Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пространство и время как формы существованияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Уже древние связали воедино вопросы о бытии, движении, пространстве и времени. Апории Зенона касаются не только проблемы движения, но и выражают определенные представления о пространстве и времени. Элеаты исходят из установки бесконечной делимости пространства и непрерывности времени, а также их независимости друг от друга. Философские категории пространства и времени являются абстракциями высокого уровня и характеризуют особенности структурной организации материи. Пространство и время – формы бытия, по словам Л. Фейербаха, коренные условия бытия, не существующие независимо от него. Верно и обратное представление, материя невозможна вне пространства и времени. Как писал Ф. Энгельс, «бытие вне времени есть такая же величайшая бессмыслица, как бытие вне пространства». В истории философии можно выделить два способа интерпретации проблемы пространства и времени. Первый, субъективистский, рассматривает пространство и время как внутренние способности человека. Сторонники второго, объективистского, подхода считают пространство и время объективными формами бытия, не зависящими от сознания человека. Наиболее ранней версией субъективистской концепции времени были идеи философа V века Аврелия Августина. Блаженный Августин считал, что время – это человеческий способ обозначения изменения, и поэтому в объективном смысле не существует. Самой известной субъективистской концепцией пространства и времени является теория И. Канта. Пространство и время, по мысли немецкого философа, представляют собой априорные формы чувственности, с помощью которых происходит первоначальное упорядочение хаоса чувственных впечатлений. Пространство – априорная форма внешнего чувства, позволяющая систематизировать внешние ощущения. Время априорная форма внутреннего чувства, осуществляющая систематизацию внутренних ощущений. Пространство и время есть формы чувственной познавательной способности субъекта и независимо от него не существуют. Еще одним примером субъективистского подхода является концепция длительности в философии жизни А. Бергсона. Французский философ начала XX века принципиально различал время и длительность. Длительность, по его мнению, составляет подлинную сущность жизни. Переживая длительность, человек приобщается к жизни, участвует в ней и постигает ее. Время же есть опространствленная, умерщвленная длительность, которая к сущности жизни не имеет никакого отношения и есть всего лишь удобный способ рассудочного измерения ограниченного числа процессов физического мира.
В рамках объективистской парадигмы исторически первой была субстанциональная концепция пространства и времени. Уже в атомизме Демокрита есть представления о пустоте, в которой движутся атомы. Пустота объективна, однородна и бесконечна. По сути дела, словом «пустота» Демокрит обозначает пространство. Пространство в атомизме – это вместилище атомов, время – вместилище событий. В окончательном виде субстанциональная концепция сформировалась в Новое время. Ее основой стали онтологические представления философов XVII века и механика И. Ньютона. Пространство в механике И. Ньютона есть пустое вместилище для вещества – материи. Оно однородно, неподвижно и трехмерно. Время есть совокупность равномерных моментов, следующих один за другим в направлении от прошлого к будущему. В субстанциональной концепции пространство и время рассматриваются как объективные самостоятельные сущности, не зависящие друг от друга, а также от характера протекающих в них материальных процессов. Субстанциональная концепция пространства и времени адекватно вписывалась в механистическую картину мира, предлагаемую классической рационалистической философией, и соответствовала уровню развития науки XVII века. Но уже в эпоху Нового времени появляются первые идеи, которые характеризуют пространство и время иначе, чем субстанциональная концепция. Так, Г. Лейбниц считал, что пространство и время – это особые отношения между объектами и процессами и независимо от них не существуют. Пространство – порядок взаиморасположения тел, а время – порядок сменяющих друг друга событий. Несколько позже Г. Гегель указывал, что движущаяся материя, пространство и время связаны друг с другом, а с изменением скорости протекания процессов меняются и пространственно-временные характеристики. Г. Гегель, в частности, писал: «Мы не можем обнаружить никакого пространства, которое было бы самостоятельным пространством, оно всегда есть наполненное пространство и нигде не отличается от своего наполнения». Первые же идеи о пространстве, которые можно характеризовать как реляционные, связаны с именем Аристотеля. Аристотель критиковал Демокрита и отрицал существование пустоты. Пространство, по его мнению, есть система естественных мест, занимаемых материальными объектами.
В законченном виде реляционная концепция пространства и времени сложилась после создания общей и специальной теорий относительности А. Эйнштейна и неевклидовой геометрии Н. Лобачевского. Специальная теория относительности распространяет принципы относительности на законы электродинамики. В результате свойства пространства и времени, которые прежде считались абсолютными, оказываются относительными; длина, временной интервал между явлениями, понятие одновременности ставятся в зависимость от характера материальных процессов. Как говорил А. Эйнштейн, «вместе с вещами исчезает пространство и время». Общая теория относительности, в свою очередь, распространила результаты специальной теории на неинерциальные системы отсчета, что привело к установлению зависимости между метрическими свойствами пространства и времени и гравитационными взаимодействиями. Одним из выводов общей теории относительности стало утверждение, что вблизи тяжелых объектов, свойства пространства и времени отклоняются от свойств, предполагаемых геометрией Евклида. Например, было установлено, что процессы на Солнце протекают медленнее, чем на Земле из-за более высокого гравитационного потенциала на его поверхности. Наблюдалось также отклонение луча света вблизи поверхности Солнца, что свидетельствует об изменении свойств пространства. Иначе говоря, в зависимости от гравитационных масс время может замедляться или, напротив, ускоряться, пространство искривляется. Кривизна пространства измеряется отклонением от классических правил геометрии Евклида. Так, например, в евклидовой геометрии предполагается, что сумма углов треугольника составляет 180°. Сумма же углов треугольника, изображенного на поверхности сферы, больше 180°, а на седловидной поверхности – меньше 180°. Поверхность сферы в неевклидовой геометрии называется поверхностью положительной кривизны, а поверхность седла – отрицательной. Выводы общей и специальной теории относительности и неевклидовой геометрии полностью дискредитировали понятия абсолютного пространства и абсолютного времени. Оказалось, что признанные классическими субстанциональные представления о пространстве и времени не являются окончательными и единственно верными. Реляционная парадигма предполагает рассмотрение пространства и времени как систем отношений между взаимодействующими объектами. Пространство и время неразрывно связано друг с другом, и составляют единый пространственно-временной континуум. Кроме того, их свойства напрямую зависят от характера протекающих в них материальных процессов. Современная философия различает специфические формы пространства и времени в зависимости от того, в связи с какой формой движения материи они существуют – физической, биологической или социальной. Пространству и времени приписываются определенные характеристики. Общими и для пространства, и для времени являются свойства объективности и всеобщности. Пространство и время характеризуются объективностью, так как существуют независимо от сознания. Всеобщность означает, что эти формы присущи всем без исключения воплощениям материи на любом уровне ее существования. Кроме того, у пространства и времени есть ряд специфических характеристик. Так, пространству приписываются свойства протяженности, изотропности, однородности, трехмерности. Протяженность предполагает наличие у каждого материального объекта определенного местоположения, изотропность означает равномерность всех возможных направлений, однородность пространства характеризует отсутствие в нем каких-либо выделенных точек, а трехмерность доказывает, что положение любого объекта в пространстве может быть определено с помощью трех независимых величин. Что касается многомерного пространства, то пока понятие многомерности существует только как математическое, а не физическое. Основания трехмерности пространства ищутся в структуре некоторых фундаментальных процессов, например, в строении электромагнитной волны, и фундаментальных частиц. Однако не отрицается, что если из абстрактной гипотезы многомерного пространства удастся получить конкретные выводы, проверяемые в нашем воспринимаемом четырехмерном пространственно-временном континууме, то эти данные могут быть косвенным свидетельством существования многомерного пространства. Физическому времени приписываются свойства длительности, одномерности, необратимости и однородности. Длительность интерпретируется как продолжительность существования любого материального объекта или процесса. Одномерность означает, что положение объекта во времени описывается единственной величиной. Однородность времени, как и в случае с пространством, означает отсутствие каких-либо выделенных фрагментов. Необратимость времени, то есть его однонаправленность от прошлого к будущему, скорее всего, связана с необратимостью протекания некоторых фундаментальных процессов и характером законов в квантовой механике. Кроме того, существует причинная концепция обоснования необратимости времени, согласно которой если бы время было обратимо, что причинная связь оказалась бы невозможной.
Биологическое пространство-время – это пространство и время в живой природе. Биологическое пространство характеризуется асимметрией правого и левого. Единство симметрии и асимметрии в живой природе позволяет организмам лучше приспосабливаться к среде. Что касается биологического времени, то его главной характеристикой является цикличность, ритмичность. Все живое существует, подчиняясь разного рода ритмам. Кроме этого, время живого неравномерно. Собственное «внутреннее» время живых организмов характеризуется разным темпом, имеет индивидуальную меру, может убыстряться или, напротив, замедляться в зависимости от состояния живого организма, периода его жизни, взаимодействия с другими фрагментами живого и т.п. С физической точки зрения совершенно одинаковые отрезки времени могут переживаться как более или менее длительные. На эту особенность биологического времени обратил внимание французский философ А. Бергсон.
Биологическое время применительно к человеку называют психологическим. Психологическому времени также свойственна неравномерность. Оно то бежит, то замедляется в зависимости от состояния человека или происходящих вокруг него событий. Темп и плотность психологического времени напрямую связаны с осознанием возраста и конечности человеческой жизни. Социальное пространство-время не существует вне практической деятельности человека. Социальное пространство – это значимые для человека сферы бытия. Конечно, они находятся в трехмерном физическом пространстве, однако их специфика заключается в том, что это освоенные человеком сферы, наделенные особым культурным смыслом. Социальное пространство – это пространство специфических смыслов, определяющих мировоззрение человека. Представления о социальном пространстве меняются в зависимости от эпохи и культуры. Например, для мифологического и религиозного сознания характерно представление о «сакральном», и профанном пространствах. Для современного научного, философского и более или менее развитого обыденного сознания такого удвоения пространства не существует. Социальное время также зависит от характера социальных процессов, которые качественно отличаются от физических процессов. Специфика социального времени тесно связана с особенностями эпохи и культуры, по отношению к которым определяется категория времени. Одни и те же социальные процессы могут по-разному протекать в разные культурные эпохи. Например, социальные процессы, характерные для Средневековья (отношения личной зависимости, натуральный тип хозяйствования, разделение общества на сословия), в России наблюдались вплоть до середины XIX века, тогда как в Западной Европе Средневековье в основном завершилось к XVI веку. Темпоральность и направленность социального времени оказываются в прямой зависимости от смыслов, которые человек приписывает реальности. Так, например, социальное время Античности было циклическим. Греки считали космос и социум, существующими в определенных, предзаданных циклах. Также мыслилась и личная жизнь человека. С появлением христианства социальное время развернулось в линию, у которой четко фиксировалось начало – грехопадение первых людей, и конец – второе пришествие Христа, страшный суд и окончательное (в вечности) разделение людей на грешников и праведников. Для современного человека характерно линейное представление о социальном времени. Мы мыслим историю как линию, которая имеет начало – происхождение человека и общества, и надеемся, что не имеет конца. Именно это представление кажется нам естественным и поэтому единственно возможным, однако при внимательном взгляде на историю культуры эта позиция оказывается лишь одной из многих.
«Скорость» социального времени измеряется плотностью, насыщенностью событиями. Общей тенденцией развития человеческого общества является ускорение социального времени и его уплотнение. Так, время первобытных культур было очень медленным: изменения протекали веками и не могли наблюдаться отдельным человеком. Медленным было и время Средневековья. Для современной же цивилизации характерно невиданное прежде ускорение всех социальных процессов. Изменения происходят настолько быстро, что их может наблюдать отдельный человек на протяжении своей жизни. Например, тридцать лет назад не было такого явления, как Интернет. За последние же пять лет Интернет стал настолько важной технической, коммуникационной и смысловой реальностью, что без него немыслима не только деятельность узкой группы профессионалов, но и повседневная жизнь любого человека.
3. 11. Современные теории саморазвития и самоорганизации мира: Диалектика и синергетика В современной философии и науке существуют две общепризнанные теории, в которых рассматриваются вопросы самоорганизации и саморазвития бытия: диалектика и синергетика. Исторически первой была диалектическая теория, поэтому уместно начать с нее. Термин диалектика был предложен античными философами поначалу для обозначения искусства спора, а затем – одного из методов получения знаний. Буквальный перевод с греческого «dialektice» означает беседа, спор. Античную диалектику считают исторически первой формой диалектики. Развернутой теорией и продуманным методом диалектика стала в XVIII веке в философии Г. Гегеля. Немецкий философ сформулировал основные диалектические законы, распространив их на все существующее: природу, общество и мышление. В гегелевском панлогизме диалектика оказалась выражением движения Абсолютного духа к самопознанию. Третий этап развития диалектики связан с марксизмом, который перенес принципы идеалистической диалектики Г. Гегеля на материалистическую почву. Развернутое определение материалистической диалектики дал Ф. Энгельс. По его мнению, диалектика – это наука о всеобщих законах движения и развития природы, общества и мышления. Законы развития природы описываются объективной диалектикой, законы мышления – субъективной. Объективная диалектика выражается в виде не зависящих от человека, внешних по отношению к нему законов природы, а субъективная – в виде внутренне присущих мышлению и познанию закономерностей. Принципы субъективной и объективной диалектики тождественны по своему содержанию, но различны по форме. Основное содержание диалектической теории описывается тремя законами, которые Г. Гегель сформулировал по отношению к Абсолютному духу, а К. Маркс и Ф. Энгельс применили к материалистически понятым природе, обществу и человеческому мышлению. «Ядро» диалектики составляет закон единства и борьбы противоположностей, который дает ответ на вопрос об источнике развития. Таким источником в диалектике считаются противоположные начала. Противоположности – стороны, моменты явления, которые, с одной стороны, взаимоисключают друг друга, а с другой – существуют в неразрывной связи и при определенных условиях переходят друг в друга. Единство противоположностей образует противоречие. Суть первого закона диалектики можно сформулировать следующим образом: разделение единого целого на противоположные начала, борьба противоположностей приводят к разрешению противоречия и переходу исходного целого на качественно новый уровень. Второй закон диалектики – закон перехода количественных изменений в качественные – служит развитием и конкретизацией первого и дает ответ на вопрос о механизме развития. Суть этого закона такова: накопление качественных изменений в определенный момент времени с необходимостью приводит к существенной трансформации качества предмета, т.е. к возникновению нового качества через скачок от старого качества к новому качеству в процессах природы, общества и мышления. Именно скачок определяет отличие диалектического подхода от устаревшего метафизического понимания движения. Ибо скачок – это не просто количественное изменение, а именно качественное, коренное, преобразование старого качества в новое. Например, переход одних видов энергии – в другие виды энергии. Скачком являются научные и культурные революции. Что касается количества – то это философская категория, выражающая такую определенность предмета, изменение которой не приводит к превращению предмета в другой предмет. Качество же – философская категория, выражающая внутреннюю определенность предмета, благодаря которой он существует как именно этот, а не другой предмет. Качество, таким образом, выражает устойчивость предметов или явлений. Единство качественной и количественной характеристик задает категорию меры. Мера определяет те границы, в которых количественные изменения не приводят к изменению качества предмета или явления. Третий закон диалектики – закон отрицания, отрицания – выражает направленность развития. Согласно этому закону, развитие происходит по спирали, которая представляет собой цепь циклов. В процессе развития предмет или явление возвращается к ранее пройденным ступеням, но на более высоком уровне. Ни одно из свойств, таким образом, не исчезает бесследно, но сохраняется на протяжении всего времени существования объекта. Спиралевидное направление развития определяется двойным отрицанием. Исходный пункт развития – предмет или явление. Второй момент – отрицание данного предмета или явления, третий – отрицание уже состоявшегося отрицания или синтез. Синтез как раз и позволяет сохранить некоторые прежние свойства объекта на более высоких стадиях его развития. Три закона составляют основную часть диалектики, однако полностью ее содержания не исчерпывают. Развитая диалектическая теория содержит учение о методе и особой диалектической логике. Три закона диалектики составляют так называемую объективную диалектику, действительность которой демонстрируют все виды эволюции природных форм. А учение о методе, логика, эволюция общества, культуры, личностных форм, мышления – субъективную диалектику. В диалектическую логику входит учение о категориях и принципах философского познания. Основными диалектическими принципами, т.е. приемами мышления, позволяющими осуществить адекватное познание, являются следующие: – принцип объективности; – принцип системности; – принцип историзма; – принцип противоречивости; – принцип восхождения, от абстрактного видения к конкретному пониманию; – принцип единства логического и исторического. Исходный принцип объективности является установкой на познание вещей такие, какие они есть, т.е. независимо от человека. Принцип системности выражает требование всестороннего изучения предмета, в единстве всех его внутренних и внешних связей. Кроме того, системность рассмотрения нацеливает на воспроизведение сущности объекта и отвлечение от всех его несущественных, случайных сторон. Принцип историзма предполагает установку на изучение предмета в развитии. Диалектический принцип противоречия выражает нацеленность познания на выявление внутренней противоречивости изучаемого предмета и воспроизведение этой противоречивости в мышлении. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному пониманию в своей основе имеет установку на выявление сущности предмета, ее постепенное раскрытие сначала фрагментарно, а затем во всей полноте. Познание, подчиненное этому принципу, движется от неполного, абстрактного знания о каких-то частях предмета к более полному пониманию его и конкретному постижению целого. Принцип единства логического и исторического выражает тот факт, что теоретическая логика развития предмета воспроизводит существенные моменты его действительного исторического развития. В отличие от диалектики, сформировавшейся в виде философской теории, синергетика возникла как одна из концепций в физике в последней трети XX века, а затем приобрела мировоззренческий статус. Основоположниками синергетики считаются Г. Хакен и И. Пригожин. Термин «синергетика» происходит от греческого «sinergia» – сотрудничество, содействие. Синергетика является наиболее общей на данный момент теорией самоорганизации и изучает закономерности этих явлений во всех типах материальных систем. Помимо перечисленных в предыдущих разделах атрибутивных свойств материи, в синергетике выделяется еще одно – способность к самоорганизации. Как пишет Г. Хакен, принципы самоорганизации распространяются «от морфогенеза в биологии, некоторых аспектов функционирования мозга до флаттера крыла самолета, от молекулярной физики до космических масштабов эволюции звезд, от мышечного сокращения до вспучивания конструкций». Исходный принцип синергетики различие процессов в открытых и закрытых системах. Напомним, что в замкнутых системах вектор протекания процессов направлен от упорядоченности через равновесное состояние к хаосу. В открытых системах наблюдаются обратные процессы, когда при определенных условиях из хаоса самопроизвольно возникают новые упорядоченные структуры. Основными характеристиками процессов в замкнутых системах являются равновесность и линейность, в открытых – напротив, неравновесность и нелинейность. В отличие от классической науки, рассматривавшей закрытые системы как абсолютный тип упорядоченности мира, синергетика в качестве предмета своего изучения выбирает открытые системы. По мнению создателей синергетической теории, именно открытые системы являются универсальными, а протекающие в них процессы способствуют самоорганизации мира. Главное свойство открытых систем – неустойчивость. Опираясь на это знание, синергетика предлагает следующее объяснение механизма возникновения порядка из хаоса. Пока система находится в состоянии термодинамического равновесия, все ее элементы ведут себя независимо друг от друга и на создание упорядоченных структур не способны. В какой-то момент поведение открытой системы становится неоднозначным. Та точка, в которой проявляется неоднозначность изменений, называется точкой бифуркации – разветвления, на социальном уровне – выбора. В точке бифуркации изменяется роль внешних для системы влияний: ничтожно малое воздействие приводит к значительным и даже непредсказуемым последствиям. Таким образом, под влиянием энергетических взаимодействий с окружающей средой в открытых системах возникают так называемые эффекты согласования, когда различные элементы начинают вести себя в унисон друг с другом. Такое согласованное поведение синергетика называет когерентным. Как следствие, происходят процессы упорядочения, возникновения из хаоса новых структур. После возникновения новая структура, в синергетике ее называют диссипативной, включается в дальнейший процесс самоорганизации материи. Таким образом, внешние взаимодействия оказываются фактором внутренней самоорганизации систем, которые, в свою очередь, способствуют самоорганизации других систем и т.д. Сами процессы самоорганизации характеризует нелинейность, наличие обратных связей, открывающих большие возможности управляющего воздействия. Синергетический подход позволяет ответить на вопрос, почему вопреки действию закона энтропии мир демонстрирует высокую степень организованности и порядка, т.е. синергетика последовательно опровергает теорию тепловой смерти Вселенной. Кроме того, поскольку синергетика утверждает, что законы самоорганизации действуют на всех уровнях бытия, это позволяет преодолеть разрыв между живой и неживой природой и объяснить происхождение жизни как процесс самоорганизации неорганических систем. И. Пригожин в книге «Порядок из хаоса», своего рода манифесте синергетики, утверждает, что синергетический взгляд на мир меняет наше представление о случайности и необходимости, необратимость материальных процессов, трансформирует привычное представление о времени, позволяет иначе понять характер и сущность энтропийных процессов (рассеивания энергии), т.е. радикально меняет стиль мышления о реальности. А. Пушкин мечтал об университете счастья, в котором реализуются возможности и перспективы самоорганизующегося бытия. Очень интересные мысли в этом плане высказывал Мандельштам, который считал, что каждый человек – это буквы в алфавите, и чтобы образовалось слово надо слиться с другими людьми. А М. Мамардашвили и вовсе заострил назначение синергетики в одной фразе: «Самоорганизация – это самим мной организованное бытие».
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.47.126 (0.017 с.) |