Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: III. Философское учение о бытииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Величие души рождается от понимания величия научной картины мира. А. Эйнштейн.
3.1. Понятие бытия. 3.2. Категория бытия в истории философии. 3.3 Онтология как учение о бытии и о содержании мира. Бытие и субстанция. 3.4 Концепция бытия человека. Понятие полноты бытия и собранного субъекта в философии М.Мамардашвили. 3.5.Материя как философская категория и принцип дифференциации бытия и духа. Понятие материи. 3.6. Структурные уровни организации материи и универсальные свойства материи. 3.7. Проблема единства и многообразия мира. 3.8. Системная организация мира. 3.9. Движение как способ существования материи. 3.10. Пространство и время как формы существования материи. 3.11.Современные теории саморазвития и самоорганизации мира: диалектика и синергетика. 3.12. Детерминизм и индетерминизм. Понятие причинности. 3.13. Понятие закона. Динамические и статистические Закономерности. 3.14. Проблемные вопросы онтологии.
Первым вопросом, с которого начинается любая философия, является вопрос о бытии. Разрушение мифологической интерпретации реальности заставило греческих философов искать новые прочные основания мира, природного и человеческого. Вопрос о Бытии является первым не только в плане генезиса философского знания, с него явно или неявно начинается любая философская концепция. Второй важнейшей проблемой является проблема человеческого бытия. Эти два полюса философского знания незримо присутствуют в любой философской проблеме.
Понятие бытия Бытие – самая общая характеристика всего мироздания, самая абстрактная – предельная философская категория, которая обнимает своей пространственностью – пять тысяч видов растений, миллионы видов животных, страны, культуры, цивилизации и сто миллиардов звезд, то есть понятие, задающее целостность мира, как некий потенциал, который определяется как совокупность всего сущего, как мир в целом. Но наполнение этой категории конкретным содержанием на протяжении двухтысячилетней истории сопровождается многочисленными спорами. Как философская категория предполагает не просто описание всего того, что есть в наличии, но выяснение природы истинно сущего бытия. Поэтому может пониматься как понятие существование или сущее. Другой категорией, соотносимой с понятием бытиё, является категория становления, изменения, развития. Вопрос о соотношении бытия и становления требует пояснения ещё одной пары онтологических категорий: возможность и действительность, где возможность понимается как потенциальное бытие, а действительность как актуальное бытие, а вместе они охватываются понятием реальность, в которое входит и физическое, и психическое, и культурное, и социальное бытие. Онтология занимается и критериями существования всех этих форм.
Как исходная первичная характеристика мира является бедным понятием, которое наполняется конкретным содержанием во взаимодействии с другими философскими категориями. С другой стороны, бытие – наиболее широкая философская категория, которая фиксирует уверенность человека в мире, подразумевая в нём «для-себя-бытие – выживание, существование, наличность, реальность» по Фейербаху. Бытие часто выступает как элемент оппозиции: бытие и сознание, бытие и мышление, бытие и сущность, бытие и индивидуальное существование. Это означает, что бытие содержит все эти вещи и принципы их организации, поскольку мышление, например, это состояние, связанное с бытием и являющееся условием других человеческих состояний. У М. Мамардашвили есть лекция: «Трансценденция и бытие», которую он специально посвящает разъяснению глубины содержания категории «бытия», где поясняет идею тождества бытия и мышления, не в смысле того, что вещи и мысль одно и то же. Этого философы никогда не говорили, – замечает он. У Парменида гораздо точнее сказано: «Одно и то же, бытие и мысль его узнающая». То есть речь о человеческом существовании, которое зависит от моей озабоченности этим существованием. То есть то, что я узнаю, есть то же самое, что и мысль, посредством которой Я узнаю. И вся философия существует как часть нашей жизни, в той мере, в какой мы сознательные существа, она как бы встроена в наше существо настолько, насколько мы готовы осознавать язык её смыслов. Каждый поступок, выделенный из всех остальных, есть уже акт философствования, трансцендирования, ибо он определяет твоё назначение. И вся философия занимается такой категорией поступков, – личностных, определяющих наше лицо. Ибо, что такое личность? – Это нечто, что не имеет никаких других оснований, кроме самого себя, т.е. само-бытие. Потому что от всех других структур она (личность) отличается тем, что это самобытийствующая структура, в том смысле, что основание её, и есть она же сама. Вся философия – это фактически наука о таком личностном само-бытии. Поэтому философия и появляется там, где появляются личностные структуры. Среди этих структур в первую очередь как необходимость появляются ум, интерес, желания, удовольствия, поступки, ответственность. По-другому, – это и есть самобытие. Вся история философии – это выделенность способов утверждения личностного бытия, не просто констатация, но и конституирование себя в качестве личности, или само-бытия, возвышение над существующей культурой, традициями, обычаями, установлениями. Личность – это такое измерение, в которое мы входим, выходя из самих себя. Поэтому личность – нечто трансцендентное по отношению к культуре и обществу. И тем самым самое универсальное по отношению к культуре, потому что различаемся мы нациями, культурами, государствами, а совпадаем в той мере, в какой каждый из нас личность, лик, впитавший многоликость, как совпадение личностей.
Проблемы бытия изучает первый раздел философского знания – онтология. Само же понятие бытие – близко к понятию космос, действительность, мир, природа, реальность, материя. В теологии – это бог, в идеализме – дух, в материализме – материя. В русской философии термины: бытие, существование, наличность, действительность, реальность являются синонимами. То есть, бытие – всё то, что существует, причём человеческим способом. Несмотря на очевидность ответа, вопрос о Бытии остаётся открытым, поскольку человеческое существование ничем не гарантировано, причём ни в какие времена. Сам термин бытие впервые введен Парменидом в IV веке до нашей эры для решения проблемы опоры человека в мире, как отправная точка в процессе освоения мира. Зачем понадобилась эта категория?
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.174.4 (0.009 с.) |