Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема II. Развитие философского знания.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ШКОЛЫ
2.1. Античная философия. 2.2. Европейская философия Средних веков. 2.3. Философия эпохи Возрождения. 2.4. Философия Нового времени и Просвещения. 2.5. Немецкая классическая философия. 2.6. Постклассическая философия. 2.7. Основные направления философии XX века. По М. Мамардашвили, «Все исторические формы философии – это личностный эксперимент по созданию мира, в котором через понятия философии, через перевод обыденного сознания в интеллектуальные порядки выявляется мир, в котором можно жить лучше. Поэтому философия – это почти всегда работа на уровне интеллектуальных пределов, а личность философа – это жизнь в этой протоплазме пределов. Философия это вечное удивление, что человек производится, потому что философия понимает, что это самое большое чудо, которое только бывает. Платон, Сократ, Христос, осуществив этот бытийно-личностный эксперимент, оставили нам изобретённые формы жизни» Основные идеи крупнейших представителей философии мы будем рассматривать в ходе изучения соответствующих теоретических вопросов. В этой лекции мы лишь бросим беглый взгляд на двух с половиной тысячелетнюю историю мировой философии и приведем схему её основных направлений. Прежде чем перейти к разнообразию подходов, остановимся ещё на одном принципиальном моменте, суть которого – «презумпция ума». В обычных человеческих ситуациях существует такое правило, как вежливость, – допущение, что другой человек не хуже тебя и не дурак. Значит, есть какие-то вещи, которые тебе приходят в голову относительно другого человека, но ты не должен их выражать. Запрет! И в философии есть правило, так же как в юриспруденции, где аналогом вежливости является допущение отсутствия вины, если она не доказана, презумпция невиновности. А в философии есть презумпция ума. Она означает, что если берёшь книжку в руки, то каким бы роковым именем не назывался автор, Платон или кто-то ещё, существует презумпция, касающаяся ума философа. Таким образом, презумпция ума философа – это простое гигиеническое правило вежливости. Сито истории многое отсеивает, но всё, что должно остаться остаётся и помнится. Например, Платон говорит, что вещи – продукты идей, а правило презумпции ума предупреждает: простите, не может быть, чтобы он имел в виду, что акты мысли порождают вещи буквально. Мысль порождает вещи? А может, он что-то другое хотел сказать? И тогда, гигиенически обезопасив себя от собственной глупости, мы можем начать понимать, что Платон имел в виду. – Акт трансцендирования – выход за рамки природно данного, иногда даже не относящийся к предмету непосредственно – Бог, например, или «душа» – у Платона, «врождённые идеи» – у Декарта. Хотя души, считается, что нет, как и врождённых идей. То есть, нет таких идей, которые бы лежали в нашей душе, как в колодце камушки. То есть, это слова с особым сверхопытным значением. И философия полна таких слов.
Античная философия
Античная философия – философия Древней Греции и Древнего Рима, VI век до нашей эры – V век нашей эры. Это первая форма философии, появившаяся на фонемифа. Тем не менее, она внесла исключительный вклад в развитие мировой культуры, задала основные темы философствования последующих тысячелетий. В идеях Античности черпали вдохновение философы различных эпох. Именно Античность не только предложила сам термин «философия», но и определила особенности этого типа духовной активности человека. Именно в ней следует искать ответ на вопрос: «Зачем нужна философия, что это за потребность, и как это случилось, что люди начали философствовать»? А появилась она, когда конкретными людьми, с конкретными именами, были выполнены какие-то самостоятельные (нетрадиционные), индивидуальные – неритуальные, философские акты мышления, которые в отличие от мифологии уже датировались и были названы философскими. В античной философии выделяют следующие этапы. Появление философии на фоне мифа. (М. Мамардашвили) Ранний, архаический (стихийный период) – досократический или натурфилософский – VI век – начало V века до нашей эры. Основными школами этого периода являются: – школа милетцев – известна как школа 7 мудрецов – Диоген, Гомер, Гесиод, и школа натуралистов – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен; – школа Пифагора и пифагорейцев, кличка – божественный, так как впервые высказал мысль о том, что в основе всего – порядок, он впервые назвал вселенную космосом и дал современное название философии, до этого философия называлась целомудрием – термин Гераклита; – школа элеатов: Парменид, Зенон, Ксенофан; – школа атомистов, представителями которой являлись Левкипп и Демокрит – первый энциклопедически образованный ум древних греков, – Гераклит Эмпедокл и Анаксагор; Все – естествоиспытатели, энциклопедисты, путешественники, инженеры. Диоген, Эмпедокл, Гераклит, Евклид, Платон – наследники царских родов. Когда Диоген спросил у Сократа мнение о сочинениях Гераклита, впервые заговорившего о качестве населения, Сократ ответил, что понял – великолепно, что не понял, думаю – тоже. Все они утверждали что-то очень важное о мире, стремясь выделить некие абстрактные принципы, посредством которых люди понимают мир: вода, огонь, атом, число – всё это были первичные принципы понимания мира. Для нас здесь значимо то, что философия начиналась с понимания мира, с вопроса о том, каким должен быть мир? – и поскольку это не само собой разумеется, т.е. из природного существования не вытекает, – и значит, является историческим не природным актом – мы можем констатировать, что философия появляется, когда мир превращается в проблему. А сама «проблема» возникает, когда есть что-то непонятное. Все эти вопросы возникли, когда гармония мифологического как соразмерности и соизмеримости человека с зооморфными и полубожественными существами оказалась недостаточной. Необходимо было изобрести такие способы существования, такие сущностные качества выживания, которых природа не знала. И если мы это поняли, то мы ни на минуту не должны забывать и то, что человек – это существо, которое есть в той мере, какой он самосозидается какими – то средствами, не данными в самой природе. Человек вообще не может происходить автоматически, в том числе ни из механизма каких-либо эволюций. И в этом смысле он не произошёл от обезьяны, ибо «человеческое» ни в какой обезьяне не заложено. С этой точки зрения миф – это тщательно разработанная система нейтрализации оппозиции «культура – природа», через внесение порядка в то, что без мифа было бы хаосом. То есть миф уже был способом организации и конструирования человеческих сил и самого человека, а не представление о мире, – правильное или неправильное. Миф не представление, а восполнение человеком себя в бытии, через ритуалы, магию, символы, которые обеспечивали длительность и форму чувств. Сами мифические существа уже сверхъестественны и существуют потому, что способны на невозможное бытие. Потому и появились. Они и есть способы для внесения порядка в нечто, что само по себе порядком не обладает, и было бы хаосом. Ибо нет такого основания в природе, которое само действовало бы, порождая в человеке человеческое. Человеку не на что положиться вне самого себя, нет ни гарантий, ни фундамента для человеческих состояний. В этом смысле человек есть существо как бы случайное, не имеющее никаких оснований. Если в животном мире отношения между полами регулируют инстинкты, то человек устанавливает – познаёт – (культурный феномен) разницу между полами. Сам факт сексуальных отклонений говорит о том, что инстинкт понимания разницы полов нам не дан. Факт сексуальной амбивалентности (так называемые извращения) подтверждают это. И эти отклонения напоминают, что человеку не на что положиться, нет закодированных самодействующих природных механизмов. Никто и ничто не обеспечит за него полезного эффекта. Даже сформированные способности памяти, любви, привязанности рассеиваются, если мы их не воспроизводим. Само по себе природное время несёт хаос и распад становится символом произвола и смерти, а то, что осмелилось им противостоять, через установление связи с «вневременным», появляется как нечто человеческое, вносящее какую-либо разновидность порядка, воспроизводящегося над неупорядоченной жизнью. Эта связь человека с «вневременным» началом фундаментальна, и весьма существенна. Дело в том, что она носит «конструктивный» характер по отношению к человеку, и необходима, чтобы человек раздался, прибавился, стал могущественнее. Таким образом, миф – это такой культурный котёл, в котором человек варится, и в этом котле продуцируется нечто, природой не порождаемое. И котёл этот тоже человеческое изобретение, определяющее упорядоченность человеческих состояний и сам феномен человека, где человек рождается через соотнесённость с вневременным, – сверхприродным – сверхъестественным – в религиях с Богом – символом сверхвозможного. Поэтому выражение: «Мы от Бога» выражает фактически техническую процедуру соотнесения. А религия – новый «котёл», в котором вырабатывались связующие людей моральные, юридические нормы сосуществования, государственные связи как островки порядка. И это уже порог в храм философии. Первый вопрос – удивление на этом пути: «Почему есть нечто, а ни ничто? Почему существует порядок»? Допустим, нет справедливости, совести, любви, чести. Но это и не вызывает удивление. Философ удивляется тому, что вообще что-то есть. Не отсутствию совести, а тому, что она хоть где-то, хоть у кого-то есть. Это и есть основной вопрос философии, как возникает человеческое, мысль, как способ самосозидания, без которой человека не было бы. В этом смысле философия как неприродное основание, тоже оказываетсяизобретённым способом самоконструирования, одним из орудий самосозидания человека в его личностном аспекте, а значит должна быть техника самоконструирования, которое осуществляется через непрерывное трансцендирование себя. Трансцендирование – это выход человека за данную ему стихийно природную ситуацию, преодоление себя, – «выскакивание за естественный ход событий, причём такой выход, который позволял бы овладеть чем-то в себе, то есть, установить какой-то порядок внутри себя. Без этого выхода за рамки природно данного нет человека. И вся философия состоит из понятий, фиксирующих этот результат актов непрерывного трансцендирования не обычными словами, а понятиями особого рода (не просто фиксирующимиобъект), а понятиями, отражающими производство человеческого в человеке. И сама философия становится учением о бытии. Потому что никакого бытия нет без трансцендирования, или внеприродных оснований. Бытием называется нечто, что, есть только в этом сцеплении человека с не данными природой основаниями – (ритуал, например, или культура, или другой человек), зависит от человека, и его актов бытия. Без этих актов бытия, нет никакого человека, т.е. нечто включает не только человека, но и его бытие. Поэтому можно сказать, что бытие есть существование такого существа, которое способно позаботиться о своём существовании. Основные идеи, раннего этапа греческого философствования. Преодолев мифологическое мировоззрение и теоцентризм, греки первыми попытались осмыслить мир в целом не через фантазию и веру, а через разум, приоритет знания перед стихийным мышлением. Вместо вопроса: Кто породил мир? Они стали задавать вопрос: Как произошёл мир? Центральной проблематикой раннего этапа античной философии является онтологическая – проблема первоначал, их единства и «физис» – сущность всех вещей, структурность, строение, текучесть, взаимодействие бытия и небытия, мир в динамике перемен. Поэтому первых греческих философов часто называют физиками от слова «физос» – природа, а философию – натурфилософией. Ввели понятие космоса – как порядка (досл. перевод) и первоосновы всего сущего, которое устроено по типу живого разумного человеческого существа. Ввели понятие Логоса – закономерного порядка. И поскольку человек существует в гармоническом космосе, который подчиняется логосу, возникает идея космоцентризма. Гераклит и Зенон закладывают основы диалектики: среди них идея изменчивости мира, вечного потока, всеобщей взаимосвязи и борьбы, и идея развития через противоречия. Классический этап, V век до нашей эры – IV век нашей эры. Основными школами этого периода являются софисты: Горгий, Гиппий, Продик, Протагор, Антисфен и др.); поначалу примыкавший к софистам, а затем критиковавший их Сократ, скульптор человеческих душ. – Цицерон считал, что он спустил философию с неба, заставив её служить человеку. Его девиз: «Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя». Ему мало было пифагоровской гармонии и гераклитовской текучести, поэтому он обращает внимание на то, что жизнь – искусство, и этому искусству надо учить; Затем идёт Платон и его школа – Академия; Аристотель и его школа – Лицей. – Высокая классика формирует основную философскую проблематику, и определяет поворот к человеку, который сам созидает мир и становится мерой всех вещей. Главные темы классического периода. Сущность человека, особенности его познания, синтез философского знания, построение универсальной философии, её деление на мир идей и мир вещей. Именно в это время была сформулирована идея чистой теоретической философии, и её первичности по отношению к другим формам знания. Греки мыслят космос упорядоченным и гармоничным, таким же упорядоченным и гармоничным построенным на принципах теоретической философии предстает античный человек. Проблема зла и неполноты человеческой природы интерпретируется как проблема недостатка подлинного знания, который можно восполнить с помощью философии. Главное направление классического периода – антропоцентризм и гносеология; впервые отрабатывается логика понятий. Эллинистический – IV век до нашей эры – V век нашей эры. Эпоха завоеваний А. Македонского. Основными школами этого периода являются: – Эпикур и эпикурейцы – Лукреций Кар; – стоики – Зенон, Хрисипп, Панэций, Посидоний; – неостоики – Сенека, Эпиктет и др.; – скептики – Пиррон, Секст Эмприк и др.; – киники – Антисфен, Диоген и др.; – неоплатоники – Плотин, Прокл, и другие. Основными темами этого периода античной философии являются проблемы конструктивного бытия, отношений человека и общества, Божественной воли и свободы, морали и удовольствия, чувственного и сверхчувственного, счастья и смысла жизни, структуры души и её взаимодействие с космосом. Главная проблематика эллинизма – аксиологическая и праксеологическая. В эллинистический период идея гармоничности, законосообразности мироздания и разумности человека была переинтерпретирована в релятивистском духе, но не утратила значимости, определяя мировоззрение и поздней Античности. Можно сказать, что древние мыслители «заговорили» мир, убрав из него хаос и небытие, а универсальным средством для этого выступила философия.
Среди основных особенностей Античной философии можно перечислить: – отделение философии от физического труда. – синкретизм – слитность знания как ценность любого обобщения. – гилозоизм – как одушевление природы и взаимосвязь человека и природы. – космоцентризм, с которого начинается универсализм мышления. – слияние космоцентризма с антропоцентризмом. – целомудрие – мудрость в целом. – стихийный материализм – натурфилософия, как необходимое знание. – человек в ней мыслится как центр культуры, рождается этика добродетелей. Основной её принцип: «Что бы ты не делал, количество добра должно увеличиваться». На смену концепции страдающего человека приходит концепция действующего человека. – Вся философия пронизана стихийной диалектикой и идеей развития. Итак, значение Античности включает три варианта ответов. – Греция – устарела и надо забыть. – Греция – недосягаемый образец. – Греция – родоначальница теорий, которые оказываются способными к развитию в течение 2000 лет. – Два последних ответа – правильные уже потому, что культура не возникает из ничего.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.211.55 (0.01 с.) |