Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обоснование необходимости творчестваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Все виды сознания и наблюдения (отношения к миру) дискретны, т.е. совершаются в отдельных человеческих головах, которые сменяются в дискретном пространстве и во времени и не могут охватить бесконечность. Чтобы выделить объективность в предприятии, называемом наукой, вводится конструкция непрерывного и однородного опыта. Эта конструкция является предпосылкой, допускающей непрерывно функционирующее однородное универсальное сознание, которое работает в любой точке пространства и времени как некий сверхмощный гипотетический интеллект, являясь условием рассуждения о конечных предметах, формулировки каких-то законов. Выявлением таких предпосылок и занимается философия, например, допущение – порядка, единообразия, соразмерности, симметрии. Совокупность таких общих допущений о характере мира вообще составляет ту часть философии, которая называется онтологией. А онтология в свою очередь является частью другого рассуждения, называемого гносеологическим, т.е. рассуждением, на котором строится теория познания. Потому язык философии – это специфический язык, требующий соблюдения правил его применения, как скажем язык физических формул. Итак, далее речь о грамматике философского языка, т.е. о грамотном его применении – соблюдении законов мышления, с целью прояснения понятий: смысл, его отличие от формы, основания бытия. Допустим, Декарт говорит: есть субстанция мыслящая и субстанция протяженная, или Спиноза то же самое: природа существует в двух модусах – модусе существования (протяжения) и модусе мышления и между ними нет причинной связи, т.е. одно из другого не выводится. Отсюда обвинение в дуализме, хотя высказывание вполне грамотное, но надо его ещё и прочитать, ибо эти высказывания только часть айсберга. И тогда появляется некое общее понятие материи, которая пространственна, и понятие трансцендентального сознания, как условия физических рассуждений и сверхмощного интеллекта. Т.е. суждения онтологические и есть утверждения научные, которые принимают категориальную форму: возможность и действительность, необходимость и случайность, причинности и явления – это категории не описывают мир, а выявляют предпосылки самой возможности суждения о мире. Связывает эту сложность понятий в единое целое – метафизика – как учение обо всём, что носит сверхопытный характер, хотя сам термин вошёл в философию случайно: сначала издавались физические сочинения, а затем, метафизические, не наблюдаемые в опыте, т.е. философские. Разные философии могут быть в разной степени метафизичны. Существуют философии, которые пытаются быть только теориями познания. Но самые интересные – это те, которые содержат метафизические утверждения, допускающие предметы, лежащие вне опыта, каким является, например, сознание. Каково назначение этих внеопытных, то есть недоступных проверке, сверхопытных метафизических допущений или утверждений? Сформулированные в виде постулатов, они выступают как онтологические предметности, являющиеся условием того, что мы вообще можем иметь какой-то опыт. Суть их в том, что они выступают как способы организации нашего опыта и одновременно его структура. Причём, структура ещё не содержание. Когда мы говорим сознание, то мы вводим в наш опыт дополнительный, сверхчувственный предмет. Сознание – метафизично. Физика его по определению содержать не может, так как её предмет – опытный, наблюдаемый в пространстве и времени мир. Человеческое познание – опытно. Внеопытного научного познания не существует. Тогда зачем сверхопытная метафизика? Она сохраняется в философии, потому что метафизические высказывания – это высказывания об условиях человеческого бытия – так они возникали. И потому они во-первых выступают условиями поддержания человеческого бытия как человеческого и, во-вторых, они являются условием того, что человек вообще может что-то познавать, и общаться по человечески, т.е. когда выдерживаются нравственные, этические и юридические нормы, т.е. когда существуют какие-то формы организации человеческой жизни, как условие появления того, чего нет в опыте, как особое ненаблюдаемое пространство и время, где предметные формы живут иначе, по другим (ненаучным) законам. Выступая онтологическими формами, определяющими условия человеческого бытия, как изобретённые в истории человечества способы организации человеком своего человеческого существования. В итоге мы имеем две разновидности постулатов: постулаты опытного знания (единообразие природы, например) и постулаты общения – социальной нравственной жизни, благодаря которым, социальная нравственная жизнь выражается в исторических судьбах культур, народов, стран. Сегодня они у нас в России фактически разрушены. В результате люди не способны вступать в общение, на основе которого бы они воспроизводили бы себя в качестве людей, так когда-то исчезли греки, затопленные варварами, потеряв общение. И, конечно, это зависело от того, что произошло с их способами организации нравственной и духовной жизни, которая сломалась и разрушилась. Поэтому историю метафизических явлений мы засекаем на судьбах культур и исторических эпох, когда распадается связь времён. А связь времён это ситуация метафизическая, та, которую имел в виду Гамлет, она держит преемственность, традицию и нравственное здоровье народа. Итак, метафизикой в философии называется тот её раздел, который занимается выявлением условий бытия человека – субъекта истории и судьбы. Она намертво, как и вся философия связана с самой природой феномена человека, поскольку человек есть искусственное создание истории и культуры, а не природное. Или другими словами имеющее внеприродные основания (сверхприродные, сверхопытные) основания, потому что всё, что опытно – природно и наоборот. В природе нет гарантий для человеческого общения и человеческого существования. Их основания закладываются иначе. Но всегда об этих основаниях люди рассказывали, сохраняя их, друг другу символами. Например, с помощью тотемов – священных предметов, несущих в себе код тотема. И вся метафизика появилась потому, что само отношение человека к сверхестественному есть тигль (матрица) его формирования в качестве человека. С этого открытия можно датировать появление человечества. Ибо человек создаёт себя в качестве человека через отношение к чему-то сверхестественному и освещаемому, т.е. священному, в чем хранится память поколений, например тотем и пространство его существования. В нем закодирован весь опыт относительно того, как поступать, как избежать кровосмешения. Этот первичный язык сверхестественных предметов в их отношении к условиям человеческого существования и является тиглем человекообразования, а в философии эту роль выполняет метафизика, и её метафизические понятия, вокруг которых становится возможным человеческий порядок. Способность видеть условия человеческого бытия, не лежащие в каком-либо конкретном содержании самого бытия, имеющие сверхопытный характер и есть метафизическое чувство. Философская метафизика имеет прямое отношение и к человеческому достоинству, и к личности в человеке. То есть в наших поступках, поведении всегда есть какие-то опытные – апробированные основания. Эти основания задаются обществом, нацией, к которой мы принадлежим, определённой системой ценностей, которая принята в культуре и выражается в идеологии. Но есть и иные трасцендентные основания, которые не привязаны к конкретному месту, времени, определённой культуре, а формулируются внеопытным образом, поверх культуры. (Неконкретной опытности не существует, ибо всё, что конкретно – опытно). Здесь имеется в виду, что существуют личностные основания нравственности и поведения, которые принадлежат к другому пространству и времени, нежели пространство конкретных, существующих культур и идеологий – вневременные основания. И человеческое достоинство зависит от того, есть это личностное основание или его нет, а может оно подмято превратностями конкретного бытия. То есть нравственность должна иметь де-факто некоторые абсолютные основания, – вневременные. В этом ещё один смысл метафизики. – Она всегда об абсолютном, вневременном пространстве, к которому не применим опытный термин «существование». Речь о другом опыте, а именно – трансцендирования. Это и есть основная метафизическая операция. В грамотной метафизике (которая после И. Канта) речь не о трансцендентных предметах, а о трансцендировании. При этом трансцендирование понимается нами как способность человека трансформироваться, то есть выходить за рамки данной культуры, данной идеологии, данного общества и находить основания личностного бытия, которые не зависят от того, что случится с обществом, культурой, идеологией, социальным движением. – Это и есть так называемые личностные основания. А если они упразднены в обществе, и их нет в личности, мы наблюдаем разрушение нравственности и распад человеческих форм. Заблуждение тоже распад – видимость бытия. А метафизика предполагает такую личностную точку. И в этом смысле она – залог и условие не-распада личности, ибо она шире всех других оснований и потому она самое важное измерение человеческого бытия, потому что только в нём есть то, что называется личностными структурами, к которым мы можем прислониться, ибо мы есть отношение к чему-то для нас существенному. В этом смысле философия есть искусство называния того, чем люди занимаются. А люди и не знают, что они занимаются делом, имеющим такое высокое и специальное название.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.88.137 (0.007 с.) |