Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сферы функционирования риторики в обществе

Поиск

Сферы функционирования риторики в обществе очень многообразны. Кратко остановимся на некоторых из них.

 

Риторика в СМИ – это сравнительно молодые, но уже завоевавшие миллионные аудитории, виды красноречия, применяемые по радио и телевидению, где происходит постоянный поток фраз, которые эффективно сигнализируют об отношении к событию или явлению со стороны самих масс-медиа, желаемом восприятии со стороны читателей/слушателей/зрителей или идеологической позиции (это очень тонкое формирование мнения, которое называют также soft power правящих элит). Так, во время войны в Ираке, незадолго до взятия Багдада «Час» выступил с заголовком «Багдад сдан?», что косвенным образом, но явно говорило о том, что данная газета и, возможно, большинство ее читателей не поддерживают эту войну. Речь в СМИ требует повышенной четкости и яснос ти изложения, строгой логической выстроенности материала, учета быстро наступающего «порога внимания», ограниченного хронометража, небольшого (запоминаемого) количества говорящих. Специфика речи на телевидении и радио во многом определя­ется жанром и формой передачи, а также выполняемыми функциями.

 

Риторика в Паблик рилейшнз (далее – ПР или РR). Паблик рилейшнз как наука занимается организа­цией коммуникативного пространства современного общества. Паблик рилейшнз так видит сегодня свои задачи: «ПР помогает комплексному, плю­ралистическому обществу принимать решения и функциониро­вать более эффективно путем достижения взаимопонимания между группами и учреждениями. Она помогает гармоничному сочетанию частных и общественных интересов». Чем обуслов­лена такая роль ПР? Современное общество в сильной степени зависит от коммуникативной действительности. Исходя из этого, специалисту по связям с общественностью необходимо знание особенностей ораторского искусства, его законов и принципов.

 

Юридическая риторика отражает реальность в юриспруденции. От того, насколько юрист владеет речью, зависит зачастую судьба человека. Поэтому речь юриста должна носить оценочный характер и отличаться нравственно-правовой направленностью. Предельная объективность, аргументация и доказательность в деталях являются необходимыми условиями речи юриста. Должна быть четко соблюдена структура речи, которая чаще всего состоит из характеристики рассматриваемого дела, из оценки установленных фактов, формулировок, определения и разбора, из характеристики правонарушителя и его деяний. Речь юриста не может быть лишена чувства такта и предельной объективности. Она должна быть тактична, корректна, исчерпывающа продуманна, мотивированна. В такой речи неуместны не только издевательский тон, подтрунивание по отношению к правонарушителю, но даже юмор.

 

Дипломатическая риторика используется в сфере дипломатической деятельности, где важным является произнесение речи сугубо официальным лицом, представляющим интересы того или иного государства. И от того, насколько дипломат владеет своей речью, зависит решение важных государственных задач.

 

Военная риторика применяется в сфере военной деятельности, где необходимо использовать разнообразные виды красноречия. Краткая речь командира должна носить призывной патриотический характер, она должна быть сурова по сути и всегда одухотворена идеей героизма, требовать совершения личного подвига, проявления массового мужества. Одна из особенностей такой речи определяется тем, что она не подлежит обсуждению и тем более критике. Пафосная по характеру, мужественная по призывному интонационному строю, лаконичная по форме, четкая и ясная в установках, речь в военной сфере - это не только призыв к подвигу и геройству, но и приказ. Такая речь особенно впечатляет и воодушевляет ее слушателей, если произносится человеком, известным своей смелостью, отвагой и пользующимся популярностью.

Риторика в системе менеджмента исходит, прежде всего, из того, что менеджмент - это особый процесс организации и управления фирмой и ее подразделениями, осуществляемый для достижения на­меченных целей и задач. Функции менеджмента осуществляют специальные, профессио­нально подготовленные работники, называемые менеджерами, которые решают управленческие задачи, построенные на умении получить максимальную отдачу от имеющихся в его распоряжении ресурсов. Менеджеры определяют направления развития организации, ее стратеги­ческие и тактические задачи. В их компетенции находятся вопросы найма и увольнения персонала, планирования, распределения ресур­сов по подразделениям компании. Особое место менеджерам принад­лежит в сборе, систематизации информации и умении её правильно использовать в организации — основы принятия обоснованных управленческих решений. Иными словами, современный менеджер должен не просто владеть информацией, а и грамотно её применять в коммуникативных ситуациях.

Риторика в социальной сфере определяется тем, что, с одной стороны, в системе социальной работы с населением человек влияет на социум, с другой сторо­ны, социум влияет на человека, формирует его, помогает в труд­ной жизненной ситуации, и это определяет сущность данного вида человеческой деятельности: изучение социума, использование его резервов для оказа­ния помощи человеку, его адаптации к изменившемуся социуму или снятие негативного воздействия социума на клиента. При этом важно помнить о том, что без умения общаться грамотно и правильно социальная помощь клиенту будет мало эффективна.

Педагогическая риторика непосредственно связана с научным красноречием. Строго научное красноречие отличается глубокой аргументированностью, высокой логической культурой, строгим стилем речи и специфической терминологией. Педагог обязан уметь говорить красиво, правильно и научно. Его выступление должно быть связным, развернутым изложением какого-либо важного вопроса по той или иной дисциплине.

Богословско-церковная риторика – это одно из древних видов красноречия, имеющее немалый опыт воздействия на массы. Основным видом богословско-церковного красноречия является проповедь, неизменно исполненная веры в то, что она воплощает «абсолютную истину», хотя и не исключает раздумий слушателей над «смыслом жизни». Наиболее характерная ее черта – морально-этическая назидательность. Ритор не видит нужды в том, чтобы аргументировать и точно доказать свои мысли. Он говорит «словом божьим», а оно, как принято по церковному катехизису, «не подлежит проверке». Церковному проповеднику свойственно обращение по преимуществу к обыденному сознанию людей, точнее, массы верующих, паствы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.248.178 (0.008 с.)