ТОП 10:

Политическая и правовая сферы общества



 

Слово «политика» происходит от греческого «politike» – искусство управления. Политическое управление появляет­ся в сложно дифференцированном обществе одновременно с государством. Политическая сфера – это организации и учреждения, отношения и идеи, которые концентрируются вокруг вопроса о власти. Главный политический вопрос – вопрос о завоевании и удержании власти. В политике дей­ствуют массовые субъекты – государство, партии, обще­ственные организации, а не отдельные личности. Кроме того, политическая власть институциональна, т.е. организа­ционно выражена в определенных учреждениях, регламен­тированных нормами права, имеющих определенные обя­занности и т.д.

Центр политической системы – государство. Основ­ной признак государства – наличие публичной власти, особой системы органов и учреждений, осуществляющих властные функции. Политическая власть определяется как организованная воля одних людей, направленная на дру­гих, независимо от их отношения некоторых людей к власти. Носитель воли называется субъектом властных отношений, тот, на кого направлена власть – объектом. В политиче­ской системе объект властных отношений не является пол­ностью пассивным, кроме того, субъект и объект властных отношений в разных ситуациях могут меняться местами. Фундамент политической власти – насилие, обеспечива­ющее подчинение одних людей воле других.

Государство выполняет внутренние и внешние функции. Внутренние функции – защита общественной безопаснос­ти, поддержание законности и порядка, координация уси­лий разных субъектов политической и социальной сфер. Внешняя функция государства реализуется в отношениях с другими суверенными государствами.

Различают две основные формы государственного уст­ройства: монархическую и республиканскую. Эти формы выделяются в зависимости от того, осуществляется госу­дарственная власть одним лицом (монархия) или группой лиц – выборным органом (республика).

Помимо форм государственного устройства или форм правления выделяют различные типы политических режимов, или методов осуществления государственного руко­водства. Основными типами политических режимов явля­ются демократия, авторитаризм и тоталитаризм.

Термин «демократия» происходит от греческих слов «demos» – народ и «kratos» – власть, буквальный смысл – власть народа. Английский политик

У. Черчилль говорил, что демократия – самый отвратительный вид государ­ственного правления, но до сих пор человечество не при­думало ничего лучше.

Основной принцип демократического устройства – подчинение меньшинства большинству. Однако, в демо­кратическом обществе он дополняется другим: право боль­шинства должно сочетаться с гарантиями прав личности. Любая личность, независимо от того, относится она к большинству или к меньшинству, имеет возможность для выражения и отстаивания своей позиции. Права меньшин­ства не отменяются волей большинства, защищены зако­ном и правовыми институтами.

Другой принцип демократии – принцип плюрализма. Источник плюрализма – наличие в обществе различных позиций, выражающих мнение отдельных социальных или политических групп. Поскольку любое меньшинство имеет право на выражение и отстаивание своих интересов, плю­рализм является нормой существования демократического государства. Свободу слова, являющуюся одним из призна­ков демократического государства, следует считать след­ствием плюрализма.

Политический плюрализм предполагает многопартий­ность. В развитом демократическом обществе соперниче­ство партий за власть осуществляется без разрушения суще­ствующей социально-политической системы. Соперничество за власть осуществляется здесь в соответствии с заданными правилами политической игры. Конфликты меж­ду различными политическими субъектами не носят катас­трофического для всего общества характера. Правилами политической игры предполагается борьба за голоса граж­дан, которые предпочитают ту или иную партию в качестве правящей. Теми же правилами предполагается смена раз­личных партий у власти, что препятствует срастанию ка­кой-то одной партии с государством. Следствием полити­ческого плюрализма является деидеологизация частной жизни граждан. В демократическом государстве не суще­ствует единой государственной идеологии, претендующей на статус единственно верной.

Развитые демократические государства постепенно эво­люционируют в сторону правовых государств. Ни одно государство не может обойтись без права, но это не означает, что государ­ство, даже если оно демократическое, является правовым. Основной характеристикой правового государства является главенство закона над властью. Нормы права обязательны для всех субъектов политико-правовой или социальной сис­тем, в том числе и для государства. Правовое государство, таким образом, предполагает наличие своеобразного дого­вора между всеми субъектами социально-политической си­стемы о подчинении нормам права и верховенстве закона.

Основой правового государства является гражданское общество. Гражданское общество определяется Г. Гегелем как объединение самостоятельных субъектов общности на основе их потребности, особенных и общих интересов для обеспечения безопасности и собственности. Согласно Марксу, исчезновение классовых антагонизмов приведет к исчезновению насилия и государства, а, следовательно, и гражданского общества. Однако, исторический опыт пока­зал, что идея К. Маркса об исчезновении государства в обозримом будущем является утопией, в современных по­литических системах роль гражданского общества только возрастает. Гражданское общество возникает в эпоху ста­новления капиталистических отношений как промежуточ­ное звено между государством и гражданами и выполняет функцию посредника между ними. Основой гражданского общества выступает средний класс. Современная со­циальная наука и философия настаивают на необходимости самостоятельности гражданского общества по отношению к государству. Для выстраивания политической системы постсоветской России проблема построения гражданского общества является одной из наиболее актуальных проблем.

Авторитаризм происходит от латинского слова власть, влияние. Авторитаризм определяется как ре­жим личной власти. При авторитарном политическом ре­жиме граждане являются только объектом властного влия­ния и ни прямо, ни косвенно не участвует в принятии решений. При этом в политической системе могут сохра­няться представительные, выборные органы власти, однако их роль сведена к минимуму. Некоторые типы авторитар­ных режимов поддерживают видимость политической оппо­зиции, однако эта оппозиция, как правило, карманная и вы­полняет функцию обслуживания существующего режима.

В авторитарных государствах существует единая идео­логия, признанная официальной, а любая критика действу­ющей власти или официальной идеологии расценивается как подрыв существующего общественного строя. В авто­ритарных системах нарушаются основные принципы де­мократического правления: принцип подчинения меньшин­ства большинству, защиты гражданских прав меньшинства и плюрализма мнений. Тем не менее, авторитарный режим не устанавливает тотального контроля государства за частной жизнью граждан, и допускает проявление частной инициативы в экономической сфере. В авторитарных государствах граж­данское общество либо отсутствует, либо его роль сведена к минимуму, поэтому никакого диалога между властью и гражданами не происходит.

Тоталитаризм происходит от латинского слова «totalitas» – цельность, полнота. Термин «тоталитаризм» был введен Б. Муссолини для характеристики созданного им в Италии политического режима. В 20-е годы XX века феномен тоталитаризма начал осмысляться сначала в художествен­ной литературе: Е. Замятин – «Мы», О. Хаксли – «О дивный но­вый мир», Д. Оруэлл – «1984», а чуть позже – в полити­ческой науке – X. Ортега-и-Гассет, X. Арендт Ф. Хайек.

Основным признаком тоталитаризма является растворе­ние индивидуальности в тотальных политических институ­тах, отсутствие границ вмешательства государства в част­ную жизнь граждан. При тоталитарном режиме государство главенствует над правом, верховным правом является воля самого государства. Для тоталитаризма характерной становится – идеологизация общественного сознания. В качестве единственно верной принята политическая идеология, представляющая собой род религии. Все властные функции выполняет одна партия, срастающаяся с государством. Партия выступает носителем и выразителем государственной идеологии.

В тоталитарных государствах власть создает мощный аппарат подавления инакомыслия, используя для этого тер­рор. Политическая и любая другая оппозиция уничтожает­ся, гражданское общество ликвидируется через огосудар­ствление общественных организаций и подавление частной инициативы граждан. Правящая партия и стоящий во главе ее вождь являются объектами религиозного почитания, ко­торое подкрепляется постулатами, образами и символами тоталитарной идеологии. В экономической сфере для тота­литарных государств характерны командные методы уп­равления, которые приходят на смену частной инициативе. Во внешнеполитическом плане тоталитарный режим харак­теризуется агрессивностью, сопровождающейся непомерны­ми геополитическими притязаниями. Внешнеполитическая агрессивность дополнительно провоцирует милитаризацию внутригосударственной жизни. Английский экономист Ф. Хайек связывает генезис то­талитаризма с развитием во второй половине XIX века анти­либеральных социалистических движений, отрицавших ценность личности и рассматривавших ее как инструмент достижения коллективных внеличностных целей.

Таким образом, политическая сфера общества не исчерпывается государ­ством, в ней выделяют политические партии и движения, общественные, негосударственные организации и институ­ты. К политической системе относят также политическое сознание. Политическое сознание, или политическая идео­логия, – совокупность идей, выражающих интересы от­дельных классов и групп. Идеология – это, прежде всего, осознаваемая и сознательно используемая система идей и ценностей, т.е. рациональный конструкт.

Однако генети­чески идеология формируется на основе мифологии и не­сет на себе определенные характеристики мифа. Наиболее эффективными, в плане общественного управления, ста­новятся именно те идеологии, которые эксплуатируют глу­бинную символику коллективного бессознательного начала, т.е. иррациональные механизмы. Для того чтобы быть дейст­венной, идеология должна нести в себе некоторые формальные и содержательные характеристики мифа. Придание идеологии мифологической формы облегчает восприятие заложенных в ней идей и смыслов за счет упрощенного и приемлемого для массового сознания уровня рационализа­ции. Для того, чтобы стать общедоступными, доктрины и теории должны отказаться от того, что составляет их особенность. Цепочки рассуждений, строгость языка, для того, чтобы при­житься, идеи обязательно должны упроститься, факты или их содержательная наполненность – сгуститься, при­няв образную форму.

Осуществление государством властных функций невоз­можно без права. Право – совокупность общеобязатель­ных норм поведения, выраженных и зафиксированных в законах, с помощью которых осуществляется регулирова­ние поведения людей. Право охраняется и поддерживается государством. По мнению Аристотеля, право есть норма политической справедливости, или нормативно закреплен­ная справедливость. В Международной Хартии прав чело­века говорится о пяти основных категориях прав:

– гражданские права – (право на жизнь, свободу и неприкосно­венность);

– политические права – (право принимать участие в управле­нии страной);

– экономические права – (право на труд, свободный выбор ра­боты);

– социальные – (право на достойный уровень жизни, от­дых и досуг, медицинское обслуживание);

– культурные права – (право на образование, развитие собствен­ной личности, участие в культурной жизни общества).

Правосознание – необходимая составляющая правовой системы, представления и понятия, выражающие отношения людей к действующему праву, правовые теории и правовая идеология. Правосознание является выражением господ­ствующих в данном обществе экономических, социальных и политических идей и реализуется в праве и правосудии. Правосознание занимает промежуточное положение между политическим и нравственным сознанием. Обыденный уровень правосознания тяготеет к нравственному сознанию, а теоретический – к политическому. В правосознании нрав­ственные понятия должного и справедливого мыслятся как закон, действие которого гарантируется и осуществляется государством. Однако если с точки зрения нравственности поступки оцениваются как хорошие или плохие, справедли­вые или несправедливые, то с точки зрения права – как за­конные или незаконные. Право иногда определяют как мини­мум нравственности, юридически закрепленный в законах.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.210.23.15 (0.006 с.)