ТОП 10:

Категория бытия в истории философии



1. С крушением мифологического мировоззрения «старого мира» боги Олимпа стали рассматриваться как вымысел. Возникло сомнение в устойчивости мира. За мир никто больше не отвечал, и в ситуации безответственности он начал распадаться, утратил определенность за многообразием взглядов. Дело в том, что поиск единых безличных первоначал, независимых от Богов, уже в античности вёлся с целью гарантировать стабильность и независимость и затем эволюционирует опять в направлении синтеза, поиска пределов, высшей абстракции, позади которой ничего нет.

Так, в гимне о Ригведе говорится, что в начале было «Асат» – небытие, которое означало бытие в потенции. Затем «Асат», то есть «бытие в потенции» появляется в мифологии и проявляется в «Сат» – то есть Бытии. Отсюда образуется слово «Сатья» – истина. Таким образом «Асат» + «Сат» = «Сатья» – основной признак, который и есть «Бытие», первооснова, удерживающая мир от хаоса, дающая стабильность и надежность существования как вечное и неизменное единство, а противостоящее подвижное многообразие является небытием. Бытие есть полнота всех качеств, сливающихся в высшей определённости. В этой полноте и мышление, и бытие становятся не различимыми, то есть выступают как целостность. Однако такая целостность часто оказывалась слишком хрупкой. Не выдерживала мощное движение бытия.

2. Спасая мир от распада, Парменид стремится соединить его, раздвигая границы понимания бытия. Бытие есть, небытия – нет. То есть, Парменид меняет местами истину – «Сат» – бытие и хаос – «Асат» – небытие, задавая действительное – истинное бытие, подлежащее оформлению в мысли, а главное, теперь – соразмерное человеку. Так истина становится самим человеческим бытиём, формой бытия. Становится первоначалом – заданием – аксиомой – благом, добром, единством, Богом, не позволяя по воле случая менять ход вещей. Ведь день сменяет ночь, солнце всходит, люди живут и любят, т.е. есть сила, которая стоит за миром конечных явлений и творит единое бытие. Она не имеет пространственных границ, она и есть полнота совершенства, – великое целое, сверх которого, ничего не может быть. То есть подлинное бытие теперь состоит из истины, добра, блага и света. Для доказательства этого он поставил знак равенства между бытием и мыслью о бытии, впервые сформулировав тем самым принцип тождества бытия и мышления. Бытие по Пармениду это то, что находится за пределами конечных, чувственных явлений – неизменная субстанция, первооснова, она и есть бытие – истина, соединяющая мир и удерживающая его от хаоса.

3. Диалектический подход к бытию осуществляет Гераклит (544-483 г. д.н.э.). Его задача – объять многообразие мира, охватить становление бытия, бытие в движении, развитии, изменении, сделать его умопостикаемым. Поэтому он уточняет: воспринимаемое бытие и есть истина. Текучесть бытия позволяет говорить о переходе бытия в небытие, «нечто» в – «ничто», и «инобытие». Собственно, этот вопрос о соотношении бытия и небытия остаётся одним из центральных вопросов, как и их сосуществование, наличность. Что такое небытие? Как «небытие» соотносится с хаосом и с «ничто»? Вопрос о небытии является обратной стороной вопроса о бытии и первой исходной конкретизацией исходной философской проблемы.

4. Левкипп и Демокрит отмечают двойственность мира, противопоставляя бытию ничто, поясняя, что мир атомов вбирает и бытие, и небытие.

5. Используя идеи Парменида, о неизменности и единстве бытия и идеи Гераклита об абсолютной изменчивости бытия, Платон создаёт собственную онтологическую систему. По его мнению, истинно сущим бытием являются идеи. Главные из них: Благо, истина, добро и красота. Они и составляют истинное вечное бытие. Им противостоит мир небытия – наличной материи. Между этими мирами балансирует мир чувственных изменчивых вещей– бытие – по мнению, а не по истине. Но уже стоики настаивают на многообразии мира, отстаивая релятивность человеческого бытия.

6. И только у Аристотеля бытие становится центральной проблемой философии. Он вводит понятие формы и материи, активного и страдательного начала. Бытие – абстракция, определяющая потенциальность (возможность) конкретных объектов действительности. Уточняет: всё существующее мы можем мыслить только в категориях (общие понятия философии), которые раскрывают структуру существующего бытия и его целостность. Именно после Аристотеля возникла традиция полагать, что всё, что человек мыслит – существует. Это значило, что и Бог – есть. Он высшая действительность, чистая форма, или форма всех форм. Есть пассивная, страдательная форма и активная преобразующая бытие, в которой бытие открывается. Единство форм и есть действительность бытия. Поэтому у Николая Кузанского – мир есть развернутое состояние бога, а бог – свернутое состояние мира.

7. А. Кентерберийский (1033-1109) сформулировал антологическое доказательство бытия Бога: раз мы мыслим творца, значит, он есть, существует, ибо мышление – тождественное бытию и как творческая сила совершенно, и не может не быть абсолютом. Человек – образ и подобие Бога и несёт в себе частицы истинного бытия. При этом единственным предикатом – признаком Бога является Бытие в человеке. И. Кант настаивает (1728-1804) на противоположности мышления и бытия, подчёркивая субъективизм мысли.

Средневековье. Зрелая схоластика предлагает сложные концепции бытия, состоящие из многих уровней и форм. Таким образом, выделяет – бытие творящее (Бог) и сотворенное (тленный мир), разделяя сущность и явление, действительность и возможность, актуальное и потенциальное бытие, субстанциональное и акцидентальное – несущественное бытие, необходимое и случайное бытие. В бытии выделяется субстанция как нечто неизменное и неуничтожимое, в противоположность тленному миру. Человек тоже раздваивается на тело и душу, материальное и идеальное, физическое и психическое. То есть, проблема бытия в целом продолжает рассматриваться через призму глагола «существовать». Но существует и реальность, и мысли о реальности, и Данте, и его «Божественная комедия», и А. Пушкин и его произведения. Но теперь и в том и другом смысле бытие выступает как отрицание «Ничто», как некое «Нечто», как потенциал всего что есть. И в этом смысле бытие определяется как совокупность всего сущего в мире, как мир в целом.

7. Проблема бытия в период Возрождения, Просвещения, Нового времени утверждает законодательство природы и разума. Появляются концепции тождественности бытия природе и Богу. Если Возрождение рассматривает Бытие как реальность, противостоящую человеку, как то сущее, которое человек осваивает, то Новое время пытается связать Бытие и человека. Бытие это то, что проявилось в результате усилия человека. Т.е. бытие перестает быть порядком без человека и превращается в поле конструктивной деятельности человека. Рождается знаменитый Декартовский тезис: (cogito, ergo sym) – мыслю, следовательно, существую. Мысль становится единственным гарантом бытия, а бытие точкой зрения человека. Соответственно выделяется: подлинное – объективное бытие, прошедшее через потребности человека, и неподлинное – не объективное, не прошедшее через человека. У Декарта бытие это то, что я мыслю – наука. Тем самым сила разума стала рассматриваться как первостепенная, определяющая повседневные потребности о вещности (а значит, о нравственности перестают думать), возникает разрыв человеческой и природной сторон бытия, возникает культ телесного бытия, начинается борьба исключительно за материальные интересы, индустриальное покорение природы, термитоподобное (потребляющее) существование – цивилизацию. Укрепляется убежденность, что сознание не зависит от бытия, что человек формируется сам по себе и духовность тоже, и человеческое сознание считается автоматически заданным.

Реабилитация понятия человеческого бытия начинается уже в немецкой классической философии. У Г. Гегеля бытие – исходная точка развития духа, необходимый этап развития абсолютной идеи. Она и выполняет роль субстанции. На этом этапе бытие неустойчиво, неопределённо, бескачественно. Затем идёт этап небытия, их единство задаёт становление бытия.

Марксизм (1820-1895) завершает идеи Нового времени: идеи становятся материальной силой, когда овладевают массами. Бытие видимо, воспринимаемо, бесконечно, не зависит от сознания, и равно материи. Сознание – атрибут материи, но и противостоит материи как субъективная реальность. Вместе с тем, марксизм обнаруживает, что есть ещё и общественное бытие – социальная жизнь людей, общественные связи, общественно-экономические формации, отношения людей в процессе производства и духовная жизнь людей. У Энгельса бытие – отрытый вопрос.

В XIX веке происходит радикальная трансформация классического представления о бытии. Теперь бытие отождествляется не с разумом, и природой, а с бесконечно изменчивой иррациональной жизнью.

Идею бытия критиковали С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр. Л. Фейербах. В. Дильтей, Ф. Ницше, О. Шпенглер. С конца XIX века начинается реакция против вульгарного материализма. Последние усилия в этом направлении предпринимает неопозитивизм (Р. Карнап, Б. Рассел, Л. Витгенштейн) и М. Хайдеггер. Подлинное бытиё по Э. Гуссерлю, – бытие идеальных смыслов, очищенных от эмпирического содержания. Основное их заблуждение и Западной культуры в целом – потеря истинного Бытия, подстановка вместо Бытия того или иного сущего, т.е. вещественной или идеальной конкретности.

Русская философия поправляет марксизм и возвращает философию к анализу Бытия как начала существования материи. Оно не предшествует материи, а есть способ её существования. Небытие – есть не исчезновение материальных вещей, а их переход друг в друга. Кроме того, Русская философия связывает проблемы бытия с проблемой спасения человека – первоначальный смысл философии, как причина её возникновения, напоминая, что уже в Православии – движение к абсолюту и есть слияние с абсолютом возможного бытия. Так проблема бытия переводится на уровень человека. Подлинным бытием объявляется личностное бытие, где вера в абсолют заменяется со временем верой в неограниченные возможности конкретного человека, который создает общество. То есть, проблема бытия связывается со спецификой мировоззрения, мироощущения, культурой, преобразованием. И для того, чтобы быть, необходимо сначала быть включённым в какую-либо систему мировоззрения.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.184.124 (0.004 с.)