Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура сознания. Сознание и самосознание

Поиск

Современные философские концепции независимо от мировоззренческой принадлежности рассматривают созна­ние как целостную систему. Однако на этом сходство за­канчивается. Набор элементов, которые тот или иной фило­соф выделяет в структуре этой целостности, напрямую зависит от его мировоззренческих предпочтений и решаемых задач. Для сравнения мы рассмотрим три такие кон­цепции, выстроенные на разных логических основаниях.

А. Спиркин предлагает выделять в структуре сознания три основные сферы:

– когнитивную (познавательную);

– эмоциональную;

– волевую.

Когнитивную сферу составляют познавательные спо­собности, интеллектуальные процессы получения знаний и результаты познавательной деятельности, т.е. сами знания. Традиционно выделяют две основные познавательные спо­собности человека: рациональную и сенситивную. Рацио­нальная познавательная способность – это способность к формированию понятий, суждений и умозаключений, именно она считается ведущей в когнитивной сфере. Сен­ситивная – способность к ощущениям, восприятиям и представлениям, которые выступают базой для рациональ­ных знаний. Долгое время сознание отождествлялось именно с когнитивной сферой, а все субъективные прояв­ления человека сводились к интеллектуальным качествам. Философ­ский смысл проблемы сознания виделся только в проясне­нии вопроса о том, какая из познавательных способностей является ведущей.

Помимо интеллекта и сенситивной способности в по­знавательную сферу входят внимание и память. Память обеспечивает единство всех сознательных элементов, вни­мание дает возможность концентрироваться на каком-то определенном объекте. На основе интеллекта, способности к ощущениям, внимания и памяти формируются чувствен­ные и понятийные образы, которые и выступают содержа­нием когнитивной сферы.

Элементами эмоциональной сферы сознания являются:

– аффекты – ярость, ужас,

– элементарные эмоции, такие как голод, жажда;

– и чувства – лю­бовь, ненависть, надежда.

Все эти разнопорядковые явле­ния объединяются понятием «эмоции». Эмоция определя­ется как отражение ситуации в форме психического переживания и оценочного отношения к ней. Эмоциональ­ная сфера сознания также участвует в познавательном про­цессе, повышая или, напротив, снижая его эффективность.

Волевая сфера сознания представлена мотивами, интере­сами и потребностями в единстве со способностью дости­гать цели. Главный элемент этой сферы – воля, определя­емая как способность человека к достижению своих целей.

В представленной выше концепции неявным образом предполагается, что главной деятельностью человека, наде­ленного сознанием, является познавательная деятельность. Элементы со­знания выделяются и интерпретируются именно по отноше­нию к познавательной активности человека, ее содержанию и результату. Очевидным недостатком этой концепции явля­ется то, что единство сознания, представленного как набор разнопорядковых элементов, взаимоотношения между кото­рыми недостаточно прояснены, остается лишь констатацией.

К. Юнг предлагает иную концепцию структуры созна­ния. Главной функцией сознания (и бессознательного) он считает адаптацию. Понятие «адаптация» шире понятия «познание», адаптация может осуществляться не только за счет познавательной деятельности субъекта. По мысли К.Г. Юнга, понятие адаптации помогает лучше постичь природу человека и характер его взаимодействий с миром. В глубинной психологии сознание рассматривается в тес­ной связи с бессознательным, тем самым не просто конста­тируется, а обосновывается единство и целостность всех психических проявлений человека.

К. Юнг выделяет четыре психические функции, кото­рые проявляются как на сознательном, так и на бессозна­тельном уровне:

– мышление – способность интеллектуального позна­ния и формирования логических заключений;

– чувства – способность субъективной оценки;

– ощущения – способность восприятия с помощью ор­ганов чувств;

– интуиция – способность восприятия с помощью бес­сознательного, или восприятие бессознательных содержаний.

Для полной ориентации и адаптации человеку необхо­димы все четыре функции: мышление осуществляет позна­ние и выносит рациональное суждение; чувство говорит о том, в какой степени та или иная вещь является важной или неважной для человека; ощущение передает сведения о конкретной реальности; интуиция позволяет угадывать скрытые возможности.

Однако, по мнению К. Юнга, все четыре функции ни­когда не развиты у одного человека одинаково. Как прави­ло, одна из них играет ведущую роль, является полностью сознательной и подконтрольной воле, другие же существу­ют на периферии в качестве дополнительных способов приспособления к окружающей действительности, будучи полностью или частично бессознательными. Ведущую пси­хическую функцию К. Юнг называет доминирующей. В зависимости от доминирующей функции выделяются ощу­щающий, интуитивный, мыслительный и чувствующий психологические типы личностей.

Каждый из психологических типов есть односторон­ность. Так, например, ощущающий тип на сознательном уровне ограничивает себя восприятием наличной ситуа­ции, без размышлений по этому поводу, без дополнитель­ных оценок и прогнозов ее развития. Мыслительный тип попросту не способен адаптироваться к ситуации, которую он не понимает интеллектуально. Чувствующий тип руко­водствуется исключительно собственным чувством прият­ного-неприятного. Интуитивный тип не обеспокоен ни идея­ми, ни эмоциями, ни реальностью предметов. Он целиком находится во власти возможностей, которые, кстати, не может проинтерпретировать рациональ­но. При этом каждый из психологических типов знает о на­личии у него других способностей, но отвергает их цен­ность и необходимость, заявляя, что они не оказывают на поведение никакого влияния. Поэтому проявление перифе­рийных психических функций осуществляется спонтанно и неуправляемо и часто имеет разрушительные для лично­сти последствия.

Психологическая односторонность сознания могла бы приводить к утрате адаптационного равновесия, если бы не была скомпенсирована бессознательной контрапозицией. По­нятие психологической контрапозиции вводится следующим образом. Чувствующий и мыслительный типы К. Юнг на­зывает рациональными, так как они осуществляют сужде­ние для ориентации и адаптации к реальности. Ощуща­ющий и интуитивный типы нервной деятельности человека – Юнг называет иррациональными, то есть не осуществляющими рационального суждения и оценки. Со­ответственно, контрапозиционной психической функцией, компенсирующей сознательную односторонность, является для рациональных типов другая рациональная функция. Контрапозицией для мышления выступает чувство, для ощущения – инту­иция. Подавляется на уровне бессознательного восприятия всегда противопо­ложная функция: мыслительный тип подавляет чувство, ощущающий – интуицию и т.п.

Кроме четырех психических функций К. Юнг выделя­ет две фундаментальные установки сознания: экстравертную – направленность вовне, на объективную реальность, и интровертную – направленность вовнутрь, на субъек­тивную реальность. У каждого человека проявляются обе установки, но одна из них доминирует. Если сознательная установка интровертна, то бессознательная экстравертна, и наоборот.

Экстравертная или интровертная установка проявляется всегда в связи с одной из доминирующих психических фун­кций. Таким образом, различие людей в соответствии с до­минирующей функцией дополняется различием в связи с преобладающей психической установкой. Иными словами, можно выделить экстравертный и интровертный мыслитель­ный типы, экстравертный и интровертный ощущающий типы и т.п. Если сознательная адаптация осуществляется с помощью экстравертного мышления, то бессознательной является интровертная чувствующая функция, если на уровне сознания человек – чувствующий интроверт, то в «бессознательном» проявляется экстравертная мыслительная функция и т.п. Остальные функции существуют на грани сознательного и бессознательного начал и проявляются тем или иным образом в зависимости от конкретной ситуации.

Противоположность сознательного и бессознательного не перерастает в конфликт, пока личность не отрицает тех своих проявлений, которые не являются полностью созна­тельными. Понятие гармоничной, целостной личности в концепции К.Г. Юнга предполагает единство ее сознатель­ных и бессознательных проявлений. Бессознательное, та­ким образом, совершенно необходимо для адаптации чело­века к реальности, поскольку позволяет наиболее полно использовать все психические инструменты. Однако в отличие от сознания, бессознательные функции не поддают­ся контролю воли и действуют спонтанно, когда сознатель­ных приспособлений оказывается недостаточно.

Концепция структуры сознания, которую предлагает К. Юнг, позволяет объяснить многообразие личностных и психологических различий, существующих между людьми, и при этом не ограничиться их простой констатацией. Кро­ме того, в его теории философское понятие целостной гар­моничной личности наполняется конкретным психологи­ческим содержанием.

На принципиально иных основаниях строится концеп­ция, выделяющая в структуре сознания не психологиче­ские элементы или функции, а ценностно-смысловые эле­менты, «предметности», на которые направлено сознание. В основе этой концепции лежит представление о сознании как единстве противоположностей «я» и «не-я», сформули­рованное в немецкой классической философии, и по­нятие интенциональности, «непустоты» сознания, предло­женное

Э. Гуссерлем.

В качестве исходной, фундаментальной структуры со­знания рассматривается оппозиция «я» и «не-я». Как пи­шет Г. Гегель, сознание есть отношение «я» к миру, дове­денное до противопоставления, о котором само «я» знает. «Не-я» – это то, на что направлено внимание «я». Если о «я» трудно что-либо сказать, поскольку оно сведено до на­блюдающей точки, то «не-я» представляет собой богатое, насыщенное смыслами содержание. «Я» пусто до тех пор, пока не становится объектом саморефлексии, т.е. не высту­пает в качестве «не-я».

Содержание «не-я» составляют ценности и смыслы, на которые ориентирован человек в повседневной жизнедея­тельности. Каждая личность выстраивает свои ценности, акцентируя одни и отодвигая на зад­ний план другие ценности, однако перечень ценностей остается неиз­менным. Помимо «я» в качестве содержаний «не-я» Д. Дуб­ровский выделяет:

– предметы объективного мира (вещи);

– собственное тело;

– другая личность – «ты»;

– группа, с которой человек себя идентифицирует – «мы» или из которой он себя исключает – «они»;

– абсолютное, идеальное, совершенное.

Выделяемые таким образом элементы структуры созна­ния являются в то же время этапами становления индиви­дуальности, которые описываются в детской психологии. Помимо того, что данная концепция структуры сознания исходит из понимания его ценностной природы, она позво­ляет учесть тот факт, что необходимой составляющей лю­бого сознания является самосознание, и решить вопрос об их соотношении.

Самосознание определяется, как способность человека одновременно отображать явления и события внешнего мира и иметь знание о самом процессе сознания на всех его уровнях. Впервые в философии проблема самосознания была сформулирована Сократом, который называл самопо­знание смыслом философии. Однако в античной философии проблема самосознания не получила развернутой трактовки.

Впервые экзистенциально остро проблема самосозна­ния прозвучала в средневековой философии. Средневеко­вое религиозное мировоззрение предполагало и требовало от человека определенного усилия, направленного на пре­образование телесной природы, сопрягаемой с грехом. Но прежде чем человек будет способен осознать себя образом и подобием Бога, он должен был просто осознать себя.

В философии Нового времени проблема самосознания оказалась напрямую соотнесенной с проблемой познания и возможностью сознания знать о своих собственных спо­собностях. Философия XVII–XVIII веков утверждает, что нет сознания без самосознания, а сознание в свою очередь сводит к мышлению.

Современная философия отказалась от отождествления сознания, мышления и самосознания. Ее заботит даже не столько вопрос о сознании или самосознании, сколько про­блема принципиальной возможности рефлексии по поводу любых проявлений человека: сознательных и бессознатель­ных, интеллектуальных, эмоциональных или волевых. Са­мосознание рассматривается не только в форме знания о самом себе, но и переживания по поводу содержания субъективной реальности, понимается как любое возмож­ное самоотображение, соотносимое с отображением внеш­него мира.

В вопросе о соотношении сознания и самосознания сре­ди философов нет единства, что порождает путаницу в терминах и интерпретациях. Одна сторона в этом споре утверждает, что самосознание – это высшая форма созна­ния, которая проявляется только у взрослой развитой лич­ности и отсутствует у ребенка. Сторонники этой позиции соотносят самосознание только с мышлением, т.е. интеллек­туальным самоотображением, определяя его как рефлексию по поводу собственных мыслительных актов. Результаты интеллектуального самоотображения фиксируются затем в строгих понятиях и суждениях. Очевидно, что подобная по­зиция предполагает существование таких видов и проявле­ний сознания, которые не сопровождаются самосознанием.

Теоретически более корректной и эмпирически подтверж­денной является другая точка зрения на природу и содер­жание самосознания. Согласно этой позиции самосознание представляет собой аспект любого сознательного акта неза­висимо от степени его ясности или зрелости. В этом случае самосознание понимается как любое возможное самоотобра­жение, которое осуществляется на уровне мышления, эмо­ций, ощущений и т.п. Если сознание – это контролируемое и управляемое личностью отображение действительности, то разумно предположить, что частью этой действительно­сти является и сама сознательная личность. Именно поэто­му самосознание – неотъемлемый фрагмент любого со­знательного акта.

При таком подходе сознание следует рассматривать как единство самосознания – активности сознания, направ­ленной на самое себя, и иносознания – сознательной ак­тивности, направленной на внешний мир. Самосознание и иносознание образуют единую структуру. Эта теоретиче­ская позиция является одним из оснований предложенной выше ценностно-смысловой структуры сознания как един­ства модальностей «я» и «не-я», при котором одним из воз­можных содержаний «не-я» выступает самопознающее и переживающее «я».

Степень ясности самосознания может быть различной у разных людей и у одного и того же человека в разные моменты его жизни. Проявление самосознания колеблется от смутного отображения телесных ощущений до интенсив­ных и углубленных размышлений о самом себе, смысле жизни и собственной душевной деятельности и т.п. Однако даже в случае крайней рассеянности или крайней погло­щенности внешним объектом какая-то степень осознания самого себя все равно присутствует, степень этого осозна­ния может быть различной, но никогда нулевой. Фунда­ментом самосознания является чувство «я», теряющееся только в исключительных случаях: обморок, кома и т.п. Чувство «я» является основой сознания, на него наслаива­ются другие, более развернутые и высокие уровни созна­ния и самосознания. Поскольку самосознание является неотъемлемым компонентом любого сознательного акта, в структуре самосознания можно выделить те же элементы, что и в структуре сознания: отображение процесса мышле­ния, отображение собственных эмоций, отображение телес­ных ощущений и т.п. Как и предметное сознание, самосозна­ние есть не только знание, но и переживание, и отношение к себе. В изучении самосознания также возможны онтологи­ческий, гносеологический, аксиологический или праксеологический подходы.

Осознание внешнего мира, не сопровождающееся осоз­нанием самого себя, ущербно. Эта мысль не является до­стижением только современной философии, поскольку была сформулирована еще Сократом. Идея о том, что сознание не существует без самосознания, является одной из цент­ральных в немецкой классической философии. Современ­ная экзистенциальная и феноменологическая философия также предполагают неразрывное единство сознания и са­мосознания. В плане дальнейшего прояснения проблемы сознания утверждение единства сознания и самосознания означает, что сознание, каким бы сложным явлением оно ни было, открыто для самого себя и может постигать соб­ственные содержание и структуру.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.102.79 (0.013 с.)