Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности устной и письменной форм коммуникацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Речь существует в двух формах: письменной и устной. Ни в коем случае нельзя считать, что письменная речь - это зафиксированный буквами устный текст или что устная речь - это озвученный письменный текст. Устная и письменная речь изначально создаются в соответствующей форме, а это означает, что они различаются принципами, по которым складывается в них высказывание. Вполне очевидно, что письменная речь – это не «особым образом фиксированная устная речь» (Б.В. Беляев), а форма речевой деятельности, которая отличается и в психологическом, и в лингвистическом планах, и с точки зрения теории коммуникации. По мнению А.А. Леонтьева, нет сомнения, что понимание письма лишь как одного из возможных способов кодирования звукового языка справедливо, если рассматривать их отношения в генетическом плане. Ни один лингвист не будет отрицать ни исторического приоритета устной речи перед письменной, ни того, что в онтогенезе ребенок начинает с овладения устной речью и лишь на её основе овладевает письменной.
Каждая форма обладает своей спецификой. 1. Устная форма характеризуется: - богатством интонационного оформления; - большой дозой невербальной информации (интонации, паузы, логические ударения, жесты, мимика, умолчания, указания на окружающие предметы и пр). Как отмечал английский писатель Б. Шоу, есть 50 способов сказать да и нет и только один способ их написать; - определенным темпом (иначе будет утеряна временная связь с ситуацией); - высокой степенью автоматизированности, на чем и основан темп; - контактностью с собеседником (если это не выступление по радио); - специфическим набором речевых средств и своей структурой (то, что для письменной формы – отступление, здесь может быть нормой); - линейностью во времени, так как нельзя вернуться к какому-либо отрезку речи; - быстротой её порождения; - неподготовланностью; - сравнительно простым синтаксисом; - редким употреблением придаточных предложений, обособленных и вводных конструкций; - использованием обращений, междометий, частиц, вводных слов; - сравнительно частыми лексическими и синтаксическими повторами; - легкостью передачи эмоций, эмоционального состояния говорящего; - дополнительным воздействием самой личности оратора, его внешностью, манерой общения, эмоциональностью, убежденностью; - допущением многочисленного дублирования, повтора мысли, что усиливает ее воздействующую силу, облегчает понимание; - наличием обратной связи со слушателями, человек следит за тем, как его слушают, понимают или нет, может учесть реакцию аудитории и изменить свою речь так, чтобы его лучше поняли; - легкостью понимания слушателями, т.к. можно задать выступающему вопрос, и он прояснит непонятное место; можно вести диалог с оратором; - оперативностью, т.к. оно может быть быстрее подготовлено, а его реализация чаще всего занимает меньше времени; - простотой реализации - не нужны материальные затраты, специальные средства письма, ксерокопирование текста и т.д. При этом следует помнить, что устное выступление - наиболее древний, а значит, наиболее освоенный человечеством вид речи. Оно привычно для человека и менее всего трудно для него. Очень многим людям письменно изложить свои идеи трудно, а некоторым просто не под силу, а рассказать о них устно они могут. Устная речь – способ общения, которым владеет весь народ, включая маленьких детей; письменной же речью владеют не все.
2. Для письменной формы характерны несколько иные черты. Вот основные из них: - специфический набор речевых средств (в письменной речи часто используется то, что в устной не имеет места); - большая, чем в устной форме, структурная сложность; - большая сознательность в оформлении, так как у пишущего есть возможность спланировать, проговорить про себя, оценить адекватность речевых средств и т.п., у читающего – подумать; - полнота и развернутость, поскольку отсутствует постоянная обратная связь с собеседником, а также непосредственная соотнесенность с наличной ситуацией; - иной способ интонационного оформления, актуального членения, например, порядок слов Дело в том, что на устную речь (мы говорим о речи, не вооруженной технически, какой она и была в течение тысячелетий) влияют такие физические факторы, как: - ограниченность нашего голоса и слуха, из-за которой устное общение должно быть контактным в пространстве и времени; - ограниченность дыхания, того объема воздуха, который мы можем набрать в легкие, чтобы на выдохе произнести высказывание; - ограниченность нашей кратковременной памяти, которая руководит построением текущего высказывания и объем которой невелик (7 ± 2 единицы). Следствия этих ограничений таковы. Во-первых, в построение устного высказывания вмешивается ситуация общения, а именно то обстоятельство, что говорящие слышат и видят друг друга. Автор в результате этого получает возможность передавать информацию по нескольким каналам: через вещный контекст, через интонацию, через мимику и жесты. Говорящие в процессе общения реагирует на слова собеседника не словесно, а жестом, движением. Редко собеседники в процессе разговора употребляют слова, указывающие на предмет разговора, потому что он чаще всего находится у них перед глазами и на него достаточно было указать не называя, чтобы информация была передана с достаточной полнотой. Контактность во времени и пространстве также сказывается на структуре устного высказывания в том, что это часто структурно неполные высказывания, включающие в себя много указательных элементов («Ты эти хотела... Или вот эти?»).
Во-вторых, ограниченность дыхания, необходимость периодически набирать в легкие новую порцию воздуха приводит к тому, что устная речь обладает особым ритмом, по которому мы, между прочим, включив радио и услышав с полуслова какой-то текст, безошибочно узнаем, читается ли он по бумажке или создается сразу как устный в устной форме. Наша речь строится так, что при образовании высказывания слова группируются в смысловые беспаузные единства (синтагмы). В устной речи эти синтагмы примерно одной длины, и в паузы между ними человек имеет возможность перевести дыхание.
В-третьих, малый объем кратковременной памяти заставляет нас в устной речи строить предложения недлинные и с малой глубиной (т.е. не вставлять придаточные внутрь главного, ограничивать число обособленных конструкций). Обратимся к разговорному монологу: «И одно из таких имений я хорошо знал потому что брат отца был там управляющим // Под Киевом // В Клеване // Недалеко от Киева туда / к Владимир Подольскому». Письменный эквивалент фразы вполне может быть таким: «И вот одно из таких имений, под Киевом в Клеване, недалеко от Киева, туда, к Владимиру Подольскому, я хорошо знал, потому что брат отца был там управляющим». Понятно, что между дополнением одно из имений и сказуемым знал оказывается слишком много слов, они вытеснили бы из кратковременной памяти и говорящего и слушающего начало высказывания и помешали бы установить нужные грамматические связи. Если бы говорящий решил все-таки поместить уточнения на этом месте, он, скорее всего, после уточняющего ряда ввел бы повтор типа «Так вот имение такое я знал, потому что...». Рассмотрим также конец монолога: «И мне эта перспектива показалась очень такой радужной / что я буду такую жизнь вести». Письменный эквивалент его был бы такой: «И мне эта перспектива, что я буду такую жизнь вести, показалась радужной». Чтобы избежать возрастающей глубины высказывания, говорящий ставит придаточное после главного.
Не следует думать, что устный характер речи влияет на структуру высказывания только в разговорно-бытовом стиле. Текст любого функционального стиля, если он сразу создается как устный, испытывает на себе и влияние ситуации, и воздействие других физических факторов. Представим, что во время научного доклада ученый демонстрирует таблицу или опыт. Ясно, что в его речи появятся неполные конструкции с указательными местоимениями или местоименными наречиями, заставляющими слушателей черпать нужную информацию не из слов, а из видимой ситуации, из вещного контекста.
Следует учитывать тот факт, что устная речь развивается в процессе общения, тогда как письменная является предметом обучения, это речь обдуманная, подготовленная, более сложная синтаксически, соответствует норме – в ней меньше ошибок, но она лишена интонаций, мимики. «Письменная речь – форма речи, а) реализуемая в графической субстанции и б) обладающая определенной структурной организацией, отличающейся от организации устной речи. Письменная форма языка – подсистема языка, обеспечивающая такую структурную организацию». Письменная речь возникла, чтобы преодолеть пространственную и временную ограниченность устной речи, и отрицает качества последней. Поскольку при письменном общении нет вещного контекста, снижается степень структурной неполноты высказываний, а указательные элементы меняют функцию и превращаются из заместителей окружающих, видимых предметов в средства межфразовой связи. В письменной речи утрачивается зависимость от дыхания и появляется возможность аритмичности, построения синтагм разной длины. Независимость от объема кратковременной памяти снимает ограничения с величины и степени сложности предложения. Обеднение интонационных возможностей компенсируется сложной системой союзов, число которых постоянно увеличивается. Специфические особенности устной речи, физические факторы, которые влияют на неё необходимо знать тем, кто работает в средствах массовой коммуникации, т.к. устная речь для них является приоритетной формой речевой деятельности, особенно знания правил устной речи необходимы для радиожурналистов (см. подробнее в статье С.И. Бернштейна «Общие вопросы радиоязыка» в Приложении 6).
Задание: Прочитать статью и использовать этот материал при подготовке данного вопроса на семинарском занятии и экзамене. 1.2.3 Контрольные вопросы для закрепления материала 1. Назовите сферы функционирования риторики в обществе. 2. Назовите особенности речи в каждой сфере функционирования риторики в обществе. 3. На какие виды подразделяются средства массовой информации? 4. Благодаря чему все СМИ объединяются в единую систему? 5. Перечислите основные функции СМИ. 6. Какое место в них занимает коммуникация? 7. Какие различия существуют между средствами массовой коммуникации в сфере речевой деятельности? 8. Какова специфика радио- и телевизионной речи? 9. Какая роль отводится выступающему на радио и телевидении? 10. Назовите факторы, необходимые при формировании образа коммуникатора. 11. Назовите особенности паблик рилейшнз в сфере коммуникативной деятельности? 12. Что речевая коммуникация(вербальная коммуникация) использует в качестве знаковой системы? 13. Как осуществляется процесс коммуникации на практике? 14. Какова модель коммуникативного процесса, по Г. Лассуэллу? 15. Из каких аспектов состоит речевая коммуникация? 16. Расскажите о каждом из них? 17. Какие коммуникативные качества речи выделяют исследователи? 18. В каких двух формах существует речь? 19. Каковы особенности устной и письменной речи?
Ваше мнение: Почему в 90-е гг. XX в. России резко снизился уровень культуры речи? 1.2.4 Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа Примечание: упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего задания.
Упражнение 1 Прочитайте статью С.И. Бернштейна «Общие вопросы радиоязыка» (см. Приложение 6) и ответьте на следующие вопросы:
- Что является спецификой радиовещания? - Какие правила устной речи необходимо соблюдать радиожурналисту? - Почему «живая» речь слушается с большим вниманием, чем чтение текста? - Каким образом радиослушатель может определить, что текст рассказывается, а не читается? - Какие типы лекционного вещания выделяет автор?
Упражнение 2
Подумайте, на сколько необходимо в вашей будущей профессиональной деятельности владение нормативным, этическим, коммуникативным аспектами речевой коммуникации? Докажите свое мнение. Упражнение 3
Прокомментируйте данные советы. Согласны ли вы с ними?
1. Готовьте свой первый вопрос так, чтобы он был коротким, интересным, но не дискуссионным. 2. Следите, чтобы ваши вопросы содержали слова: «почему», «когда», «как». Это исключит односложные ответы «Да» и «Нет». 3. Если на ваш вопрос последуют возражения, то выслушивайте их до конца. 4. Уточните, не говорите ли вы с собеседником о разных вещах. 5. Не отвечайте на возражения в категорическом тоне, даже если вы не согласны с излагаемой точкой зрения. 6. Вопросы задавайте так, чтобы собеседник оказался перед выбором между двумя вариантами ответа. 7. Начинать разговор следует с интересов собеседника. 8. Слушать ответ необходимо внимательно и т.д. Упражнение 4
Прочитайте текст К. Чуковского. Прокомментируйте его с точки зрения нормативного аспекта речевой коммуникации.
Дама с собачкой
Какая-то «дама с собачкой», одетая нарядно и со вкусом, хотела показать своим новым знакомым, какой у нее дрессированный пудель, и крикнула ему повелительно: - Ляжь! Одного этого «ляжь» оказалось достаточно, чтобы для меня обозначился низкий уровень ее духовной культуры, и в моих глазах она сразу утратила обаяние изящества, миловидности, молодости. И я тут же подумал, что если бы чеховская «дама с собачкой» сказала при Дмитрии Гурове своему белому шпицу: «Ляжь!». Гуров конечно не мог бы влюбиться в нее и даже вряд ли бы начал с ней тот разговор, который привел их к сближению. В этом «ляжь» отпечаток такой темной среды, что человек, претендующий на причастность к культуре, сразу обнаружит свое самозванство, едва только произнесет это слово.
Упражнение 5 Подготовьте для чтения небольшой текст, газетную заметку, отрывок из известного стихотворения, анекдот, создавая своей речью языковой паспорт: трехлетней девочки; девяностолетней старухи; кавказца, англичанина; сурового, решительного мужчины; восторженной девушки; «нового русского» и т.д. Обоснуйте свой речевой выбор. Упражнение 6 Какие утверждения правильные?
1. Устная речь эффективнее письменной. 2. Письменная речь эффективнее устной. 3. Эффективность устной и письменной речи приблизительно одинакова. 4. Точности выражения легче достичь в письменной речи. 5. Повторение мысли в устной речи ухудшает ее восприятие.
Упражнение 7 Разыграйте предложенные ситуации (одну по выбору), используя правила речевого этикета: Встреча - приветствие:
Ситуации: - встреча двух друзей на стадионе; - учитель входит в класс - предстоит урок; - стюардесса в салоне лайнера; - малознакомые мужчины говорят по телефону; - дипломатическая встреча; - ранним утром на берегу озера собираются рыбаки.
Прощание – расставание: Ситуации: - дружеское прощание молодых мужчин; - тоже - немолодых людей; - официальное прощание; - прощание в неофициальной переписке; - пожелания при прощании - в письме и устно.
Знакомство, представление: Ситуации: - меня представляет другое лицо в официальных условиях; - я представляюсь сам в тех же условиях; - контакт на равных: у молодых мужчин, женщин, немолодых интеллигентов и пр. Благодарность: Ситуации: - у верующих христиан; - в шутливой фамильярной обстановке; - в разноязычной среде (например, русские и французы).
Извинения: Ситуации: - в толпе незнакомых; - в школе - ученик перед учителем (и наоборот); - шутливое в кругу молодежи.
Просьба: Ситуации: - в официальном заявлении; - в письме к незнакомому и к знакомому; - эмоциональная или нейтральная; - штамп, используемый всеми (и нежелательный). Поздравления: Ситуации: - с праздниками; - знаменательными событиями; - юбилеем и пр.; - с личной удачей; - свадьбой; - успехами; - Новым годом. Приглашения: Ситуации: - на научную конференцию; - свадьбу дочери; - повестка в суд (в качестве свидетеля); - на гражданскую панихиду; на похороны. Соболезнование, утешение: Ситуации: - всвязи с кончиной близкого человека; - с болезнью - ободрение, моральная поддержка.
Совет, предложение, приказание: Ситуации: - дружеский совет, предложение; - от руководящего, власть имущего лица. Упражнение 8 Прочитайте статью «Роль вербальной коммуникации в человеческой деятельности» вПриложении 26 и ответьте на следующие вопросы:
- Какую роль играет вербальная коммуникация в жизни человека? - Приведите примеры негативного отношения слушателей к вербальной коммуникации говорящего. - Какие науки исследуют вербальную коммуникацию? - На каких уровнях языка осуществляется речевое воздействие? - Приведите примеры. - Какова роль гласных и согласных в вербальной коммуникации? - Какова роль голоса в вербальной коммуникации? - Каковы особенности словесного уровня речевой коммуникации? - Каковы грамматические возможности языка? - Какова зависимость восприятия вербального сообщения от других компонентов? Упражнение 9 Прокомментируй следующие определения ПР с коммуникативной точки зрения:
- ПР - «это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности» (Сэм Блэк). - ПР - «искусство создавать благоприятный климат, благоприятное отношение к фирме-продавцу (производителю товара) не только потенциальных клиентов, но и широких масс публики, причем на самых разных уровнях, вплоть до правительственного (чиновники внешнеторговых ведомств, таможенных служб и т.п.)» (П.С. Завьялов, В.Е. Демидов). - «Паблик рилейшнз в качестве структурного аспекта общественных отношений тесно связаны с особенностями формирования и функционирования общественного мнения, с механизмом паблисити, т.е. с приемами создания известности-популярности, привлекательности определенным личностям в связи с их деятельностью - общественно-политической, производственной, коммерческой, в сфере культуры (массовой культуры в том числе)» (Е. Блажнов). - «ПР состоит из всех форм планируемой коммуникации, вовне и внутри, между организацией и ее общественностью для реализации специфических целей, направленных на достижение взаимопонимания» ( Френк Джефкинс). - «ПР является функцией менеджмента, которая устанавливает и поддерживает взаимовыгодные отношения между организацией и публикой, от которой зависит успех или неудача» («Библия» американских специалистов по ПР, написанная Скоттом Катлипом и др.).
Устная речь - это речь, не вооруженная технически, какой она и была в течение тысячелетий. Письменная речь – форма речи, реализуемая в графической субстанции и обладающая определенной структурной организацией, отличающейся от организации устной речи. Нормативный аспект речевой коммуникации – это соблюдение норм литературного языка. Норма – это совокупность наиболее пригодных («правильных», «предпочитаемых») для обслуживания общества средств языка, складывающаяся как результат отбора языковых элементов (лексических, произносительных, морфологических, синтаксических) из числа сосуществующих, наличествующих, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной, в широком смысле, оценки этих элементов (по С.И. Ожегову). Языковая норма - это категория, предполагающая оценку данного языкового явления в процессе коммуникации, в зависимости от сферы, условий и целей общения. Этический аспект речевой коммуникации или речевая этика – это этические нормы речевого поведения человека (правила должного речевого поведения, основаны на нормах морали, национально-культурных традициях). Коммуникативный аспект речевой коммуникации - это выбор нужных для данной цели общения языковых средств.
Визуальные средства СМИ – это периодическая печать.
Аудиальные средства СМИ – это радио.
Аудиовизуальные средства СМИ – это телевидение, документальное кино.
Информационная функция СМИ – это сообщение о положении дел, разного рода фактах и событиях.
Комментарийно-оценочная функция СМИ - это изложение фактов, которое сопровождается комментарием к ним, их анализом и оценкой.
Познавательно-просветительная функция СМИ – это многообразная культурная, историческая, научная информация СМИ, которая способствуют пополнению фонда знаний своих читателей, слушателей, зрителей.
Функция воздействия СМИ - СМИ не случайно называют четвертой властью: их влияние на взгляды и поведение людей достаточно очевидно, особенно в периоды так называемых инверсионных изменений общества или во время проведения массовых социально-политических акций, например, в ходе всеобщих выборов главы государства.
Гедонистическая функция СМИ - речь здесь идет не просто о развлекательной информации, но и о том, что любая информация воспринимается с большим положительным эффектом, когда сам способ ее передачи вызывает чувство удовольствия, отвечает эстетическим потребностям адресата.
Генеральная функция СМИ - это функция, «которая представляет собой процесс создания и сохранения единства некоторой человеческой общности, связанной определенным видом деятельности».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 2551; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.68.161 (0.018 с.) |