Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности философских проблем
Предметом философии являются всеобщие связи в системе «человек – мир», философия – это рационально-теоретическое осмысление этих связей. В природе или культуре философию интересует такое всеобщее, которое имеет отношение к человеку, включено в орбиту его жизнедеятельности, преломлено сквозь призму его понятий о добре и зле, красоте и уродстве, истине и заблуждении. В ходе развития философии представления о том, чем занимается философия, часто менялись. Можно сказать, что каждая эпоха давала свой ответ на этот вопрос, ибо сложность предмета взрывала все исторические рамки. Да и в рамках одной исторической эпохи могли сосуществовать разные версии этого ответа. Так, например, для греческого мыслителя Сократа философия была величайшим из искусств – искусством самопознания. Ученик Сократа Платон считал философию познанием истинно существующего бытия, то есть мира идей, который он противопоставлял миру материи (небытию) и миру эмпирических вещей. Аристотель считал философию наукой, изучающей первопричины вещей, и называл ее госпожой наук. Термин «метафизика» впервые был использован в Античности исследователями и толкователями текстов Аристотеля как синоним слова «философия». Для Античности вообще характерно понимание философии как матери всех наук. Философией греки называли весь конгломерат теоретического знания, противопоставляя его мифу с одной стороны, и обыденному знанию – с другой. В Средние века философия долгое время выступала служанкой богословия. В эпоху Возрождения происходит эмансипация (отделение) философии от теологии. Мыслители этого времени, так же как греки, любое теоретическое знание называют философским. Новое время определило философию как науку наук, объединив этим понятием не только теоретическое, но и некоторые виды эмпирического знания. Так, Ф. Бэкон относит к сфере философии естественную теологию, естественную философию и учение о человеке, а Р. Декарт уподобляет философию дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви – все остальные науки. Несмотря на различие позиций, общим для всех философов XVII век остается соотнесение философии с познающим разумом. Расширительное понимание предмета философии и отождествление ее со всем комплексом научного знания сохраняется и на протяжении XVIII века. Во второй половине XVIII – начале XIX веков происходит постепенное осмысление того факта, что если философия и представляет собой науку, то это должна быть универсальная наука – наука о всеобщих началах мира. В XIX веке философское знание как знание о «всеобщем» начинают противопоставлять конкретно-научному знанию о «частном». Так, Г. Гегель называет философию царицей наук. Философия для него есть наука о «всеобщем», существующем в сфере чистого мышления, наука о разуме, постигающем самого себя. «Вся история философии есть история открытия мыслей об «абсолютном», составляющем её предмет».
И. Кант определяет предмет философского исследования следующим образом: трансцендентальный разум и его границы. Философия, по его мнению, должна стать учением о последних целях человеческого разума. В XX веке появляется большое разнообразие трактовок предмета философии. Так, неокантианцы рассматривают философию как науку о ценностях. Марксизм определяет философию как науку о всеобщих законах природы, общества и мышления. Экзистенциализм понимает философию как размышление о человеческом существовании. Позитивизм видит философию как методологией научного познания. Подводя итог, следует сказать, что при всем разнообразии трактовок предмета философии сохраняется одна важная деталь. Философия всегда представляет собой не просто рациональное знание о «всеобщем», но и то, что составляет исходный пункт всякого философского знания: человека, его место в мире, и отношение к миру. Наиболее общие законы природы, общества и мышления – социо-природного бытия как целого, основания бытия на всех уровнях. Эмпирической базой познания выступает вся совокупность наук, и общественно-историческая практика и вся культура. Философия вырабатывает принципы единства всех форм существования. Без этого культура была бы обречена на гибель. Философские системы, будучи рефлексией, над основаниями культуры, всегда несут на себе отпечаток времени. Поэтому набор проблем и характер их интерпретации варьируются от эпохи к эпохе. Тем не менее, во всех концепциях сохраняется общее, что позволяет идентифицировать их как философские. Как уже говорилось выше, философские проблемы сфокусированы на человеке. Философию не интересует мир сам по себе, а только мир в контексте человеческой жизнедеятельности. Считается, что наиболее адекватно и кратко круг философских проблем очертил И. Кант, сведя их к четырем вопросам.
Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? – Эти три вопроса объединяются в четвертом: Что такое человек? Считается, что Кант первым из мыслителей немецкой философской классики осознал антропоцентрический характер философского знания. В марксизме фундаментальная мировоззренческая оппозиция «человек – мир» была сведена до пары противоположностей «сознание – материя». Основным философским вопросом марксисты считали вопрос об отношении материи и сознания и о первичности одного из начал. Заметим, что оппозиция «сознание – материя», является частным случаем другой философской оппозиции «человек – мир». Таким образом, марксизм обращает внимание лишь на одну из возможных групп философских вопросов и придает им исключительный статус. Очевидно, что вопрос о соотношении сознания и материи не является «основным» в других философских школах, а марксистский вариант ответа на вечные проблемы человеческого бытия следует считать лишь одной из возможных версий. Источник философских проблем – вся сфера человеческого существования как индивидуального, так и коллективного: история, искусство, естественные науки, индивидуальное бытие порождают вопросы мировоззренческого характера. Философия является рефлексией над основаниями любой человеческой деятельности и осознанием возможных перспектив этой деятельности. Исторически, как самое существенное для организации личности, а, следовательно, и в предмете философии выделяется царство разума – мысли человека. Но человек не из одного сознания состоит, а, кроме того, само сознание не существует вне человека. Кто-то должен мысли в универсуме нести и за них отвечать. Над ними должен быть некий «головной мозг», активное начало, субъект, который организует, сплетает эти смыслы, противоположности в предметную целостность. Этот центр – человек и его отношение к миру, предполагающее соединение сознания, действий и связей человеческих. Поэтому заметим, что философия, особенно западная, этого как бы не учитывает, когда изображает самостоятельную жизнь разума, представляя её в виде независимого царства мысли, в котором есть свои граждане, свои законы и конституция. Свое производство, банки, свои войны, победы и поражения, своя справедливость, своя вера и недоверие к верованиям. Атомистический подход к личности в философии, как пъесса «Гамлет», без главного героя – видимость, мираж. Нельзя забывать, что разум принадлежит человеку, встроен в систему реальной жизнедеятельности и культуры, и потому осуществляется во множестве форм. Эти формы могут быть сознательными и бессознательными, объективными и субъективными, личными и коллективными, природными и культурными, чувственными и сверхчувственными, образными и символическими, логическими и интуитивными, известными и неизвестными, выразимыми и невыразимыми.
Самобытность философии как царства мысли об устройстве человеческого существования, позволяет философии не раствориться в пространстве небытия, а, вобрав в себя божественные (абсолютные) измерения разума, продолжить почти невозможную возможность человеческого бытия. И в этом смысле, Мамардашвили прав: философия – искусство мысли о том, каким образом человек случается, поскольку он может случиться, а может и не случиться. Человек – самая сложная система, сама себя организующая, сама себя воспроизводящая, сама себя восстанавливающая. Как только это забывается, начинаются кризисы самого главного воспроизводства – воспроизводства человека. Задача – преодолеть инерцию мышления, выработать новые формы поддержки человека в новых условиях. Что касается методов философии, то в общем смысле метод определяется как система практических или мыслительных приемов и правил, следование которым ведет к достижению желаемого результата. Философский метод является совокупностью приемов и правил философского мышления. Примером могут быть такие методы как материализм, диалектика, феноменология, герменевтика, синергетика, антропология, которые зачастую вынуждены соединять и научный рационализм, и настроения искусства, и откровения религии. В отличие от науки, которая фрагментарна, дисциплинарна, специализирована, философское знание – едино, всеобще, вбирает мир в динамике связей и закономерностей. Философские методы, категории и принципы имеют всеобщий и фундаментальный характер. Так, например, в физике могут выясняться причины процессов и явлений, а в философии ставится вопрос о причине самой причинности, в истории изучаются конкретные исторические события и факты, а философия озабочена проблемой смысла истории вообще. Смена философских эпох как раз и представляет собой смену мировоззренческих парадигм и прояснение тех философских оснований, на которые опирались предшественники. Философский метод, таким образом, принципиально зависит от предпосылок, из которых исходит философ и всегда обусловлен особенностями предмета исследования той совокупности связей, которые выделяются во всеобъемлющей системе «человек – мир». В современной философии одновременно сосуществуют несколько методов. Основными являются диалектический метод, феноменологический, герменевтический, структуралистский, синергетический, антропологический методы.
Часто в рамках одного исследования используются одновременно несколько методов. Комплексность метода предполагает одновременное использование целого ряда приемов, которые реализуются в любом философском исследовании независимо от того, каких исходных предпосылок придерживается мыслитель, и какой предмет он рассматривает. Основными приемами, входящими в структуру любого философского метода, являются рефлексия – обращение мышления к собственным исходным предпосылкам; универсализация – выявление всеобщих форм бытия и мышления; тотализация – целостный охват отношений в системе «человек – мир». Кроме того, философский метод предполагает такие универсальные приемы, как анализ и синтез. Анализ понимается как мысленное разложение целого до исходных составляющих, синтез – как мысленное восхождение от глубинных, исходных оснований к новой целостности, объединение в единое целое отдельных сторон предмета. Анализ и синтез, как правило, не применяются в отрыве друг от друга, поскольку только их единство позволяет прояснить существенные связи действительности. В философии используется также абстрагирование – мыслительный прием отвлечения от несущественных свойств и отношений объекта или явления и сосредоточения внимания на существенных моментах. Еще одним универсальным приемом познания выступает идеализация – мысленная процедура образования абстрактных объектов, не существующих в действительности. Такие идеальные объекты опосредованно выражают реальные связи и отношения, существующие в действительности. Они представляют собой предельные случаи этих связей и отношений и служат средством их анализа.
Основные функции философии
Основными функциями философии являются мировоззренческая функция и человекоформирующая функции. Будучи теоретическим ядром мировоззрения, философия осмысливает предельные основания культуры, задавая систему координат (координирующая функция) повседневной деятельности человека. Именно поэтому философию иногда называют самосознанием культуры. Из мировоззренческой функции следует синтетическая функция. Философия является квинтэссенцией основных идей и ценностей той или иной исторической эпохи, объединяя в единое смысловое целое различные формы культуры. Философия представляет собой такую форму духовной культуры, которая выступает интегратором всех других форм. От того синтетическую функцию иногда называют интегрирующей функцией. Еще одной важной функцией философии является критическая функция. Осуществляя рефлексию над предельными основаниями культуры, философия подвергает сомнению идеи и смыслы, утратившие современность и актуальность. Можно сказать, что культурный прогресс возможен только потому, что человек способен ставить под сомнение устоявшиеся правила и заглядывать за привычные горизонты. Критичность является основой движения философской мысли. Особенно, если вспомнить, что философия вообще началась как сомнение в достоверности предлагаемого мифом знания о мире. Наиболее развернутую теорию, в которой проясняется критический характер философии, предложил в Новое время Р. Декарт. Принцип методологического сомнения он положил в основу любого размышления. Без сомнения мышление не может начаться. Единственным несомненным для человека фактом является факт его собственного мышления. Таким образом, способность мыслить становится гарантом существования индивида. Начав с принципа методологического сомнения, Р. Декарт пришел к формулировке своего известного положения «Cogito ergo sum» – Мыслю, следовательно, существую.
Методологическая функция философии заключается в определении общих правил и принципов научной деятельности. Наука не может самостоятельно отрефлексировать собственные предпосылки, функцию «стороннего», осмысляющего внешнего взгляда выполняет философия. В рамках философии намечаются новые перспективы научного знания и формируются стандарты научности. Кроме того, философия задает науке единые парадигмы, необходимые для обеспечения единства исследований как в рамках одной научной дисциплины, так и в сфере междисциплинарных исследований. Таков минимум понимания философии до философии. В этом плане предмет философии и близок каждому человеку, и далек от него. Близок людям, поскольку у каждого в голове есть свой «царь» – мозг, и своё «царство мыслей», использовать которые можно примерно так же, как электролампочки. Такие мысли-представления доступны всем людям. Но предмет философии, обнимая смысловую организацию мира и сложен и небезопасен, как, скажем, провода высокого напряжения. «Царство разума» и мысли и смыслов утверждает свою правду в духовно-онтологических формах метафизики, мировоззрения, науки, здравого смысла, бессознательного. Эти континенты разума образуют своеобразную онтологическую карту предмета философии: 1) принципы метафизики – философского осмысления мира; 2) формы мировоззренческого мышления человека; 3) универсальные научные методологии; 4) культурные формы самоутверждения человека; «Царство разума» целиком присутствует в каждой из форм своего проявления, различие между которыми определяются доминированием одного из принципов мышления. Итак, философия – это пространство мудрости. Но как выбирать эту мудрость?
«Всё сложное – на самом деле просто, но в простоте свои таятся трудности, Так поучал задумчиво философ, а философия – любовь к подобной мудрости. И поклоняется мыслитель только истине, и это всё? – Ученики спросили искренне. – Нет не совсем, секрет не утаю; Ведь каждый любит истину свою….»
Как высочайшая мудрость звучит гоголевская мысль о том, что самая трудная историческая работа – быть человеком! У маленького человека и мир маленький. Или ещё – самое главное человеческое качество – умение соединять людей. Философской мудростью полнится и история Православия, которое говорит нам: «Каков творец, таков и мир им созданный». Мудростью наполнены и многие его заповеди. Например, русский философ К.Леонтьев, рассказывает, в своих дневниках, что как-то Филарету (метрополит) донесли, что священник молился за убийцу, на что мудрый Филарет ответил: молись и ты, брат, – по любви и сострадание. Своё понимание мудрости у современной науки психологии, которая сегодня становится наукой о самоорганизации личности, где душа – квинтессенция психологических структур, ответственных за тело. Ведь если психологические структуры не сформированы, зло поселяется внутри человека. Там, где нет порядка, царствует беспорядок – безличность (без различения лица), предопределяя энтропию – распад личностных структур. Один из самых авторитетных философов Европы – К. Ясперс мудро считал, например, что достигнуть возможного, может только тот, кто хочет невозможного. Бытие человека начинается с противостояния действительного и возможного. Платон считал, что великодушие – это величие души, соединённое с разумом. Поэтому о себе тоже стоит похлопотать, если смысл хлопот – величие души. Страхология – наука о страхах, одна из «вершин» западной психологии, считает, что самый страшный страх – не состояться. Философия, как западная, так и отечественная, считают так же. Поэтому лучший подарок миру – это подарить себя полноценного. Потому что мир совершенствуется через каждого из нас, – напоминает Н. Гоголь, ибо без индивидуальной работы души культура наполняется мёртвыми душами, не способными к продолжению культурного бытия.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.06 с.) |