ТОП 10:

Тема VIII: БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ВОЗМОЖНЫЕ СЦЕНАРИИ



 

Особенностью современного этапа исторического раз­вития является усиление процессов глобализации во всех общественных сферах. Осознание этого ведет к выработке человечеством нового взгляда на себя. Как несколько деся­тилетий назад писал Н. Бердяев, человеческий род перерож­дается в человечество. Процессы глобализации не отменяют этнического, языкового, культурного различия внутри еди­ной цивилизации, как не отменяют они различия интере­сов, несовпадения темпов и форм развития народов. Но при этом многообразие становится скорее локальным, а глобализация – универсальным фактором.

Глобализация означает всеобщий характер большинства значимых для человечества процессов. Современное челове­чество представляет собой единую систему экономических, политических, социальных и культурных взаимодействий, что предполагает единство его дальнейшей судьбы. Осно­вой глобализации и универсализации общества является информатизация, выражающая современный уровень тех­нического развития. Эволюция информационных техноло­гий трансформирует привычные способы социальной ком­муникации, способствуя их расширению и ускорению. В свою очередь это приводит к интеграции человечества в единую экономическую, политическую и социокультурную целостность. Таким образом, глобализация напрямую соот­носится с современным этапом развития, называемым тех­нотронной эпохой. Современная философия говорит о необходимости вы­работки нового стиля мышления, который соответствовал бы характеру протекающих в обществе процессов. На дан­ный момент можно констатировать, что человечество пока не способно в полной мере отвечать на те вызовы, которые порождены его собственной деятельностью.

Негативной стороной процесса глобализации является появление целого ряда проблем, которые получили название глобальных проблем современности. Глобальные проблемы выросли из локальных региональных проблем прошлого, их преодоление является принципиально важным для выжива­ния человечества. Преодоление глобальных проблем требует от человечества совместных усилий, отдельные государства или регионы не могут самостоятельно с ними справиться.

Разные исследователи выделяют от двух-трех до десятка глобальных проблем. Наиболее острыми признаются сле­дующие:

– экологическая и вытекающие из нее демографическая и медико-биологическая проблемы;

– политическая, конкретизирующаяся в угрозе мировой войны с применением оружия массового поражения;

– проблема разрыва между экономически развитыми и политически стабильными и беднейшими странами с массо­вой нищетой и нестабильностью внутриполитической жизни;

– проблема религиозных и этнических конфликтов и угроза терроризма как следствие противостояния богатого Севера и бедного Юга.

Суть экологической проблемы обнаруживается в углуб­ляющемся противоречии между экономической деятельно­стью человечества и устойчивостью среды его обитания. Важная черта нашего времени – ускоряющийся техничес­кий прогресс, который набирает скорость, но при этом ста­новится неконтролируемым. Следствием технического про­гресса является рост искусственной среды, создаваемой производственной деятельностью человека, – техносферы и разрушение естественной среды его обитания – биосфе­ры. Несмотря на то, что человечество как биологический вид выработало достаточно широкий круг инструментов адаптации к внешней среде, тем не менее, существуют пре­делы приспособления и для человека. Обострение экологи­ческой проблемы грозит буквальным физическим вымира­нием человеческому виду.

Взаимосвязь, взаимовлияние и даже взаимопорождение – важнейшая черта современных глобальных проблем. Так, главной причиной экологического кризиса называется тех­нический прогресс, порождающий неограниченное потреб­ление. Однако сокращение темпов технического роста на данном этапе невозможно, поскольку это обостряет другие глобальные проблемы, в частности демографическую проблему. Быст­рый рост населения при ограниченных природных ресур­сах создает основу этого вызова.

Впервые на проблемы, связанные с ростом народонасе­ления, обратил внимание английский экономист и священ­ник XIX века Т. Мальтус. Согласно его концепции, рост наро­донаселения происходит в геометрической прогрессии, тогда как рост производства, обеспечивающий необходимые ресурсы для выживания – в арифметической прогрессии. Следствием этого становится нехватка ресурсов. По мнению Т. Мальтуса и его последователей, данный процесс фатально неизбе­жен, ничто не в силах его предотвратить.

Критики мальтузианства утверждают, что концепция фиксирует некоторое действительное положение дел, одна­ко ее «линейность» не позволяет делать точные прогнозы. Российский исследователь И. Бестужев-Лада утверждает, что вообще все линейные прогнозы относительно обще­ства абсурдны. Так, сравнительно недавно темп роста на­родонаселения превышал 2% в год, что равнозначно удвое­нию примерно за три десятилетия. При таких темпах общая масса человеческих тел через 1600 лет сравняется с массой Земли, через 2200 лет – с массой Солнца и всех планет солнечной системы, через 4700 лет – с массой всей нашей Вселенной. Такой вывод, несомненно, абсур­ден. И. Бестужев-Лада утверждает, что даже в популяциях животных при чрезмерной скученности срабатывают меха­низмы, возвращающие популяцию к оптимальным масшта­бам. В человеческом сообществе такого рода механизмы действуют еще энергичнее, поскольку подкрепляются со­знательным целенаправленным поведением людей. При этом, конечно, абсолютно оптимистические прогнозы не­уместны, сама собой демографическая проблема не разре­шится. Уже сейчас численность человечества перевалила за 6 млрд., и прогнозисты говорят о том, что критической будет цифра в 10 млрд.

Обострение демографической проблемы усугубляет раз­рыв между богатым Севером и бедным Югом. Рост благосо­стояния в развитых странах происходит на фоне тотальной бедности в странах «третьего мира». Согласно расчетам футурологов, если стандарт потребления в беднейших странах поднять до уровня потребления «золотого милли­арда», проживающего в богатых странах, то за полстолетия необходимо удвоить поглощение всех ресурсов и увели­чить производство энергии примерно в500 раз. Попытка решить проблему противостояния богатого Севера и бед­ного Юга путем простого увеличения потребления, таким образом, приводит к еще большему обострению экологи­ческих проблем.

Демографическое давление со стороны бедного Юга и контраст между уровнями потребления в странах «золотого миллиарда» и странах «третьего мира» неизбежно порож­дают рост напряжения, которое облекается в форму поли­тических, религиозных и этнических конфликтов. В бед­нейших странах распространяется влияние экстремизма, одним из следствий которого является терроризм – серь­езнейшая проблема сегодняшнего дня.

Обострение глобальных проблем вынуждает человече­ство искать новые способы взаимодействия и развития. Со­временные философы и футурологи говорят о необходимо­сти изменения путей развития цивилизации. Во всех прогнозах главный враг человечества – он сам. Преодоле­ние глобальных проблем связано с трансформацией ценнос­тных установок, поиском новых мировоззренческих ориен­тиров для всего человечества. В современной философии этот поиск выражается в появлении концепций «планетар­ного сознания» и «ноосферного понимания». Именно от человека, его сознания и воли зависит будущее.

Выходом из технологического тупика является переори­ентация потребления: замена массового производства и по­требления вещей индивидуальным производством и по­треблением информации. Информация – основной фактор и условие развития человечества и просто его выживания. По мнению американского футуролога О. Тоффлера, ин­формационное общество будет основано на всеобщих ин­формационных связях, высокоэффективных экологичных технологиях, более тесном контакте производителя и потребителя. Эта возможность станет реальной только тогда, когда человечество научится более экономно расходовать природные ресурсы.

Еще одной проблемой, стоящей перед современным че­ловечеством, является проблема формирования целостного космоса духовной культуры. Современную культуру вряд ли можно охарактеризовать таким образом. Между различ­ными ее сферами отсутствует элементарное взаимодей­ствие, что служит благодатной почвой для возрождения разного рода древних верований и чревато архаизацией ин­дивидуального сознания. Современный человек, не находя приемлемых ценностно-смысловых ориентиров, оконча­тельно утрачивает свободу, погружается в архаическую кол­лективность. С другой стороны, отсутствие целостности со­временной духовной культуры приводит к технизации индивидуального сознания. Об этой опасности писали круп­нейшие философы XX в. Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Г. Маркузе и др. Технизация сознания и жизни ведет к выхолащи­ванию этических и эстетических смыслов, утрате человеком своей сущности. Отсутствие гармоничного космоса культу­ры превращает человека либо в одномерный автомат, либо в неуправляемое животное. Нахождение согласованности между рациональными и внерациональными началами бытия и познания, научным и ху­дожественным, философским и мистическим способами постижения действительности, преодоление разломов в универсуме духовной культуры становятся одной из важ­нейших задач современного человечества.

Любые размышления о будущем, даже если они весьма правдоподобны, остаются на уровне прогнозов и не отра­жают всех возможных вариантов развития. Дальнейшее движение может пойти по неожиданному пути, будущее человечества содержит возможности, как для небывалого взлета, так и для серьезного упадка. Один из создателей синергетики И. Пригожин считает, что современное чело­вечество находится в точке бифуркации – выбора, когда меняется со­отношение порядка и хаоса и наступает ситуация непредс­казуемости. И. Пригожин пишет: «Я убежден, что мы приближаемся сейчас к точке бифуркации, после прохож­дения которой, человечество окажется на одной из несколь­ких вероятных траекторий. Главный фактор – информаци­онно технологический бум. Мы подходим к созданию «сетевого общества», в котором люди будут связаны между собой так, как никогда ранее». Новое сетевое общество мо­жет походить как на большой иерархически организован­ный муравейник, так и на общество свободных людей.

По мнению И. Пригожина, с ростом народонаселения повышается вероятность нелинейных флуктуаций, связанных с индивидуальной свободой выбора. С другой стороны, поскольку люди все более объединены информа­ционными сетями, может проявиться и обратный эффект: императивы объединенного коллектива подавят индивиду­альную свободу. И поэтому вариант «большого муравейни­ка» нельзя исключать. При этом И. Пригожин все же пола­гает, что «глобализация и сетевая революция ведут не только к большей связанности людей друг с другом, но и к повышению роли отдельного индивида в историческом процессе. Точно так же, как в точке бифуркации поведение одной частицы может сильно изменить конфигурацию сис­темы на макроскопическом уровне, творческая личность, а не безликие восставшие массы будет все сильнее влиять на исторические события на новом этапе эволюции обще­ства». Остается только надеяться, что новый поворот в ис­тории человечества не окажется роковым.

Нестабильный, постоянно изменяющийся мир не дает ос­нований для точных предвидений. Однако некоторые тен­денции этого движения можно уловить. Этим занимается футурология. Футурология в качестве самостоятельной дис­циплины сформировалась примерно в середине XX века. Если говорить о методах современной «науки о будущем», то наи­более распространенными среди них являются следующие:

– метод инерционного анализа, предполагающий экстраполяцию устойчивых тенденций, существующих в настоящем, на будущее;

– трендовый анализ – построение на базе частных, но устойчивых тенденций так называемого тренда – всеоб­щей тенденции;

– сценарный метод, заключающийся в определении ве­ера возможностей развития и перебирании различных ва­риантов будущего, учитывая исчезновение или сохранение каких-то определенных обстоятельств.

Несмотря на то, что футурология позиционирует себя как науку, она одновременно является и искусством. Будущее не является линейным продолжением настоящего и тем более экстраполяцией прошлого. Достоверность любо­го прогноза невелика. Кроме того, человечество вряд ли за­хотело бы получить точный прогноз. Не зря в древних ми­фологиях одним из наиболее страшных наказаний было как раз знание о будущем, обессмысливающее творческие усилия настоящего и прошлого. Осознавая этот факт, чело­век не столько исчисляет будущее, сколько придумывает его. Футурологические концепции, как бы наукообразно они ни выглядели, остаются более или менее реалистиче­ской фантазией, как о желаемом, так и о мрачном, ужасном, неприемлемом будущем.

Концепции будущего строятся на базе определенных ценностей, мировоззренческих ориентиров, поэтому любое футурологическое размышление есть род философствова­ния. Богатая история философии оказывается необходи­мым подспорьем такой рефлексии и базой для преодоления современных проблем.

Литература

 

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. М., 1998.

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991.

3. Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969. 1970, 1971.

4. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.

5. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999.

6. Введение в философию: В 2 ч. М., 1989.

7. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1997.

8. Обозов И.А. Введение в философию истории. М., 1999.

9. Гречко П.К. Концептуальные модели истории. М., 1995.

10. Губин В.Д. Онтология: проблема бытия в современной европейской
философии. М., 1998.

11. Гулыга А.В. Иммануил Кант. М., 1985.

12. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропей­ской философии. М., 1986.

13. Дубровский Д.И. Информация. Сознание. Мозг. М., 1980.

14. Дубровский Д.И. Проблема «идеального». М., 2002.

15. Иванов А.В. Сознание и мышление. М., 1994.

16. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.

17. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1993.

18. Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология. М., 1994.

19. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодер­низм. М., 1996.

20. Исторические типы рациональности: В 2 т. М., 1995, 1996.

21. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

22. Краткий очерк истории философии. М., 1981.

23. Краткая философская энциклопедия. М., 1991.

24. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1991.

25. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины
XVIII — начала XIX века. М., 1989.

26. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская
философия XVIII века. М., 1988.

27. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества //
Вопросы философии. 1992. № 8.

28. Лосев А.Ф. История античной эстетики. М., 1979.

29. Майоров ГГ. Формирование средневековой философии. М., 1979.

30. Миронов В.В. Образы науки в современной культуре и философии.
М., 1997.

31. Мир философии. Книга для чтения. М., 1983.

32. Московичи С. Век толп. М., 1989.

33. Найдыш В.М. Миф и цивилизация // Вести. Рос. ун-та дружбы наро­дов. 2001. № 2. (Серия, философия).

34. Нарский М.С. Западноевропейская философия XVII века. М., 1974.

35. Наука и квазинаучные формы культуры. М., 1999.

36. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1990.

37. Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1999.

38. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М., 1991.

39. Основания цивилизации: философский анализ. М., 2001.

40. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1980.

41. Проблема человека в западной философии. М., 1988.

42. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. М., 2006.

43. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия: от истоков до наших
дней: В 4 т. СПб., 1996, 1997.

44. Рациональность как предмет философского исследования. М., 1995.

45. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.

46. Стёпин В.С. Теоретическое знание. М., 2000.

47. Сумерки богов. М., 1989.

48. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991

49. Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999.

50. Философия: Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону, 2000.

51. Философия техники в ФРГ. М., 1989.

52. Франкя В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

53. Ф.Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1986.

54. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. № 3.

55. Хайдеггер М. Что такое философия? // Вопросы философии. 1993. №

56. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и
бессмертии. М., 1991.

57. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

58. Юнг К.Г. Психологические типы. М., 1994.

59. Ясперс К. Будущий мировой порядок // Век и мир. 1990. № 9.

60. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

 

Словарь терминов.

 

Авторитаризм– политический режим личной власти.

Агностицизм– философская позиция, согласно которой мир частично или полностью непознаваем.

Аксиология– философское учение о ценностях.

Акциденция– несущественное, изменчивое, случайное свойство суб­станции или случайная вещь.

Антиномия– противоречие между двумя положениями, каждое из ко­торых имеет законную силу.

Антисциентизм– философско-мировоззренческая позиция, отрицающая роль науки в качестве главного, интегрального компонента культуры.

Антропология– философское учение о человеке.

Апория– неразрешимое противоречие.

Апперцепция– осознанное восприятие.

Априорный– доопытный.

Архетипы– универсальные структуры человеческой психики, име­ющие формальный характер и проявляющиеся всегда в связи с конкретным культурным содержанием.

Атомизм– учение Демокрита, рассматривающее в качестве «кирпи­чиков» мироздания атомы.

Атрибут– неотъемлемое свойство субстанции.

«Бессознательное»– сфера психической активности, находящаяся вне сознания. Различают коллективное и личное бессознательное.

Биосфера– сфера живого, структура и содержание биосферы определяются прошлой и современной деятельностью всех живых организмов, в том числе и человека.

Бытие– предельно широкая философская категория для обозначения всего существующего.

Верификация– эмпирическое подтверждение. Процедура проверки научных высказываний через подтверждение опытом. Термин предложен неопозитивистами.

Вероятность– степень возможности, осуществимости явления или со­бытия в конкретной совокупности условий, количественное выражение воз­можности, определение меры близости возможности к действительности.

Возможность– потенциальное бытие, тенденция развития наличного бытия.

Волюнтаризм– философское направление, объединяющее учения, ут­верждающие в качестве исходного начала мира волю.

Гедонизм– этическая позиция, рассматривающая чувственное удо­вольствие как мотив и цель поведения человека, а также как смысл его жизни.

Генезис– происхождение, возникновение, развитие.

Герменевтика– первоначально — методика истолкования текстов, позже – одно из направлений современной философии, рассматривающее категорию «понимание» в качестве центральной.

Гилозоизм– учение о всеобщей оживленности мира.

Глобализация– процесс превращения человечества в единую систе­му экономических, политических, социальных и культурных взаимодей­ствий, всеобщий и универсальный характер изменений в современной ци­вилизации.

Гносеология– философское учение о познании.

Гностицизм– религиозно-философское учение поздней Античности и Средневековья, возникшее в Александрии около I в. н.э.; основной сопер­ник христианства в борьбе за статус господствующего мировоззрения вплоть до III в. н.э., синтез идей греческой философии, христианства, зоро­астризма, иудаизма, вавилонских и египетских верований.

Гражданское общество– неполитическое объединение самостоятель­ных субъектов общества, выполняет функцию посредничества между госу­дарством и гражданами.

Деизм – принцип, утверждающий Бога в качестве первопричины мира и при этом отрицающий его вмешательство в дальнейшее существование мироздания.

Демократия– политический режим, выражающий принцип народо­властия, который реализуется через признание воли большинства источни­ком государственной власти, а также через признание прав и свобод чело­века основными ценностями общественной жизни.

Детерминизм– онтологический принцип, утверждающий всеобщую обусловленность явлений и событий и всеобщий характер причинности.

Действительность– актуальное, наличное бытие.

Дуализм– философский принцип, утверждающий в качестве равно­правных исходных начал мира две субстанции: материальную и духовную.

Закон– объективная, необходимая, всеобщая, повторяющаяся и суще­ственная связь между явлениями и событиями.

Идеализм– философское направление, объединяющее учения, при­знающие первичным началом идею, мысль, сознание.

«Имманентный»– изначально пребывающий внутри человеческого сознания признак, внут­ренне присущий, находящийся внутри границ возможного опыта.

Императив– безусловное требование, приказ, закон.

Индетерминизм– онтологический принцип, отрицающий наличие между явлениями и событиями всеобщей и универсальной взаимосвязи или всеобщий характер причинности.

Интенциональность – всеобщее свойство сознания, состоящее в том, что не бывает сознательного акта, не направленного на какой-либо пред­мет. Любой акт сознания обладает «направленностью на...», сознание все­гда есть «сознание о...».

Интровертный– обращенный вовнутрь.

Иррационализм– философское направление, объединяющее учения, в которых утверждается, что подлинное знание о мире можно получить с помощью интуиции или инстинкта, а разум, рассудок является препятстви­ем для постижения истины.

Истина – особая характеристика знания, выражающая его соответ­
ствие действительности.

Каузальность– причинность, закономерная связь причины и след­ствия.

Конвенция– соглашение, договор.

Концептуализм– философская позиция, примиряющая реализм и но­минализм, согласно которой реально существуют отдельные вещи, а общее обретает реальность в сфере ума в виде понятий.

Культура– совокупность продуктов материальной и духовной дея­тельности человека, духовных и материальных ценностей, система норм и учреждений, отличающая человека от животных.

Личность– интегральная характеристика уровня психического и со­циального развития человека. Человек-личность обладает собственным ми­ровоззрением и идентичностью, осознает свои социальные роли, восприни­мает себя как субъект сознания, действия, воли.

Логос– первоначально — слово, речь, язык, позже — мысль, разум, закон.

Макрокосм – Вселенная, мир в целом.

Материализм– философское направление, объединяющее учения, признающие в качестве первичного начала материю, природу.

Материя– философская категория для обозначения объективной ре­альности, даннная человеку в его ощущениях, которая копируется, фотогра­фируется, отображается ощущениями, существуя независимо от них.

Ментальность (менталитет)– стереотипы мышления и поведения, присущие людям определенной социальной, исторической или этнической общности.

Микрокосм– человек, личность.

Мифология– развернутый комплекс мифов, в которых излагаются представления о происхождении и устройстве мира, о возникновении соци­ума и человека, проигрываются основные ситуации, с которыми сталкива­ется человек в повседневной жизни; в другом смысле — наука о мифах.

Модус– конкретное воплощение субстанции, способ ее существо­вания.

Монизм– философский принцип, утверждающий в качестве исходно­го начала мира одну субстанцию: материальную или духовную.

Натурфилософия– философия природы, совокупность философских идей об устройстве и происхождении мира, во многом имеющих умозри­тельный или фантастический характер.

Научная революция– процесс смены научно-исследовательских про­грамм или парадигм научного мышления.

Ноосфера – сфера разума, высшая ступень развития биосферы.

Номинализм– философская позиция, согласно которой общее суще­ствует только в разуме, мышлении человека, и не обладает самостоятель­ным существованием в качестве вещи; реальным существованием обладает только индивидуальное.

Объяснение– универсальная гносеологическая процедура выявления сущности изучаемого объекта или явления, подведение его под общий закон.

Онтогенез– процесс развития индивида.

Онтология– философское учение о бытии и сущем.

Панлогизм– философская концепция, рассматривающая все суще­ствующее как результат самодвижения абсолютной идеи, утверждающая полное совпадение законов бытия и мышления.

Панпсихизм– учение о всеобщей одушевленности мира.

Пантеизм– философское учение, утверждающее тождество природы и Бога.

Парадигма– признанные всеми научные достижения, которые в тече­ние длительного времени определяют модели постановки научных проблем, способы их решения научным сообществом; в широком смысле — стиль мышления эпохи.

Патристика– первый этап средневековой философии, связанный с деятельностью отцов церкви.

Плюрализм– философский принцип, утверждающий в качестве ис­ходных начал мира множество равноправных субстанций.

Понимание– универсальная гносеологическая процедура постижения смысла явления или события. В этой процедуре объединены, как рациональные начала, так и нерациональные моменты. Понимание стремится увидеть смысл, со­хранить уникальное в изучаемом объекте, постичь его целостность.

Правовое государство– государство, признающее главенство права и предполагающее наличие договора между всеми субъектами социально-поли­тической системы о подчинении нормам права и верховенстве закона; главной целью такого государства является защита прав и свобод гражданина.

Праксеология– философское учение о действии.

Прогресс– необратимое качественное изменение, сопровождающееся повышением уровня организации объекта.

Рационализм– философское направление, объединяющее учения, ко­торые рассматривают разум, мышление, рассудок исходным пунктом фило­софского анализа.

Реализм– философская позиция, согласно которой общее существует реально, в виде идеальной или реальной «вещи», а не только как конструкт человеческого ума.

Регресс– необратимое качественное изменение объекта, сопровожда­ющееся понижением уровня его организации.

Религия– внутренне интегрированная система верований, чувств и дей­ствий, направленных на установление отношений со сверхъестественными началами.

Релятивизм– философский принцип, согласно которому все знание рассматривается только как относительно верное; релятивный — относи­тельный.

Рефлексия– процесс самоосмысления, обращение сознания к соб­ственным предпосылкам.

Ригоризм– этика долга.

Самосознание– способность человека одновременно отображать яв­ления и события внешнего мира и иметь знание о самом процессе созна­ния на всех его уровнях.

Сенсуализм– философское направление, объединяющее учения, счи­тающие исходным пунктом познания чувственные восприятия, и выводя­щие из них все содержание знания.

Синкретический– нерасчлененный, слитный.

Скептицизм– философское направление, утверждающее сомнение в качестве абсолютного принципа мышления и настаивающее на относитель­ности любого знания.

Сознание– одно из основных понятий философии, означающее спо­собность идеального отражения действительности человеком. В конкрет­ных науках сознание понимается как целенаправленное психическое отображение действительности, на основе которого осуществляется регу­лирование поведения человека, те психические проявления человека, кото­рые подаются контролю воли.

Субстанция– первооснова всего существующего, то, посредством чего все многообразные вещи существуют, причина самой себя.

Схоластика– «школьная» философия. Общее название для средневе­ковой философии, которая в противоположность религиозной мистике ви­дела возможность постижения Бога посредством логики и рассуждений.

Сциентизм– философско-мировоззренческая позиция, рассматрива­ющая науку в качестве главного, интегрального компонента культуры, аб­солютизирующая роль науки.

Теология– богословие, учение о Боге.

Тоталитаризм– политический режим, характеризующийся контролем государства над всеми сферами жизни общества, в том числе и частной жизнью граждан. В тоталитарных системах государство возвышается над правом и регулирует по своему усмотрению все процессы, происходящие в общественной системе.

«Трансцендентное»– находящееся за пределами возможного опыта, вы­ходящее за пределы человеческого сознания.

Универсалии– общие понятия.

Фальсификация– эмпирическое опровержение. Процедура опровер­жения научных высказываний опытом. Термин предложен К. Поппером.

Фатализм– мировоззренческая позиция, согласно которой все собы­тия и явления предопределены.

Филогенез– процесс становления и развития человеческого рода.

Философия– рационально-теоретическая форма мировоззрения, сис­тема развернутых ответов на мировоззренческие вопросы, предметом фи­лософии являются всеобщие связи в системе «человек — мир».

Харизма– необыкновенные способности, исключительная одарен­ность, оказывающие вдохновляющее влияние на людей. Харизма обычно отличает выда­ющихся религиозных и политических деятелей.

Цивилизация– целостная общественная система, включающая мно­жество взаимосвязанных элементов: религию, культуру, экономику, полити­ку и биосоциальную организацию.

Экстравертный– обращенный во вне.

Эмпиризм– гносеологическая позиция, согласно которой все знание выводимо из опыта.

Эпистемология– раздел теории познания, в котором рассматривают­ся проблемы научного познания.

Эсхатология– учение о конце света.

 

ВОПРОСЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

ПО КУРСУ: «ФИЛОСОФИЯ»

для студентов I курса специальностей: –

«Финансы и кредит», «Менеджмент», «Психология»,

дневной и заочной формы обучения.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.225.194.144 (0.033 с.)