Международный институт компьютерных технологий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международный институт компьютерных технологий



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

ВАХРЕНЕВА П.Е.

ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ.

ОСНОВЫ ТЕОРИИ

для экономического и технических факультетов.

Воронеж 2012

 

 

УДК

ББК

В

Рецензенты:

Бубнов Ю.А. – профессор, доктор философских наук, заведующий кафедрой истории философии ФИПСИ, декан философского факультета Воронежского государственного университета.

Кравец А.С. – профессор доктор философских, заведующий кафедрой онтологии и гносеологии Воронежского государственного университета.

Вахренева П.Е.

Лекции по философии: основы теории – Учебное пособие

для студентов Международного института компьютерных технологий. –

Воронеж: Издательство МИКТ, 2012. – 220с.

 

Предлагаемое учебное пособие разработано на основе государственных стандартов высшего профессионального образования второго поколения по одному из базовых курсов: «Философия» и содержит все необходимые разделы лекционного курса для вузов. Пособие анализирует в основном теоретические проблемы философии, даёт современную трактовку её предмета, структуры и методов в системе современного гуманитарного знания, рассматривает назначение, функции, типологию, состав и содержание современного философского знания.

Особое внимание уделяется центральности антропологического принципа, проблеме взаимосвязи философии, культуры и личности, необходимости воспроизводства глобальных метафизических структур, ответственных за продолжение человеческого бытия, динамике философских смыслов в культуре. Анализируются проблемы единства бытия природы, общества и личности, значение исторических способов существования человека – сознания, познания, деятельности, связей.

Пособие предназначено для студентов экономического факультета дневного и заочного отделения специальностей, 080105 «Финансы и кредит», 080507 «Менеджмент организации», 030301 «Психология».

 

ISBN

УДК

ББК

 

Вахренева П.Е., 2012.

«Ужас человеческого бытия состоит в том, что ничто существенное не вытекает ни из каких правил, ни из каких законов, и поэтому возобновляемый акт бытия – всегда тайна в смысле моего участия в нём».

М. Мамардашвили.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие ………………………………………………………………...7

ТЕМА I. ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ………….9

1.1. Место философии в системе духовной культуры…………………….9

1.2. Современное представление о философии…………………..……....16

1.3. Философия как мировоззрение……………………………………….17

1.4. Становление философии. Философия и мифология………………...21

1.5. Религиозная, философская и научная картины мира………………..24

1.6. Основные этапы развития философии и основные

достижения философии…………………………………………………….31

1.7. Предмет и методы философии. Особенности

философских проблем……………………………………………...............33

1.8. Основные функции философии…….………………………………....37

1.9. Структура философского знания

и типология философских учений………………………………………....39

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Проблемность философии в каждом времени – есть наше возобновляющееся участие в бытии, которое должно быть продумано заново, чтобы оно начало свершаться.

М.Мамардашвили.

 

В современных программах вузовского образования философия выступает как одна из основных гуманитарных – человекоформирующих дисциплин, необходимых для подготовки специалистов различного профиля. Отсюда важность теоретической грамотности в области философии. Философия – это «ходы мысли, которые легли в основание целых культур», отразив устройство бытия, и потому изучение философии составляет фундамент гуманитарной подготовки специалиста любого профиля во всём мире.

Истина проста. Сложен путь к истине. Философия облегчает этот путь к самым универсальным истинам общечеловеческого существования, которые являются уникальной школой рефлексивного мышления, призванного научить человека находить свое место в мире, определять границы личной свободы и меру ответственности за поступки.

Как лучшая школа разумного мышления, философия является сокровищницей самых высоких образцов мировой мысли. В подтверждение этого все формы философии сегодня превратились – «в науку о том, каким образом человек случается в этой жизни» – М. Мамардашвили. Поэтому курс выстроен с учётом центральности проблем человека, знание которых является профессионально необходимым для будущих руководителей, специалистов менеджмента, финансистов и психологов. Именно поэтому внимание акцентируется на человекоформирующей – антропологической проблематике, в которой пересекаются задачи социальной организации внутренних структур человека и проблемы культурной атмосферы вокруг человека.

Следует отметить, что в философии тема человека никогда не исчезала и не растворялась. Более того – она была стержнем, вокруг которого разворачивалась вся многомерность поисков путей возможного улучшения Бытия человека. С этой точки зрения данный подход к философии представляется оптимальным в принципе, без труда позволяя соединять традиционные темы философии с самыми актуальными проблемами современности, правильно оценивать историческое противоборство направлений, мирить самые альтернативные подходы, обнаруживая их историческую значимость.

Человеком быть по-прежнему трудно. Н.В. Гоголь считал, это «самой трудной исторической работой». Потому что, «нет никаких гарантий, способных человеку помочь автоматически стать человеком». В этом смысле, вся история – суть история самосозидания. Универсальный помощник в этом самосозидании – философия – «наука о ненаглядном», где «ненаглядное» – это то, что каждый рождает в себе сам, – личность!

Курс носит в основном теоретический характер и включает в себя основные проблемы целостного бытия человека и его основных способов существования, что позволяет показать взаимодополнительность различных концепций по отдельным философским проблемам.

С целью облегчить усвоение основных фундаментальных тем философии, курс акцентирует внимание на главных направлениях человеческого существования, которые выкристаллизовала мировая философская мысль: проблемы Бытия, человеческих связей – человеческого общества, культуры, ведущих духовных ценностей – сознания, познания человека, определяющих как общую культуру современного человека, так и метологическую грамотность будущего специалиста.

 

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Бакалавр (дипломи­рованный специалист) должен:

Понимать назначение философии в пространстве человеческого существования, её место и роль в культуре, иметь представление о структуре философского знания, об этапах его становления, о на­учных, философских и религиозных картинах мира, о на­значении человека в мире.

– Видеть смысл исторических учений о бытии человека, сложность взаимоотношения человека, природы, общества и культуры, связь духовного и телесного, биологиче­ского и социального, природного и культурного начал в человеке.

Иметь представление о хрупкости и назначении общественных структур, о месте человека в системе социальных связей, о цивилизационной культурной, формационной концепциях общественного развития.

– З нать условия формирования личности, понимать ответственность за сохранение жизни природы и культуры;

Уметь дифференцировать такие предельные понятия человеческого существования как свобода, ответственность, мораль, совесть, справедливость, право. Знать о нравственных обязанностях человека по отношению к другим и самому себе, уметь развести концепции насилия и ненаси­лия в истории.

Иметь представление о совершенном человеке в различных культурах, о роли этических, эстетических религиозных ценностях в человеческой жизни.

Владеть богатствомзнанийиметодовфилософского мышления, способами организации сознания и познания, уметь пользоваться многообразием форм человеческого знания, знать о соот­ношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррацио­нального в человеческой жизнедеятельности, соотношение знаний с духовными ценностями, их значение в творчестве и повседневной жизни;

 

Философская картина мира

На стадии формирования философское знание было тесно связано с научным знанием. В Ан­тичности философией назывался весь комплекс теоретиче­ских знаний, из которого затем выделились области конкрет­ных исследований. В современной философии существуют разделы, которые напрямую связаны с научным знанием — так называемые проблемы конкретно-научных дисциплин. Философия, так же как и наука, имеет эссенциалистскую направленность (направленность на сущность), в ней при­ветствуются логическая аргументация и доказательность выдвигаемых положений. С наукой философию сближает опора на рационально-теоретические методы исследова­ния, выработка достоверных, общезначимых принципов и положений. И в науке, и в философии знание выражается в рациональной форме, в виде понятий, суждений и умоза­ключений.

Однако, в отличие от философии, наука не носит миро­воззренческого характера, она ничего не говорит человеку о его жизненных, экзистенциальных нуждах. Предметом научного исследования в сфере гуманитарной, социальной или естественной является только один из полюсов мировоззренческого отношения: либо человек, либо мир. Ни одна наука не стремится прояснить фундаментальное миро­воззренческое отношение. Ни одна наука не решает вопроса о свободе, истине или красоте, хотя ее могут интересовать возможности человеческого сознания и воли, особенности восприятия физической реальности. Ни одна наука не выявляет уни­версальные связи и не проясняет фундаментальные пред­посылки бытия. Именно поэтому философию не следует отождествлять с наукой.

Изложению основных идей философской картины мира бу­дут посвящены все последующие страницы. Поэто­му здесь мы ограничимся лишь описанием основных прин­ципов, на которых строится философское миропонимание.

Философские картины мира чрезвычайно разнообразны. Фундамент философской картины мира составляет та или иная концепция бытия. О материалистическом и идеалис­тическом, рационалистическом и волюнтаристическом, мо­нистическом и плюралистическом и т.п. вариантах фило­софской картины мира мы уже говорили. Философская картина мира никогда не предполагает окончательных ответов. В философии отсутствует понятие сакрального, хотя некоторые философские учения могут утверждать принципиальную ограниченность человеческо­го разума. Тем не менее, это не пределы, задаваемые проти­вопоставлением естественных и сверхъестественных начал. В фи­лософии принципиально отсутствует идея личного Бога, но при этом в некоторых философских системах предлагается понятие «Абсолютной идеи» или «Мирового духа». Философия использует все данные, предоставляемые естественными или общественными науками, для решения принципиаль­ных мировоззренческих вопросов, но никогда не замыкает­ся в сфере эмпирической конкретики. Любая философская картина мира является лишь приглашением к размышле­нию и самостоятельному поиску, а не окончательной вер­сией мироздания.

 

Предмет и метод философии.

Основные функции философии

 

Основными функциями философии являются мировоззрен­ческая функция и человекоформирующая функции. Будучи теоретическим ядром мировоззрения, фило­софия осмысливает предельные основания культуры, зада­вая систему координат (координирующая функция) повседневной деятельности человека. Именно поэтому философию иногда называют самосозна­нием культуры.

Из мировоззренческой функции следует синтетическая функция. Философия является квинтэссенцией основных идей и ценностей той или иной исторической эпохи, объединяя в единое смысловое целое различные формы культуры. Фи­лософия представляет собой такую форму духовной куль­туры, которая выступает интегратором всех других форм. От того синтетическую функцию иногда называют интегрирующей функцией.

Еще одной важной функцией философии является кри­тическая функция. Осуществляя рефлексию над предельными осно­ваниями культуры, философия подвергает сомнению идеи и смыслы, утратившие современность и актуальность. Мож­но сказать, что культурный прогресс возможен только по­тому, что человек способен ставить под сомнение устояв­шиеся правила и заглядывать за привычные горизонты. Критичность является основой движения философской мысли. Особенно, если вспомнить, что философия вообще началась как сомнение в досто­верности предлагаемого мифом знания о мире. Наиболее развернутую теорию, в которой проясняется критический характер философии, предложил в Новое вре­мя Р. Декарт. Принцип методологического сомнения он по­ложил в основу любого размышления. Без сомнения мыш­ление не может начаться. Единственным несомненным для человека фактом является факт его собственного мышления. Таким образом, способность мыслить становится гарантом существования индивида. Начав с принципа методологиче­ского сомнения, Р. Декарт пришел к формулировке своего известного положения «Cogito ergo sum» – Мыслю, следова­тельно, существую.

Методологическая функция философии заключается в определении общих правил и принципов научной деятель­ности. Наука не может самостоятельно отрефлексировать собственные предпосылки, функцию «стороннего», осмыс­ляющего внешнего взгляда выполняет философия. В рамках филосо­фии намечаются новые перспективы научного знания и формируются стандарты научности. Кроме того, филосо­фия задает науке единые парадигмы, не­обходимые для обеспечения единства исследований как в рамках одной научной дисциплины, так и в сфере междис­циплинарных исследований.

Таков минимум понимания философии до философии. В этом плане предмет философии и близок каж­дому человеку, и далек от него. Близок людям, поскольку у каждого в голове есть свой «царь» – мозг, и своё «цар­ство мыслей», использовать которые можно примерно так же, как электролампочки. Такие мысли-представления доступны всем людям.

Но предмет философии, обнимая смысловую организацию мира и сложен и небезопасен, как, скажем, провода высокого напряжения. «Царство разума» и мысли и смыслов утверждает свою правду в духовно-онтологических формах метафизики, мировоззрения, науки, здра­вого смысла, бессознательного. Эти континенты разума образуют своеобразную онтологическую карту предмета философии:

1) принципы метафизики – философского осмысления мира;

2) формы мировоззренческого мышления человека;

3) универсальные научные методологии;

4) культурные формы самоутверждения человека;

«Царство разума» целиком присутствует в каждой из форм своего проявления, различие между которыми определяются доминированием одного из принципов мышления. Итак, философия – это пространство мудрости. Но как выбирать эту мудрость?

 

«Всё сложное – на самом деле просто, но в простоте свои таятся трудности,

Так поучал задумчиво философ, а философия – любовь к подобной мудрости.

И поклоняется мыслитель только истине, и это всё? –

Ученики спросили искренне. – Нет не совсем, секрет не утаю;

Ведь каждый любит истину свою….»

 

Как высочайшая мудрость звучит гоголевская мысль о том, что самая трудная историческая работа – быть человеком! У маленького человека и мир маленький. Или ещё – самое главное человеческое качество – умение соединять людей.

Философской мудростью полнится и история Православия, которое говорит нам: «Каков творец, таков и мир им созданный». Мудростью наполнены и многие его заповеди. Например, русский философ К.Леонтьев, рассказывает, в своих дневниках, что как-то Филарету (метрополит) донесли, что священник молился за убийцу, на что мудрый Филарет ответил: молись и ты, брат, – по любви и сострадание.

Своё понимание мудрости у современной науки психологии, которая сегодня становится наукой о самоорганизации личности, где душа – квинтессенция психологических структур, ответственных за тело. Ведь если психологические структуры не сформированы, зло поселяется внутри человека. Там, где нет порядка, царствует беспорядок – безличность (без различения лица), предопределяя энтропию – распад личностных структур.

Один из самых авторитетных философов Европы – К. Ясперс мудро считал, например, что достигнуть возможного, может только тот, кто хочет невозможного. Бытие человека начинается с противостояния действительного и возможного.

Платон считал, что великодушие – это величие души, соединённое с разумом. Поэтому о себе тоже стоит похлопотать, если смысл хлопот – величие души.

Страхология – наука о страхах, одна из «вершин» западной психологии, считает, что самый страшный страх – не состояться. Философия, как западная, так и отечественная, считают так же. Поэтому лучший подарок миру – это подарить себя полноценного. Потому что мир совершенствуется через каждого из нас, – напоминает Н. Гоголь, ибо без индивидуальной работы души культура наполняется мёртвыми душами, не способными к продолжению культурного бытия.

Античная философия

 

Античная философия – философия Древней Греции и Древнего Рима, VI век до нашей эры – V век нашей эры. Это первая форма фи­лософии, появившаяся на фонемифа. Тем не менее, она внесла исключительный вклад в развитие мировой культуры, задала основные темы философствования последующих тысячелетий. В иде­ях Античности черпали вдохновение философы различных эпох. Именно Античность не только предложила сам термин «философия», но и определила особенности этого типа ду­ховной активности человека. Именно в ней следует искать ответ на вопрос: «Зачем нужна философия, что это за потребность, и как это случилось, что люди начали философствовать»? А появилась она, когда конкретными людьми, с конкретными именами, были выполнены какие-то самостоятельные (нетрадиционные), индивидуальные – неритуальные, философские акты мышления, которые в отличие от мифологии уже датировались и были названы философскими.

В античной философии выделяют следующие этапы.

Появление философии на фоне мифа. (М. Мамардашвили)

Ранний, архаический (стихийный период) – досократический или натурфилософский – VI век – начало V века до нашей эры.

Основными школами этого периода являются:

– школа милетцев – известна как школа 7 мудрецов – Диоген, Гомер, Гесиод, и школа натуралистов – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен;

– школа Пифагора и пифагорейцев, кличка – божественный, так как впервые высказал мысль о том, что в основе всего – порядок, он впервые назвал вселенную космосом и дал современное название философии, до этого философия называлась целомудрием – термин Гераклита;

– школа элеатов: Парменид, Зенон, Ксенофан;

– школа атомистов, представителями которой являлись Левкипп и Де­мокрит – первый энциклопедически образованный ум древних греков,

– Гераклит Эмпедокл и Анаксагор;

Все – естествоиспытатели, энциклопедисты, путешественники, инженеры. Диоген, Эмпедокл, Гераклит, Евклид, Платон – наследники царских родов. Когда Диоген спросил у Сократа мнение о сочинениях Гераклита, впервые заговорившего о качестве населения, Сократ ответил, что понял – великолепно, что не понял, думаю – тоже.

Все они утверждали что-то очень важное о мире, стремясь выделить некие абстрактные принципы, посредством которых люди понимают мир: вода, огонь, атом, число – всё это были первичные принципы понимания мира. Для нас здесь значимо то, что философия начиналась с понимания мира, с вопроса о том, каким должен быть мир? – и поскольку это не само собой разумеется, т.е. из природного существования не вытекает, – и значит, является историческим не природным актом – мы можем констатировать, что философия появляется, когда мир превращается в проблему. А сама «проблема» возникает, когда есть что-то непонятное. Все эти вопросы возникли, когда гармония мифологического как соразмерности и соизмеримости человека с зооморфными и полубожественными существами оказалась недостаточной. Необходимо было изобрести такие способы существования, такие сущностные качества выживания, которых природа не знала. И если мы это поняли, то мы ни на минуту не должны забывать и то, что человек – это существо, которое есть в той мере, какой он самосозидается какими – то средствами, не данными в самой природе. Человек вообще не может происходить автоматически, в том числе ни из механизма каких-либо эволюций. И в этом смысле он не произошёл от обезьяны, ибо «человеческое» ни в какой обезьяне не заложено. С этой точки зрения миф – это тщательно разработанная система нейтрализации оппозиции «культура – природа», через внесение порядка в то, что без мифа было бы хаосом. То есть миф уже был способом организации и конструирования человеческих сил и самого человека, а не представление о мире, – правильное или неправильное. Миф не представление, а восполнение человеком себя в бытии, через ритуалы, магию, символы, которые обеспечивали длительность и форму чувств. Сами мифические существа уже сверхъестественны и существуют потому, что способны на невозможное бытие. Потому и появились. Они и есть способы для внесения порядка в нечто, что само по себе порядком не обладает, и было бы хаосом. Ибо нет такого основания в природе, которое само действовало бы, порождая в человеке человеческое. Человеку не на что положиться вне самого себя, нет ни гарантий, ни фундамента для человеческих состояний. В этом смысле человек есть существо как бы случайное, не имеющее никаких оснований. Если в животном мире отношения между полами регулируют инстинкты, то человек устанавливает – познаёт – (культурный феномен) разницу между полами. Сам факт сексуальных отклонений говорит о том, что инстинкт понимания разницы полов нам не дан. Факт сексуальной амбивалентности (так называемые извращения) подтверждают это. И эти отклонения напоминают, что человеку не на что положиться, нет закодированных самодействующих природных механизмов. Никто и ничто не обеспечит за него полезного эффекта. Даже сформированные способности памяти, любви, привязанности рассеиваются, если мы их не воспроизводим. Само по себе природное время несёт хаос и распад становится символом произвола и смерти, а то, что осмелилось им противостоять, через установление связи с «вневременным», появляется как нечто человеческое, вносящее какую-либо разновидность порядка, воспроизводящегося над неупорядоченной жизнью. Эта связь человека с «вневременным» началом фундаментальна, и весьма существенна. Дело в том, что она носит «конструктивный» характер по отношению к человеку, и необходима, чтобы человек раздался, прибавился, стал могущественнее.

Таким образом, миф – это такой культурный котёл, в котором человек варится, и в этом котле продуцируется нечто, природой не порождаемое. И котёл этот тоже человеческое изобретение, определяющее упорядоченность человеческих состояний и сам феномен человека, где человек рождается через соотнесённость с вневременным, – сверхприродным – сверхъестественным – в религиях с Богом – символом сверхвозможного. Поэтому выражение: «Мы от Бога» выражает фактически техническую процедуру соотнесения. А религия – новый «котёл», в котором вырабатывались связующие людей моральные, юридические нормы сосуществования, государственные связи как островки порядка. И это уже порог в храм философии. Первый вопрос – удивление на этом пути: «Почему есть нечто, а ни ничто? Почему существует порядок»? Допустим, нет справедливости, совести, любви, чести. Но это и не вызывает удивление. Философ удивляется тому, что вообще что-то есть. Не отсутствию совести, а тому, что она хоть где-то, хоть у кого-то есть. Это и есть основной вопрос философии, как возникает человеческое, мысль, как способ самосозидания, без которой человека не было бы. В этом смысле философия как неприродное основание, тоже оказываетсяизобретённым способом самоконструирования, одним из орудий самосозидания человека в его личностном аспекте, а значит должна быть техника самоконструирования, которое осуществляется через непрерывное трансцендирование себя.

Трансцендирование – это выход человека за данную ему стихийно природную ситуацию, преодоление себя, – «выскакивание за естественный ход событий, причём такой выход, который позволял бы овладеть чем-то в себе, то есть, установить какой-то порядок внутри себя. Без этого выхода за рамки природно данного нет человека. И вся философия состоит из понятий, фиксирующих этот результат актов непрерывного трансцендирования не обычными словами, а понятиями особого рода (не просто фиксирующимиобъект), а понятиями, отражающими производство человеческого в человеке. И сама философия становится учением о бытии. Потому что никакого бытия нет без трансцендирования, или внеприродных оснований. Бытием называется нечто, что, есть только в этом сцеплении человека с не данными природой основаниями – (ритуал, например, или культура, или другой человек), зависит от человека, и его актов бытия. Без этих актов бытия, нет никакого человека, т.е. нечто включает не только человека, но и его бытие. Поэтому можно сказать, что бытие есть существование такого существа, которое способно позаботиться о своём существовании.

Основные идеи, раннего этапа греческого философствования.

Преодолев мифологическое мировоззрение и теоцентризм, греки первыми попытались осмыслить мир в целом не через фантазию и веру, а через разум, приоритет знания перед стихийным мышлением. Вместо вопроса: Кто породил мир? Они стали задавать вопрос: Как произошёл мир?

Цент­ральной проблематикой раннего этапа античной филосо­фии является онтологическая – проблема первоначал, их единства и «физис» – сущность всех вещей, структурность, строение, текучесть, взаимодействие бытия и небытия, мир в динамике перемен. Поэтому первых греческих философов часто называют физиками от слова «физос» – природа, а философию – натурфилософией. Ввели понятие космоса – как порядка (досл. перевод) и первоосновы всего сущего, которое устроено по типу живого разумного человеческого существа. Ввели понятие Логоса – закономерного порядка. И поскольку человек существует в гармоническом космосе, который подчиняется логосу, возникает идея космоцентризма. Гераклит и Зенон закладывают основы диалектики: среди них идея изменчивости мира, вечного потока, всеобщей взаимосвязи и борьбы, и идея развития через противоречия.

Классический этап, V век до нашей эры – IV век нашей эры.

Основными школами этого периода являются софисты: Горгий, Гиппий, Продик, Протагор, Антисфен и др.); поначалу примыкавший к софистам, а затем критиковавший их Сократ, скульптор человеческих душ. – Цицерон считал, что он спустил философию с неба, заставив её служить человеку. Его девиз: «Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя». Ему мало было пифагоровской гармонии и гераклитовской текучести, поэтому он обращает внимание на то, что жизнь – искусство, и этому искусству надо учить;

Затем идёт Платон и его школа – Академия; Аристотель и его школа – Лицей. – Высокая классика формирует основную философскую проблематику, и определяет поворот к человеку, который сам созидает мир и становится мерой всех вещей.

Главные темы классическо­го периода.

Сущность человека, особенности его позна­ния, синтез философского

знания, построение универсаль­ной философии, её деление на мир идей и мир вещей. Именно в это время была сформулирована идея чистой теоретической философии, и её первичности по отношению к другим формам знания. Греки мыслят космос упорядоченным и гармоничным, та­ким же упорядоченным и гармоничным построенным на принципах теоретической философии предстает античный человек. Проблема зла и неполноты человеческой природы интерпретируется как проблема недостатка подлинного знания, который можно восполнить с помощью философии. Главное направление классического периода – антропоцентризм и гносеология; впервые отрабатывается логика понятий.

Эллинистический – IV век до нашей эры – V век нашей эры. Эпоха завоеваний А. Македонского.

Основными школами этого периода являются:

– Эпикур и эпикурейцы – Лукреций Кар;

– стоики – Зенон, Хрисипп, Панэций, Посидоний;

– неостоики – Сенека, Эпиктет и др.;

– скептики – Пиррон, Секст Эмприк и др.;

– киники – Антисфен, Диоген и др.;

– неоплатоники – Плотин, Прокл, и другие.

Ос­новными темами этого периода античной философии явля­ются проблемы конструктивного бытия, отношений человека и общества, Божественной воли и свободы, морали и удовольствия, чувственного и сверхчувственного, счастья и смысла жизни, структуры души и её взаимодействие с космосом.

Главная проблематика эл­линизма – аксиологическая и праксеологическая. В эллинистический период идея гармоничности, зако­носообразности мироздания и разумности человека была переинтерпретирована в релятивистском духе, но не утра­тила значимости, определяя мировоззрение и поздней Ан­тичности. Можно сказать, что древние мыслители «загово­рили» мир, убрав из него хаос и небытие, а универсальным средством для этого выступила философия.

 

Среди основных особенностей Античной философии можно перечислить:

– отделение философии от физического труда.

– синкретизм – слитность знания как ценность любого обобщения.

– гилозоизм – как одушевление природы и взаимосвязь человека и природы.

– космоцентризм, с которого начинается универсализм мышления.

– слияние космоцентризма с антропоцентризмом.

– целомудрие – мудрость в целом.

– стихийный материализм – натурфилософия, как необходимое знание.

– человек в ней мыслится как центр культуры, рождается этика добродетелей. Основной её принцип: «Что бы ты не делал, количество добра должно увеличиваться». На смену концепции страдающего человека приходит концепция действующего человека.

– Вся философия пронизана стихийной диалектикой и идеей развития.

Итак, значение Античности включает три варианта ответов.

– Греция – устарела и надо забыть.

– Греция – недосягаемый образец.

– Греция – родоначальница теорий, которые оказываются способными к развитию в течение 2000 лет. – Два последних ответа – правильные уже потому, что культура не возникает из ничего.

 

Философия эпохи Возрождения

В эпоху Возрождения – XV–XVI веков европейское чело­вечество пережило настоящий революционный переворот, сутью которого стало освобождение культуры от религиоз­ного диктата. В это время появляется светское искусство, светская философия, политика, очищенная от религиозных предписаний. Противопоставив себя средневековому спо­собу жизни, обесценив его, европейское человечество по­пыталось сначала осознать, а затем и сформировать себя по-новому. Образец Возрождение нашло в Античности и во всем стремилось ему подражать.

Характерной чертой философии Возрождения является антропоцентризм. Человек становится главным предметом философии, которая постепенно вырабатывает новый иде­ал личности. Веяния Ренессанса поначалу появляются в искусстве, а затем распространяются на этическую философию и другие разделы философского знания. Гуманисты эпохи Возрождения вслед за античны­ми мыслителями утверждают единство человека и космоса. Однако теперь вместо подчинения логосу провозглашается безграничная свобода личности, которая не столько при­спосабливается к миру, сколько преобразует его. Филосо­фы Возрождения считают, что человек может познать зако­ны природы и на основе этого знания управлять ею. Гуманизм Ренессанса связан с представлением о безгра­ничных возможностях человека, которые обес­печиваются еще и тем, что человек выступает хозяином своей судьбы.

В философии Возрождения впервые появляются панте­истические идеи, отождествляющие природу и Бога. След­ствием пантеизма являются гилозоизм – идея всеобщей оживленности природы и панпсихизм – идея всеобщей одушевленности природы. Для мышления этой эпохи ха­рактерен пристальный интерес не только к естественнона­учным изысканиям, но и к магии, алхимии, астрологии. Философия Ренессанса связана с мистикой. В противовес креационизму Средневековья Возрождение предлагает принцип деизма, согласно которому Бог творит мир, но за­тем в дела мира не вмешивается. Средневековая идея про­виденциализма заменяется принципом детерминизма. Большинство философских концепций Возрождения носит натурфилософский характер. Ренессансная натурфилосо­фия служит своеобразным способом преодоления средне­вековых схоластических идей.

Основными представителями философии эпохи Воз­рождения являются Николай Кузанский, Джироламо Саво­нарола, Николай Коперник, Эразм Ротердамский, Никколо Макиавелли, Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Мишель Монтень и др. Филосо­фия Возрождения подготовила возникновение основных идей Нового времени.

Постклассическая философия

 

К постклассической философии относят ряд философ­ских учений XIX – начала XX веков, в которых переосмысли­ваются центральные положения классической философии и закладываются основные принципы философствования XX века.

Постклассическая философия представляет собой переходный этап от классики к модерну и постмодерну, од­нако, несмотря на «переходность», не следует преумень­шать ценности постклассических философских концепций. Достаточно сказать, что представителями этой «переходной» философии являются Артур Шопенгауэр, Сёрен Кьеркегор, Карл Маркс, Фридрих Ницше, Анри Бергсон, Вильгельм Дильтей, Освальд Шпенглер, Огюст Конт, Уильям Джеймс, Чарльз Пирс и др.

Основными школами постклассической философии считаются философия воли и философия жиз­ни, неокантианство, марксизм, позитивизм и прагматизм.

Общей характеристикой философских учений этого пе­риода, пожалуй, за исключением марксизма, является ирра­ционализм, связанный с переосмыслением категории бытия. Бытие перестает отождествляться с разумом и предстает в виде воли, жизни, практики, опыта и т.п.

Постепенно про­исходит трансформация взглядов на природу человека, ко­торый более не рассматривается как существо, главной ха­рактеристикой которого является разумность, и предстает во всем богатстве своих жизненных воплощений. Постклассическая философия предлагает также новый взгляд на историю, отказываясь от квалификации ее как однозначно линейного процесса или переосмысливая исторический процесс на материалистических началах.

Философия воли и философия жизни

Совре­менник Г. Гегеля А. Шопенгауэр считается создателем философии воли и родоначальником современного иррацио­нализма. Его концепцию называют также волюнтаризмом. Сущность жизни и человека А. Шопенгауэр обнаруживает в воле. Ничем неограниченная Мировая воля порождает все события и явления мира и при этом сама не имеет ос­новы. Воля понимается

А. Шопенгауэром как бесконечное стремление без цели. Человек – орудие воли, в его жела­ниях и стремлениях воля находит адекватное воплощение. По мысли А. Шопенгауэра, человек не может вырваться из круга желаний. Единственным способом ослабления жела­ния А. Шопенгауэр считает чистое созерцание без цели.

Дал



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.104.238 (0.081 с.)