Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальная сфера общества как система связей
Социальная сфера общества представляет собой систему исторически сложившихся упорядоченных связей и отношений между различными видами общности людей. Формы общности выступают элементами социальной системы. Различают три основных типа общностей: – естественноисторические общности – раса, поколение, пол; – этно-исторические – род, народность, нация, этнос; – социально-исторические – сословия, касты, классы, страты. Особой формой общности, несущей в себе характеристики естественно-, этно- и социально-исторических общностей, является семья. Семья – общность супругов и их детей, предполагающая половое и возрастное разделение труда. Благодаря семье ребенок впервые включается в систему социальных и культурных связей, вступает в общение, формируется как полноценная личность. Главная функция семьи – воспроизводство человеческого рода. Брак – это санкционированные обществом отношения мужчины и женщины, образующие основу для формирования семьи. Семья и брак развиваются одновременно с развитием общества и последовательно приобретают различные формы. Исторически первой формой брака считается групповой брак, при котором все мужчины одного рода являются потенциальными мужьями всех женщин другого рода. При этом супруги остаются жить в своих родах, а рождающиеся дети принадлежат роду матери. Более поздней формой является парный брак – относительно устойчивый союз мужчины и женщины, не предполагающий совместного ведения хозяйства. Раса – наиболее широкая естественноисторическая общность – группа людей с общими биологическими чертами, передающимися генетически. Такими общими чертами являются цвет кожи, цвет и разрез глаз, очертания головы, форма носа, структура волос, т.е. несущественные физические характеристики. Биологические черты, определяющие сущностные видовые признаки человека (объем и строение головного мозга, особенности скелета, характер мышц), у представителей разных рас одинаковы. Социокультурные реалии жизни представителей разных рас также являются общими и никак не связаны с физическими различиями. Выделяют три типа расс: европоидную рассу, монголоидную, и негроидную рассу. Их различия можно определить только среднестатистически. У отдельного представителя той или иной рассы вполне могут присутствовать характеристики, присущие представителям другой рассы. Кроме того, существуют смешанные рассовые типы: метисы и мулаты, которые являются потомками негроидной и европоидной расс. Помимо этого выделяют неопределенные типы, которые изначально имеют признаки разных рас. Например, аборигены Австралии – единство физических характеристик европеоидной и негроидной рас, аборигены Полинезии – трех основных типов рас.
Естественноисторическая общность людей также складывается на основе биологического различия людей. Различие социокультурных условий существования разных полов следует считать историческим, преходящим фактом, задаваемым особенностями культурного развития человечества. Те эмоциональные и интеллектуальные характеристики, которые традиционно приписываются одному полу, вполне могут быть свойственны другому. В современном обществе происходит трансформация социальных ролей мужчины и женщины, что влечет за собой и изменение традиционных социокультурных реалий. Поколение – естественноисторическая общность, выделяемая во многом условно. Предлагаются разные критерии для определения границ между поколениями. Так, одни авторы выделяют поколения по принципу отцы – дети, т.е. устанавливают разницу примерно в 25 лет, другие – 15 или 10 лет. Безусловно, возрастные различия между людьми определяют различия в их социокультурном положении, однако связывать это только с возрастом было бы нелепо. Очень многое зависит от других факторов, напрямую не сводимых к возрасту и не выводимых из него: ценностных, мировоззренческих, профессиональных, этнокультурных и т.п. Исторически первой формой этноисторической общности является род – первобытное объединение кровных родственников. Несколько родов, проживающих на одной территории, составляют племя. В своем развитии род прошел два этапа: материнский род (матриархат) и отцовский (патриархат). На этапе патриархата род преобразуется в народность, которая возникает в результате смешения племен, вытеснения кровнородственных связей иными. Народность определяется как языковая, территориальная и культурная общность людей.
По мере развития капиталистических отношений усиливаются экономические взаимодействия между людьми, возникает феномен национального рынка. Процессы экономической интеграции способствуют превращению народности в нацию. Нация – форма общности людей, характеризующаяся общностью территории, экономической жизни, единством языка, культуры и менталитета. Необходимо отметить, что ни одна из характеристик нации, взятая в отдельности от других, не является достаточной для выделения этого типа общности. Например, существуют нации, которые не проживают на одной территории, и, напротив, в рамках одного территориального единства сосуществуют различные нации. Или представители различных наций могут говорить на одном языке, в то время как можно назвать полиязыковые нации. Что касается единства экономической жизни, то в условиях происходящего сейчас процесса глобализации экономическая жизнь становится единой для представителей многих наций, при этом этнические различия, связанные с особенностями языка, культуры, ментальности не устраняются. В современных исследованиях широкое распространение получил термин «этнос». Понятия «нация» и «этнос» следует считать взаимозаменимыми, их изначальные смыслы тождественны. Само слово нация латинское, этнос – греческое. Смысл этих слов и там и там одинаков – народ. Термин «этнос» употребляется при необходимости подчеркнуть ментальные, языковые или культурные различия между людьми, в термине «нация» подчеркивается единство экономической жизни и компактность проживания тех или иных народов. В интерпретации социально-исторических общностей существует два подхода: классовая теория и концепция социальной стратификации и мобильности. Классовая теория была предложена марксизмом и напрямую связана с формационным подходом к пониманию истории. Основной социально-исторической формой общности в марксизме считаются классы. Классы – это большие группы людей, различающиеся в основном по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства. Кроме того, классы отличаются по их роли в общественной организации труда, а также по способам получения той доли общественного богатства, которой они располагают. Классовое деление определяется экономической структурой общества. Классовая теория была адекватна той социальной и экономической реальности, в которой она создавалась – середина XIX века. Однако выделение классов как основных социальных единиц современного общества нельзя считать удачным. Теория социальной стратификации и мобильности более приемлема для описания социальной структуры общества конца XX – начала XXI веков. Согласно этой концепции основной формой социально-исторической общности является страта – группа людей, объединенных общим социально-экономическим статусом, уровнем культуры и образования, групповым самосознанием, политическими ориентациями, особенностями быта и досуга. Основным критерием для выделения страты является социально экономический статус, который определяется родом занятий, источником и размером дохода, местом в социальной иерархии.
В современном обществе выделяют до шести основных страт. Основную часть населения в развитых обществах составляет средний класс. Средний класс – относительно зажиточная, социально самостоятельная и политически активная часть общества, осознающая свои групповые интересы. Именно в силу активности и самостоятельности средний класс является основой гражданского общества и выступает стабилизатором всей социальной системы. В экономически и политически развитых обществах средний класс имеет тенденцию к росту. Теория социальной мобильности описывает возможности перемещений внутри социальной структуры из одной страты в другую, существующие в различных общественных системах. Выделяют горизонтальную и вертикальную социальную мобильность. Общество с большими возможностями вертикальной мобильности называют открытым, с ограниченными возможностями – закрытым обществом. При этом в закрытом обществе могут сохраняться возможности для горизонтальной мобильности, но и они, как правило, ограничены. Горизонтальная мобильность – изменение положения в социальной структуре без качественного изменения социально-экономического статуса: смена места жительства или рода занятий. Вертикальная социальная мобильность связана с заметным качественным изменением социального статуса – переходом из одной страты в другую. В отличие от классовой теории, концепция социальной стратификации и мобильности предполагает развитие социальной структуры общества без катастрофических, революционных преобразований. В открытых обществах человек имеет возможность перемещаться из страты в страту, повышать свой социально-экономический статус без кардинального переустройства всего общественного целого. Теория социальной стратификации и мобильности является наиболее распространенной в современной социальной науке и философии.
Духовная сфера общества
Духовная сфера общества совпадает с духовной культурой и так же, как и другие подсистемы, имеет сложную структуру. К духовной сфере относят философию, религию, науку, искусство, право, мораль. Особенности политического и правового научного сознания были рассмотрены. Прояснению особенностей философии как элемента духовной культуры посвящена тема 1. В данном параграфе подробно будет говориться об искусстве и морали и, соответственно, эстетическом и нравственном сознании.
Мораль – исторически сложившаяся система норм и правил поведения, совокупность устоявшихся оценок, в которой находят выражение общепринятые ценности и смыслы, способы различения добра и зла. Истоки нравственности следует искать в обычаях и традициях. Важно отметить, что мораль не зафиксирована в законах, т.е., в отличие от политики и права, не институциональна. Нравственные нормы – это неписанные законы, существующие как невидимая регулятивная сеть. Мерой воздаяния за соблюдение или нарушение нравственных норм является одобрение или осуждение. Главная функция морали – регуляция поведения посредством оценки. Возможность оценки базируется на способности человека различать добро и зло, именно поэтому проблема различения добра и зла является ключевым вопросом нравственности. Нравственное сознание имеет свою структуру, в которой выделяют нравственные категории, нравственные чувства, нравственные идеалы. Нормы морали формируются в практике общения людей, затем, интериоризируясь, они превращаются во внутренние убеждения, чувства и идеалы, определяющие поведение и оценку этого поведения. В исторически изменяющихся формах нравственного сознания можно обнаружить преемственность, некоторые нормы являются общими для различных эпох и культур. Эту устойчивую совокупность называют общечеловеческими ценностями. Достаточно распространенной в философии является позиция морального релятивизма, утверждающего относительность всех без исключения нравственных норм. Моральный релятивизм отражает некоторые объективные процессы, происходящие в обществе. Так, например, экономические, политические, социальные и культурные катаклизмы, сопровождающиеся изменением основных мировоззренческих ориентиров, провоцируют трансформацию не только формы, но и содержания нравственных норм. Однако при этом такие правила, как не убивай, не причиняй страданий другим, будь справедлив и т.п., остаются неизменными. Внутренним камертоном нравственного сознания является совесть – субъективное переживание соответствия или несоответствия своего поведения нравственным ценностям. И. Кант считал, что совесть – это внутреннее сознание долга. Только поведение, сообразное с долгом, можно назвать моральным. Если человек внешне действует в соответствии с общепринятыми нормами, но при этом извлекает пользу или испытывает удовольствие, то его действия нельзя назвать моральными, утверждал немецкий философ. Этику И. Канта называют этикой долга – ригоризмом. Другой немецкий философ, М. Хайдеггер, называет совесть призывом заботы. Совесть возвращает человека из состояния заброшенности и потерянности в состояние бытия вместе с другими, которое в свою очередь делает возможным собственное свободное самостановление человека. Внешним выражением нравственного сознания является общественное мнение. В современных демократических системах общественное мнение становится важнейшим фактором политический и социальной жизни. Но с другой стороны, повышается вероятность манипулирования им, использования в угоду частным интересам.
По мысли античных философов, красота – наиболее адекватная форма выражения бытия, атрибут космоса. Красота – синоним разума, а устроенный по законам разума мир не может быть некрасивым. Разум человека является выражением его внутренней красоты, однако в античном миропонимании важным является и представление о внешней, физической красоте. Средневековая философия отодвинула на периферию ценность внешней красоты, сосредоточившись на понятии красоты внутренней. Внутренняя красота является следствием праведной жизни. Ортодоксальное христианство, особенно в период своего восхождения, запрещало театр и живопись, соотносимые с представлением о внешней, физической красоте, как нечто противоречащее аскетической морали и праведному образу жизни. Реабилитация эстетического начала произошла в философии эпохи Возрождения, обратившейся к античным идеалам. Именно в эпоху Возрождения эстетика выделяется в особый раздел философского знания. В отличие от античных философов мыслители Возрождения местом пребывания красоты называли не мир сам по себе, а искусство как результат творческой деятельности человека. Искусство – высшая реальность, находящаяся вне познания и морали, незамутненный мир духа, в котором находит адекватное выражение жажда творчества. Именно искусство позволяет человеку выразить свою сущность, и поэтому в искусстве следует эту сущность искать. В философии Возрождения красота стала рассматриваться в качестве самоцели, тем самым, отрываясь от истины и добра. В позднейшей философии этой позиции придерживались немецкие романтики А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. При этом параллельно продолжают существовать концепции, в которых утверждается неразрывная связь красоты и добра, эстетического и нравственного начал. Эта позиция была широко распространена в русской философии XIX века. По мнению русских философов, искусство есть, прежде всего, средство воспитания и морального воздействия; эстетическое начало, очищенное от нравственных смыслов, утрачивает свои свойства, перестает быть ценностью. В немецкой классической философии развернутую эстетическую концепцию предложил И. Кант. Система его критической философии оказалась законченной, когда между миром природы и миром свободы он обнаружил мир красоты. И. Кант пришел к идее преодоления дуализма науки и нравственности путем апелляции к художественным способностям человека. Рассудок конституирует правила в сфере познания, разум – в сфере поведения и нравственности, а способность эстетической оценки – в сфере красоты. «Эстетическое» имеет две ипостаси: прекрасное, обращенное к знанию, и возвышенное, обращенное к морали. Прекрасное связано с четкой формой, возвышенное можно обнаружить и в бесформенном объекте; прекрасное привлекает, возвышенное привлекает и отталкивает одновременно; прекрасное само по себе есть предмет удовольствия, тогда как получить наслаждение от возвышенного без «умствования» невозможно. Суждение о «возвышенном» требует культуры в большей степени, чем суждение о «прекрасном», – считал И. Кант. Наличие морального закона в душе каждого человека создает условия для наслаждения возвышенным существованием. И. Кант, таким образом, связывает эстетическое и этическое начало, и не подчиняет «эстетическое» – «этическому». Эстетическое сознание наиболее концентрировано выражается в искусстве. Однако оно может проявляться и в других сферах человеческой деятельности. Например, мы говорили о гносеологическом принципе красоты как одном из регулятивов в сфере научного и философского знания. Эстетическое сознание реализуется в религии и мифологии. Можно говорить об эстетическом переживании по поводу предметов и явлений природы или событий обыденной жизни. Однако только в искусстве эстетическое сознание из побочного элемента превращается в основную цель. Красота в искусстве – это и содержание, и способ, и цель деятельности. В искусстве человек творит новую, художественную действительность, которая, с одной стороны, более или менее правдоподобно отражает реальность, но с другой – является продуктом вымысла и фантазии. Художественная реальность неисчерпаема, именно поэтому одно и то же произведение искусства может быть понято и истолковано различными способами. Его содержание не поддается также выражению в рациональных понятиях и суждениях и является предметом эстетического переживания. Искусство, наряду с философией, выполняет синтезирующую функцию в культуре, является сокровищницей образов и символов, в которых выражаются значимые для человека ценности и смыслы. Кроме того, оно быстрее и нагляднее, чем философия или наука, выражает болезни и несообразности человеческой жизни и тем самым может оказывать мощное мобилизующее воздействие.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.015 с.) |