ТОП 10:

Сознание – бытие» в наследии М.Мамардашвили



Сознание и бытие, свобода и человек! Божественные термины! В смысле техничности, профессиональности, абстрактности, ничем не хуже квантовой физики или теории относительности. Философия – это искусство экономного теоретического разговора об универсальном решении проблем человеческого бытия. В этом плане термин «сознание» означает, что подразумевается и второй элемент пары – «бытие». Понятия, как и люди, ходят парами, иногда как пчёлы – до 1000 особей в семье. Например: причина – следствие, сущность и явление, свобода и необходимость, возможность и действительность. Культура к этому привыкла и без проблем накладывает на встречающиеся факты готовые мысленные ходы. Бытиё – первично, сознание – вторично. – Такой вот философский «детский сад». На самом деле такой проблемы в философии нет, и никогда не существовало. Для чего были изобретены эти понятия – сознание и бытие?

Когда Декарт говорит о необходимости рождения мысли, о врождённых идеях, он хочет подчеркнуть, что с мыслями человек не рождается и что есть нечто, что должно родиться, т.е. я как человек. Так рождается знаменитый онтологический критерий человечности: « Я человек, когда я мыслю, я мыслю, следовательно, существую». И далее он начинает говорить о необходимости самосозидания человека, но терминов ещё нет, и он вынужден их изобретать, оформляя другое бытие, человеческое, которое должно осуществиться, в отличие, от природного бытия. У Декарта Бытие – это то, что «есть», если произошло это второе рождение, которое зависит только от тебя, поступков. Т.е. Бытие – это то, что определяется вторым рождением, которое предполагает концентрацию сил вокруг мысли. Здесь центр тяжести, воплощённая мысль, актуальное существование, через которое продолжается сама человечность. Она и есть «Полнота Бытия» – актуальное существование чего-то целиком, ситуация, когда способ, найденный философом, сбывается, как осуществлением человечности. И это то, что есть. Это и означает, что сознание – свойство материи, предполагающее не только саму материю, но и её организацию.

Другая связка божественных терминов: свобода и необходимость, которая также поясняет связку бытие и сознание. Все великие философы делали один математически точный ход философии, когда в фундамент своих обоснований укладывали «свободу», но не как свободу выбора – поверхностный смысл, а как – нечто, что содержит в себе необходимость, – вот как введена категория у Канта. У Достоевского тоже речь о свободе выбора своего назначения. Нечто, что является необходимостью самой себя и есть свобода. То есть необходимость внутри, например, совесть – трансцедентальная категория, особое культурное поле, условие всех нравственных явлений, форма, как идеи Платона или «Когито» Декарта. Философия полна таких интеллектуальных терминов – категорий, которые выступают как условие понятности, светотень. Из них нарисованы все философские картины, – ёмкий теоретический язык, в котором свобода означает, что человек не производится природой, и не есть следствие какой-либо причинной цепи. Человек может быть свободен. Но только в плане самосозидания. Ибо человеческое – это законы логики, мышления, нравственности, права, социума. Их проявление их не может быть иным как в полноте воли = полноте бытия. Такая же пара познание (мысль – закон) и поступки, эмоции и воля. Добро и зло у Толстого.

И знание – это не просто ощущения, произвольные мысли. За них ведь кто-то должен отвечать. Вот за них и отвечает сознание, «Я мыслю», которое и организует саму возможность познания. Ибо кто-то ведь должен их нести, должен думать эти мысли, и это значит, что думающего тоже нужно организовать, чтобы в его голове были мысли, знание – сознание. Это и понимается в философской традиции как «чистое сознание», «пустое» – у Канта, «пустая форма» у Платона. И вся немецкая философия об этом – Как задать порядок мира сверху.

Человек русское слово, состоящее из двух: чело и век. Как номиналия, – не ходит, не думает. Ходят и думают отдельные люди, бывающие в этом мире, проявляющиеся через личностную организацию познавательных сил – колесо вокруг спицы – идеи человека и его культуры. И в этом смысле сознание есть индивидуальное явление, которое каждый должен проделать сам. Ведь, чтобы стать нравственным, нужно соотнестись с пустой совестью и наполнить её конкретным содержанием.

Философия всегда имеет дело с вещами, соотнесение с которыми влияет на характер бытия, является стержнем, вокруг которого кристаллизуется тот или иной способ бытия – нравственный, образовательный, познавательный. Теоретические понятия: чистое сознание, совесть, душа, ответственность, достоинство, любовь выступают как условия бытия. Они не наблюдаемы. Но именно потому, что они есть, становится возможным моё определённое бытие. То, что человек думает о душе – мы не наблюдаем, но последствия – вполне наблюдаемы. У нас есть наблюдаемые «мерзавцы» и наблюдаемые честные люди. Именно в этом смысле философия и есть – мудрость жизни – орудие личностного спасения, а история философии – школа такого опыта. Не случайно люди сохранили это тексты и в каждом что-то есть. Сито истории работает странным образом, – парадокс человеческого бытия. В каждый момент господствуют как будто «мерзавцы», а остаются в истории…. Декарт, например, сохранился, Сократ – тоже.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.131.208 (0.004 с.)