Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Международный институт компьютерных технологий↑ Стр 1 из 39Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН ВАХРЕНЕВА П.Е. ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ. ОСНОВЫ ТЕОРИИ для экономического и технических факультетов. Воронеж 2012
УДК ББК В Рецензенты: Бубнов Ю.А. – профессор, доктор философских наук, заведующий кафедрой истории философии ФИПСИ, декан философского факультета Воронежского государственного университета. Кравец А.С. – профессор доктор философских, заведующий кафедрой онтологии и гносеологии Воронежского государственного университета. Вахренева П.Е. Лекции по философии: основы теории – Учебное пособие для студентов Международного института компьютерных технологий. – Воронеж: Издательство МИКТ, 2012. – 220с.
Предлагаемое учебное пособие разработано на основе государственных стандартов высшего профессионального образования второго поколения по одному из базовых курсов: «Философия» и содержит все необходимые разделы лекционного курса для вузов. Пособие анализирует в основном теоретические проблемы философии, даёт современную трактовку её предмета, структуры и методов в системе современного гуманитарного знания, рассматривает назначение, функции, типологию, состав и содержание современного философского знания. Особое внимание уделяется центральности антропологического принципа, проблеме взаимосвязи философии, культуры и личности, необходимости воспроизводства глобальных метафизических структур, ответственных за продолжение человеческого бытия, динамике философских смыслов в культуре. Анализируются проблемы единства бытия природы, общества и личности, значение исторических способов существования человека – сознания, познания, деятельности, связей. Пособие предназначено для студентов экономического факультета дневного и заочного отделения специальностей, 080105 «Финансы и кредит», 080507 «Менеджмент организации», 030301 «Психология».
ISBN УДК ББК
Вахренева П.Е., 2012. «Ужас человеческого бытия состоит в том, что ничто существенное не вытекает ни из каких правил, ни из каких законов, и поэтому возобновляемый акт бытия – всегда тайна в смысле моего участия в нём». М. Мамардашвили. ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие ………………………………………………………………...7 ТЕМА I. ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ………….9 1.1. Место философии в системе духовной культуры…………………….9 1.2. Современное представление о философии…………………..……....16 1.3. Философия как мировоззрение……………………………………….17 1.4. Становление философии. Философия и мифология………………...21 1.5. Религиозная, философская и научная картины мира………………..24 1.6. Основные этапы развития философии и основные достижения философии…………………………………………………….31 1.7. Предмет и методы философии. Особенности философских проблем……………………………………………...............33 1.8. Основные функции философии…….………………………………....37 1.9. Структура философского знания и типология философских учений………………………………………....39
ПРЕДИСЛОВИЕ
Проблемность философии в каждом времени – есть наше возобновляющееся участие в бытии, которое должно быть продумано заново, чтобы оно начало свершаться. М.Мамардашвили.
В современных программах вузовского образования философия выступает как одна из основных гуманитарных – человекоформирующих дисциплин, необходимых для подготовки специалистов различного профиля. Отсюда важность теоретической грамотности в области философии. Философия – это «ходы мысли, которые легли в основание целых культур», отразив устройство бытия, и потому изучение философии составляет фундамент гуманитарной подготовки специалиста любого профиля во всём мире. Истина проста. Сложен путь к истине. Философия облегчает этот путь к самым универсальным истинам общечеловеческого существования, которые являются уникальной школой рефлексивного мышления, призванного научить человека находить свое место в мире, определять границы личной свободы и меру ответственности за поступки. Как лучшая школа разумного мышления, философия является сокровищницей самых высоких образцов мировой мысли. В подтверждение этого все формы философии сегодня превратились – «в науку о том, каким образом человек случается в этой жизни» – М. Мамардашвили. Поэтому курс выстроен с учётом центральности проблем человека, знание которых является профессионально необходимым для будущих руководителей, специалистов менеджмента, финансистов и психологов. Именно поэтому внимание акцентируется на человекоформирующей – антропологической проблематике, в которой пересекаются задачи социальной организации внутренних структур человека и проблемы культурной атмосферы вокруг человека. Следует отметить, что в философии тема человека никогда не исчезала и не растворялась. Более того – она была стержнем, вокруг которого разворачивалась вся многомерность поисков путей возможного улучшения Бытия человека. С этой точки зрения данный подход к философии представляется оптимальным в принципе, без труда позволяя соединять традиционные темы философии с самыми актуальными проблемами современности, правильно оценивать историческое противоборство направлений, мирить самые альтернативные подходы, обнаруживая их историческую значимость. Человеком быть по-прежнему трудно. Н.В. Гоголь считал, это «самой трудной исторической работой». Потому что, «нет никаких гарантий, способных человеку помочь автоматически стать человеком». В этом смысле, вся история – суть история самосозидания. Универсальный помощник в этом самосозидании – философия – «наука о ненаглядном», где «ненаглядное» – это то, что каждый рождает в себе сам, – личность! Курс носит в основном теоретический характер и включает в себя основные проблемы целостного бытия человека и его основных способов существования, что позволяет показать взаимодополнительность различных концепций по отдельным философским проблемам. С целью облегчить усвоение основных фундаментальных тем философии, курс акцентирует внимание на главных направлениях человеческого существования, которые выкристаллизовала мировая философская мысль: проблемы Бытия, человеческих связей – человеческого общества, культуры, ведущих духовных ценностей – сознания, познания человека, определяющих как общую культуру современного человека, так и метологическую грамотность будущего специалиста.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины Бакалавр (дипломированный специалист) должен: – Понимать назначение философии в пространстве человеческого существования, её место и роль в культуре, иметь представление о структуре философского знания, об этапах его становления, о научных, философских и религиозных картинах мира, о назначении человека в мире. – Видеть смысл исторических учений о бытии человека, сложность взаимоотношения человека, природы, общества и культуры, связь духовного и телесного, биологического и социального, природного и культурного начал в человеке. – Иметь представление о хрупкости и назначении общественных структур, о месте человека в системе социальных связей, о цивилизационной культурной, формационной концепциях общественного развития. – З нать условия формирования личности, понимать ответственность за сохранение жизни природы и культуры; – Уметь дифференцировать такие предельные понятия человеческого существования как свобода, ответственность, мораль, совесть, справедливость, право. Знать о нравственных обязанностях человека по отношению к другим и самому себе, уметь развести концепции насилия и ненасилия в истории. – Иметь представление о совершенном человеке в различных культурах, о роли этических, эстетических религиозных ценностях в человеческой жизни. – Владеть богатствомзнанийиметодовфилософского мышления, способами организации сознания и познания, уметь пользоваться многообразием форм человеческого знания, знать о соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, соотношение знаний с духовными ценностями, их значение в творчестве и повседневной жизни;
Философская картина мира На стадии формирования философское знание было тесно связано с научным знанием. В Античности философией назывался весь комплекс теоретических знаний, из которого затем выделились области конкретных исследований. В современной философии существуют разделы, которые напрямую связаны с научным знанием — так называемые проблемы конкретно-научных дисциплин. Философия, так же как и наука, имеет эссенциалистскую направленность (направленность на сущность), в ней приветствуются логическая аргументация и доказательность выдвигаемых положений. С наукой философию сближает опора на рационально-теоретические методы исследования, выработка достоверных, общезначимых принципов и положений. И в науке, и в философии знание выражается в рациональной форме, в виде понятий, суждений и умозаключений. Однако, в отличие от философии, наука не носит мировоззренческого характера, она ничего не говорит человеку о его жизненных, экзистенциальных нуждах. Предметом научного исследования в сфере гуманитарной, социальной или естественной является только один из полюсов мировоззренческого отношения: либо человек, либо мир. Ни одна наука не стремится прояснить фундаментальное мировоззренческое отношение. Ни одна наука не решает вопроса о свободе, истине или красоте, хотя ее могут интересовать возможности человеческого сознания и воли, особенности восприятия физической реальности. Ни одна наука не выявляет универсальные связи и не проясняет фундаментальные предпосылки бытия. Именно поэтому философию не следует отождествлять с наукой. Изложению основных идей философской картины мира будут посвящены все последующие страницы. Поэтому здесь мы ограничимся лишь описанием основных принципов, на которых строится философское миропонимание. Философские картины мира чрезвычайно разнообразны. Фундамент философской картины мира составляет та или иная концепция бытия. О материалистическом и идеалистическом, рационалистическом и волюнтаристическом, монистическом и плюралистическом и т.п. вариантах философской картины мира мы уже говорили. Философская картина мира никогда не предполагает окончательных ответов. В философии отсутствует понятие сакрального, хотя некоторые философские учения могут утверждать принципиальную ограниченность человеческого разума. Тем не менее, это не пределы, задаваемые противопоставлением естественных и сверхъестественных начал. В философии принципиально отсутствует идея личного Бога, но при этом в некоторых философских системах предлагается понятие «Абсолютной идеи» или «Мирового духа». Философия использует все данные, предоставляемые естественными или общественными науками, для решения принципиальных мировоззренческих вопросов, но никогда не замыкается в сфере эмпирической конкретики. Любая философская картина мира является лишь приглашением к размышлению и самостоятельному поиску, а не окончательной версией мироздания.
Предмет и метод философии. Основные функции философии
Основными функциями философии являются мировоззренческая функция и человекоформирующая функции. Будучи теоретическим ядром мировоззрения, философия осмысливает предельные основания культуры, задавая систему координат (координирующая функция) повседневной деятельности человека. Именно поэтому философию иногда называют самосознанием культуры. Из мировоззренческой функции следует синтетическая функция. Философия является квинтэссенцией основных идей и ценностей той или иной исторической эпохи, объединяя в единое смысловое целое различные формы культуры. Философия представляет собой такую форму духовной культуры, которая выступает интегратором всех других форм. От того синтетическую функцию иногда называют интегрирующей функцией. Еще одной важной функцией философии является критическая функция. Осуществляя рефлексию над предельными основаниями культуры, философия подвергает сомнению идеи и смыслы, утратившие современность и актуальность. Можно сказать, что культурный прогресс возможен только потому, что человек способен ставить под сомнение устоявшиеся правила и заглядывать за привычные горизонты. Критичность является основой движения философской мысли. Особенно, если вспомнить, что философия вообще началась как сомнение в достоверности предлагаемого мифом знания о мире. Наиболее развернутую теорию, в которой проясняется критический характер философии, предложил в Новое время Р. Декарт. Принцип методологического сомнения он положил в основу любого размышления. Без сомнения мышление не может начаться. Единственным несомненным для человека фактом является факт его собственного мышления. Таким образом, способность мыслить становится гарантом существования индивида. Начав с принципа методологического сомнения, Р. Декарт пришел к формулировке своего известного положения «Cogito ergo sum» – Мыслю, следовательно, существую. Методологическая функция философии заключается в определении общих правил и принципов научной деятельности. Наука не может самостоятельно отрефлексировать собственные предпосылки, функцию «стороннего», осмысляющего внешнего взгляда выполняет философия. В рамках философии намечаются новые перспективы научного знания и формируются стандарты научности. Кроме того, философия задает науке единые парадигмы, необходимые для обеспечения единства исследований как в рамках одной научной дисциплины, так и в сфере междисциплинарных исследований. Таков минимум понимания философии до философии. В этом плане предмет философии и близок каждому человеку, и далек от него. Близок людям, поскольку у каждого в голове есть свой «царь» – мозг, и своё «царство мыслей», использовать которые можно примерно так же, как электролампочки. Такие мысли-представления доступны всем людям. Но предмет философии, обнимая смысловую организацию мира и сложен и небезопасен, как, скажем, провода высокого напряжения. «Царство разума» и мысли и смыслов утверждает свою правду в духовно-онтологических формах метафизики, мировоззрения, науки, здравого смысла, бессознательного. Эти континенты разума образуют своеобразную онтологическую карту предмета философии: 1) принципы метафизики – философского осмысления мира; 2) формы мировоззренческого мышления человека; 3) универсальные научные методологии; 4) культурные формы самоутверждения человека; «Царство разума» целиком присутствует в каждой из форм своего проявления, различие между которыми определяются доминированием одного из принципов мышления. Итак, философия – это пространство мудрости. Но как выбирать эту мудрость?
«Всё сложное – на самом деле просто, но в простоте свои таятся трудности, Так поучал задумчиво философ, а философия – любовь к подобной мудрости. И поклоняется мыслитель только истине, и это всё? – Ученики спросили искренне. – Нет не совсем, секрет не утаю; Ведь каждый любит истину свою….»
Как высочайшая мудрость звучит гоголевская мысль о том, что самая трудная историческая работа – быть человеком! У маленького человека и мир маленький. Или ещё – самое главное человеческое качество – умение соединять людей. Философской мудростью полнится и история Православия, которое говорит нам: «Каков творец, таков и мир им созданный». Мудростью наполнены и многие его заповеди. Например, русский философ К.Леонтьев, рассказывает, в своих дневниках, что как-то Филарету (метрополит) донесли, что священник молился за убийцу, на что мудрый Филарет ответил: молись и ты, брат, – по любви и сострадание. Своё понимание мудрости у современной науки психологии, которая сегодня становится наукой о самоорганизации личности, где душа – квинтессенция психологических структур, ответственных за тело. Ведь если психологические структуры не сформированы, зло поселяется внутри человека. Там, где нет порядка, царствует беспорядок – безличность (без различения лица), предопределяя энтропию – распад личностных структур. Один из самых авторитетных философов Европы – К. Ясперс мудро считал, например, что достигнуть возможного, может только тот, кто хочет невозможного. Бытие человека начинается с противостояния действительного и возможного. Платон считал, что великодушие – это величие души, соединённое с разумом. Поэтому о себе тоже стоит похлопотать, если смысл хлопот – величие души. Страхология – наука о страхах, одна из «вершин» западной психологии, считает, что самый страшный страх – не состояться. Философия, как западная, так и отечественная, считают так же. Поэтому лучший подарок миру – это подарить себя полноценного. Потому что мир совершенствуется через каждого из нас, – напоминает Н. Гоголь, ибо без индивидуальной работы души культура наполняется мёртвыми душами, не способными к продолжению культурного бытия. Античная философия
Античная философия – философия Древней Греции и Древнего Рима, VI век до нашей эры – V век нашей эры. Это первая форма философии, появившаяся на фонемифа. Тем не менее, она внесла исключительный вклад в развитие мировой культуры, задала основные темы философствования последующих тысячелетий. В идеях Античности черпали вдохновение философы различных эпох. Именно Античность не только предложила сам термин «философия», но и определила особенности этого типа духовной активности человека. Именно в ней следует искать ответ на вопрос: «Зачем нужна философия, что это за потребность, и как это случилось, что люди начали философствовать»? А появилась она, когда конкретными людьми, с конкретными именами, были выполнены какие-то самостоятельные (нетрадиционные), индивидуальные – неритуальные, философские акты мышления, которые в отличие от мифологии уже датировались и были названы философскими. В античной философии выделяют следующие этапы. Появление философии на фоне мифа. (М. Мамардашвили) Ранний, архаический (стихийный период) – досократический или натурфилософский – VI век – начало V века до нашей эры. Основными школами этого периода являются: – школа милетцев – известна как школа 7 мудрецов – Диоген, Гомер, Гесиод, и школа натуралистов – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен; – школа Пифагора и пифагорейцев, кличка – божественный, так как впервые высказал мысль о том, что в основе всего – порядок, он впервые назвал вселенную космосом и дал современное название философии, до этого философия называлась целомудрием – термин Гераклита; – школа элеатов: Парменид, Зенон, Ксенофан; – школа атомистов, представителями которой являлись Левкипп и Демокрит – первый энциклопедически образованный ум древних греков, – Гераклит Эмпедокл и Анаксагор; Все – естествоиспытатели, энциклопедисты, путешественники, инженеры. Диоген, Эмпедокл, Гераклит, Евклид, Платон – наследники царских родов. Когда Диоген спросил у Сократа мнение о сочинениях Гераклита, впервые заговорившего о качестве населения, Сократ ответил, что понял – великолепно, что не понял, думаю – тоже. Все они утверждали что-то очень важное о мире, стремясь выделить некие абстрактные принципы, посредством которых люди понимают мир: вода, огонь, атом, число – всё это были первичные принципы понимания мира. Для нас здесь значимо то, что философия начиналась с понимания мира, с вопроса о том, каким должен быть мир? – и поскольку это не само собой разумеется, т.е. из природного существования не вытекает, – и значит, является историческим не природным актом – мы можем констатировать, что философия появляется, когда мир превращается в проблему. А сама «проблема» возникает, когда есть что-то непонятное. Все эти вопросы возникли, когда гармония мифологического как соразмерности и соизмеримости человека с зооморфными и полубожественными существами оказалась недостаточной. Необходимо было изобрести такие способы существования, такие сущностные качества выживания, которых природа не знала. И если мы это поняли, то мы ни на минуту не должны забывать и то, что человек – это существо, которое есть в той мере, какой он самосозидается какими – то средствами, не данными в самой природе. Человек вообще не может происходить автоматически, в том числе ни из механизма каких-либо эволюций. И в этом смысле он не произошёл от обезьяны, ибо «человеческое» ни в какой обезьяне не заложено. С этой точки зрения миф – это тщательно разработанная система нейтрализации оппозиции «культура – природа», через внесение порядка в то, что без мифа было бы хаосом. То есть миф уже был способом организации и конструирования человеческих сил и самого человека, а не представление о мире, – правильное или неправильное. Миф не представление, а восполнение человеком себя в бытии, через ритуалы, магию, символы, которые обеспечивали длительность и форму чувств. Сами мифические существа уже сверхъестественны и существуют потому, что способны на невозможное бытие. Потому и появились. Они и есть способы для внесения порядка в нечто, что само по себе порядком не обладает, и было бы хаосом. Ибо нет такого основания в природе, которое само действовало бы, порождая в человеке человеческое. Человеку не на что положиться вне самого себя, нет ни гарантий, ни фундамента для человеческих состояний. В этом смысле человек есть существо как бы случайное, не имеющее никаких оснований. Если в животном мире отношения между полами регулируют инстинкты, то человек устанавливает – познаёт – (культурный феномен) разницу между полами. Сам факт сексуальных отклонений говорит о том, что инстинкт понимания разницы полов нам не дан. Факт сексуальной амбивалентности (так называемые извращения) подтверждают это. И эти отклонения напоминают, что человеку не на что положиться, нет закодированных самодействующих природных механизмов. Никто и ничто не обеспечит за него полезного эффекта. Даже сформированные способности памяти, любви, привязанности рассеиваются, если мы их не воспроизводим. Само по себе природное время несёт хаос и распад становится символом произвола и смерти, а то, что осмелилось им противостоять, через установление связи с «вневременным», появляется как нечто человеческое, вносящее какую-либо разновидность порядка, воспроизводящегося над неупорядоченной жизнью. Эта связь человека с «вневременным» началом фундаментальна, и весьма существенна. Дело в том, что она носит «конструктивный» характер по отношению к человеку, и необходима, чтобы человек раздался, прибавился, стал могущественнее. Таким образом, миф – это такой культурный котёл, в котором человек варится, и в этом котле продуцируется нечто, природой не порождаемое. И котёл этот тоже человеческое изобретение, определяющее упорядоченность человеческих состояний и сам феномен человека, где человек рождается через соотнесённость с вневременным, – сверхприродным – сверхъестественным – в религиях с Богом – символом сверхвозможного. Поэтому выражение: «Мы от Бога» выражает фактически техническую процедуру соотнесения. А религия – новый «котёл», в котором вырабатывались связующие людей моральные, юридические нормы сосуществования, государственные связи как островки порядка. И это уже порог в храм философии. Первый вопрос – удивление на этом пути: «Почему есть нечто, а ни ничто? Почему существует порядок»? Допустим, нет справедливости, совести, любви, чести. Но это и не вызывает удивление. Философ удивляется тому, что вообще что-то есть. Не отсутствию совести, а тому, что она хоть где-то, хоть у кого-то есть. Это и есть основной вопрос философии, как возникает человеческое, мысль, как способ самосозидания, без которой человека не было бы. В этом смысле философия как неприродное основание, тоже оказываетсяизобретённым способом самоконструирования, одним из орудий самосозидания человека в его личностном аспекте, а значит должна быть техника самоконструирования, которое осуществляется через непрерывное трансцендирование себя. Трансцендирование – это выход человека за данную ему стихийно природную ситуацию, преодоление себя, – «выскакивание за естественный ход событий, причём такой выход, который позволял бы овладеть чем-то в себе, то есть, установить какой-то порядок внутри себя. Без этого выхода за рамки природно данного нет человека. И вся философия состоит из понятий, фиксирующих этот результат актов непрерывного трансцендирования не обычными словами, а понятиями особого рода (не просто фиксирующимиобъект), а понятиями, отражающими производство человеческого в человеке. И сама философия становится учением о бытии. Потому что никакого бытия нет без трансцендирования, или внеприродных оснований. Бытием называется нечто, что, есть только в этом сцеплении человека с не данными природой основаниями – (ритуал, например, или культура, или другой человек), зависит от человека, и его актов бытия. Без этих актов бытия, нет никакого человека, т.е. нечто включает не только человека, но и его бытие. Поэтому можно сказать, что бытие есть существование такого существа, которое способно позаботиться о своём существовании. Основные идеи, раннего этапа греческого философствования. Преодолев мифологическое мировоззрение и теоцентризм, греки первыми попытались осмыслить мир в целом не через фантазию и веру, а через разум, приоритет знания перед стихийным мышлением. Вместо вопроса: Кто породил мир? Они стали задавать вопрос: Как произошёл мир? Центральной проблематикой раннего этапа античной философии является онтологическая – проблема первоначал, их единства и «физис» – сущность всех вещей, структурность, строение, текучесть, взаимодействие бытия и небытия, мир в динамике перемен. Поэтому первых греческих философов часто называют физиками от слова «физос» – природа, а философию – натурфилософией. Ввели понятие космоса – как порядка (досл. перевод) и первоосновы всего сущего, которое устроено по типу живого разумного человеческого существа. Ввели понятие Логоса – закономерного порядка. И поскольку человек существует в гармоническом космосе, который подчиняется логосу, возникает идея космоцентризма. Гераклит и Зенон закладывают основы диалектики: среди них идея изменчивости мира, вечного потока, всеобщей взаимосвязи и борьбы, и идея развития через противоречия. Классический этап, V век до нашей эры – IV век нашей эры. Основными школами этого периода являются софисты: Горгий, Гиппий, Продик, Протагор, Антисфен и др.); поначалу примыкавший к софистам, а затем критиковавший их Сократ, скульптор человеческих душ. – Цицерон считал, что он спустил философию с неба, заставив её служить человеку. Его девиз: «Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя». Ему мало было пифагоровской гармонии и гераклитовской текучести, поэтому он обращает внимание на то, что жизнь – искусство, и этому искусству надо учить; Затем идёт Платон и его школа – Академия; Аристотель и его школа – Лицей. – Высокая классика формирует основную философскую проблематику, и определяет поворот к человеку, который сам созидает мир и становится мерой всех вещей. Главные темы классического периода. Сущность человека, особенности его познания, синтез философского знания, построение универсальной философии, её деление на мир идей и мир вещей. Именно в это время была сформулирована идея чистой теоретической философии, и её первичности по отношению к другим формам знания. Греки мыслят космос упорядоченным и гармоничным, таким же упорядоченным и гармоничным построенным на принципах теоретической философии предстает античный человек. Проблема зла и неполноты человеческой природы интерпретируется как проблема недостатка подлинного знания, который можно восполнить с помощью философии. Главное направление классического периода – антропоцентризм и гносеология; впервые отрабатывается логика понятий. Эллинистический – IV век до нашей эры – V век нашей эры. Эпоха завоеваний А. Македонского. Основными школами этого периода являются: – Эпикур и эпикурейцы – Лукреций Кар; – стоики – Зенон, Хрисипп, Панэций, Посидоний; – неостоики – Сенека, Эпиктет и др.; – скептики – Пиррон, Секст Эмприк и др.; – киники – Антисфен, Диоген и др.; – неоплатоники – Плотин, Прокл, и другие. Основными темами этого периода античной философии являются проблемы конструктивного бытия, отношений человека и общества, Божественной воли и свободы, морали и удовольствия, чувственного и сверхчувственного, счастья и смысла жизни, структуры души и её взаимодействие с космосом. Главная проблематика эллинизма – аксиологическая и праксеологическая. В эллинистический период идея гармоничности, законосообразности мироздания и разумности человека была переинтерпретирована в релятивистском духе, но не утратила значимости, определяя мировоззрение и поздней Античности. Можно сказать, что древние мыслители «заговорили» мир, убрав из него хаос и небытие, а универсальным средством для этого выступила философия.
Среди основных особенностей Античной философии можно перечислить: – отделение философии от физического труда. – синкретизм – слитность знания как ценность любого обобщения. – гилозоизм – как одушевление природы и взаимосвязь человека и природы. – космоцентризм, с которого начинается универсализм мышления. – слияние космоцентризма с антропоцентризмом. – целомудрие – мудрость в целом. – стихийный материализм – натурфилософия, как необходимое знание. – человек в ней мыслится как центр культуры, рождается этика добродетелей. Основной её принцип: «Что бы ты не делал, количество добра должно увеличиваться». На смену концепции страдающего человека приходит концепция действующего человека. – Вся философия пронизана стихийной диалектикой и идеей развития. Итак, значение Античности включает три варианта ответов. – Греция – устарела и надо забыть. – Греция – недосягаемый образец. – Греция – родоначальница теорий, которые оказываются способными к развитию в течение 2000 лет. – Два последних ответа – правильные уже потому, что культура не возникает из ничего.
Философия эпохи Возрождения В эпоху Возрождения – XV–XVI веков европейское человечество пережило настоящий революционный переворот, сутью которого стало освобождение культуры от религиозного диктата. В это время появляется светское искусство, светская философия, политика, очищенная от религиозных предписаний. Противопоставив себя средневековому способу жизни, обесценив его, европейское человечество попыталось сначала осознать, а затем и сформировать себя по-новому. Образец Возрождение нашло в Античности и во всем стремилось ему подражать. Характерной чертой философии Возрождения является антропоцентризм. Человек становится главным предметом философии, которая постепенно вырабатывает новый идеал личности. Веяния Ренессанса поначалу появляются в искусстве, а затем распространяются на этическую философию и другие разделы философского знания. Гуманисты эпохи Возрождения вслед за античными мыслителями утверждают единство человека и космоса. Однако теперь вместо подчинения логосу провозглашается безграничная свобода личности, которая не столько приспосабливается к миру, сколько преобразует его. Философы Возрождения считают, что человек может познать законы природы и на основе этого знания управлять ею. Гуманизм Ренессанса связан с представлением о безграничных возможностях человека, которые обеспечиваются еще и тем, что человек выступает хозяином своей судьбы. В философии Возрождения впервые появляются пантеистические идеи, отождествляющие природу и Бога. Следствием пантеизма являются гилозоизм – идея всеобщей оживленности природы и панпсихизм – идея всеобщей одушевленности природы. Для мышления этой эпохи характерен пристальный интерес не только к естественнонаучным изысканиям, но и к магии, алхимии, астрологии. Философия Ренессанса связана с мистикой. В противовес креационизму Средневековья Возрождение предлагает принцип деизма, согласно которому Бог творит мир, но затем в дела мира не вмешивается. Средневековая идея провиденциализма заменяется принципом детерминизма. Большинство философских концепций Возрождения носит натурфилософский характер. Ренессансная натурфилософия служит своеобразным способом преодоления средневековых схоластических идей. Основными представителями философии эпохи Возрождения являются Николай Кузанский, Джироламо Савонарола, Николай Коперник, Эразм Ротердамский, Никколо Макиавелли, Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Мишель Монтень и др. Философия Возрождения подготовила возникновение основных идей Нового времени. Постклассическая философия
К постклассической философии относят ряд философских учений XIX – начала XX веков, в которых переосмысливаются центральные положения классической философии и закладываются основные принципы философствования XX века. Постклассическая философия представляет собой переходный этап от классики к модерну и постмодерну, однако, несмотря на «переходность», не следует преуменьшать ценности постклассических философских концепций. Достаточно сказать, что представителями этой «переходной» философии являются Артур Шопенгауэр, Сёрен Кьеркегор, Карл Маркс, Фридрих Ницше, Анри Бергсон, Вильгельм Дильтей, Освальд Шпенглер, Огюст Конт, Уильям Джеймс, Чарльз Пирс и др. Основными школами постклассической философии считаются философия воли и философия жизни, неокантианство, марксизм, позитивизм и прагматизм. Общей характеристикой философских учений этого периода, пожалуй, за исключением марксизма, является иррационализм, связанный с переосмыслением категории бытия. Бытие перестает отождествляться с разумом и предстает в виде воли, жизни, практики, опыта и т.п. Постепенно происходит трансформация взглядов на природу человека, который более не рассматривается как существо, главной характеристикой которого является разумность, и предстает во всем богатстве своих жизненных воплощений. Постклассическая философия предлагает также новый взгляд на историю, отказываясь от квалификации ее как однозначно линейного процесса или переосмысливая исторический процесс на материалистических началах. Философия воли и философия жизни Современник Г. Гегеля А. Шопенгауэр считается создателем философии воли и родоначальником современного иррационализма. Его концепцию называют также волюнтаризмом. Сущность жизни и человека А. Шопенгауэр обнаруживает в воле. Ничем неограниченная Мировая воля порождает все события и явления мира и при этом сама не имеет основы. Воля понимается А. Шопенгауэром как бесконечное стремление без цели. Человек – орудие воли, в его желаниях и стремлениях воля находит адекватное воплощение. По мысли А. Шопенгауэра, человек не может вырваться из круга желаний. Единственным способом ослабления желания А. Шопенгауэр считает чистое созерцание без цели. Дал
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.19.89 (0.015 с.) |