ТОП 10:

Тема: III. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ



Величие души рождается от понимания величия научной картины мира.

А. Эйнштейн.

 

 

3.1. Понятие бытия.

3.2. Категория бытия в истории философии.

3.3 Онтология как учение о бытии и о содержании мира. Бытие и

субстанция.

3.4 Концепция бытия человека. Понятие полноты бытия и

собранного субъекта в философии М.Мамардашвили.

3.5.Материя как философская категория и принцип

дифференциации бытия и духа. Понятие материи.

3.6. Структурные уровни организации материи и универсальные

свойства материи.

3.7. Проблема единства и многообразия мира.

3.8. Системная организация мира.

3.9. Движение как способ существования материи.

3.10. Пространство и время как формы существования материи.

3.11.Современные теории саморазвития и самоорганизации мира:

диалектика и синергетика.

3.12. Детерминизм и индетерминизм. Понятие причинности.

3.13. Понятие закона. Динамические и статистические

Закономерности.

3.14. Проблемные вопросы онтологии.

 

Первым вопросом, с которого начинается любая философия, является вопрос о бытии. Разрушение мифологической интерпретации реальности заставило греческих философов искать новые прочные основания мира, природного и человеческого. Вопрос о Бытии является первым не только в плане генезиса философского знания, с него явно или неявно начинается любая философская концепция. Второй важнейшей проблемой является проблема человеческого бытия. Эти два полюса философского знания незримо присутствуют в любой философской проблеме.

 

Понятие бытия

Бытие – самая общая характеристика всего мироздания, самая абстрактная – предельная философская категория, которая обнимает своей пространственностью – пять тысяч видов растений, миллионы видов животных, страны, культуры, цивилизации и сто миллиардов звезд, то есть понятие, задающее целостность мира, как некий потенциал, который определяется как совокупность всего сущего, как мир в целом. Но наполнение этой категории конкретным содержанием на протяжении двухтысячилетней истории сопровождается многочисленными спорами. Как философская категория предполагает не просто описание всего того, что есть в наличии, но выяснение природы истинно сущего бытия. Поэтому может пониматься как понятие существование или сущее. Другой категорией, соотносимой с понятием бытиё, является категория становления, изменения, развития. Вопрос о соотношении бытия и становления требует пояснения ещё одной пары онтологических категорий: возможность и действительность, где возможность понимается как потенциальное бытие, а действительность как актуальное бытие, а вместе они охватываются понятием реальность, в которое входит и физическое, и психическое, и культурное, и социальное бытие. Онтология занимается и критериями существования всех этих форм.

Как исходная первичная характеристика мира является бедным понятием, которое наполняется конкретным содержанием во взаимодействии с другими философскими категориями. С другой стороны, бытие – наиболее широкая философская категория, которая фиксирует уверенность человека в мире, подразумевая в нём «для-себя-бытие – выживание, существование, наличность, реальность» по Фейербаху. Бытие часто выступает как элемент оппозиции: бытие и сознание, бытие и мышление, бытие и сущность, бытие и индивидуальное существование. Это означает, что бытие содержит все эти вещи и принципы их организации, поскольку мышление, например, это состояние, связанное с бытием и являющееся условием других человеческих состояний.

У М. Мамардашвили есть лекция: «Трансценденция и бытие», которую он специально посвящает разъяснению глубины содержания категории «бытия», где поясняет идею тождества бытия и мышления, не в смысле того, что вещи и мысль одно и то же. Этого философы никогда не говорили, – замечает он. У Парменида гораздо точнее сказано: «Одно и то же, бытие и мысль его узнающая». То есть речь о человеческом существовании, которое зависит от моей озабоченности этим существованием. То есть то, что я узнаю, есть то же самое, что и мысль, посредством которой Я узнаю. И вся философия существует как часть нашей жизни, в той мере, в какой мы сознательные существа, она как бы встроена в наше существо настолько, насколько мы готовы осознавать язык её смыслов.

Каждый поступок, выделенный из всех остальных, есть уже акт философствования, трансцендирования, ибо он определяет твоё назначение. И вся философия занимается такой категорией поступков, – личностных, определяющих наше лицо. Ибо, что такое личность? – Это нечто, что не имеет никаких других оснований, кроме самого себя, т.е. само-бытие. Потому что от всех других структур она (личность) отличается тем, что это самобытийствующая структура, в том смысле, что основание её, и есть она же сама. Вся философия – это фактически наука о таком личностном само-бытии. Поэтому философия и появляется там, где появляются личностные структуры. Среди этих структур в первую очередь как необходимость появляются ум, интерес, желания, удовольствия, поступки, ответственность. По-другому, – это и есть самобытие. Вся история философии – это выделенность способов утверждения личностного бытия, не просто констатация, но и конституирование себя в качестве личности, или само-бытия, возвышение над существующей культурой, традициями, обычаями, установлениями. Личность – это такое измерение, в которое мы входим, выходя из самих себя. Поэтому личность – нечто трансцендентное по отношению к культуре и обществу. И тем самым самое универсальное по отношению к культуре, потому что различаемся мы нациями, культурами, государствами, а совпадаем в той мере, в какой каждый из нас личность, лик, впитавший многоликость, как совпадение личностей.

Проблемы бытия изучает первый раздел философского знания – онтология. Само же понятие бытие – близко к понятию космос, действительность, мир, природа, реальность, материя. В теологии – это бог, в идеализме – дух, в материализме – материя. В русской философии термины: бытие, существование, наличность, действительность, реальность являются синонимами. То есть, бытие – всё то, что существует, причём человеческим способом. Несмотря на очевидность ответа, вопрос о Бытии остаётся открытым, поскольку человеческое существование ничем не гарантировано, причём ни в какие времена. Сам термин бытие впервые введен Парменидом в IV веке до нашей эры для решения проблемы опоры человека в мире, как отправная точка в процессе освоения мира. Зачем понадобилась эта категория?

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.122.219 (0.004 с.)