ТОП 10:

Сущего через универсальные категории бытия



Мировоззрениеэто – всегда интегральное образование общественного и индивидуального сознания, включающее целые системы теоретических взглядов на мир в целом, место в нём человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. – Всегда результат предельной интенсификации (напряжения) социальности. Потому Мамардашвили определил её как науку о том, каким образом человек случается, иногда называя её наукой об обстоятельствах, которые пытаются стать человечеством.

В мировоззрении обычно выделяют два уровня: жизненно-практический и рационально-теоретический. Если жизненно-практический уровень формируется стихийно под влиянием навыков, традиций, обычаев, индивидуального опыта человека, ценностей, норм морали права и искусства, то рационально-теоретическое мировоззрение создаётся сознательно, как результат профессиональной деятельности философа и личности, изучающей философию. Сюда обычно относят: цели, убеждения, верования, идеалы как ориентиры философского знания. В отличие от внерациональных исторических форм мировоззрения: мифологии и религии, философия вынесла на передний план человеческой мысли именно интеллектуальные аспекты мировоззрения, опережающие время, как бы оберегая человека в истории. Поэтому взгляд философии на человека всегда шире, чем точка зрения здравого смысла. Именно этот тип знания, которое поднялось над повседневным опытом и обыденным сознанием, Пифагор назвал словом «философия», мудрость в чистом виде, по Мамардашвили – «шифр», матрица социальности, благодаря которой мир воспроизводится, выразив тем самым её назначение.

Что касается содержания мировоззрения, то в поиске сущности человеческого бытия философия не сразу поднимается до целостной смысловой картины мира. В учебниках нового поколения вы найдёте выделение трёх стадий (уровней) мировоззрения:мироощущения, мировосприятия, и миропонимания.

Как всякое отношение, философское мировоззрение сначала, на уровне мироощущения, подчинено чувствам и по мере наполнения его проходит определённые стадии. Как эмоционально-психический опыт человека, он появляется на уровне особенностей органов чувств – зрения, слуха, обоняния, осязания. И уже возрастные особенности миросозерцания – разные. Потому есть возрастная педагогика, психология, литература.

Пример возрастного подхода. – В телесериале «Тайны следствия» сын спрашивает у Анны Ковальчук, как нарисовать побег? – В ответ она как юрист начинает возмущаться, что это такое задали ребёнку в школе? Ребёнок же, подумав, воспроизводит на рисунке весенний побег с почками и листочками.

Ещё пример: вся книга В.Вингера и Р.Поу «Неужели я гений» написана в этом ключе, отражающем миросозерцание (форма мироощущения) авторов на разных возрастных уровнях, а в результате – 50 способов как стать гением? – для всех желающих. Ещё большую разницу особенностей миросозерцания можно наблюдать в отношении к любви – особое культурное пространство человеческого существования, представление о котором у всех разное: например, у Евтушенко читаем:

« Когда взошло твоё лицо над жизнью скомканной моею,

Вначале понял я лишь то, как скудно всё, что я имею,

И рощи, реки и моря Оно особо осветило,

И в краски мира посвятило непосвящённого меня!

Я так боюсь, я так боюсь конца нежданного восхода,

Конца открытий, слёз, восторга, но с этим страхом я борюсь.

Я страхом этим взят в кольцо. Мгновенья эти – знаю – кратки,

И для меня исчезнут краски, когда зайдёт твоё лицо…. »

А вот другое мироощущение любви:

«Выхода нет, есть неизбежность,наша любовь – это наша беда,

Не находящая выхода нежность на вымиранье обречена».

Все наши песни, ну, разумеется, не « я твой тазик, ты моя банька» – из репертуара Ф. Киркорова, а хорошие, тоже несут философский целостный смысл первичного мироощущения, особенно русские народные, например.

«Возьмите же все почести, всё золото наград,

Мне Родину, мне милую, мне милой дайте взгляд».

Мировосприятия – тоже чувственное, в основном, созерцание мира. Но уже не просто на уровне ощущений, а уже на уровне восприятий, представлений, предпочтений, верований. – Значение этой ступени состоит в том, что она является условием миропонимания, которое оперирует уже не ощущениями и чувствами, а категориями выбора определённости, конкретизации и целостности.

У Лермонтова, например, встречаем историческое восприятие:

«Дальше – вечно чуждый тени моет жёлтый Нил

раскалённые ступени царственных могил».

Или вот ещё, у Е. Евтушенко любовь в стадии мировосприятия:

« Я люблю тебя больше природы, ибо ты как природа сама.

Я люблю тебя больше свободы – без тебя и свобода – тюрьма.

Я люблю тебя неосторожно, словно пропасть, а не колею.

Я люблю тебя больше, чем можно – больше, чем невозможно люблю.

Я люблю тебя больше Шекспира, больше всей на земле красоты,-

Даже больше всей музыки мира, ибо книга и музыка – ты.

Я люблю тебя больше, чем славу, даже в будущие времена,

Чем заржавленную державу, ибо Родина – ты, не она.

Ты несчастна? Ты просишь участья? Бога просьбами ты не гневи.

Я люблю тебя больше счастья, я люблю тебя больше любви».

Уровень миропонимания, предполагает уже интеллектуальный опыт отношения к миру, концепцию практических действий, и совокупность ценностных установок человека, его убеждений, готовность к определённому типу действий, способам достижения целей.

У Пастернака читаем:

«Я – человек, я – посредине мира, за мною мириады инфузорий, передо мною мириады звёзд, я между ними лёг во весь свой рост, - два берега связующее море, два космоса соединивший мост».

И ещё, у Ю.Визбора о человеке:

«Он источник веселья и скорби рудник,

Он хранилище скверны и чистый родник.

Человек, словно в зеркале мир, – многолик,

Он ничтожен, и так же безмерно велик».

Ну и ещё, пример философского миропонимания, у Е. Евтушенко:

Потеряла Россия, в России Россию. Она ищет себя, как иголку в стогу,

Как слепая старуха, бессмысленно руки раскинув,

С причитаньями ищет бурёнку свою на лугу.

Мы сжигали иконы свои. Мы не верили собственным книгам.

Мы умели сражаться лишь с пришлой бедой.

Неужели не выжили мы лишь под собственным игом,

Сами, став для себя, хуже, чем чужеземной ордой?

Неужели нам жить суждено то в маниловском, молью побитом халате,

То в тулупчике заячьем – драном, сплеча Пугача?

Неужели припадочность – это и есть наш характер,

То припадки гордыни, то самооплёва – и всё сгоряча?

Медный бунт, соляной и картофельный – это как сон безопасный.

Бунт сплошной – вот что Кремль сотрясает сегодня, как будто прибой

Неужели единственный русский наш выбор злосчастный –

Это или опричнина или разбой?

Самозванство сплошное, сплошные вокруг атаманы.

Мы запутались, чьи имена и знамёна несём,

И такие туманы в «башках» растуманы, что не правы все сразу,

И все виноваты во всём.

Мы в туманах таких по колено в крови набродились.

Хватит, Боже, наказывать нас, ты нас лучше прости, пожалей.

Неужели мы вымерли? Или ещё не родились?

Мы рождаемся снова, а снова рождаться – ещё тяжелей.

Итак, вопрос об отношении к миру является основной проблемой любого мировоззрения. Именно эта проблема «человек – мир» становится стержнем любой философии, обнаруживается в любой философской проблеме. И вокруг этого стержня формируется развёрнутая система всех вопросов культуры человеческого существования. Философию не интересует природа сама по себе, или культура, очищенная от человека, философию интересует отношение человека и мира, человека и человека, человек и его культурное воплощение.

Кроме уровней мировоззрения, философия различает три исторических типа (этапа, формы) мировоззрения (познания мира), на базе которых она возникает: Мифологию, религию, искусство.

Все эти формы духовного освоения мира были построены на принципе антропоморфизма. Суть антропоморфизма в том, что он объясняет мир по образу человека, персонифицируя силы природы и систему отношений между ними, превратив мир природы в персоны, наполнив природу человеческими отношениями, чувствами. Высшее достижение антропоморфизма – мировые религии и Бог, как персона, воплощающая человеческие черты и мечты – абсолютный идеал человечности.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.184.124 (0.006 с.)