Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема II. Развитие философского знания.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ШКОЛЫ …………………………..48
2.1. Античная философия…………………………………………………..49 2.2. Европейская философия Средних веков................................................54 2.3. Философия эпохи Возрождения............................................................55 2.4. Философия Нового времени и Просвещения………………………...56 2.5. Немецкая классическая философия…………………………………..59 2.6. Постклассическая философия……..………………………………….60 2.7. Основные направления философии XX века………………………...64
ТЕМА III. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ …………………69
3.1. Понятие бытия…………………………………………………………69 3.2. Категория бытия в истории философии……………………………...71 3.3. Онтология как учение о бытии и о содержании мира. Бытие и субстанция ………………………………………………………………….74 3.4. Концепция бытия человека. Понятие полноты бытия и собранного субъекта в философии М.Мамардашвили……………..........77 3.5. Материя как философская категория и принцип дифференциации бытия и духа. Понятие материи……………………….80 3.6. Структурные уровни организации материи и универсальные свойства материи……………………………………………………...........82 3.7. Проблема единства и многообразия мира……………………………84 3.8. Системная организация мира…………………………………………85 3.9. Движение как способ существования материи………………………88 3.10. Пространство и время как формы существования материи……….90 3.11.Современные теории саморазвития и самоорганизации мира: диалектика и синергетика………………………………………………….95 3.12. Детерминизм и индетерминизм. Понятие причинности…………..99 3.13. Понятие закона. Динамические и статистические закономерности……………………………………………………………102 3.14. Проблемные вопросы онтологии…………………………………..104
ТЕМА IV. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ………….108 4.1. Концепции общества в истории философии. Понятие общества…108 4.2. Экономическая сфера общества……………………………………..111 4.3. Политическая и правовая сферы общества………………………... 114 4.4. Социальная сфера общества как система связей…………………...119 4.5. Духовная сфера общества……………………………………………122 4.6. Личность в обществе и истории……………………………………..125 4.7. Линейные и циклические концепции истории……………………...127
4.8. Культура и цивилизация. Формационная и цивилизационная концепции истории………………………………………………………..130
ТЕМА V. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ…………….133 5.1. Проблема человека в истории философии…………………….........134 5.2. Индивид, личность, индивидуальность……………………………..136 5.3. Человек, общество и природа………………………………………..139 5.4. Смысл человеческого бытия. Проблема свободы………………….140
ТЕМА VI. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О СОЗНАНИИ…………...144 6.1. Проблема сознания в истории философии…….……………………144 6.2. Структура сознания. Сознание и самосознание……………………149 6.3. «Сознание – бытие» в наследии М.Мамардашвили………………..154 6.4. Сознательное и бессознательное…………………………………….156 6.5. Познавательные способности человека…….……………………….162 6.6. Мышление и язык…………………………………………………….166 6.7. Сознание и мозг………………………………………………………199 6.8. Проблема идеального начала…….………………………………......170 6.9. Неизбежность метафизики по лекциям М.Мамардашвили…..........172 ТЕМА VII. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ………….175
7.1. Проблема познания в гносеологии…………………………….........175 7.2. Понятие истины. Классическая концепция истины. Неклассические концепции истины………………………………........176 7.3. Проблема критериев истины ……………………………………..179 7.4. Виды знания. Понятие науки. Взаимосвязь философии и науки………...……………………………..183 7.5. Проблема критериев научности…………………………………....186 7.6. Принципы научного познания по Мамардашвили………………..190 7.7. Структура научного знания………………………………………...194 7.8. Развитие науки. Понятие научной революции……………………196 7.9. Методы и формы научного познания……………………………...198 7.10. Проблема рациональности в философии и науке. Сциентизм и антисциентизм………………………………….................200 7.11. Типы рациональности. Научная и философская Рациональность…………………………………………………………..203 7.12. Науки о природе и науки о духе. Объяснение и понимание……………………………………...................206
ТЕМА VIII. БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА………209 Литература ……………………………………………………………….213
Словарь терминов ………………………………………………………215
ПРЕДИСЛОВИЕ
Проблемность философии в каждом времени – есть наше возобновляющееся участие в бытии, которое должно быть продумано заново, чтобы оно начало свершаться. М.Мамардашвили.
В современных программах вузовского образования философия выступает как одна из основных гуманитарных – человекоформирующих дисциплин, необходимых для подготовки специалистов различного профиля. Отсюда важность теоретической грамотности в области философии. Философия – это «ходы мысли, которые легли в основание целых культур», отразив устройство бытия, и потому изучение философии составляет фундамент гуманитарной подготовки специалиста любого профиля во всём мире. Истина проста. Сложен путь к истине. Философия облегчает этот путь к самым универсальным истинам общечеловеческого существования, которые являются уникальной школой рефлексивного мышления, призванного научить человека находить свое место в мире, определять границы личной свободы и меру ответственности за поступки. Как лучшая школа разумного мышления, философия является сокровищницей самых высоких образцов мировой мысли. В подтверждение этого все формы философии сегодня превратились – «в науку о том, каким образом человек случается в этой жизни» – М. Мамардашвили. Поэтому курс выстроен с учётом центральности проблем человека, знание которых является профессионально необходимым для будущих руководителей, специалистов менеджмента, финансистов и психологов. Именно поэтому внимание акцентируется на человекоформирующей – антропологической проблематике, в которой пересекаются задачи социальной организации внутренних структур человека и проблемы культурной атмосферы вокруг человека. Следует отметить, что в философии тема человека никогда не исчезала и не растворялась. Более того – она была стержнем, вокруг которого разворачивалась вся многомерность поисков путей возможного улучшения Бытия человека. С этой точки зрения данный подход к философии представляется оптимальным в принципе, без труда позволяя соединять традиционные темы философии с самыми актуальными проблемами современности, правильно оценивать историческое противоборство направлений, мирить самые альтернативные подходы, обнаруживая их историческую значимость. Человеком быть по-прежнему трудно. Н.В. Гоголь считал, это «самой трудной исторической работой». Потому что, «нет никаких гарантий, способных человеку помочь автоматически стать человеком». В этом смысле, вся история – суть история самосозидания. Универсальный помощник в этом самосозидании – философия – «наука о ненаглядном», где «ненаглядное» – это то, что каждый рождает в себе сам, – личность! Курс носит в основном теоретический характер и включает в себя основные проблемы целостного бытия человека и его основных способов существования, что позволяет показать взаимодополнительность различных концепций по отдельным философским проблемам. С целью облегчить усвоение основных фундаментальных тем философии, курс акцентирует внимание на главных направлениях человеческого существования, которые выкристаллизовала мировая философская мысль: проблемы Бытия, человеческих связей – человеческого общества, культуры, ведущих духовных ценностей – сознания, познания человека, определяющих как общую культуру современного человека, так и метологическую грамотность будущего специалиста.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины Бакалавр (дипломированный специалист) должен: – Понимать назначение философии в пространстве человеческого существования, её место и роль в культуре, иметь представление о структуре философского знания, об этапах его становления, о научных, философских и религиозных картинах мира, о назначении человека в мире. – Видеть смысл исторических учений о бытии человека, сложность взаимоотношения человека, природы, общества и культуры, связь духовного и телесного, биологического и социального, природного и культурного начал в человеке. – Иметь представление о хрупкости и назначении общественных структур, о месте человека в системе социальных связей, о цивилизационной культурной, формационной концепциях общественного развития. – З нать условия формирования личности, понимать ответственность за сохранение жизни природы и культуры; – Уметь дифференцировать такие предельные понятия человеческого существования как свобода, ответственность, мораль, совесть, справедливость, право. Знать о нравственных обязанностях человека по отношению к другим и самому себе, уметь развести концепции насилия и ненасилия в истории. – Иметь представление о совершенном человеке в различных культурах, о роли этических, эстетических религиозных ценностях в человеческой жизни. – Владеть богатствомзнанийиметодовфилософского мышления, способами организации сознания и познания, уметь пользоваться многообразием форм человеческого знания, знать о соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, соотношение знаний с духовными ценностями, их значение в творчестве и повседневной жизни;
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.015 с.) |