. Бунт сплошной – вот что Кремль сотрясает сегодня, как будто прибой Неужели единственный русский наш выбор злосчастный – Это или опричнина или разбой? Самозванство сплошное, сплошные вокруг атаманы. Мы запутались, чьи имена и знамёна несём, И такие туманы в «башках» растуманы, что не правы все сразу, И все виноваты во всём. Мы в туманах таких по колено в крови набродились. Хватит, Боже, наказывать нас, ты нас лучше прости, пожалей. Неужели мы вымерли? Или ещё не родились? Мы рождаемся снова, а снова рождаться – ещё тяжелей. Итак, вопрос об отношении к миру является основной проблемой любого мировоззрения. Именно эта проблема «человек – мир» становится стержнем любой философии, обнаруживается в любой философской проблеме. И вокруг этого стержня формируется развёрнутая система всех вопросов культуры человеческого существования. Философию не интересует природа сама по себе, или культура, очищенная от человека, философию интересует отношение человека и мира, человека и человека, человек и его культурное воплощение. Кроме уровней мировоззрения, философия различает три исторических типа (этапа, формы) мировоззрения (познания мира), на базе которых она возникает: Мифологию, религию, искусство. Все эти формы духовного освоения мира были построены на принципе антропоморфизма. Суть антропоморфизма в том, что он объясняет мир по образу человека, персонифицируя силы природы и систему отношений между ними, превратив мир природы в персоны, наполнив природу человеческими отношениями, чувствами. Высшее достижение антропоморфизма – мировые религии и Бог, как персона, воплощающая человеческие черты и мечты – абсолютный идеал человечности.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.145.97 (0.011 с.) |