Тема II. Развитие философского знания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема II. Развитие философского знания.



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ШКОЛЫ …………………………..48

 

2.1. Античная философия…………………………………………………..49

2.2. Европейская философия Средних веков................................................54

2.3. Философия эпохи Возрождения............................................................55

2.4. Философия Нового времени и Просвещения………………………...56

2.5. Немецкая классическая философия…………………………………..59

2.6. Постклассическая философия……..………………………………….60

2.7. Основные направления философии XX века………………………...64

 

ТЕМА III. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ …………………69

 

3.1. Понятие бытия…………………………………………………………69

3.2. Категория бытия в истории философии……………………………...71

3.3. Онтология как учение о бытии и о содержании мира. Бытие и

субстанция ………………………………………………………………….74

3.4. Концепция бытия человека. Понятие полноты бытия и

собранного субъекта в философии М.Мамардашвили……………..........77

3.5. Материя как философская категория и принцип

дифференциации бытия и духа. Понятие материи……………………….80

3.6. Структурные уровни организации материи и универсальные

свойства материи……………………………………………………...........82

3.7. Проблема единства и многообразия мира……………………………84

3.8. Системная организация мира…………………………………………85

3.9. Движение как способ существования материи………………………88

3.10. Пространство и время как формы существования материи……….90

3.11.Современные теории саморазвития и самоорганизации мира:

диалектика и синергетика………………………………………………….95

3.12. Детерминизм и индетерминизм. Понятие причинности…………..99

3.13. Понятие закона. Динамические и статистические

закономерности……………………………………………………………102

3.14. Проблемные вопросы онтологии…………………………………..104

 

ТЕМА IV. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ………….108

4.1. Концепции общества в истории философии. Понятие общества…108

4.2. Экономическая сфера общества……………………………………..111

4.3. Политическая и правовая сферы общества………………………... 114

4.4. Социальная сфера общества как система связей…………………...119

4.5. Духовная сфера общества……………………………………………122

4.6. Личность в обществе и истории……………………………………..125

4.7. Линейные и циклические концепции истории……………………...127

4.8. Культура и цивилизация. Формационная и цивилизационная

концепции истории………………………………………………………..130

 

ТЕМА V. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ…………….133

5.1. Проблема человека в истории философии…………………….........134

5.2. Индивид, личность, индивидуальность……………………………..136

5.3. Человек, общество и природа………………………………………..139

5.4. Смысл человеческого бытия. Проблема свободы………………….140

 

ТЕМА VI. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О СОЗНАНИИ…………...144

6.1. Проблема сознания в истории философии…….……………………144

6.2. Структура сознания. Сознание и самосознание……………………149

6.3. «Сознание – бытие» в наследии М.Мамардашвили………………..154

6.4. Сознательное и бессознательное…………………………………….156

6.5. Познавательные способности человека…….……………………….162

6.6. Мышление и язык…………………………………………………….166

6.7. Сознание и мозг………………………………………………………199

6.8. Проблема идеального начала…….………………………………......170

6.9. Неизбежность метафизики по лекциям М.Мамардашвили…..........172

ТЕМА VII. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ………….175

 

7.1. Проблема познания в гносеологии…………………………….........175

7.2. Понятие истины. Классическая концепция истины.

Неклассические концепции истины………………………………........176

7.3. Проблема критериев истины ……………………………………..179

7.4. Виды знания. Понятие науки.

Взаимосвязь философии и науки………...……………………………..183

7.5. Проблема критериев научности…………………………………....186

7.6. Принципы научного познания по Мамардашвили………………..190

7.7. Структура научного знания………………………………………...194

7.8. Развитие науки. Понятие научной революции……………………196

7.9. Методы и формы научного познания……………………………...198

7.10. Проблема рациональности в философии и науке.

Сциентизм и антисциентизм………………………………….................200

7.11. Типы рациональности. Научная и философская

Рациональность…………………………………………………………..203

7.12. Науки о природе и науки о духе.

Объяснение и понимание……………………………………...................206

 

ТЕМА VIII. БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА………209

Литература ……………………………………………………………….213

Словарь терминов ………………………………………………………215

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Проблемность философии в каждом времени – есть наше возобновляющееся участие в бытии, которое должно быть продумано заново, чтобы оно начало свершаться.

М.Мамардашвили.

 

В современных программах вузовского образования философия выступает как одна из основных гуманитарных – человекоформирующих дисциплин, необходимых для подготовки специалистов различного профиля. Отсюда важность теоретической грамотности в области философии. Философия – это «ходы мысли, которые легли в основание целых культур», отразив устройство бытия, и потому изучение философии составляет фундамент гуманитарной подготовки специалиста любого профиля во всём мире.

Истина проста. Сложен путь к истине. Философия облегчает этот путь к самым универсальным истинам общечеловеческого существования, которые являются уникальной школой рефлексивного мышления, призванного научить человека находить свое место в мире, определять границы личной свободы и меру ответственности за поступки.

Как лучшая школа разумного мышления, философия является сокровищницей самых высоких образцов мировой мысли. В подтверждение этого все формы философии сегодня превратились – «в науку о том, каким образом человек случается в этой жизни» – М. Мамардашвили. Поэтому курс выстроен с учётом центральности проблем человека, знание которых является профессионально необходимым для будущих руководителей, специалистов менеджмента, финансистов и психологов. Именно поэтому внимание акцентируется на человекоформирующей – антропологической проблематике, в которой пересекаются задачи социальной организации внутренних структур человека и проблемы культурной атмосферы вокруг человека.

Следует отметить, что в философии тема человека никогда не исчезала и не растворялась. Более того – она была стержнем, вокруг которого разворачивалась вся многомерность поисков путей возможного улучшения Бытия человека. С этой точки зрения данный подход к философии представляется оптимальным в принципе, без труда позволяя соединять традиционные темы философии с самыми актуальными проблемами современности, правильно оценивать историческое противоборство направлений, мирить самые альтернативные подходы, обнаруживая их историческую значимость.

Человеком быть по-прежнему трудно. Н.В. Гоголь считал, это «самой трудной исторической работой». Потому что, «нет никаких гарантий, способных человеку помочь автоматически стать человеком». В этом смысле, вся история – суть история самосозидания. Универсальный помощник в этом самосозидании – философия – «наука о ненаглядном», где «ненаглядное» – это то, что каждый рождает в себе сам, – личность!

Курс носит в основном теоретический характер и включает в себя основные проблемы целостного бытия человека и его основных способов существования, что позволяет показать взаимодополнительность различных концепций по отдельным философским проблемам.

С целью облегчить усвоение основных фундаментальных тем философии, курс акцентирует внимание на главных направлениях человеческого существования, которые выкристаллизовала мировая философская мысль: проблемы Бытия, человеческих связей – человеческого общества, культуры, ведущих духовных ценностей – сознания, познания человека, определяющих как общую культуру современного человека, так и метологическую грамотность будущего специалиста.

 

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Бакалавр (дипломи­рованный специалист) должен:

Понимать назначение философии в пространстве человеческого существования, её место и роль в культуре, иметь представление о структуре философского знания, об этапах его становления, о на­учных, философских и религиозных картинах мира, о на­значении человека в мире.

– Видеть смысл исторических учений о бытии человека, сложность взаимоотношения человека, природы, общества и культуры, связь духовного и телесного, биологиче­ского и социального, природного и культурного начал в человеке.

Иметь представление о хрупкости и назначении общественных структур, о месте человека в системе социальных связей, о цивилизационной культурной, формационной концепциях общественного развития.

– З нать условия формирования личности, понимать ответственность за сохранение жизни природы и культуры;

Уметь дифференцировать такие предельные понятия человеческого существования как свобода, ответственность, мораль, совесть, справедливость, право. Знать о нравственных обязанностях человека по отношению к другим и самому себе, уметь развести концепции насилия и ненаси­лия в истории.

Иметь представление о совершенном человеке в различных культурах, о роли этических, эстетических религиозных ценностях в человеческой жизни.

Владеть богатствомзнанийиметодовфилософского мышления, способами организации сознания и познания, уметь пользоваться многообразием форм человеческого знания, знать о соот­ношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррацио­нального в человеческой жизнедеятельности, соотношение знаний с духовными ценностями, их значение в творчестве и повседневной жизни;

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.015 с.)