Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Онтология как учение о бытии и о содержании мираСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Конкретное наполнение пустого абстрактного понятия «бытие» отражает категория субстанции. Вводя понятие субстанции, философы от констатации наличия бытия переходят к выяснению вопроса о том, что же именно существует. «Субстанция» означает первооснову всего сущего, то, посредством чего все вещи существуют. Субстанция может пониматься как в материалистическом, так и в идеалистическом духе. Поэтому споры о материальной или духовной природе субстанции в философии ведутся на протяжении нескольких веков. Поскольку зависимость мировоззренческих проблем часто обнаруживает связь с онтологией – учением о бытии, поясним, что сама проблема «субстанции» тоже эволюционировала. Не случайно, по М. Мамардашвили, философия родилась от удивления, что порядок возможен. Мы уже говорили о том, что проблема бытия встает в изломах человеческого существования как надежда на собственное бытие. (Может быть, поэтому первая книга Моисея в Библии так и называется «Книга Бытия»). Пытаясь осмыслить многообразие мира, человек встает перед проблемой единства этого многообразия. Есть ли единая основа этого многообразия, каким образом оно появляется, что с ним происходит, куда оно девается? Поддаётся ли оно управлению? Выше мы отметили, что категорией, выражающей суть этой проблемы, является «субстанция» (от латинского слова – сущность). Субстанция – это то, что существует благодаря самой себе, что лежит в основе, по определению Б. Спинозы, обеспечивает единство многообразия, – неизменная и неуничтожимая первооснова бытия, в противоположность его меняющимся свойствам, состояниям, формам. У Б. Спинозы это сама природа, существующая через модусы – разновидность, проявление чего-либо. Д. Беркли считает наоборот, что субстанцией является дух. В соответствии с общей направленностью той или иной концепции, то есть в зависимости от их субстанциональной основы выделяются различные модели, бытия: – монизм, где в качестве субстанции мыслится одна основа – «моно» – один, например – материализм и идеализм; – дуализм – «ду» – два – философия Декарта; – и плюрализм – множество субстанций – Эмпедокл, Лейбниц. Так у Декарта кроме абсолютной субстанции – Бога, есть две сотворенные – телесная и духовная. Б. Спиноза ограничивается одной субстанцией, которую называет Богом, или природой. Для Д. Юма субстанция лишь ассоциация восприятий, нецелостность обыденного сознания. У И. Канта субстанция – условие возможного синтеза опыта в восприятии, но у него уже, в отличие от других, субстанция изменчивое состояние мира. Этот подход развивает и Г. Гегель, подчеркивая внутреннюю противоречивость и способность к саморазвитию. Значение понятия субстанции состоит в том, что оно позволило в границах гносеологии (учения о познании) противопоставить сущность и явление, актуализировать проблему различия между неизменным и изменяющимся миром, между бытием мира и бытием в мире, отличить конечное и бесконечное. Но, появившись как потребность внести в мир определённость, понятие «субстанции» тоже вышло из берегов, т.е. стало текучим, меняющимся, и опять появилось сомнение в целесообразности её как фундаментальной категории. Сам термин стал употребляться в значении субстрат вещей. Поэтому уже в эпоху Просвещения такое редуцированное понятие «субстанции» уступает место понятию «материи», эвристический потенциал которого был на порядок выше, т.к. оно определялось через сознание. Движение стало способом существования материи, а пространство и время – формами существования материи. Итак, если философия – наука о смыслах бытия, то онтология – предметная матрица философии, которая соединяет все смыслы, определяя интегративный подход к миру. Выдвинув понятие «Бытия» философия совершила всемирно-исторический переворот, предложив иные, нетрадиционные, предельные основания стабильности мира, объединив сознание людей на основе космического, всеобщего мышления, которое собирало мир в целостность. Отыскивая это всеобщее начало, философия фактически уравнивала традиции и культуры, перерезая связь индивида с родом, с конкретностью культуры. Появилась возможность рассматривать историю людей как всеобщую, а не локально-национальную. Чаще всего проблема конкретизации бытия осуществляется с помощью следующих тем: един или множественен мир, изменчив или неизменен этот мир, подчиняется законам, или осуществляется произвольно. Иногда он как бы тонет в текущих, промежуточных вопросах, растворяясь в гносеологических, антропологических, социальных, экономических, аксиологических проблемах, однако вновь воспроизводится на новой основе и в иной интерпретации, обнаруживая глубинные первоосновы бытия. Значение онтологической концепции бытия состояло в том, что это была многомерная система координат, которая стала базовым основанием всех обобщений. Цель этой системы – трансценденция субстанционального бытия – человека – «ненаглядная форма знания о ненаглядном бытии». И все вопросы философии об этом, о человеческом содержании жизни, все остальные входят в него. С этой точки зрения (по М. Мамардашвили) все исторические формы философии: Античная, Средневековая, Возрождение, Новое время, Западная и Русская философия – это выявление такого бытия мира, в котором можно жить лучше. И вся история мировой философии, включая мифологию, религию, науку, искусство, философию – это формы отношения к бытию». В философии вообще нет никакой отдельной теории познания, этики, эстетики, а есть одна дисциплина – учение о бытии. Но поскольку бытие человека содержит в себе эти вещи, она и об этом. Они характеристики бытия человека. С этой точки зрения все основные направления философии – лишь ветви и решения этого основного вопроса философии: Почему есть нечто, а ни ничто и почему есть многое, а не одно? – (М. Мамардашвили). – Потому что есть человек, как безосновное нечто, хрупкий эксперимент, и он ниоткуда не вытекает, ни из каких правил и законов, а существует только благодаря этой множественной случайности самобытия. Все другие слова: причины, интересы, желания, нормы, законы, содержат в себе указание на что-то внешнее. Но когда мы говорим личность, мы имеем в виду нечто, принципиально иное, основанием чего, является само нечто. Оно как добродетель и совесть – конкретные акты бытия, как и бытие, – тоже безосновны, не выводимы и потому каждый раз должны свершаться заново, в результате понимания. Потому что – нет понимания, – и не будет никакого бытия. А что будет? – инволюция, энтропия, хаос. То же самое совесть. С наказанием за проступок всегда можно ужиться, но есть одна инстанция, – говорит М. Мамардашвили, – с наказанием которой ужиться нельзя. Это – ты сам. Это – невыносимо. Всё остальное можно вынести. Так вот эта инстанция невыносимости и есть совесть. Вот всё, что «по – Совести» и стало называться в философии – тайной, в отличие от проблем, которые можно разрешить. Тайна есть в каждом человеке, нет человека без тайны. И завоевание этой тайны делает человека свободным, если у него есть необходимость совести. «Если бы всё зависело от рационального понимания, то уверяю вас, её итогом были бы гроб и свечи». Такая жизнь кончилась бы сразу, распалась во всеобщем аду. Итак, основными формами бытия являются: первая природа, вторая природа, бытие человека – природное и социальное, социальное бытие человека и общества, духовное бытие. Решение проблемы разное в религии, науке, философии. Соответственно формируются: религиозные, научные, философские картины мира.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.239.70 (0.009 с.) |