Социальная сфера общества как система связей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная сфера общества как система связей



 

Социальная сфера общества представляет собой систе­му исторически сложившихся упорядоченных связей и от­ношений между различными видами общности людей. Формы общности выступают элементами социальной сис­темы. Различают три основных типа общностей:

– естественноисторические общности – раса, поколение, пол;

– этно-исторические – род, народность, нация, этнос;

– социально-исторические – сословия, касты, классы, страты.

Особой формой общности, несущей в себе характерис­тики естественно-, этно- и социально-исторических общ­ностей, является семья. Семья – общность супругов и их детей, предполагающая половое и возрастное разделе­ние труда. Благодаря семье ребенок впервые включается в систему социальных и культурных связей, вступает в об­щение, формируется как полноценная личность. Главная функция семьи – воспроизводство человеческого рода.

Брак – это санкционированные обществом отношения мужчины и женщины, образующие основу для формирова­ния семьи. Семья и брак развиваются одновременно с раз­витием общества и последовательно приобретают различ­ные формы. Исторически первой формой брака считается групповой брак, при котором все мужчины одного рода яв­ляются потенциальными мужьями всех женщин другого рода. При этом супруги остаются жить в своих родах, а рождающиеся дети принадлежат роду матери. Более по­здней формой является парный брак – относительно ус­тойчивый союз мужчины и женщины, не предполагающий совместного ведения хозяйства.

Раса – наиболее широкая естественноисторическая об­щность – группа людей с общими биологическими черта­ми, передающимися генетически. Такими общими чертами являются цвет кожи, цвет и разрез глаз, очертания головы, форма носа, структура волос, т.е. несущественные физиче­ские характеристики. Биологические черты, определяющие сущностные видовые признаки человека (объем и строение головного мозга, особенности скелета, характер мышц), у представителей разных рас одинаковы. Социокультурные реалии жизни представителей разных рас также являются общими и никак не связаны с физическими различиями.

Выделяют три типа расс: европоидную рассу, монголоидную, и негроидную рассу. Их различия можно определить только среднестатистически. У отдельного представителя той или иной рассы вполне могут присутствовать характеристики, присущие представителям другой рассы. Кроме того, суще­ствуют смешанные рассовые типы: метисы и мулаты, которые являются потомками негроидной и европоидной расс. Помимо этого выделяют неопределен­ные типы, которые изначально имеют признаки разных рас. Например, аборигены Австралии – единство физи­ческих характеристик европеоидной и негроидной рас, аборигены Полинезии – трех основных типов рас.

Естественноисторическая общность людей также скла­дывается на основе биологического различия людей. Раз­личие социокультурных условий существования разных полов следует считать историческим, преходящим фактом, задаваемым особенностями культурного развития челове­чества. Те эмоциональные и интеллектуальные характерис­тики, которые традиционно приписываются одному полу, вполне могут быть свойственны другому. В современном обществе происходит трансформация социальных ролей мужчины и женщины, что влечет за собой и изменение традиционных социокультурных реалий.

Поколение – естественноисторическая общность, выде­ляемая во многом условно. Предлагаются разные критерии для определения границ между поколениями. Так, одни ав­торы выделяют поколения по принципу отцы – дети, т.е. устанавливают разницу примерно в 25 лет, другие – 15 или 10 лет. Безусловно, возрастные различия между людьми оп­ределяют различия в их социокультурном положении, одна­ко связывать это только с возрастом было бы нелепо. Очень многое зависит от других факторов, напрямую не сводимых к возрасту и не выводимых из него: ценностных, мировоз­зренческих, профессиональных, этнокультурных и т.п.

Исторически первой формой этноисторической общно­сти является род – первобытное объединение кровных родственников. Несколько родов, проживающих на одной территории, составляют племя. В своем развитии род про­шел два этапа: материнский род (матриархат) и отцовский (патриархат).

На этапе патриархата род преобразуется в народность, которая возникает в результате смешения племен, вытесне­ния кровнородственных связей иными. Народность опреде­ляется как языковая, территориальная и культурная общ­ность людей.

По мере развития капиталистических отношений усили­ваются экономические взаимодействия между людьми, воз­никает феномен национального рынка. Процессы экономи­ческой интеграции способствуют превращению народности в нацию. Нация – форма общности людей, характеризую­щаяся общностью территории, экономической жизни, единством языка, культуры и менталитета. Необходимо отметить, что ни одна из характеристик нации, взятая в от­дельности от других, не является достаточной для выделе­ния этого типа общности. Например, существуют нации, которые не проживают на одной территории, и, напротив, в рамках одного территориального единства сосуществуют различные нации. Или представители различных наций мо­гут говорить на одном языке, в то время как можно назвать полиязыковые нации. Что касается единства экономической жизни, то в условиях происходящего сейчас процесса глобализации экономическая жизнь становится единой для представителей многих наций, при этом этнические разли­чия, связанные с особенностями языка, культуры, ментальности не устраняются.

В современных исследованиях широкое распростране­ние получил термин «этнос». Понятия «нация» и «этнос» следует считать взаимозаменимыми, их изначальные смыс­лы тождественны. Само слово нация латинское, этнос – греческое. Смысл этих слов и там и там одинаков – на­род. Термин «этнос» употребляется при необходимости подчеркнуть ментальные, языковые или культурные разли­чия между людьми, в термине «нация» подчеркивается единство экономической жизни и компактность прожива­ния тех или иных народов.

В интерпретации социально-исторических общностей существует два подхода: классовая теория и концепция со­циальной стратификации и мобильности.

Классовая теория была предложена марксизмом и на­прямую связана с формационным подходом к пониманию истории. Основной социально-исторической формой общности в марксизме считаются классы. Классы – это боль­шие группы людей, различающиеся в основном по их месту в истори­чески определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства. Кроме того, классы отличаются по их роли в обще­ственной организации труда, а также по способам получения той доли общественного богатства, которой они рас­полагают. Классовое деление определяется экономической структурой общества.

Классовая теория была адекватна той социальной и экономической реальности, в которой она создавалась – середина XIX века. Однако выде­ление классов как основных социальных единиц современ­ного общества нельзя считать удачным. Теория социальной стратификации и мобильности более приемлема для описа­ния социальной структуры общества конца XX – начала XXI веков.

Согласно этой концепции основной формой соци­ально-исторической общности является страта – группа людей, объединенных общим социально-экономическим статусом, уровнем культуры и образования, групповым са­мосознанием, политическими ориентациями, особенностя­ми быта и досуга. Основным критерием для выделения страты является социально экономический статус, который определяется родом занятий, источником и размером дохо­да, местом в социальной иерархии.

В современном обществе выделяют до шести основных страт. Основную часть населения в развитых обществах со­ставляет средний класс. Средний класс – относительно за­житочная, социально самостоятельная и политически ак­тивная часть общества, осознающая свои групповые интересы. Именно в силу активности и самостоятельности средний класс является основой гражданского общества и выступает стабилизатором всей социальной системы. В экономически и политически развитых обществах средний класс имеет тенденцию к росту.

Теория социальной мобильности описывает возможнос­ти перемещений внутри социальной структуры из одной страты в другую, существующие в различных обществен­ных системах. Выделяют горизонтальную и вертикальную социальную мобильность.

Общество с большими возможностями вертикальной мобильности называют открытым, с ограни­ченными возможностями – закрытым обществом. При этом в закрытом обществе мо­гут сохраняться возможности для горизонтальной мобиль­ности, но и они, как правило, ограничены.

Горизонтальная мобильность – изменение положения в социальной структуре без каче­ственного изменения социально-экономического статуса: смена места жительства или рода занятий. Вертикальная социальная мобильность связана с заметным качественным изменением социального статуса – переходом из одной страты в другую.

В отличие от классовой теории, концепция социальной стратификации и мобильности предполагает развитие со­циальной структуры общества без катастрофических, рево­люционных преобразований. В открытых обществах чело­век имеет возможность перемещаться из страты в страту, повышать свой социально-экономический статус без кар­динального переустройства всего общественного целого. Теория социальной стратификации и мобильности являет­ся наиболее распространенной в современной социальной науке и философии.

 

Духовная сфера общества

 

Духовная сфера общества совпадает с духовной культу­рой и так же, как и другие подсистемы, имеет сложную структуру. К духовной сфере относят философию, религию, науку, искусство, право, мораль. Особенности политическо­го и правового научного сознания были рассмотрены. Прояснению особеннос­тей философии как элемента духовной культуры посвящена тема 1. В данном параграфе подробно будет говориться об искусстве и морали и, соответственно, эстетическом и нравственном сознании.

Мораль – исторически сложившаяся система норм и правил поведения, совокупность устоявшихся оценок, в ко­торой находят выражение общепринятые ценности и смыс­лы, способы различения добра и зла. Истоки нравственнос­ти следует искать в обычаях и традициях. Важно отметить, что мораль не зафиксирована в законах, т.е., в отличие от политики и права, не институциональна. Нравственные нормы – это неписанные законы, существующие как не­видимая регулятивная сеть. Мерой воздаяния за соблюде­ние или нарушение нравственных норм является одобре­ние или осуждение. Главная функция морали – регуляция поведения посредством оценки. Возможность оценки бази­руется на способности человека различать добро и зло, именно поэтому проблема различения добра и зла является ключевым вопросом нравственности.

Нравственное сознание имеет свою структуру, в которой выделяют нравственные категории, нравственные чувства, нравственные идеалы. Нормы морали формируются в практи­ке общения людей, затем, интериоризируясь, они превраща­ются во внутренние убеждения, чувства и идеалы, определя­ющие поведение и оценку этого поведения. В исторически изменяющихся формах нравственного сознания можно об­наружить преемственность, некоторые нормы являются об­щими для различных эпох и культур. Эту устойчивую со­вокупность называют общечеловеческими ценностями.

Достаточно распространенной в философии является по­зиция морального релятивизма, утверждающего относитель­ность всех без исключения нравственных норм. Моральный релятивизм отражает некоторые объективные процессы, происходящие в обществе. Так, например, экономические, политические, социальные и культурные катаклизмы, сопро­вождающиеся изменением основных мировоззренческих ориентиров, провоцируют трансформацию не только фор­мы, но и содержания нравственных норм. Однако при этом такие правила, как не убивай, не причиняй страданий дру­гим, будь справедлив и т.п., остаются неизменными.

Внутренним камертоном нравственного сознания являет­ся совесть – субъективное переживание соответствия или несоответствия своего поведения нравственным ценностям. И. Кант считал, что совесть – это внутреннее сознание дол­га. Только поведение, сообразное с долгом, можно назвать моральным. Если человек внешне действует в соответствии с общепринятыми нормами, но при этом извлекает пользу или испытывает удовольствие, то его действия нельзя на­звать моральными, утверждал немецкий философ. Этику И. Канта называют этикой долга – ригоризмом.

Другой немецкий философ, М. Хайдеггер, называет со­весть призывом заботы. Совесть возвращает человека из состояния заброшенности и потерянности в состояние бытия вместе с другими, которое в свою очередь делает воз­можным собственное свободное самостановление человека.

Внешним выражением нравственного сознания является общественное мнение. В современных демократических системах общественное мнение становится важнейшим фактором политический и социальной жизни. Но с другой стороны, повышается вероятность манипулирования им, использования в угоду частным интересам.

По мысли античных философов, красота – наиболее адекватная форма выражения бытия, атрибут космоса. Кра­сота – синоним разума, а устроенный по законам разума мир не может быть некрасивым. Разум человека является выражением его внутренней красоты, однако в античном миропонимании важным является и представление о внеш­ней, физической красоте.

Средневековая философия отодвинула на периферию ценность внешней красоты, сосредоточившись на понятии красоты внутренней. Внутренняя красота является след­ствием праведной жизни. Ортодоксальное христианство, особенно в период своего восхождения, запрещало театр и живопись, соотносимые с представлением о внешней, фи­зической красоте, как нечто противоречащее аскетической морали и праведному образу жизни.

Реабилитация эстетического начала произошла в фило­софии эпохи Возрождения, обратившейся к античным иде­алам. Именно в эпоху Возрождения эстетика выделяется в особый раздел философского знания. В отличие от антич­ных философов мыслители Возрождения местом пребыва­ния красоты называли не мир сам по себе, а искусство как результат творческой деятельности человека. Искусство – высшая реальность, находящаяся вне познания и морали, незамутненный мир духа, в котором находит адекватное выражение жажда творчества. Именно искусство позволяет человеку выразить свою сущность, и поэтому в искусстве следует эту сущность искать.

В философии Возрождения красота стала рассматривать­ся в качестве самоцели, тем самым, отрываясь от истины и добра. В позднейшей философии этой позиции придержива­лись немецкие романтики А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. При этом параллельно продолжают существовать концепции, в которых утверждается неразрывная связь красоты и добра, эстетического и нравственного начал. Эта позиция была широко распространена в русской философии XIX века. По мнению русских философов, искусство есть, прежде всего, средство воспитания и морального воздействия; эстетиче­ское начало, очищенное от нравственных смыслов, утрачи­вает свои свойства, перестает быть ценностью.

В немецкой классической философии развернутую эсте­тическую концепцию предложил И. Кант. Система его кри­тической философии оказалась законченной, когда между миром природы и миром свободы он обнаружил мир кра­соты. И. Кант пришел к идее преодоления дуализма науки и нравственности путем апелляции к художественным спо­собностям человека. Рассудок конституирует правила в сфере познания, разум – в сфере поведения и нравствен­ности, а способность эстетической оценки – в сфере кра­соты. «Эстетическое» имеет две ипостаси: прекрасное, обра­щенное к знанию, и возвышенное, обращенное к морали.

Прекрасное связано с четкой формой, возвышенное можно обнаружить и в бесформенном объекте; прекрасное при­влекает, возвышенное привлекает и отталкивает одновре­менно; прекрасное само по себе есть предмет удоволь­ствия, тогда как получить наслаждение от возвышенного без «умствования» невозможно. Суждение о «возвышенном» требует культуры в большей степени, чем суждение о «прекрасном», – считал И. Кант. Наличие морального закона в душе каждого человека создает условия для наслаждения возвышенным существованием. И. Кант, таким образом, связывает эстети­ческое и этическое начало, и не подчиняет «эстетическое» – «этическому».

Эстетическое сознание наиболее концентрировано вы­ражается в искусстве. Однако оно может проявляться и в других сферах человеческой деятельности. Например, мы говорили о гносеологическом принципе красоты как одном из регулятивов в сфере научного и философского знания. Эстетическое сознание реализуется в религии и мифологии. Можно говорить об эстетическом переживании по поводу предметов и явлений природы или событий обыденной жиз­ни. Однако только в искусстве эстетическое сознание из побочного элемента превращается в основную цель. Красо­та в искусстве – это и содержание, и способ, и цель дея­тельности.

В искусстве человек творит новую, художественную действительность, которая, с одной стороны, более или ме­нее правдоподобно отражает реальность, но с другой – является продуктом вымысла и фантазии. Художественная реальность неисчерпаема, именно поэтому одно и то же произведение искусства может быть понято и истолковано различными способами. Его содержание не поддается так­же выражению в рациональных понятиях и суждениях и является предметом эстетического переживания.

Искусство, наряду с философией, выполняет синтезиру­ющую функцию в

культуре, является сокровищницей обра­зов и символов, в которых выражаются значимые для чело­века ценности и смыслы. Кроме того, оно быстрее и нагляднее, чем философия или наука, выражает болезни и несообразности человеческой жизни и тем самым может оказывать мощное мобилизующее воздействие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.015 с.)